Методика работы над устным докладом.
Подготовка к выступлениям включает в себя, во-первых, повседневную систематическую подготовку (повышение своего мастерства - самообразование, повышение культуры устной и письменной речи, работа над техникой речи, критический анализ выступлений современных ораторов, выработка риторических навыков и умений: навык отбора и изучения литературы, навык составления плана, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени, умение самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно говорить, отвечать на вопросы, контактировать с аудиторией и т.д.) и, во-вторых, подготовку конкретной речи.
Перед каждым человеком, готовящимся выступить публично, встает ряд вопросов, связанных с целью выступления (что говорить, зачем и кому?), с местом и временем выступления (где, когда и как долго?), с эффективностью речи (как нужно говорить, чтобы достичь поставленной цели?).
Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.
В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов:
1) Инвенция - "нахождение и изобретение речи" (подбор необходимого материала, содержания);
2) диспозиция - "порядок" (план, логическая последовательность, композиция, расположение материала);
3) элокуция - "словесное выражение" (составление текста, его литературная обработка);
4) мемория - "память" (запоминание, заучивание текста);
5) Гипокризис - "разыгрывание" (произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами).
|
Остановимся на основных моментах, связанных с подготовкой конкретного устного выступления.
Выбор темы
Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна
Определение формы речи
По своей форме речь бывает
монологической (лекция - системное изложение знаний с широкой аргументацией (45-90 минут); доклад - выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т.д.; устный рассказ, информация, проповедь, репортаж, обзор событий и др.)
диалогической (беседа, дискуссия, спор, диспут, полемика).
Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки
Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи.
Составление плана выступления
В плане выступления развертывается логическая структура речи.
Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения
Начинать подготовку текста речи надо с главной, наиболее ответственной части, так как введение и заключение определяются содержанием главной части и могут меняться в процессе подготовки выступления.
Подготовка к произнесению речи (мысленное и риторическое освоение), отработка хорошей техники речи и поведения, репетиция выступления
Речь может быть:
1) написана полностью и заучена наизусть (применяется при чтении лекций, выступлениях в официальной обстановке, политических выступлениях, где одно неосторожно сказанное слово может вызвать непредвиденный эффект);
|
2) написана полностью и прочитана по рукописи (выступления по радио, доклад перед группой ученых-специалистов);
3) сказана экспромтом, импровизированная речь (может быть вызвана требованием момента на неофициальных собраниях, в экстренных случаях заменяет подготовленную речь или, наоборот, неподготовленную, например, на экзаменах или семинарах), свидетельствует о высокой степени ораторского мастерства;
4) сказана с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания.
Особенности подготовки устного доклада на учебный семинар.
Семинарское занятие основано на самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, которые учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. У студентов формируются навыки, умения:
- анализировать литературные источники,
- кратко излагать их содержание,"
- обобщать учебный материал,
- делать краткие сообщения и доклады,
- выступать в ходе обсуждения,
- делать выписки, составлять план,
- пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, -доказательно рассуждать,
- выделять и формулировать проблемы,
- находить пути их решения.
Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем.
• Начинать подготовку заранее, не менее чем за 10 дней;
• Подобрать по теме литературу;
• Изучить данные вопросы по нескольким источникам, сравнить существующие точки зрения по данной проблеме;
• По необходимости проконсультироваться у преподавателя;
• Подобрать наглядности (репродукции, иллюстрации), составить таблицы;
• По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.
• Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего, от самостоятельной работы студента;
• Позаботиться о внешнем виде, манере держаться;
• Избавиться от чувства скованности;
• Продумать своё мнение по каждому вопросу;
• Не читать, а говорить.
• Соблюдать средней темп речи;
• Не говорить громко, либо слишком тихо.