Использование психиатрии против религиозных меньшинств




Правозащитники и ряд врачей-психиатров (в частности, Независимой психиатрической ассоциацией России и её президент Ю. Савенко) утверждают, что психиатрия в Российской Федерации используется для преследования религиозных меньшинств. По некоторым источникам, позицию Независимой психиатрической ассоциации по этому поводу разделяет также Американская психиатрическая ассоциация[46].

Одним из первых был судебный процесс против АумСинрикё, который начался ещё до получения информации о первых террористических актах, совершавшихся этой организацией[47][48]; в обвинительных заключениях звучали формулировки о «причинении грубого вреда

психическому здоровью и деформации личности». Данные формулировки, по оценкам экспертов, выступающих на общественных началах, не получили тщательного обоснования[48].

По словам Юрия Савенко, поводом для использования психиатрии против религиозных меньшинств, начавшегося с 1995 года, послужил доклад проф. Ю.И. Полищука, в котором был сделан вывод о «грубом вреде психическому здоровью», наносимом различными религиозными организациями[49]. Данный доклад был разослан во все прокуратуры страны и ректорам учебных заведений, несмотря на то, что не только НПА, но и Российское общество психиатров доклад подчёркивали его научную несостоятельность: все вменявшиеся случаи нездоровья, суицида, распада семьи и т.п. оказывались намного более частыми в общей популяции, чем в преследуемых религиозных организациях[49]. После того как в прокуратуры всех регионов страны и ректорам высших и средних учебны было разослано информационное письмо с тезисом о «грубом вреде психическому здоровью», наносимом новыми религиозными движениями, руководителям психиатрических учреждений и кафедр высказывались соответствующие рекомендации, когда им поручались экспертизы по религиозным делам[50]. В середине 1990-х годов две действующие в России профессиональные психиатрические организации — Российское общество психиатров и Независимая психиатрическая ассоциация России — пришли к заключению, что доводы о причинении религиозными организациями вреда психическому здоровью являются научно необоснованными[51]. В 1996 году Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского создал группу «По изучению деструктивного действия религиозных новообразований» и назначил её руководителем своего сотрудника заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Фёдора Кондратьева[48][52].

В 1998 году вышла брошюра «Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу “Сектоведение”»[53], написанная Александром Дворкиным на основе его курса лекций по сектоведению в Православном Свято-Тихоновском богословском институте. По мнению юриста, сопредседателя Института свободы совести С. Бурьянова[ неавторитетный источник? ], «новейшие» тенденции в сфере «взаимодействия» РПЦ и «силовых ведомств» ведут к обострению религиозной нетерпимости[54]. В этом движении Русская православная церковь и Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, по оценкам Савенко, «объединили свои силы против различных проявлений религиозного инакомыслия, убедительно продемонстрировав, что способны объединиться и против любого политического инакомыслия»[50][55].

В 1999 году Кондратьев при участии Русской православной церкви опубликовал брошюру «Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема»[47], где заявлял, что идеология всех «культовых новообразований» направлена на деструкцию национальной духовности и её замену собственной системой ценностей. Традиционные религии, по утверждению Кондратьева, носят характер «духовной симфонии» (представления, имеющего многовековую историю) в отношениях с государством, культовые новообразования же противостоят его интересам в пассивной или активной форме вплоть использования своих адептов в шпионских и террористических актах[47]. В той же брошюре Кондратьев делает вывод, что, хотя «Всеобщая Декларация Прав Человека» и Конституция Российской Федерации уважительно относятся к догматам тех или иных религий, не допуская дискриминации человека, добровольно выбравшего своё вероисповедание, тем не менее «тоталитарные неокульты, исходя из сущности доктрин и методов их навязывания, лишают своих адептов свободы религиозного самоопределения» и нарушают тем самым одно из основных положений «Всеобщей Декларации Прав Человека» и Конституции РФ[56][57].

Попытки религиозных меньшинств «провести на выборах 1999 года в Государственную Думу и в региональные законодательные органы своих представителей» вызвали у Кондратьева особую тревогу, о которой он заявил в брошюре «Проблема религиозных культовых новообразований (“сект”) в психолого-психиатрическом аспекте»[58].

В 1999 году Независимая психиатрическая ассоциация выразила свою озабоченность фактами использования психиатрии против религиозных меньшинств в «Открытом письме НПА Генеральной Ассамблее XI конгресса ВПА». Подчёркивая свою ответственность за совершаемый этим шаг, авторы письма в нём отмечали, что они считают необходимым обратить внимание Генеральной Ассамблеи ВПА на очередное широкомасштабное использование психиатрии в немедицинских целях, возобновившееся в России с 1994—1995 гг. и направленное на подавление уже не инакомыслящих, а инаковерующих[59][60]. Данное письмо завершалось адресованным ко Всемирной психиатрической ассоциации предложением принять текст Обращения со словами о её обеспокоенности инициацией многочисленных судебных исков к различным религиозным организациям в России за якобы «причинение ими грубого вреда психическому здоровью и болезненное изменение личности» и выразить в нём солидарность с позицией Независимой психиатрической ассоциации России и Российского общества психиатров относительно недопустимости вовлечения психиатров в проблемы, выходящие за пределы их профессиональной компетенции[59][60].

Несмотря на то, что предложенное обращение принято не было, позицию НПА по вопросу об использовании психиатрии против религиозных меньшинств поддержали ряд членов Российского общества психиатров[59] и Американская психиатрическая ассоциация[46]. Её представитель Элен Мерсер дала понять, что оправдывающая преследование религиозного свободомыслия позиция Российского общества психиатров может стоить ему членства во Всемирной психиатрической ассоциации[46].

В 2004 году Московская Хельсинкская группа опубликовала доклад «Права человека и психиатрия в Российской Федерации» со статьёй Юрия Савенко «Тенденции в отношении к правам человека в области психического здоровья», в которой он выразил свою озабоченность многочисленными судебными процессами, проходившими по всей стране в течение последних семи лет и курировавшимися специально созданной в 1996 году в Центре им. Сербского группой проф. Ф.В. Кондратьева по изучению деструктивного действия религиозных новообразований[52]. По словам Юрия Савенко, дело дошло до судебных исков фактически за колдовство. После того как была показана несостоятельность первоначальных исков «за причинение грубого вреда психическому здоровью и деформацию личности», их сменили иски с новыми формулировками: «за незаконное введение в гипнотическое состояние» и «повреждение гипнотическим трансом», а затем «за незаметное воздействие на бессознательном уровне»[52]. В том, что увлечение иноверием воспринималось не как допустимое естественное чувство, а как следствие тайной злодейской технологии, обнаружилась, по словам Юрия Савенко, самопроекция неизжитого тоталитарного сознания, для которого все управляемо, регулируемо, а собственная практика такого рода представляется универсальной. Юрий Савенко делает вывод о том, что получивший хождение термин «тоталитарные секты» не только безграмотен с религиоведческой точки зрения, он как раз — плод тоталитарного сознания[52].

Мнение, что новые религиозные движения оказывают вред психическому здоровью населения, оспаривалось[61]. Юрий Савенко отмечал, что на фоне развала института семьи, распада социальных связей, на фоне наркомании и алкоголизма положение аумовцев, мунитов, иеговистов или, в особенности, пятидесятников-харизматов выглядит «как оазис благополучия»: у членов «сект» обычно крепкие семьи, полное отсутствие алкоголизма и наркомании, психологический комфорт, возникающий на основе сильно развитой солидарности[48].

22 апреля 2004 года на заседании диссертационного совета Д-203.002.03 при Академии управления МВД России состоялась защита диссертации на степень кандидата философских наук «Сектантство как социальный феномен (исследование в среде осужденных к лишению свободы)», автор которой предлагал рассматривать «адептов сект» как потенциальных преступников, травмированных личностей и подвергать их длительному лечению[55].

В начале 2004 года Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского провёл конференцию по проблеме манипулирования сознанием, на которой одной из главных задач психиатрии называлась борьба с «тоталитарными сектами»[48].

В марте 2004 года районный суд в Москве распустил религиозную общину «Свидетели Иеговы» и запретил её деятельность[62]. Организация была признана виновной, в частности, в побуждении граждан не исполнять гражданские обязанности, отказе по религиозным соображениям от медпомощи, в побуждении к самоубийству, покушении на здоровье, в нарушении прав и свобод граждан, побуждении верующих порвать с их семьями, привлечении несовершеннолетних в религиозную организацию против их воли и без разрешения родителей[62]. 10 июня 2010 года решение российского суда о роспуске религиозной общины Свидетелей Иеговы в Москве было признано незаконным Европейским судом по правам человека, который обязал Россию выплатить потерпевшим 70 тысяч евро[62][ значимость не указана 367 дней ][63][ нет в источнике ][64][ неавторитетный источник? ].

В настоящее время судебные процессы над религиозными меньшинствами продолжаются[65].

Юрий Савенко приходит к выводу о том, что борьба с «тоталитарными сектами», которая шла на протяжении последнего десятилетия, стала первым крупным рецидивом использования психиатрии в политических целях в постсоветской России[50][61].

Данный рецидив продемонстрировал, насколько сильно психиатрия подвержена влиянию политических факторов и насколько легко она может использоваться в политических целях[ источник не указан 444 дня ].




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: