Эта система, кажется, особенно походит к задачам оценки локализации, распространения и типу поражений мозга у больных с нарушениями познавательных способностей. В ней роль нормальных контрольных данных в большой степени снижена до минимума, так как обращается особое внимание на отбор тестов, которые легко выполнять нормальной контрольной группе, но, при их выполнении выявляются нарушения, специфические для отдельных клинических синдромов. Нормальные индивидуумы обычно выполняли эти виды тестов без затруднений, так что нарушения, выявленные при тестировании, указывают на специфические клинические признаки и соответствующие поражения мозга, связанные с плохим функционированием отдельных систем или их компонентов, включая такие признаки, как антероградная и ретроградная амнезия, аномия, агнозия предметов, места действия и действия, конструктивная апраксия, моторная апраксия и т. д. Нормативные данные обычно собираются с помощью результатов нейропсихоло-гических тестов для оценки этих нарушений у отдельных групп больных, например, у больных с транскортикальной, кортикальной, проводниковой афазией или у групп больных с лобными, височными, теменными и затылочными поражениями. Эти типы нейропсихологических тестов, основанные на качественном анали-
зе данных, были очень популярными до продвижения психометрического подхода с его основанием на нормативных данных, собранных при тестировании больших групп нормальных индивидуумов. Другая психометрическая система пытается приспособить эти старые качественные нейропсихологические тесты и разрабатывать новые тесты для принятия диагностических решений, основанных на количественных, статистических данных. Этот тип тестов обычно направлен на оценку клинических синдромов, происходящих из-за различных типов патологии мозга.
|
Все это разделяет диагностический процесс на два главных этапа.
На первом этапе диагностический процесс направлен на распознавание отдельного клинического образца нарушений, например, разные типы афазии, агнозии, апраксии или амнезии.
На втором этапе результаты тестирования могут использоваться для оценки типа, локализации и распространения соответствующих поражений, так же как и показания функционального состояния больного.
Разделение принятия диагностических решений на два этапа похоже на восприятие предметов, основанное на разложении его на части и структурном описании предмета (см. главу 2, раздел «Зрительная предметная агнозия»). Этот метод определен как разложение предмета на «первичные» части и описание предмета как сочетание частей (Ulman, 1996). Вместо того чтобы обрабатывать общие свойства на уровне целого предмета, метод разложения на части предполагает, что каждый предмет может быть описан как сочетание меньшего числа частей или элементов, то есть клинические синдромы в нашем случае.
На следующей стадии эти первичные элементы могут быть сгруппированы разными способами, для того чтобы описать различные предметы как сочетание частей. Например, лицо можно разложить на части как содержащее нос, глаза, уши, щеки, рот или различные клинические синдромы в нашей задаче. После распознавания частей могут быть распознаны как сочетание этих «первичных» частей, например целое лицо или различные типы деменции. В случае с деменцией можно также использовать распознавание «первичных» частей или клинических синдромов, чтобы указать на вероятную локализацию, распространение и тип поражения, являющегося причиной развития отдельных клинических синдромов, которые в различных сочетаниях определяют различные типы деменции. Роль такого подхода является особенно важной, так как данных нейровизуализации мозга, ЭЭГ, так же как и других клинических данных, может быть недостаточно для правильной оценки соответствующей патологии мозга, например шизофрении, биполярных расстройств или дегенеративной деменции.
|
Клиническое нейропсихологическое тестирование
Популярные примеры клинической психометрической системы, используемой в нейропсихологическом тестировании клинических синдромов, включают в себя тесты простых признаков и батареи тестов.
Тесты простых признаков
Некоторые тесты имеют своей целью оценку простых признаков отдельных клинических синдромов, таких как зрительная предметная агнозия:
• Embedded Figure Test (Spreen, Benton, 1969);
• Hooper Visual Organization Test (Hooper, 1968);
• Test of Visual Perceptual Skills (Gardner, 1982);
• Facial Recognition Test (Benton, Van Allen, 1968). Или афазия:
. Token Test (DeRenzi, Vignolo, 1962; Boiler, Vignolo, 1966);
• Boston Naming Test (Kaplan et al., 1978).
Token Test и Facial Recognition Test могут считаться примерами таких тестов простых признаков.
Token Test (Тест жетонов) направлен на систематическую оценку вербального понимания, которое может нарушаться при различных клинических синдромах, включая синдромы афазии, нарушения речи при деменции, шизофрении.
|
Субъекту предоставляют двадцать пластиковых жетонов пяти цветов, двух размеров и двух форм. В первой части теста проверяется понимание команд из одного, двух и трех слов. Субъекта просят указать на одиночный предмет по команде из одного слова (семь команд), затем по команде из двух слов (пять команд), по команде из трех слов (четыре команды). В следующих двух субтестах, состоящих каждый из четырех команд, субъекту нужно взять два жетона, что может выражаться в командах из двух слов, таких как: «возьмите красный круг и зеленый квадрат», или в командах из трех слов, таких как: «возьмите большой белый круг и маленький зеленый квадрат». Вторая часть теста направлена на оценку переданной вербально ориентации субъекта в пространстве (пятнадцать команд). Задания могут включать, главным образом, слова «на, в», «за», «перед», «рядом», «между», указывающие на относительные позиции двух жетонов в пространстве, например «поставьте белый квадрат за желтый круг».
Тест жетонов не предоставляет информацию, достаточную для оценки клинических синдромов, таких как афазия, но помогает уточнить количественно наличие и степень таких признаков, как отчуждение значения слова (от предмета) или нарушения в понимании логико-грамматических структур. Конечно, основные принципы теста жетонов использовались во многих сериях нейропсихологиче-ских качественных тестов (см. Лурия, 1962; Тонконогий, 1973).
Facial Recognition Test (Тест узнавания лица). Тест требует, чтобы субъект расположил одиночную фотографию лица в анфас на экране из шести фотографий лица в четверть, три фотографии того же самого лица и три фотографии других лиц на экране с различными условиями освещения. Тест считается одним из стандартных тестов для оценки восприятия лица, с которым производят серии исследований, для того чтобы сравнить выполнение теста с локализацией поражений мозга. Но он не направлен на изучение прозопагнозии, определенной клинически как агнозия знакомых лиц. Тест действительно отражает способность вое-
принимать неполные предметы и требует сравнения с тестированием восприятия предметов, иных, чем лица.