ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ОБЩЕНИЯ




Обучение иностранным языкам в средней школе – это обучение общению при помощи иностранных языков. Успешность обучения общению зависит во многом от того, в какой мере содержание и методы обучения будут соответствовать особенностям иноязычного общения, в какой мере учебное общение приближено к неучебному, естественному.

Общение – это взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы как минимум два человека, каждый из которых выступает как активный субъект общения.

В процессе общения реализуются следующие функции: 1) познавательно-коммуникативная (потребность узнать что-либо), 2) регулятивная (побуждение, просьба, совет), 3) ценностно-ориентационная (эмоционально-оценочная), 4) этикетная (контакто-устанавливающая).

Диалогическое общение включает в себя цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения.

Диалог характеризуется двусторонним характером, взаимосвязью слушающего и говорящего, взаимной стимуляцией, ситуативностью, лаконичностью формы и содержания, спонтанностью, непланируемостью, эмоциональностью, наличием разговорных фраз и клише.

Важной характеристикой диалога является реплицирование. Реплика – это высказывание, границей которого является смена говорящего (Н.Ю. Шведова). Она связана с предшествующей и последующей репликами.

Единица обучения диалогу – диалогическое единство. Диалогическое единство – это сочетание смежных реплик, взаимосвязанных не только по смыслу, но и структурно.

Применение готовых фраз обычно связано с обменом приветствиями, выражением благодарности, извинением, поздравлением и т.д. Они придают диалогической речи эмоциональный характер.

Выделяют следующие функциональные типы диалога: а) диалог-расспрос; б) диалог-волеизъявление; в) диалог-обмен мнениями; г) дискуссионный диалог; д) этикетный/ритуальный диалог.

В соответствии с программой учащиеся на базовом уровне должны уметь участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с ситуацией, содержанием увиденного, услышанного, прочитанного.

В содержании обучения диалогической речи выделяют 3 компонента.

Лингвистический компонент в обучении диалогической речи включает в себя: а) изученные по теме лексические единицы и освоенный грамматический материал; б) виды диалогических высказываний (диалог-расспрос; диалог-волеизъявление; диалог-обмен мнениями; дискуссионный диалог; этикетный/ритуальный диалог); в) специальные речевые формулы и клише; г) лингвистические особенности этого вида речевой деятельности (усеченность предложений, упрощенный синтаксис); д) невербальные средства общения (жесты, мимика, телодвижения, поза).

Психологический компонент включает в себя: а) учет мотивов и интересов учащихся по овладению данным видом речевой деятельности; б) механизм вероятностного прогнозирования; в) специальные умения (умение активно и быстро реагировать на реплику, переходя от реагирования к стимулированию; умение использовать имеющийся набор структур для реализации коммуникативного намерения; умение использовать эллиптические реплики, клише и т.п.); г) психологические особенности диалогической речи как вида речевой деятельности; д) характер взаимодействия диалогической с монологической речью и другими видами речевой деятельности (аудированием, чтением, письмом).

Методологический компонент включает: а) умения использовать разные виды опор (вербальные, вербально-смысловые, смысловые); б) использование разных видов памяток; в) навыки самостоятельной работы по совершенствований умений в диалогической речи.

В обучении диалогической речи различают путь «сверху» (1) и путь «снизу» (2). Путь «сверху» – это усвоение макродиалога-образца. Здесь возможна следующая последовательность работы: а) предъявление диалога с целью понять содержание и функциональный тип, ролевые позиции участников разговора, композиционную структуру; б) контроль понимания (путем вопросов или перевода отдельных фраз); в) фонетическая отработка (чтение диалога за диктором по ролям с последующей отработкой отдельных фрагментов; чтение без звуковой опоры); г) выделение постоянных и переменных элементов в диалоге; д) варьирование диалога в других ситуациях; е) составление собственных диалогов по образцу.

Путь «снизу» включает следующие этапы: а) обучение реплицированию на уровне диалогического единства; б) реплицирование на уровне микродиалогов, т.е. сочетание диалогических единств; в) обучение ведению тематических диалогов. Такой путь как бы имитирует процесс порождения речи.

В обучении диалогической речи широко используется так называемый управляемый диалог, или диалог с пошаговым управлением. Управление осуществляется через: а) учебно-речевые ситуации: в ориентирующем замечании дается указание на обобщенное содержание разговора и роли; б) ключевые слова; в) диалог в записи, кинофрагмент; г) учитель своими репликами программирует разговор: «Спроси Лену, почему она вчера пропустила урок».

Обучение диалогу-драматизации текста включает следующие этапы: 1. Озвучивание текста диалогов по ролям. 2. Инсценирование.

Упражнения для обучения диалогической речи делятся на: а) подготовительные; б) речевые; в) контролирующие (И.Л. Бим).

В речевых упражнениях основное внимание говорящих направлено на содержание высказывания (учитель задает только УРС (учебно-речевую ситуацию)), ставится коммуникативная задача, которую надо решить.

В подготовительных упражнениях активизируется конкретный языковой материал, приобретаются навыки оперирования им.

Контроль диалогической речи включает количественные и качественные показатели. Количественные показатели включают в себя: 1) количество реплик с каждой стороны. 2) количество разнотипных диалогических единств; 3) количество пауз хезитации (остановка в речи, связанная с поиском соответствующего слова, грамматической формы, часто сопровождается эканьем, использованием слов-паразитов.).

Качественные показатели включают в себя: 1) спонтанность; 2) эмоциональную окрашенность; 3) умение выступать в различных ролях; 4) умение сочетать разные типы микродиалогов; 5) умение решать поставленную коммуникативную задачу в ходе диалогического общения (убедить, возразить, не согласиться, высказать свое мнение и др.); 6) грамматическую и лексическую правильность высказывания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: