Уважаемый старшеклассник!
В ваших руках анкета, в которой мы просим выбрать одно из четырёх утверждений и поставить соответствующий ему балл.
1. Любовь к Отечеству:
я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего Отечества, переживаю настоящее, обсуждаю с товарищами свою роль в создании его будущего (15);
у меня вызывает интерес историческое прошлое своего Отечества, и я переживаю за его настоящее (9);
- я мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества (1);
я пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре (0).
. Политическая культура:
- я осведомлён об общественно-политических событиях, имею собственные аргументированные оценки, обсуждаю их с товарищами(8);
я осведомлён об общественно-политических событиях, имею самостоятельные суждения и оценки поп поводу некоторых из них (7);
- я недостаточно осведомлён о политических событиях, чаще всего прислушиваюсь к оценке и суждениям других людей (4);
мне безразличны политические события (0).
.Правовая культура:
- я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю их, активно работаю по созданию законов и правил школьной жизни (9);
я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю большинство из них (9);
- иногда я допускаю отклонения в соблюдении правопорядка (9);
я очень часто нарушаю дисциплину и правопорядок (3).
. Интернационализм:
- я уважаю культуру у традиции других национальностей, пресекаю неуважительное отношение к ним (11;
- я проявляю интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей (10);
у меня не вызывает интерес культура других национальностей(8);
как правило, я пренебрежительно отношусь к культуре и традициям других национальностей (0).
. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности:
- я берегу общественное достояние, уважаю чужую собственность, стимулирую к этому других(12);
- я уважаю чужую собственность, берегу общественное достояние (12);
Я не забочусь об общественном достоянии и чужой собственности, но и не наношу вреда им (11);
я могу нанести ущерб чужой и общественной собственности (0);
. Бережливость и экономность в отношении к личной собственности:
- я берегу личные вещи, экономно и разумно трачу денежные средства, удерживаю от неразумных трат своих близких и товарищей (13);
- я в целом берегу личные вещи и разумно трачу денежные средства (12);
я не особенно забочусь о сбережении своих вещей и иногда люблю потратить лишнее (3);
я небережлив и расточителен (0).
. Успешность в учении и самообразовании:
- я реализую свои способности в учении, дополнительно развиваю их вне школы, имею свои собственные приемы обучения, поддерживаю среди товарищей престиж знаний, умею извлекать пользу из опыта (11);
- я в целом успешен в учении, стремлюсь самостоятельно решать свои проблемы (10);
я недостаточно успешен в учении, зачастую нуждаюсь в поддержке учителей и товарищей при организации учебной деятельности (14);
я не успешен в учебе и не люблю учиться (0).
. Интеллект:
- я не умею оценивать происходящее вокруг, критически воспринимать новую информацию и отстаиваю свою позицию в дискуссиях(3);
- я в целом умею оценивать происходящее вокруг и восприимчив к новой информации (12);
мне, как правило, достаточно сложно разбираться в происходящем; я теряюсь, попадая в новое окружение, а в дискуссии являюсь пассивным слушателем (7);
меня не интересует происходящее вокруг (0).
. Деловитость и организованность:
- я организованный и деловитый, умею определить свое место в группе и в совместной деятельности, умею включаться в новое дело, нести ответственность, довожу дело до конца 13);
- я в целом организованный, умею работать в группе под руководством других людей (12);
мне трудно самостоятельно организовать свою работу, я, как правело, принимаю участие в деле под руководством других (11);
мне, как правело, не удается организовать свою деятельность, я не люблю что-либо делать (0);
. Коммуникативность:
- я люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними, способен решать конфликты, договариваться, разрабатывать и проводить разные мероприятия (13);
- я люблю общаться с людьми, умею работать в группе, но испытываю затруднения в решении конфликтных ситуаций 9);
я предпочитаю работать один, потому что не всегда умею договариваться с людьми, а во время дискуссии обычно молчу (5);
меня раздражают большие компании, я не уютно чувствую себя в обществе (2);
. Готовность прийти на помощь:
- я готов прийти на помощь практически каждому, кто в ней нуждается, всегда стараюсь участвовать в акциях взаимопомощи и милосердия (13);
- я охотно иду на помощь друзьям и товарищам в решении проблемы (12);
я не охотно иду на помощь и поддержку других, а если и поддерживаю кого-то, то чаще всего «за компанию» (1);
меня не волнуют чужие проблемы.0
. Тактичность. Культура поведения:
- я тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами, одобряю и поддерживаю эти чувства у других (13);
я в целом тактичен и вежлив, но спокойно реагирую на бестактность других по отношению к окружающим (12);
- я вежлив и тактичен, как правило, лишь в присутствии старших и педагогов (11);
я не стараюсь быть тактичным и вежливым (0).
. Здоровый образ жизни:
- я считаю, что необходимо вести здоровый образ жизни, укрепляя своё здоровье; я занимаюсь этим и привлекаю своих друзей; я не имею вредных привычек (13);
- я в целом виду здоровый образ жизни, укрепляю своё здоровье, но не всегда могу преодолеть свои вредные привычки (2);
я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни; думаю, что иногда можно и поразвлечься, не обращая внимания на возможные негативные последствия (1);
я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни в принципе; имею вредные привычки и думаю, что они - нормальное явление (0).
. Целеустремлённость в самоопределении:
- я уже определился в жизни, упорно и настойчиво работаю на пути достижения данной цели, поддерживаю в самоопределении других (3);
- я настойчиво работаю над собой в плане самоопределения (7);
я еще не определился в жизненных планах, нуждаюсь в поддержке и советах (6);
я не имею никаких жизненных целей (4);
. Информированность:
- я умею получать информацию с помощью различных источников, работать с документами, классифицировать их, проводить опросы, консультироваться (13);
я в целом умею получать информацию, работать с научной литературой (12);
- я с трудом самостоятельно нахожу нужную информацию, нуждаюсь при этом в помощи (8);
я не умею самостоятельно получать и обрабатывать информацию (0).
. Чувство собственного достоинства:
- я всегда стараюсь поступать достойно, уважать достоинство других 1(3);
- я в целом стараюсь поступать достойно (12);
я не всегда задумываюсь о том, насколько достойно веду себя (1);
я не забочусь о том, насколько достойно поступил, не думаю о том, как оценят мои поступки окружающие (0).
. Адаптированность:
- я обладаю гибкостью мышления, умею находить новые решения в проблемной, нестандартной, сложной ситуации (3);
- я стараюсь самостоятельно решать собственные проблемы, но иногда прибегаю к чьей-то помощи (12);
я иногда теряюсь в сложной ситуации и не могу решить собственные проблемы без поддержки других людей (9);
я не умею решать собственные проблемы без чьей-либо поддержки (0).
Тест М. Рокича «Ценностные ориентации»
Список А (терминальные ценности):
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
здоровье (физическое и психическое);
интересная работа;
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
наличие хороших и верных друзей;
общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
счастливая семейная жизнь;
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
творчество (возможность творческой деятельности);
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
воспитанность (хорошие манеры);
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
жизнерадостность (чувство юмора);
исполнительность (дисциплинированность);
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
непримиримость к недостаткам в себе и других;
образованность (широта знаний, высокая общая культура);
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
честность (правдивость, искренность);
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
чуткость (заботливость).
Приложение 3
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
- всегда;
- почти всегда;
- иногда;
- очень редко;
- никогда.
. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
. Я умею прощать людей.
. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
. Мне нравится помогать другим.
. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
. Переживаю неприятности других, как свои.
. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
Обработка полученных данных.
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение 4
Конспекты уроков по воспитанию гражданской позиции учащихся 10 класса
Урок 1-2. Моя гражданская позиция.
(2 часа)
Цель: рассмотреть гражданскую позицию.
Задачи:
образовательные: определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины, обобщить и расширить знания о политическом статусе личности, политической культуре и демократии, формах участия граждан в политической жизни страны, особенностях президентских выборов и президентской власти;
развивающая: совершенствовать умения самостоятельно добывать знания (работа с документами), систематизировать и творчески применять знания (заполнение анкеты, подготовка проектов, анализ и обобщение данных);
воспитательная: способствовать формированию активной гражданской позиции, формировать чувство ответственности за будущее своей страны
Тип урока - изучение новых знаний.
Оборудование:
. «Конституция Российской Федерации 1993».
. Таблицы «Функции, компетенции Президента.
. Бланки «Анкета избирателя №1 «10 качеств, необходимых Президенту страны».
. Бланки «Анкета избирателя № 2».
. Таблички на столы: «Школьник», «Студент», «Призывник», «Пенсионер», «Предприниматель», «Житель с. Заветное».
. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг, портрет Президента).
. Плакат с цитатой - эпиграфом урока. «Чем активнее будет каждая личность, тем выше будут ее идеалы, тем быстрее мы будем приближаться к Правде и тем чище и прекрасней будет Правда человеческая!» П. Сорокин.
. Стенгазета «Из истории выборов и демократии».
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие
представление гостей
выступление одного из гостей (об акции «Голосует молодежь»)
сообщение учителя о целях урока и порядке работы
2. Основной этап:
1) Политический статус гражданина Российской Федерации.
) Формы участия граждан в политической жизни страны.
) Президентские выборы.
) Моя гражданская позиция.
3. Заключительный этап: «Круглый стол» с участием гостей (дискуссия об участии в выборах).
1. Сегодня у нас не совсем обычный и очень важный урок. На наш урок пришли, отложив свои серьезные дела, гости: (представление гостей). Одному из них мы предоставляем слово: (выступление об Акции «Голосует молодежь»)
Чем мы займемся на нашем уроке?
Во-первых, повторим, обобщим наши знания о политическом статусе граждан России, расширим наши представления о политической культуре, представительной власти;
во-вторых, дадим оценку имеющимся в нашем обществе формам участия граждан в политической жизни;
в-третьих, определим для себя индивидуальный подход к выборам и свою гражданскую ответственность.
Зачем Вам все это?
Чтобы Вы ощутили свою причастность к жизни своего государства, своего народа. Чтобы каждый для себя понял: от моей позиции зависит многое в этой стране. Именно поэтому тема нашего урока: «Моя гражданская позиция».
Итак, каждый из нас с гордостью может сказать: «Я - гражданин России». Для каждого из нас священны символы нашего государства: герб, флаг, гимн. (Звучит Гимн Российской Федерации).
) Основным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. Обратимся к тексту Конституции: ученик читает ст. 1(1) и ст. 3(1,2).
Демократия в нашей стране осуществляется в 2-х формах - представительная и непосредственная. Объясните, как Вы это понимаете? (учащиеся объясняют).
Какие же политические права имеют граждане России? (Обратимся к главе 2 Конституции, читаем ст. 32).
Избирательное право гражданина может быть активным и пассивным. Объясните, как Вы это понимаете. (Учащиеся объясняют).
Что такое политический статус гражданина? Политические права граждан в совокупности составляют политической статус жителя нашей страны.
) Обладая политическими правами, граждане могут активно участвовать в политической жизни страны. Назовите основные формы участия (учащиеся перечисляют).
Каждый гражданин выбирает для себя конкретную роль: он может быть политическим лидером, государственным деятелем, активным участником политических митингов. Однако далеко не все граждане захотят сделать политику своей профессией. Но, существует необходимый, гарантированный Конституцией, минимум политической деятельности - это участие в демократических выборах. Наша страна готовится к важному событию в политической жизни - выборам Президента страны.
) В марте 2012 года в России - выборы Президента, важный, ответственный момент в судьбе страны.
Поговорим о законодательной базе выборов президента. Учащиеся изучают документы: Конституции РФ, статья 81; Основные положения Федерального закона «О выборах Президента РФ от 10 января 2003г№19-ФЗ», пункты 1-6.
Какие функции и компетенции имеет Президент? (изучаем по таблицам)
) В руках Президента во многом находится судьба страны. Каким же должен быть Президент? Какими качествами он должен обладать? Над этим вопросом Вы думали, когда заполняли анкету: «10 качеств, необходимых Президенту». Анализируем итоги анкеты. На доске ученик записывает качества Президента по степени важности, по мнению учащихся.
В марте 2012 года граждане России выберут Президента, который будет обладать такими качествами.
С предстоящими выборами граждане России связывают большие надежды. Что мы ожидаем от нового Президента?
Учащиеся, предварительно поделившись на группы и подготовившись, отвечают на вопрос от лица: «школьника», «студента», «призывника», «пенсионера», «предпринимателя», «жителя села Заветное» (на столах соответствующие таблички).
Учитель подводит итоги. Важно отметить, что в наказах Президенту учащиеся занимают не иждивенческую позицию, а готовы внести свой вклад в развитие страны.
) Пройдут 1-2 года, вы станете полноправными гражданами и сможете реализовать свое избирательное право. Вы должны быть убеждены, что от Вашего голоса зависит судьба страны. Я обращаю Ваше внимание на слова нашего соотечественника (цитата П. Сорокина).
. В заключение, приглашаем к нашему разговору гостей. Ведь это люди, за плечами которых большой жизненный опыт, ответственная работа.
Много полезного, интересного мы узнали на уроке. Все разложили по полочкам, все ясно и понятно. Но, к сожалению, в жизни бывает сложнее. Среди окружающих вас людей бытуют разные мнения об участии в выборах:
. «На выборы ходить бесполезно, все равно будет так, как захотят власть имущие».
. «Все равно от моего голоса ничего не зависит. Правильно писал Маяковский: «Голос единицы тоньше писка...»
. «Ходить на выборы не модно! Туда ходят одни старики».
. «Зачем такие деньги тратят на выборы, лучше бы людям отдали».
Проводится дискуссия по предложенным позициям.
В заключении все заполняют «Анкету избирателя №2» (приложения). Заключительное слово одному из гостей.
АНКЕТА ИЗБИРАТЕЛЯ №1
Подумайте и напишите 10 качеств, которые с вашей точки зрения обязательно должны быть у будущего президента
Самые важные | 1. 2. 3. |
Просто важные | 4. 5. 6. |
Менее важные | 7. 8. 9. 10. |
Анкета избирателя №2
. Если бы Вам исполнилось уже 18 лет, пошли бы Вы на выборы?
1) да
2) не знаю
) нет
. Участвуют ли выборах члены Вашей семьи?
)да
) не знаю
)нет
. «Голос единицы тоньше писка...» - согласны ли Вы с мнением
В. Маяковского.
)нет
) да
) не знаю
. Интересно ли Вам знать об итогах Выборов?
)да
) мне все равно
) не знаю
. Считаете ли Вы, что выборы в нашей стране проводятся честно?
) нет
) да
) мне все равно
Анализ анкеты: номер ответа соответствует количеству баллов.
-6 баллов - Вы активный избиратель
-10 баллов - Вы не отличаетесь активностью.
Более 10 баллов - Вы пассивный, равнодушный избиратель.
Урок 3. Становление общества (1 час)
Цель: сформировать у учащихся представления об основных концепциях происхождения человека и становления общества.
Задачи:
образовательные: ознакомится с понятиями антропогенез и социогенез; охарактеризовать основные концепции на проблему происхождения человека и становление общества; научить самостоятельно, отбирать теоретический материал по проблеме;
развивающая: развить умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами; сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
воспитательные: привлечь учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению социально-общественных проблем.
Тип урока: практическая работа с использованием интернет-ресурсов.
Оборудование: персональные компьютеры, рабочий лист (Приложение 1), используемые интернет-ресурсы (Приложение 2 <https://festival.1september.ru/articles/621367/pril2.doc>).
Ход урока
1. Орг. момент.
. Определение темы, целей и задачи урока.
На прошлых уроках мы познакомились с основными историческими этапами развития мировой философской мысли, а также со взглядами наиболее выдающихся философов на проблему развития человека и человеческого общества.
Сегодня мы переходим к изучению следующей главы, которая называется «Человек и общество».
Подробный разговор о сущности человека и общества еще впереди, а сегодня нам необходимо познакомиться с двумя новыми понятиями: антропогенез и социогенез. А также рассмотреть основные концепции происхождения человека и общества.
До сих пор нет единой точки зрения на проблему происхождения человека и общества.
Существует несколько теории. И задача нашего сегодняшнего урока состоит в том, что нам необходимо получить представление о наиболее известных концепциях по данной проблеме.
Изучение данной темы будет проходить в виде практической работы с использованием интернет-ресурсов, которые позволят вам получить наиболее полное представление о разнообразии взглядов на данную проблему.
План нашей работы будет следующим:
1. Вам необходимо, изучить предложенный теоретический материал (Приложение 2) и выполнить задания практической работы.
2. По ходу изучения нового материала заполнить рабочий лист (Приложение 1).
. Изучение нового материала
Учащимся предлагается самостоятельно изучить подобранные учителем интернет-ресурсы (Приложение2) и выполнить задания практической работы.
Задания
I. Концепции антропогенеза.
Прочитайте теоретический материал " Концепции антропогенеза "
Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок
. Что такое антропогенез?
Из каких научных дисциплин он состоит?
. Составьте таблицу: «Основные теории и концепции происхождения человека».
Используйте также дополнительный материал:
Что такое креационная модель?
Посмотрите м/ф «Сотворение»
Идея глобального эволюционизма
Синтетическая теория эволюции
Название теории | Суть теории | Приверженцы теории |
1. Креационизм | ||
2. Глобальный эволюционизм | ||
3. Синтетическая теория эволюции | ||
4. Трудовая концепция антропогенеза | ||
5. Гипотеза фетализации | ||
6. Концепция Г. Вейнерта | ||
7. Концепция Б.Ф. Поршнева |
. Становление общества.
Прочитайте теоретический материал «Становление общества».
Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок.
. Что такое социогенез?
. Составьте таблицу: «Основные гипотезы происхождения общества».
Название | Суть гипотезы | Приверженцы гипотезы |
1. Трудовая гипотеза | ||
2. Психоаналитическая гипотеза | ||
3.Философско-антропологическая гипотез | ||
4. Духовная гипотеза |
. Домашнее задание, инструктаж.
Домашнее задание: параграф 7 (учебник: Обществознание: профильный уровень, под ред. Л.Н.Боголюбова), устно ответить на вопросы после параграфа. Обратить внимание на отрывок из книги российского философа А.Г. Спиркина «Человек и человечество», выполнить вопросы и задания к источнику.
Урок 4-5. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание.
(2 часа)
Цель: рассмотреть предпосылки правомерного поведения: правовое сознание, правовую культуру.
Задачи:
образовательная: выявить и рассмотреть предпосылки правомерного поведения;
развивающая: развивать навыки работы с источниками, докментами;
воспитательная: правосознание и правовую культуру.
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: проектор, презентация, документы, учебники.
Ход урока
. Сообщение темы и цели урока.
. Активизация учебной деятельности. Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Какие правовые знания нам нужны? Кого можно назвать правокультурным человеком?
. Изучение нового материала.
Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества. Рассмотрим, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.
Правосознание
Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.
Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «О ветеранах» вызвал положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии были восприняты как забота (хотя и запоздалая) о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Однако вскоре многие разочаровались в законе, поскольку тот практически не был обеспечен материально. Поэтому реальное исполнение Федерального закона «О ветеранах» началось лишь в 1998 г.
Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правой психологии и поведенческого элемента (установок).
Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений и доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.
В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.
Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? Выпускника неюридического вуза?)
Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.
Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.
Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Правовая установка - это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.
Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодёжи, крестьян и т. п.), общественного (правосознание всего общества).
Давайте разберёмся, как взаимодействуют право и правосознание.
Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.
Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания. Так, например, согласно закону судья решает дело, руководствуясь конкретной статьёй закона и собственным правосознанием.
В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.
В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.
Правовая культура
Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.
Правовая культура личности - это, прежде всего, уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого.
Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характеризуется определённым уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.
Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.
Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.
Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностных лиц.
Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.
Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.
Какие же функции выполняет правовая культура в современном обществе?
Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.
Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.
Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.
Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интере