Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Памятка (подготовка к заданию 9.2 ГИА 2015)
Как сформулировано и оформлено задание 9.2?
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника ". Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
!!!!Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).
2. Что такое «сочинение по заданному тексту»?
Сочинение по заданному тексту - это сочинение- рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.
РЕКОМЕНДАЦИИ: как работать?
1) Перечитайте текст несколько раз.
2) Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте (в финале).
3) Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4) Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею (высказывания автора, герои, события и т.д.).
5) Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
3. СТРУКТУРА: как должно быть построено сочинение?
Ваша задача - написать сочинение- рассуждение.
Рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление – тезис (мысль, которую мы будем доказывать)
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
3. Заключение – вывод
|
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
Как начинать сочинение? ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ.
Во вступлении нужно сформулировать ТЕЗИС.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
Вступление всегда меньше по объему, чем основная часть!!!
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
· Смысл последних строк текста в том, что…
· Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
· Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
· Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
· По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
· В указанном фрагменте текста автор говорит о том, что…
· Смысл данного отрывка я понимаю так: …
· В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
· Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
· Последнее предложение вступления – логический переход к основной части, фраза вроде «Попробую доказать правильность моих рассуждений примерами из текста»
|
Варианты вступлений:
Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.
Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: "А тут важно не ошибиться". По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело - выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.
Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.(53 слова)
5. Как писать ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ?
!!! Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
• пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
6. ПРИМЕРЫ.
Во-первых, помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.
|
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что ….
Пример основной части:
Поначалу одноклассники и учительница относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. Их мнение о мальчике менялось постепенно. Началось всё с неожиданно расцветшего багульника, прутики которого Коста принёс в класс. Эта веточка заставила ребят по-другому взглянуть на Косту. Так из молчальника он превратился в волшебника (предложения 20-21).
Но главное открытие сделала учительница Женечка. Она проследила за своим учеником и узнала, что после уроков Коста торопится к тем, кому нужна его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
(97 слов)