Участие Японии в интеграционных процессах и международных организациях




В условиях глобализации странам для большего развития необходимо участие в международных организациях и интеграционных группировках. Япония, как одна из лидеров мировых держав, является членом нескольких экономических организаций. Одной из них является Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC). Она была создана в 1985 г. с целью содействия экономическому, социальному и культурному развитию народов региона, поощрения политики опоры на собственные силы, укрепления сотрудничества с развивающимися странами, координации действий на международных форумах. В состав Ассоциации, помимо Японии, входят Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Штаб-квартира находится в Катманду.

28 апреля 1964 года Япония стала членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сейчас в ОЭСР входят 30 стран, большинство из них – члены ЕС. Помимо Японии, в нее входят такие страны, как Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, США, Турция, Южная Корея и другие.ОЭСР прежде всего является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. В его рамках они обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику, которая, в современном едином мире, должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов к решению этих проблем. Все большую долю в общем объеме работы ОЭСР занимают не вопросы экономического развития отдельных стран, а ''межстрановые'' проблемы; и не специализированные вопросы отдельных сфер экономики, а проблемы, находящиеся на их стыке, так называемых "междисциплинарные проблемы''. В данном случае учитывается то обстоятельство, что нарастающая глобальная интеграция усиливает взаимодействие национальных экономик и придает все большее сходство многим проблемам, с которыми они сталкиваются.

Япония является членом «Большой Восьмерки». "Группа восьми" – неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС. На долю стран-участниц «восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ.

В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

С 1 января 1995 года Япония является членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), цель которой – либерализация международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-членов. Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга. Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке. Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц

 

 

Участие Японии в международной экономической интеграции

 

 

В настоящее время мы наблюдаем процесс глобализации во всем мире. Поэтому странам для большего развития необходимо участие в международных организациях и интеграционных группировках. Япония достаточно активно участвует в международных экономических отношениях и пытается улучшать связи с важными для неё партнёрами по всему миру

Во-первых, отметим рассматриваемую страну в качестве участника Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии. Данная ассоциация была создана в 1985 году для содействия экономическому, социальному и культурному развитию народов региона. В ее состав входят как Япония, так и Шри-Ланка, Непал, Индия и другие страны.

Во-вторых, в апреле 1964 года Япония стала членом Организации экономического сотрудничества и развития. Сейчас в ОЭСР входят 30 стран, большинство из них - члены ЕС.

В-третьих, Япония является членом «Большой Восьмерки», в кругу стран, которые входит данная страна, обсуждаются вопросы, которые касаются рынков труда, например, в условиях старения общества, так как, по их мнению, труд является ядром экономической деятельности. Важно отметить, что на долю стран-участниц «восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ.

С 1 января 1995 года Япония является членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), цель которой - либерализация международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-членов.

Также Япония занимает активную позицию в ходе переговоров в рамках инициативы Регионального всестороннего экономического партнерства (РВЭП), объединяющего государства АСЕАН+6.

Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению главных экономических интеграционных группировок в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Япония принимает деятельное участие во всех Форумах АТЭС, министерских встречах АТЭС. Большая активность Японии проявляется и в работе групп, комиссий, советов и иных многосторонних механизмов АТЭС. Япония берет на себя значительную часть бюджета АТЭС, являясь вторым после США донором этой организации.

В последние годы основной приоритет при формировании позиции Токио в АТЭС отдается следующим направлениям:

1. делается упор на систему обязательств по безопасности в торговле;

2. Япония проявляет большую ак­тивность в вопросе о правах на интеллектуальную собственность;

3. программа помощи АТЭС мелкому и среднему бизнесу. Так как необходимо решение проблем данных организаций является значимым фактором преодоления последствий кризиса 2008 года.

Именно Азиатско-Тихоокеанский регион благодаря интенсивному росту экономик стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а также присутствию в нем США в последние десятилетия получил статус ведущего мирового центра экономической активности.

Изначально торговая политика Японии была ориентирована на многосторонние переговоры и механизм решения торговых споров. С начала 2000 годов активизировалась работа по заключению договоров о свободной торговле (FTA, которые касаются устранения тарифных и нетарифных барьеров) и договоров об экономическом партнерстве (EPA, касаются и тарифных и нетарифных барьеров, а также затрагивают вопросы свободного перемещения трудовых ресурсов и капитала), прежде всего, со странами – соседями.

В практическом плане разница между FTA и EPA незначительна, но в Японии более распространено название EPA.

Считается, что концепция такого договора в меньшей степени привлекает внимание местных противников либерализации торговли.

На страны Азии, Северной Америки и ЕС приходится более 80% японского товарооборота. При этом средняя ставка импортных тарифов в Европе и США является достаточно низкой (около 4%), в том время как в Китае 10%, Малайзии – 14,5%, Корее – 16,1%, Филиппинах – 25,5%, Индонезии – 37,5%.

По оценкам японских экспертов, доля стран Восточной Азии в мировом ВВП к 2020 году составит 20% (в 1990 году – 5%). Вследствие этого, а также с учетом динамичного роста экономического взаимодействия с азиатскими странами проведение переговоров по либерализации торговли с ними (а не с США или ЕС) рассматривается в Токио сегодня как важнейший инструмент продвижения интересов японских товаропроизводителей.

Важно отметить, что Япония занимает ведущее место в торговле с АСЕАН (товарооборот в 2008 году – 211 млрд. долл. США), также страна является важным рынком сбыта асеановских товаров (на Японию приходится 12,4% внешней торговли АСЕАН), вторым крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций (7,7 млрд. долл. США в 2008 году), источником современных технологий, а также финансовых поступлений по линии официальной помощи развитию.

Также стоит отметить, что в начале 2013 года Япония заявила о своем стремлении расширять инвестиционное взаимодействие со странами АСЕАН. В результате в марте 2013 года рядом банковских институтов Японии так, как HokutoBank, Ltd., ShonaiBank, Ltd., JoyoBank, Ltd., ChibaKogyoBank, Ltd., JurokuBank, Ltd., AwaBank, Ltd., andDaisanBank, Ltd.) было подписано соглашение с крупнейшим банком Индонезии BancodeOroUnibank об оказании финансовой поддержки средним японским предприятиям, действующим на территории Индонезии.

Доля помощи странам АСЕАН из Токио в последние 10–15 лет была достаточно неровной. В одном случае это связано с выделением огромных субсидий Ираку и Афганистану для послевоенного восстановления, в другом случае – с выпадением Китая из числа реципиентов ОПР, в третьем – мировым финансовым кризисом 2008–2009 гг. В любом случае уровень 30–40%, которые приходились на страны АСЕАН в последнее десятилетие, по-прежнему высок.

Таким образом, можно сказать, что Япония является страной-участницей многих международных организаций, включая ВТО, АТЭС, ОЭСР, АСЕАН и другие. Страна проявляет достаточно высокую экономическую активность в АСЕАН, чему свидетельствует японская официальная помощь развитию, большую часть которой занимают именно страны АСЕАН.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: