ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ




В начале изложения вопроса о методике обучения монологической речи в средней школе следует рассмотреть, прежде всего, краткую характеристику устно-речевой деятельности, места и роли монологической речи (говорения) в этой деятельности (системе).

При обсуждении вопросов, касающихся психологических особенностей монологической речи, следует обратить внимание на коммуникативную природу этого вида речевой деятельности.

Монологическая речь в естественном общении маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность, таким образом, является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне. В процессе общения монологическая речь выполняет три основные коммуникативные функции:

1) информативную – сообщение новой информации, знаний, новых сведений о предметах и явлениях окружающей действительности в виде повествования, описания, комментирования;

2) воздейственную – выражающуюся в убеждении слушающего, в побуждении кого-либо к действию, либо к предотвращению действия;

3) оценочную – оценка событий, явлений, предметов окружающей действительности, поступков людей, героев произведений и пр. с выражением и обоснованием собственного мнения.

Реализующиеся в указанных функциях, соответствующие виды монологической речи предполагают эмоциональную выразительность высказываний, характерные языковые средства их оформления, речевые стимулы, цели и мотивы. Необходимо остановиться на этапах высказывания.

Психолингвистика характеризует этапы порождения мысли, формируемой и формулируемой средствами языка следующим образом.

На первом этапе происходит зарождение замысла будущего высказывания, не имеющего языкового воплощения. На этом этапе, по мнению Н.И. Жинкина, решающую роль играет предметно-схемный код. Это так называемый «надъязыковой» этап.

На втором этапе осуществляется оформление замысла в речевых структурах данного языка. Сначала это происходит во внутренней речи, где создается потенциальная речевая схема высказывания. Это так называемый процесс интериоризации. Затем осуществляется процесс ее экстериоризации во внешней речи.

Сравнение и сопоставление монологической речи с диалогической дает возможность выделить ряд важных психологических характеристик первой.

Как известно, в психологии различают только два вида речи: контекстную и ситуативную. Связная речь, понятная без учета частной ситуации, в которой она произносится, – это «контекстная» речь. Ее содержание определяется контекстом. «Ситуативная» речь есть речь, содержание которой может быть понятно только при учете ситуации, понимается только то, что порождено ситуацией и что связано с ней непосредственно.

Контекстную и ситуативную речь никоим образом нельзя противопоставлять, поскольку всякая речь, хотя и имеет некоторый контекст, обусловлена все же некоторой ситуацией. Ситуативность и контекстность, таким образом, являются двумя важнейшими психологическими свойствами устной речи.

Монологическая речь преимущественно контекстна. В силу контекстности она должна пониматься без помощи экстралингвистических средств, которые часто играют большую роль в диалогической речи. Поэтому в отличие от диалогической ситуативной речи монологическая речь характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, завершенностью и ясностью мысли. При анализе лингвистических особенностей монологической речи следует обратить внимание на ее синтаксические и стилевые особенности и характеристики.

С точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется многосоставностью предложений, развернутостью высказываний. Для нее характерны усложненный синтаксис, разноструктурность предложений. В зависимости от характера передаваемой информации различают: а) монолог-сообщение; б) монолог-описание; в) монолог-повествование; г) монолог-рассуждение. Овладение этими видами монолога предполагает формирование сложных монологических умений.

Поскольку целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений, то необходимо определить понятие монологического умения. Под монологическим умением понимается «умение логически последовательно (связно), достаточно полно, коммуникативно-мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка для выражения мыслей при говорении» (С.Ф. Шатилов).

Все изложенное выше позволяет определить содержание обучения монологической речи на уроках иностранного языка в средней школе. В содержании обучения монологической речи можно выделить три компонента:

Лингвистический компонент содержания обучения монологической речи предполагает: а) хорошее владение лексическим и грамматическим материалом по теме; б) хорошее владение разными типами простых и сложных предложений (речевыми образцами); в) знание типов монологических высказываний и их лингвистические особенности; г) знание тематики речи и речевых ситуаций; д) знание специальных языковых средств, обеспечивающих связанность высказывания, например, сначала, затем, после этого, в заключении; е) знание лингвистических особенностей книжно-письменной речи.

Психологический компонент в содержании обучения монологической речи предполагает: а) учет интересов и мотивов учащихся при овладении данным видом речевой деятельности; б) знание психологических характеристик монологической речи (связанность речи, контекстность, неподготовленность во времени, последовательность, полнота, логичность); в) основные умения монологической речи; г) характер взаимодействия монологической речи с диалогической и другими видами речевой деятельности (аудированием, чтением, письменной речью).

Методологический компонент включает в себя: а) использование; схем речевых образцов; б) использование различных видов опор (вербальных, вербально-смысловых, смысловых); в) использование разного рода схем (ЛСС, ФСТ-1, ФСТ-2, ЛТ); г) использование разного рода памяток; д) использование тестов для самоконтроля.

При анализе основных положений методики обучения монологической речи в средней школе главное внимание следует уделить обоснованию подсистемы упражнений, развивающих монологические умения, определению их характера, типов и видов.

Для формирования указанных качеств монологических умений необходима система соответствующих упражнений. В методической литературе приводятся критерии, которые определяют виды монологических упражнений:

1. Вид монолога (сообщение, повествование, описание), который развивает упражнение.

2. Виды коммуникативных функций, выполняемых монологической речью (информативная, воздейственная, оценочная).

3. Объем (полнота), развернутость высказывания.

4. Связность и логичность изложения мыслей.

5. Характер речевого творчества (комбинирование лексико-грамматических средств с целью выражения мысли).

6. Лексико-грамматическая и синтаксическая правильность оформления монологического высказывания.

7. Виды опор при выполнении упражнений (тема, ситуация, текст, наглядность и т.д.)

Формируя монологические умения, необходимо иметь в виду: а) коммуникативные задачи; б) объем высказывания, который должен увеличиваться от этапа к этапу обучения; в) степень связности, логичности, аргументированности и пр. при изложении мыслей в монологической речи; г) лексико-грамматическую правильность монологической речи.

Подсистема монологических упражнений, учитывающая коммуникативные задачи, должна развивать эти основные качества монологического высказывания.

При обучении монологической речи выделяют два этапа: 1-й этап – овладение основами монологического высказывания; 2-й этап – формирование и совершенствование монологических умений.

На начальном этапе для овладения навыками употребления ранее усвоенного языкового материала (лексического, грамматического) в самостоятельных высказываниях широко используется наглядность: картинки, серии картинок, видеофильмы. Последовательность использования опор на младшем этапе такова: 1) предметная и изобразительная наглядность; 2) текст; 3) ситуация; 4) тема.

Эта последовательность, однако, может меняться на среднем и старшем этапах обучения. В качестве опоры для развития монологических умений используется опорная схема, содержащая зачин, главную часть и заключение.

Динамика развития монологических умений происходит в направлении от описания картинок по теме к построению рассказа по теме, близкой учащемуся (например, «Моя семья», «Мой класс»). Речь учащихся приобретает такое важное качество, как информативность.

На этапе совершенствования монологических умений по опорам (текст, наглядность, ситуация, комментирование картинок) монологическая речь приобретает подлинно коммуникативный характер.

В методике выделяют два пути обучения монологической речи: а) путь «снизу» и б) путь «сверху». Путь «снизу» – это обучение учащихся отдельным предложениям, а затем их сочетание между собой. Этот путь используется обычно при обучении монологической речи на начальном этапе (2-й или 5-й классы).

Путь «сверху» предполагает использование образца речи. В качестве таковых могут быть: а) образец речи учителя, например, при описании картинки; б) текст.

Для обучения умениям монологической речи большое значение имеют приемы работы над ней. Назовем некоторые из них: а) раскодировавние схем речевых образцов; б) соединение предложений в логической последовательности; в) выражение одной мысли на разных уровнях высказывания (на уровне предложения, сверхфразового единства, микромонолога); г) составление описания картинки; д) рассказ о себе и своем друге; е) разные виды пересказов текстов; ж) вывод разного рода умозаключений.

При обучении монологической речи текст, как опора, имеет важное значение. Работа с текстом предполагает выполнение ряда упражнений связанных с его пересказом. Это может быть пересказ текста по вопросами, ключевым словам и т.д., с расширением контекста, заменой ситуаций в тексте, придумывание другого окончания текста.

Работа с текстом, особенно на этапе совершенствования монологических умений, проходит в творческих упражнениях (обсуждение поступков героев, критическая оценка действий и событий и т.д.). Тема, как правило, является заключительным этапом работы над совершенствованием умений монологического высказывания.

При планировании урока по обучению монологической речи следует учитывать следующие условия, определяющие успешность овладения этим видом речевой деятельности: а) требования программы к уровню владения монологической речью; б) особенности условий и этапы обучения; в) характер опор и последовательность их использования при выполнении упражнений.

Монологическое высказывание учащихся может оцениваться с учетом следующих критериев: а) соответствие высказывания теме (ситуации) и решение коммуникативной задачи; б) объем высказывания; в) темп речи; г) разнообразие речевых образцов; д) степень связанности, логичности и аргументированности высказывания; е) присутствие элементов творчества в высказывании; ж) лексико-грамматическая правильность речи учащихся в монологической форме.

Параметры б) и в) можно отнести к количественным критериям оценки уровня сформированности умений монологической речи. Остальные характеризуют монологическую речь с качественной стороны.

Для оценки уровня сформированности умений высказываться в монологической речи используются контролирующие упражнения. Могут быть использованы такие упражнения, как: а) описание картинки; б) сообщение о себе и своих друзьях; в) пересказ текста с различными модификациями; г) составление высказываний по различным опорам; д) свободные высказывания по теме или по конкретной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: