Диаграмма 7. Диагностика уровня сформированности поведенческого компонента гражданской позиции старшеклассников на контрольном этапе




 

Наглядно соотношение уровней сформированности гражданской позиции старшеклассников показано в таблице 2.

 

Таблица 2.

Уровни сформированности гражданской позиции старшеклассников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%)

Компоненты Уровни сформированности
  Низкий Средний Высокий
  До работы После работы До работы После работы До работы После работы
Когнитивный компонент гражданской позиции 20% - 60% 40% 40% 60%
Эмоционально-ценностный компонент гражданской позиции 20% - 40% 20% 40% 70%
Поведенческий компонент гражданской позиции 20% - 50% 20% 30% 70%

Таким образом, анализ экспериментальных данных свидетельствует об изменении уровня сформированности гражданской позиции у старшеклассников. Низкий уровень правосознания не зафиксирован, что свидетельствует об эффективности проделанной нами работы.

 

Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания

 

Проведенное нами исследование, позволило написать некоторые рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания.

Главным условием эффективности воспитания гражданской позиции старшеклассников является её системность. Система гражданского воспитания учащихся включает: цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики уровней развития гражданственности.

Целью гражданского воспитания является усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе).

В соответствии с целью должна быть создана собственная методическая система учителя, которая включает в себя:

цели;

методический стиль учителя;

особенности организации учебной деятельности.

Одной из важнейших задач по воспитанию гражданской позиции является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

Для успешного воспитания гражданских качеств средствами уроков обществознания необходимо:

усиление мотивации, осознание важности, а также целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;

через содержание уроков обществознания необходимо рассмотреть вопросы о гражданском воспитании, личной свободе гражданина, гражданском сознании, долге;

разнообразить формы и методы работы учителя. Можно проводить дебаты, творческие задания, игры, организовывать проектную деятельность, использовать информационные компьютерные технологии;

необходима постоянная работа с документами, докладами, сообщениями, рефератами, презентациями на темы, затрагивающие гражданское самосознание. Большое значение имеет работа с Конституцией РФ и другими нормативными документами. Такая деятельность способствует формированию гражданской позиции, долга, правовой культуры;

в ходе работы учащиеся должны не только высказать, но и доказать свою позицию. Проявляя инициативу и самостоятельность на уроке, они развивают у себя гражданскую ответственность и активность;

при формировании гражданских и правовых компетенций необходима опора на личный опыт учащихся;

необходимо увеличить самостоятельную работу на уроке.

Основополагающими темами для формирования гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания могут стать «Моя гражданская позиция» «Предпосылки правомерного поведения», «Сущность человеческой деятельности» и др.

 


Заключение

 

Проведенное нами исследование проблемы позволило сформулировать выводы

1. Проблема гражданского воспитания в современной школе на сегодняшний день является актуальной. Гражданское воспитание - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это - целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения. Ведущим предметом в воспитании гражданской позиции является обществознание.

. Гражданская позиция - это свойство личности, проявляющееся в разнообразных видах деятельности, в том числе социальной, содействующее успешной ее социализации. Воспитание гражданской позиции старшеклассников определяется как целенаправленный, непрерывный и специально организуемый процесс личностно значимой гражданской деятельности старшеклассников, предполагающий освоение гражданского опыта с целью самореализации и выполнения гражданского долга.

. В настоящее время в современной школе происходит процесс формирования новой системы воспитания молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции. Содержание гражданского образования реализуется в первую очередь на уроках обществознания. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Именно на уроках обществознания открываются широкие возможности единой правовой, политической и нравственной культуры, лежащие в основе гражданственности, а учащиеся приобретают опыт освоения основных социальных ролей.

4. Для выявления уровня гражданской позиции старшеклассников мы провели диагностическое исследование на безе 10 «Б» класса муниципального общеобразовательного казенного учреждения средней школы № 4 города Шадринска Курганской области. Результаты диагностики показали необходимость работы по формированию гражданской позиции учащихся.

. Нами была разработана и проведена система уроков обществознания, способствующая воспитанию гражданской позиции старшеклассников.

. В результате повторной диагностики оказалось, что проведенная нами система уроков по обществознанию оказалась эффективной, уровни проявления гражданской позиции у учащихся выросли. Это позволило составить методические рекомендации по формированию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение. Прайм. - Режим доступа: garant.ru <https://www.garant.ru/> / doc99483 <https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/>. - 19.09.2013.

. Государственная программа «Гражданское образование в Российской Федерации на 2011-2015 годы (Формирование демократической гражданственности в РФ)» [Электронный ресурс] // Федеральное архивное агентство. - Режим доступа: archives.ru <https://archives.ru/>›programs/patriot_2015.shtml <https://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml>. -19.12.2013.

. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. - Режим доступа: zakonrf.info <https://www.zakonrf.info/>›zakon-ob-obrazovanii/ <https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/>. -15.02.2014.

. Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (15.01.04) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi... - 25.01.2014.

. Концепция модернизации российского образования [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. - Режим доступа: archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtl. - 16.01.2014.

. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Юридическая литература, 2009. - 64 с.

Научная литература

7. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

. Аристотель. Сочинения [Текст]: в 4-х т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1975-1984.

9. Боголюбов, Л.Н. Программа по курсу «Обществознание», 10-11 классы, профильный уровень [Текст] / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Просвещение, 2009. - 64 с.

10. Богомаз, М.В. Теоритические основы гражданского воспитания [Электронный ресурс] / М. В. Богомаз // Гражданином быть обязан! методический портал. - Режим доступа: -https://www.smolpedagog.ru/read_ RF_teory.html. 17.0 <https://www.smolpedagog.ru/read_%20RF_teory.html.%20%2017.0>7.2013.

11. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская Педагогика. - 1995. - № 4. С. 29-36.

12. Быкова, Н.Н. Роль уроков обществознания в формировании правовой компетентности учащихся [Электронный ресурс] / Н. Н. Быкова // Сайт ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус». - Режим доступа: kadet-kazak.ru/.../. - 05.01.2014.

13. Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации [Электронный ресурс] // Методический портал. - Режим доступа: http: www.jourclub.ru/6/112/ <https://http:%20www.jourclub.ru/6/112/>. - 19.12.2013.

14. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста. Планирование и конспекты занятий [Текст]: методическое пособие для педагогов / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. - СПб, 2010. - 192 с.

15. Волобоева, Н.Н. Комплекс социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции подростков // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической конференции. - Омск, ОмГПУ, 2006. - С.53-55.

. Волобоева, Н.Н. Этапы развития гражданской позиции подростков в внеучебной деятельности // Перспективы развития современной школы. - №2 (научно-методический журнал). - Воронеж, 2007. - С. 78-80.

. Выготский, Л.С. Моральное поведение [Текст] / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2010. - С. 256-279.

18. Гаврилычева, Г.Ф. <https://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe?Z21ID=&I21DBN=STATI&P21DBN=STATI&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=3&S21P02=0&S21P03=A=&S21COLORTERMS=0&S21STR=%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8B%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%93%2E%20%D0%A4%2E> Гражданское воспитание: опыт и перспективы [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников: теорет. и науч.-метод. журн. - 2010. - № 3. - С. 3-11.

19. Гаязов, А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности [Текст] / А. С. Гаязов // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / отв. ред. М. А. Галагузова. - Екатеринбург: СВ-96, 2001. - Вып. 4. - С. 359-371.

. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития: Рекомендации второй Всероссийской научно-практической конференции [Текст] // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. С. 8-10.

. Гревцева, Г.Я, Скребцова, Т.П. Программа гражданского воспитания школьников «Совсем рядом» Текст. // В.А. Сухомлинский и современная педагогика: материалы вуз. конф. Челябинск: ЧГПУ, 2004. - С. 37-41.

. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход [Текст] / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

23. Головлева, О.В. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время [Электронный ресурс] / О. В. Головлева // Социальная сеть работников образования. nsportal.ru <https://nsportal.ru/>. - Режим доступа: nsportal.ru <https://nsportal.ru/>›Школа <https://nsportal.ru/shkola>›История <https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library>›…-i-vo-vneurochnoe-vremya <https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokakh-i-vo-vneurochnoe-vremya>. - 10.10.2013.

24. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. - 251 с.

. Диагностика уровня сформированности гражданственности [Текст] // Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 10-12.

26. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] / И. Н. Емельянова. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

27. Евдокимова, Т.Ю. Формирование гражданина Российской Федерации через учебную деятельность [Электронный ресурс] / Т. Ю. Евдокимова // Методический портал. - Режим доступа: school4kadet.ucoz.org <https://school4kadet.ucoz.org/>›seminar/ seminar <https://school4kadet.ucoz.org/seminar/seminar_direktorov.doc>. - 03.02.2014.

. Клабукова, Г.Н. Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах [Электронный ресурс] / Г. Н. Клабукова // Методический портал. - Режим доступа: school-uk.ru <https://school-uk.ru/>›documents/export=19 <https://school-uk.ru/documents/?export=19>. - 01.12.2013.

. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] / В. И. Лутовинов // Педагогика. - № 6. - 2006. - С. 57-59.

. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А. С. Макаренко; сост. Р. М. Бескин, М. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

. Малолина, И.А. Открытый интегрированный урок по обществознанию «Современная семья» [Электронный ресурс] / И. А. Малолина // Методический портал. - Режим доступа: svetlodolskaya.ucoz.ru <https://svetlodolskaya.ucoz.ru/>›publ…po_ obshhestvo znaniju…3 <https://svetlodolskaya.ucoz.ru/publ/otkrytyj_integrirovannyj_urok_po_obshhestvoznaniju_quot_sovremennaja_semja_quot/1-1-0-3>. - 16.11.2013.

. Метлик, И.В. <https://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe?Z21ID=&I21DBN=STATI&P21DBN=STATI&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=3&S21P02=0&S21P03=A=&S21COLORTERMS=0&S21STR=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%98%2E%20%D0%92%2E> Ценностное ядро гражданского воспитания школьников [Текст] / И. В. Метлик // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 3-10.

. Михайлова, Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание: понятие и сущность [Электронный ресурс] / Е. Н. Михайлова // Начальная школа. Воспитательная работа. - Режим доступа: nsportal.ru <https://nsportal.ru/>…-i-sushchnost <https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-ponyatie-i-sushchnost>. -27.01.2014.

35. Насырова, М.Б. Воспитание культуры межнационального общения: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 140 с.

36. Наумова, Е.В. Активные формы преподавания на уроках обществознания [Электронный ресурс] / Е. В. Наумова // Методический портал. - Режим доступа: sukhodol-sch1.ucoz.ru <https://sukhodol-sch1.ucoz.ru/>›metod_kop_doc… Naumova.pdf <https://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/NPK-2012/Naumova.pdf>. - 02.02.2014.

37. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

. Опросник для обучающихся «Мои ценности» [Текст] // Воспитательная работа в школе. - 2008. - № 4. - С. 4-5.

39. Погосян, Л.Х. Компоненты и уровни сформированности гражданственности у подростков общеобразовательной школы [Текст] / Л. Х. Погосян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена <https://cyberleninka.ru/journal/n/izvestiya-rossiyskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo-universiteta-im-a-i-gertsena>. - 2009. - № 7. - С. 248-251.

40. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании [Текст]: пед. соч. в 2 т. / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. - Т. 1. - 540 с.

41. Сластенин, В.А. ---Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2002. 512 с. <https://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html>

. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

43. Сергеева, М.Г. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] / М. Г. Сергеева // Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. 2013 г. - Режим доступа: rudocs.exdat.com/docs2/index-584937.html. - 09.12.2013.

. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.

45. Торохтий, В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / В. С. Торохтий // Гражданином быть обязан: методический портал. - Режим доступа: smolpedagog.ru <https://www.smolpedagog.ru/>›article 26.html <https://www.smolpedagog.ru/article%2026.html>. - 12.12.2013.

46. Толстой, Л.Н. Воспитание и образование [Текст] / Л. Н. Толстой // Родительское собрание. - 2004. - № 4. - С.3-30.

47. Усольцева, Н.Н. Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях [Электронный ресурс] / Н. Н. Усольцева // Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. 2012 г. - Режим доступа: festival.1september.ru <https://festival.1september.ru/>›. - 13.12.2013.

. Филонов, Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований [Текст] / Г. Н. Филонов // Педагогика. - 2000. - № 9. - С. 11-17.

49. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 520 с.

50. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений [Текст]: В 2 ч. Ч.1. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2011. - 463 с.

. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 48 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

Анкета «Мы - граждане России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

 

. Гражданин - это ………………………

. Закон - это …………………………………………

. Конституция - это ……………………………………

. Что значит быть гражданином?

Быть гражданином - значит ……………………………………

. Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет

. Какие права имеет гражданин?

Гражданин имеет право …………………………………………

. Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.

. Какие обязанности имеет гражданин?

Гражданин имеет обязанности ……………………………………

 


Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: