Метод северо-западного угла




Глава 6 Решение транспортной задачи по распределению СПГ

Общая постановка задачи

В общей постановке транспортная задача состоит в отыскании оптимального плана перевозок некоторого однородного груза с m баз
A1, A2,…, Am n потребителям В1, В2,..., Вn. Обозначим количество груза, имеющегося на каждой из m баз (запасы), соответственно a1, a2, …, am, а общее количество имеющегося в наличии груза – а:

a = a1 + a2 + … + am,

заказы каждого из потребителей (потребности) обозначим соответственно
b1, b2, …, bn, а общее количество потребностей – b:

b = b1 + b2 + … + bn.

Тогда при условии

a = b

мы имеем закрытую модель, а при условии

a ≠ b

открытую модель транспортной задачи.

Очевидно, в случае закрытой модели весь имеющийся в наличии груз развозится полностью, и все потребности заказчиков полностью удовлетворены; в случае же открытой модели либо все заказчики удовлетворены, и при этом на некоторых базах остаются излишки груза (а > b), либо весь груз оказывается израсходованным, хотя потребности полностью не удовлетворены (а < b).

Также существуют одноэтапные модели задач, где перевозка осуществляется напрямую с базы или завода изготовителя к потребителю, и двухэтапные, где между ними имеется «перевалочный пункт», например, склад.

План перевозок с указанием запасов и потребностей удобно записывать в виде следующей таблицы, называемой таблицей перевозок:

 

 

Таблица 6.1 – Таблица перевозок

Пункты отправления Пункты назначения Запасы
B1 B2 Bn
A1 x11 x12 x1n a1
A2 x21 x22 x2n a2
Am xm1 xm2 xmn am
Потребности b1 b2 bn a = b или a ≠ b

Условие а = b или a ≠ b означает, с какой задачей мы имеем дело: с за- крытой моделью или открытой моделью транспортной задачи. Переменное xij означает количество груза, перевозимого с базы Аi потребителю Вj: совокупность этих величин образует матрицу (матрицу перевозок).

Очевидно, переменные хij должны удовлетворять условиям:

  (6.1)

 

  (6.2)

Система (6.1) содержит m + n уравнений с mn неизвестными. Её особенность состоит в том, что коэффициенты при неизвестных всюду равны единице. Кроме того, все уравнения системы (6.1) могут быть разделены на две группы: первая группа из m первых уравнений («горизонтальные» уравнения) и вторая группа из n остальных уравнений («вертикальные» уравнения). В каждом из горизонтальных уравнений содержатся неизвестные с одним и тем же первым индексом (они образуют одну строку матрицы перевозок), в каждом из вертикальных уравнений содержатся неизвестные с одним и тем же вторым индексом (они образуют один столбец матрицы перевозок). Таким образом, каждая неизвестная встречается в системе (6.1) дважды: в одном и только одном горизонтальном и в одном и только одном вертикальном уравнениях. Для решения транспортной задачи необходимо, кроме запасов и потребностей, знать также и тарифы сij, т. е. стоимость перевозки единицы груза с базы Аi потребителю Вj. Совокупность тарифов сij также образует матрицу, которую можно объединить с матрицей перевозок и данными о запасах и потребностях в одну таблицу:

Таблица 6.2

Пункты отправления Пункты назначения Запасы
B1 B2 Bn
A1 x11 | c11 x12 | c12 x1n | c1n a1
A2 x21 | c21 x22 | c22 x2n | c2n a2
Am xm1 | cm1 xm2 | cm2 xmn | cmn am
Потребности b1 b2 bn a = b или a ≠ b

Сумма всех затрат, т.е. стоимость реализации данного плана перевозок, является линейной функцией переменных хij:

  (6.3)

Требуется в области допустимых решений системы уравнений (6.1) и (6.2) найти решение, минимизирующее линейную функцию (6.3).

Таким образом, мы видим, что транспортная задача является задачей линейного программирования. Для её решения применяют симплекс-метод и метод потенциалов.

6.2 Методы составления начального опорного плана

Как и в общем случае, решение транспортной задачи начинается с отыскания первого опорного плана (исходного базиса). Мы рассмотрим два наиболее распространённых метода построения такого базиса. Суть этих методов состоит в том, что базисный план составляется последовательно, в несколько шагов (точнее, m + n – 1шагов). На каждом из этих шагов заполняется одна клетка, при том так, что, либо полностью удовлетворяется один из заказчиков (тот, в столбце которого находится заполняемая клетка), либо полностью вывозится весь запас груза с одной из баз (стой, в строке которой находится заполняемая клетка).

В первом случае мы можем исключить столбец, содержащий заполненную на этом шаге клетку, и считать, что задача свелась к заполнению таблицы с числом столбцов, на единицу меньшим, чем было перед этим шагом, но с тем же количеством строк и с соответственно изменённым запасом груза на одной из баз (на той базе, которой был удовлетворён заказчик на данном шаге).

Во втором случае исключается строка, содержащая заполняемую клетку, и считается, что таблица сузилась на одну строку при неизменном количестве столбцов и при соответствующем изменении потребности заказчика, в столбце которого находится заполняемая клетка.

Начиная с первоначально данной таблицы и повторив m + n – 2 раз описанный шаг, мы придём к «таблице», состоящей из одной строки и одного столбца (иначе говоря, из одной пустой клетки). Другими словами, мы пришли к задаче с одной базой и с одним потребителем, причём потребности этого единственного заказчика равны запасу груза на этой единственной базе. Заполнив последнюю клетку, мы освобождаем последнюю базу и удовлетворяем потребность последнего заказчика. В результате, совершив
m + n – 1 шагов, мы и получим искомый опорный план.

Различие методов отыскания первого опорного плана состоит в различии способов набора заполняемой клетки.

Для рассматриваемого примера начальная транспортная таблица имеет вид:

 

Таблица 6.3

Пункты отправления Пункты назначения Запасы
B1 B2 B3
A1 | 10 | 20 | 30 30
A2 | 30 | 10 | 20 15
A3 | 5 | 15 | 10 25
Потребности 20 5 45 70

В колонке справа, в нижней строке расположены соответственно объёмы груза в пунктах производства и пунктах потребления. Внутри таблицы в маленьких квадратах расположены тарифы перевозок единицы груза. В результате реализации начального опорного плана должны быть заполнены
m + n – 1 = 3 + 3 – 1 = 5 клеток с базисными переменными, а остальные
(m – 1) · (n – 1) = (3 – 1) · (3 – 1) = 4 клетки с небазисными переменными не заполняются.

Метод северо-западного угла

Решение транспортной задачи начинается с отыскания первого опорного плана. На каждом шаге построения первого опорного плана заполняется левая верхняя клетка (северо-западный угол) оставшейся части таблицы. При таком методе заполнение таблицы начинается с клетки неизвестного х11 и заканчивается в клетке неизвестного хmn, т. е. идёт как бы по диагонали таблицы перевозок.

Первая база А1 может полностью удовлетворить потребность первого заказчика В1 (a1 = 30, b1 = 20, a1> b1). Полагая x11 = 20, вписываем это значение в клетку x11 и исключаем из рассмотрения первый столбец.

Рисунок 6.1 – Пояснение №1 методу северо-западного угла

На базе А1 остаётся изменённый запас а' = 10. В оставшейся новой таблице с тремя строками A1, A2, A3 и двумя столбцами B2, B3 северо-западным углом будет клетка для неизвестного х12. Первая база с запасом а'1 = 10 может полностью удовлетворить потребность второго заказчика В2 (а'1 = 10, b2 = 5, a'1>b2).

Полагаем x12 = 5, вписываем это значение в клетку х12 и исключаем из рассмотрения второй столбец. На базе А1 остаётся новый остаток (запас)
a''1 = 5.

Рисунок 6.2 – Пояснение №2 методу северо-западного угла

В оставшейся новой таблице с тремя строками A1, A2, A3 и одним столбцом B3 северо-западным углом будет клетка для неизвестного x13. Теперь третий заказчик B3 может принять весь запас с базы А1 (а"1 = 5, b3 = 45,
а"1 < b3).

Полагаем x13 = 5, вписываем это значение в клетку x13 и исключаем из рассмотрения первую строку. У заказчика из В3 осталась ещё не удовлетворённой потребность b'3 = 40.

Рисунок 6.3 – Пояснение №3 методу северо-западного угла

Теперь переходим к заполнению клеток для неизвестного х23 и х33. Потребности B3 будут полностью удовлетворены базами А2, и А3. Исключаем третий столбец.

Рисунок 6.4 – Пояснение №4 методу северо-западного угла

План составлен. Базис образован неизвестными x11, x12, x13, x23, x33. Правильность составленного плана легко проверить, подсчитав суммы чисел, стоящих в заполненных клетках по строкам и столбцам.

Общий объём перевозок для этого плана составит:

S1 = 20·10 + 5·20 + 5·30 + 15·20 + 25·10 = 1000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: