Развитие изобретательских способностей детей в системе дополнительного образования




Программа курса

«Создание среды для развития изобретательских способностей младших школьников»

Программа разработана

доцентом кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Г.В. Тереховой, к.п.н.

Пояснительная записка

 

Потребность общества в личностях, способных работать с проблемами из различных областей знания, обуславливает активное развитие систем творческого образования на основе «soft skills» (гибких навыков), включающих работу с проблемой как универсальную единицу содержания образования. Концепции дополнительного образования на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) являются наиболее разработанными и получившими популярность в обучении технологий творчества.

Технологии на основе ТРИЗ применяются в разных областях. Их используют крупные компании всего мира: Samsung и Peugeot, Intel и Boeing, General Electric и LG, Procter and Gamble и Kodak и др. Более сорока лет ТРИЗ преподают в детских садах, школах, колледжах, университетах нашей страны и зарубежья. Основы творчества в ТРИЗ-образовании рассматриваются как объективное, научное знание, позволяющее решать открытые задачи универсальными методами. В отличии от других систем творческого образования оно ориентировано на построение конкретного, эффективного в заданной ситуации решения, без перебора большого количества вариантов. В то же время ТРИЗ-образование синтезирует наиболее актуальные теории творчества из разных наук – психологии, педагогики, методологии творчества, инноватики.

Современные концепции ТРИЗ-образования решают проблему формирования теоретических представлений о развитии личности в творческой деятельности на основе ТРИЗ и технологии передачи основ ТРИЗ как науки. Основными источниками содержания ТРИЗ-образования для школьников являются: 1) инструменты для решения проблем на базе ТРИЗ, 2) ТРТЛ, 3) РТВ, 4) общая теория сильного мышления (ОТСМ) на базе классической ТРИЗ. Содержание курсов на основе ТРИЗ объединяет исследовательский, продуктивный, инновационный и изобретательский виды творческой деятельности, включает задания, направленные на реализацию познания, создания, преобразования, использования в новом качестве искусственных объектов, а также организацию развития качеств личности для решения типовых и нетиповых проблем.

В основе концепций ТРИЗ-образования в настоящее время можно условно выделить три подхода: традиционный (классический), актуальный (популярный), перспективный (опережающий), которые дифференцированы по целям, содержанию, технологиям реализации, стратегиям внедрения.

Программное обеспечение реализации данного подхода представлено нами в виде создания особой образовательной среды, реализованной в системе дополнительного образования для младших школьников. Разработанная программа «Тризобретатель» обеспечивает формирование творческой среды на основе образовательных ресурсов в процессе освоения способов решения изобретательских задач.

Разработанный курс является начальным этапом подготовки решателя проблем на основе перспективного (опережающего) направления ТРИЗ-образования. Основными задачами курса являются:

· развитие способности к анализу и решению проблем на авторском уровне;

· развитие навыков творческого мышления на основе диалектических и системных представлений, базовых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация);

· формирование опыта инновационно-исследовательской и изобретательской деятельности при работе с проблемой;

· организация продуктивной деятельности на основе алгоритмических преобразований;

· целенаправленная рефлексия преобразований на основе критериев (новизна, оригинальность, эффективность (польза), идеальность).

Теоретической основой программы являются исследования в области теории решения изобретательских задач – ТРИЗ и общей теории сильного мышления – ОТСМ (Альтшуллер Г.С., Хоменко Н.Н.), а также исследования в области ТРИЗ образования, выполненные авторами программы и их коллегами (Нестеренко А.А., Терехова Г.В., Сидорчук Т.А. и др.).

Цель: освоение слушателями технологии развития у детей 6-12 лет изобретательских способностей в системе дополнительного образования.

Задачи курса:

· формирование опыта инновационно-исследовательской и изобретательской деятельности субъектов образования при работе с проблемой на базе ТРИЗ, ОТСМ-ТРИЗ;

· формирование представлений о создании специальной образовательной среды для развития изобретательских способностей на примере программы дополнительного образования для детей 6-12 лет «ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ»;

· освоение технологий ТРИЗ для развития навыков творческого мышления на основе диалектических и системных представлений, базовых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация), способности к анализу и решению проблем на авторском уровне;

· освоение диагностики навыков преобразований у детей 6-12 лет на основе критериев новизна, оригинальность, эффективность (польза), идеальность; способов конструктивного взаимодействия субъектов ТРИЗ-образования в процессе работы над проблемой.

 

В основе программы лежат:

· Содержание авторского курса Нестеренко А.А., Терехова Г.В. «ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ».

· Многолетняя (с 1994 года) исследовательская работа по созданию и апробации технологий развития детей 6-12 лет на основе ТРИЗ в более чем 30 образовательных учреждений России и за рубежом.

· Организация работы экспериментальных площадок по научно-методическому обеспечению образовательной среды «Город изобретателей» включающей элементы: «тренажерный зал», «парк развлечений», «музей изобретений», «лаборатория изобретателей», «центр оценки изобретений» для освоения инструментов преобразования объектов и ситуаций.

 

 

Краткое содержание обучения

 

 

Тема 1.1

Развитие изобретательских способностей детей в системе дополнительного образования

История развития методов творчества. Концепции развития творческой личности Современное состояние ТРИЗ как науки. ТРИЗ-образование: современное состояние. Технологии решения творческих задач. Технологии развития творческого мышления и воображения.

Тема 1.2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: