Общая характеристика интерактивного занятия




ПРОГРАММА

Первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи

Интерактивное занятие «Наркотики. Секреты манипуляции».

Для учащихся 7-х – 11-х классов общеобразовательных школ

и студентов 1-го – 3-го курсов средне-специальных и высших учебных заведений

 

Методическое пособие

Разработали:

Психолог-педагог, руководитель по развитию Общероссийской общественной организации «Общее дело»

Дегтярёв Алексей Анатольевич;

Психолог-педагог, руководитель направления по работе с молодежью Общероссийской общественной организации «Общее дело»

Ковалевский Ярослав Викторович; сотрудник Общероссийской общественной организации «Общее дело»

Ковалевская Анна Игоревна.

Москва 2016

УДК 159.9:37.015.3 (075)

ББК 74.005.56я73

П-46

Разработчики:

А.А. Дегтярёв, Я.В. Ковалевский, А.И. Ковалевская

П–46

Программа первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи: методическое пособие.- М.: 2016. – 11 с.

ISBN 978 – 5 – 16 – 148410 – 0

 

Данное пособие представляет собой удобный алгоритм проведения занятия по первичной профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков. С его помощью можно провести интерактивный урок с высокой степенью эффективности информирования о пагубности воздействия любого рода психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека.

Методическое пособие рассчитано на школьных психологов, педагогов, социальных работников, занимающихся проблемами профилактики.

Верстка:

Культенко А.В.

 

© М, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение................................................................................................4

Общая характеристика интерактивного занятия...............................5

Описание интерактивного занятия………………………………….7

 

ВЕДЕНИЕ

В подростковом периоде у молодых людей вследствие многих факторов и особенностей взросления чрезвычайно велик риск возникновения аддиктивного поведения – формы деструктивного поведения, сопровождающейся уходом от реальности посредством изменения своего психического состояния.

В большинстве стран мира проблема аддиктивности в большей степени касается именно подросткового возраста. Актуальность профилактики возникновения у подростков аддиктивного поведения очень велика, т.к. отмечается неуклонный рост наиболее часто встречаемых форм проявления аддиктивности у подростков: алкоголизм, наркомания, уголовные правонарушения. Проблема аддиктивности подростков, таким образом, уже не является только медицинской и морально-нравственной проблемой, а приобретает статус высоко значимой социальной проблемы, поскольку касается здоровья, безопасности и сохранности генофонда как отдельной страны, так и человечества в целом.

На фоне употребления наркотиков подростками также произошла замена средств зависимости. На первый план вышли употребление синтетических наркотических веществ, злоупотребление пивом и слабоалкогольными коктейлями, также отмечается факт снижения возрастной границы употребления психоактивных веществ (ПАВ) в школьной среде. Сегодня употребление ПАВ среди подростков стало социально приемлемой формой поведения.

Динамика роста употребления ПАВ и уголовных правонарушений среди молодежи заставляет пересматривать как содержательную часть профилактических программ, так и организационную структуру их реализации в образовательных учреждениях.

Таким образом, профилактика потребления психоактивных веществ у подростков поможет снизить риск возникновения уголовных правонарушений, алкоголизма и наркомании и преодолеть данный кризисный возрастной период без отягощающих последствий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ

Данное интерактивное занятие для учащихся представляет собой коллективный просмотр и последующее коллективное обсуждение видеофильма «Наркотики. Секреты манипуляции».

Фильм создан с целью информирования молодежи о пагубности воздействия любого рода психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, и укрепления в молодежной среде ответственной гражданской позиции.

Время просмотра видеофильма – 36 минут.

 

Цель занятия:

Содействие образовательным процессам по развитию и укреплению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни, свободного от употребления любых наркотических веществ.

 

Задачи занятия:

Обучающие: информировать учащихся о важности здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции; дать правильное представление о пагубности употребления наркотических веществ.

Развивающие: активизировать критическое мышление, способность адекватно воспринимать поступающую информацию; умение планировать дальнейшую деятельность, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: мотивировать учащихся на полный отказ от употребления любых наркотических веществ, показав ценность здорового образа жизнии ответственной гражданской позиции.

 

Ведущие:

 

Занятие также могут проводить учащиеся старших классов или курсов для учащихся младших по отношению к ним классов или курсов при условии предварительной подготовки с педагогом или психологом. Благодаря этому исчезает возрастной барьер между ведущим занятия и присутствующими в аудитории, и материал воспринимается эффективней (принцип «сверстник – сверстнику»). Для проведения одного занятия привлекаются один либо два ученика или студента из старших классов или курсов.

 

Структура занятия:

1. Анонс фильма, программы занятия.

2. Совместный просмотр видео фильма.

3. Обсуждение фильма, вопросы и ответы.

 

Продолжительность занятия – 45 минут.

 

 

Материально-техническое оснащение занятия:

ü MP4-диск с документальным фильмом «Наркотики. Секреты манипуляции»;

ü компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, звуковые мониторы; или телевизор с MP4-проигрывателем.

 

Занятие может проводиться:

На уроках ОБЖ, классных часах, кураторских часах, внеклассных или внеаудиторных занятиях.

 

Занятие

«Наркотики. Секреты манипуляции».

 

1. Ведущий представляет себя.

 

2. Ведущий представляет цель занятия:

 

Цель нашего общения – узнать правду, как попадают в наркозависимость. Сегодня мы вместе проведем расследование и раскроем уловки наркодельцов, узнаем, почему и как молодые люди начинают употреблять наркотики. Это знание поможет нам в дальнейшем делать правильный выбор, а значит – быть свободным, и не стать жертвой обмана.

 

3. Ведущий объявляет регламент занятия:

 

а) совместный просмотр фильма «Наркотики. Секреты манипуляции»;

б) коллективное обсуждение.

 

Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предложите им по ходу просмотра записывать те моменты, которые покажутся непонятными или вызовут вопрос.

Перед просмотром попросите учащихся подготовить листы бумаги и ручки для записи.

 

Включите фильм «Наркотики. Секреты манипуляции».

 

Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране.

 

Вопросы для совместного обсуждения фильма.

 

Перед обсуждением вопросов ведущий занятия кратко рассказывает собственный вдохновляющий опыт первого просмотра данного фильма.

 

Задайте вопрос аудитории. Выслушайте различные варианты ответов и проговорите некоторые из них вслух. Дождитесь, пока кто-то из учащихся предложит правильный ответ. Согласитесь с назвавшим верный ответ. Повторите правильный ответ из фильма. Если он так и не прозвучал, произнесите его сами.

 

1.Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из фильма?

 

2. Что такое опиумные войны в Китае и к чему они привели?

 

Правильный ответ:

Опиумные войны – это войны, которые в 19 веке Англия развязала против Китая с целью массового распространения наркотика – опиума, среди местного населения. Распространение наркомании в Китае привело к деградации и массовому вымиранию населения. К 1881 году население страны сократилось на 47 миллионов: с 416 до 369 миллионов человек. Из-за наркотиков богатый и процветающий Китай на многие десятилетия превратился в сырьевой придаток западных держав.

 

3. Зачем американские войска оккупировали Афганистан, и как это повлияло на наркотизацию нашей страны?

 

Правильный ответ:

Сегодня главным центром мирового производства героина является Афганистан. В мировую героиновую фабрику эту страну превратили американские власти после введения своих войск в 2001 году под предлогом «контр-террористической операции». С начала оккупации Афганистана американскими войсками производство героина в стране увеличилось в 40 раз! При этом резко возрос поток героина в Россию. Появились хорошо организованные, технически и транспортно-обеспеченные каналы переброски наркотиков. 21% всего производимого в мире героина ввозится именно в нашу страну.

 

4. Сколько человек в нашей стране ежегодно умирают от употребления наркотиков? Сколько из них молодежи до 18 лет?

 

Правильный ответ:

От употребления наркотиков в нашей стране ежегодно умирает около 100 000 человек. Из них 40% - это молодежь от 12 до 17 лет.

 

5. Почему употребление алкоголя и сигарет способствует распространению наркомании?

 

Правильный ответ:

Алкоголь и сигареты являются легализованными наркотиками. Как правило, первая проба курительной смеси или какого-то другого нелегального наркотика – происходит именно в тех компаниях, где просто принято курить сигареты и выпивать алкоголь. Когда человек находится под воздействием наркотического вещества – алкоголя или табака – ему уже не представляется чем-то опасным попробовать "нечто новое", поскольку алкоголь и сигареты лишают его адекватного, трезвого восприятия реальности.

Согласно исследованиям специалистов, практически все наркозависимые начинали свой путь в наркоманию с курения сигарет и употребления алкоголя.

 

6. Как употребление наркотика влияет на репродуктивное здоровье женщины и мужчины?

 

Правильный ответ:

Наркотические вещества являются мутагенами, т.е. разрушают генетику клеток.

Женские половые клетки формируются у девочки еще до рождения. В течение жизни они не обновляются и не воспроизводятся. Наркотические вещества разносятся с кровью по всему организму и оказывают разрушительное действие на все его клетки, в том числе и на половые. И нельзя предугадать, какая клетка даст начало новой жизни: здоровая или поврежденная наркотиком. Повреждение половых клеток часто приводит к бесплодию или рождению больных детей.

Даже небольшие дозы наркотика наносят непоправимый вред репродуктивному здоровью мужчины, разрушая его половую систему.

Наркотик разрушает ДНК половых клеток, в результате чего все вновь появляющиеся сперматозоиды несут в себе уже поврежденные гены. Это приводит к мужскому бесплодию или появлению детей с умственными и физическими отклонениями.

 

7.Существуют три причины, почему предлагают попробовать наркотик. Кто может назвать первую из них?

 

Правильный ответ:

Первая причина – нужны деньги на дозу.

Когда человек, становится наркоманом, он начинает нуждаться в деньгах для получения дозы. Устроиться на работу в состоянии наркозависимости он не может, и он начинает предлагать наркотики всем, кого знает. Наркоман, втянувший в употребление 3-4 человека, принимает наркотики уже за их счет. Три дозы продал, четвертую – себе.

 

8. Кто может назвать вторую причину, почему предлагают попробовать наркотик?

 

Правильный ответ:

Это страх падать одному.

Употребляя наркотики, наркоман, как правило, понимает, что делает что-то плохое. И чтобы снять с себя ответственность, он пытается переложить ее на других, втягивая в употребление наркотиков всё больше людей. По статистике каждый наркоман рано или поздно "подсаживает" на наркотики от 10 до 15 человек своего окружения.

 

9. Кто может назвать третью причину, почему предлагают попробовать наркотик?

 

Правильный ответ:

Это желание заработать на торговле наркотиками, втягивая в их употребление все больше и больше людей.

Первая доза, которой чаще всего просто угощают, для торговца является залогом его будущей прибыли. Он знает: это вещество быстро вызывает зависимость, и после бесплатной первой дозы человек вернется за второй.

Наркоторговец скажет всё, что ты хочешь услышать,лишь бы ты попробовал. Ради тех будущих денег, которые ты ему принесёшь.

 

 

Подведите итог занятия:

 

История показывает, что наркотики были и остаются мощнейшим инструментом геополитической агрессии.

Они разрушают страну изнутри. Уничтожают здоровье будущих поколений.

Это циничный бизнес на жизнях людей, который всегда оставляет человека обманутым, с разрушенным здоровьем и судьбой.

Будь сильным и решительным. Избегай пробовать любые наркотические вещества, часто предлагаемые под видом энергетиков или стимуляторов. Ищи свое предназначение, то, что поможет стать тебе достойным и по-настоящему счастливым человеком!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: