Система правового регулирования детско-родительских отношений в международном частном праве




 

Коллизионные нормы, регулирующие семейные отношения с иностранным элементом, непосредственно или косвенно затрагивающие права ребенка, содержатся не только в национальном законодательстве государств, но и в большинстве международных, том числе и двусторонних, договоров о правовой помощи.

В ст. 1 Устава ООН[29] в качестве цели этой организации указывается осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. Такие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [30], Международный пакт об экономических, социальных и культурных права 1966 г.[31] (а также первый и второй Факультативные протоколы к нему) и некоторые другие договоры развивают упомянутые положения устава ООН, формирующие международные стандарты в этой области.

В системе международных договоров, направленных на защиту прав ребенка существует большое количество актов, отличающихся как общим характером, так и специальным (узким объектом регулирования). Базисным универсальным и общим документом, ставшим основой современного подхода к статусу ребенка, как уже было упомянуто, стала Конвенция о правах ребенка 1989 г. В нее вошли принципиальные положения относительно мер, необходимых для обеспечения интересов ребенка, в частности, отношении права на приобретение гражданства, борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы и т.д.

К универсальным специальным международным договорам в области детско-родительских отношений с иностранным элементом относятся также Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г.[32], Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г., Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.[33]

Международных источников общего характера на региональном уровне, как таковых, не имеется. Представляется, что их принятие не будет иметь существенного влияния на правоотношения, поэтому государствам выгоднее и удобнее разрабатывать акты по узкому кругу вопросов, являющемуся наиболее актуальными. К подобным «предметным» конвенциям можно отнести, например, Европейские конвенции, такие как Конвенцию о статусе внебрачных детей 1975 г.[34], Конвенция об осуществлении прав детей 1996 г.[35], и другие.

Среди международных договоров России, содержащих нормы, предназначенные специально для урегулирования семейных отношений с иностранным элементом, наиболее значимыми являются Минская конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.[36] (далее – Минская конвенция). Она была заключена между странами СНГ, позднее к ней был принят дополнительный Протокол. Совместно с ней между государствами действуют двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные как в рамках того же региона, так и со странами других частей света.

Минская конвенция 1993 г., помимо прочих норм, содержит большую группу норм о праве, подлежащем применению к семейным отношениям с иностранным элементов и разграничении компетенции учреждений юстиции специально по семейным делам. В частности, урегулированы вопросы по установлению и оспариванию отцовства и материнства, правоотношениям родителей и детей, опеке и попечительству, усыновлению.

Положения Минской конвенции, без каких бы то ни было радикальных изменений, были воспроизведены в Кишиневской конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г.[37] Однако Россия, подписав ее, так и не ратифицировала.

Помимо указанных конвенций, Россия имеет двусторонние договоры о правовой помощи, содержащие коллизионные нормы семейного права, с Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Ираном, КНДР, Кубой, Латвией, Монголией, Румынией и другими странами[38]. Правила подобных двусторонних договоров различаются между собой по объему регулирования и способам определения применимого права, но в целом близки друг к другу.

На национальном уровне, т.е. на территории Российской Федерации, также имеется большой пласт нормативного регулирования. Основным актом, создающим основы развития, в том числе, семейных отношений является Конституция РФ. В ней семья, материнство и детство закрепляются как традиционные ценности, требующие защиты и особого внимания.

Детализуя положения Конституции и международных договоров, устанавливаются правовые режимы ГК РФ и СК РФ. Они закрепляют основные права и свободы, устанавливают ответственность, вводят необходимые для защиты прав правовые конструкции. ГК РФ, например, устанавливает пределы дееспособности для несовершеннолетних, а СК РФ – уточняет общий набор прав и обязанностей родителей и детей.

В специальных федеральных законах, а также подзаконных актах, уже подробно описываются механизмы реализации конкретных прав, а также многое другое. Так, например, право ребенка на имя, закрепленное в СК РФ, ребенок сам реализовать не может по причине своей недееспособности (указано в ГК РФ), поэтому за него это будут делать родители, в порядке, установленном в ФЗ «Об актах гражданского состояния»[39], а также уточненном подзаконными и (или) локальными актами.

Правовой статус ребенка в каждом конкретном государстве имеет свои особенности, в зависимости от правовой системы. Поскольку семейное право любой страны тесно связано с ее историей, различия бывают порой непримиримыми, что порождает проблему «хромающих» правоотношений. Признаваемые в одном государстве, они могут быть совершенно игнорированы в другом, а в худшем случае, даже преследоваться по закону. С другой стороны, государство в сферу личной жизни гражданина вмешивается в исключительных случаях, здесь нет четких административных процедур, правил и сроков, а, значит, это создает широкое поле для злоупотребления правами именно частными лицами.

При нормальном положении дел, без правонарушений с чьей бы то ни было стороны, уже имеющегося регулирования оказывается вполне достаточно. Однако жизнь развивается, границы в отношении частноправовой жизни между государствами постепенно стираются, что порождает в свою очередь обширную сферу, упорядочивание которой только входит в список приоритетов у государств.

Практика показывает, что международные договоренности в этой сфере нужны как никогда. Со времени, когда только появлялась возможность заключения международных браков, по нынешний день, когда дети с двойным гражданством уже считаются чем-то привычным, прошел достаточно большой период. Представляется разумным, разработки новых концепций взаимоотношений между государствами, т.к. они подчас в прямом смысле слова ведут совместное хозяйство.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: