ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы приоритетным




Воспитание гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания

 

 

Шадринска, 2014


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, формирование активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Необходимо также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль российского образования. И гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.

Происходящая в России реформа школьного образования заставляет по-новому взглянуть на содержание наработок последних лет в области гражданско-патриотического воспитания. Оно стало направлением образовательной политики России. Это система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формировании духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданско-патриотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократичному поведению всех участников образовательного процесса. Каждое из вышеуказанных направлений заслуживает безусловного внимания.

Безусловно, огромную роль в решении данной проблемы играют уроки обществознания. В условиях стремительного информационного роста главной целью обучающих является: научить принципам самообразования, пробудить внутреннюю потребность к образованности, способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике. Вопросы социализации учащихся ставят задачу развития творческого начала личности учащегося, способного адаптироваться в быстро меняющихся экономических и общественных отношениях. Очевидно, то что следует максимально использовать возможности предметов обществоведческого цикла для знакомства учащихся с основными политическими силами страны, что представляется особенно важным в связи с предстоящими в 2012 году выборами президента России. На сегодняшний день преподавателям необходимо помочь своим учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы, так как родители передают детям своё разочарование в политическом курсе страны как 90-х г.г. так и начала 21 века, а зачастую ученики имеют и свой негативный социальный опыт

Исследование литературы по теме исследования показывает, что изучаемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Однако для рассмотрения воспитания гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания необходимо усовершенствование практической работы.

Цель исследования заключается в разработке системы уроков обществознания по воспитанию патриотизма у школьников старших классов.

Объект исследования - образовательный процесс на уроках обществознания.

Предмет исследования - особенности воспитания патриотизма у учащихся старших классов на уроках обществознания.

Задачи исследования:

1. Изучить содержание патриотического воспитания в современной школе.

2. Выявить особенности воспитания патриотизма у старшеклассников на современном этапе.

. Рассмотреть уроки обществознания как средство и источник формирования патриотизма у старшеклассников.

. Провести опытно-поисковую работу по воспитанию патриотизма у учащихся старших классов на уроках обществознания.

. Разработать систему уроков обществознания по воспитанию патриотизма у старшеклассников.

. Разработать методические рекомендации по воспитанию патриотизма у старшеклассников на уроках обществознания.

Методологической основой исследования стали общетеоретические методы: анализ, синтез; частные методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, опытно-поисковая работа, математические методы обработки результатов исследования.

База исследования: 11 класс муниципального общеобразовательного казенного учреждения Терсюкской средней школы Курганской области, Шатровского района.

Практическая значимость. Работа выполнена на кафедре правовых дисциплин ШГПИ, где прошла обсуждение и была одобрена. Значимость исследования состоит в том, что материалы настоящей работы могут быть использованы учителями обществознания в целях усовершенствования педагогического процесса по воспитанию патриотизма у старшеклассников.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложения.

 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Содержание гражданского воспитания в современной школе

 

Сегодня воспитание современной молодежи осуществляется в сложный и противоречивый период изменения социально-экономических и политических условий, обострившихся межнациональных конфликтов, развития правового государства, потери национального самосознания, упадка патриотических чувств, обострения общечеловеческих, мировых проблем. В связи с этим крайне актуальным становится патриотическое воспитание молодого поколения, в частности - учащихся старших классов.

Одна из основных проблем современных исследований патриотизма в том, что они не дают картины, которая характеризовала бы патриотизм во всей полноте рассматриваемого явления. Во многом это объясняется тем, что патриотизм по своей природе очень многоаспектен, многообразен в формах проявления. Каждое исследование проблем патриотизма носит яркий след личной гражданской позиции автора, отношения к своей стране.

Следует отметить, что при всем многообразии трудов в области патриотизма фундаментальных исследований данной проблемы мало. На изучениа природы патриотизма, его изученности в отечественной и зарубежной литературе и многих других направлениях существует огромный запрос как со стороны государства, так и граждан.

Слово патриотизм является производным от латинского «patria» - отечество и используется как обозначение национального единства, идентификации индивида с прошлым, настоящим и будущим своей страны. В русском языке слово патриот впервые было введено Петром I. При его правлении идея службы отечеству была очень сильна. В России изначально ставился акцент на военной стороне патриотизма. В процессе развития идей патриотизма его толкование ширилось, связывалось не только с военным аспектом, но и с гордостью за свою страну, народ и др.

В.И. Даль рассматривает патриотизм через толкование термина патриот: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне» [2]. Советский энциклопедический словарь предлагает следующее значение термина патриотизм: «…одно из глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [5]. По сути, первыми примерами патриотического воспитания можно назвать устные предания, пословицы, поговорки, народные песни, сказки, былины и др. произведения устного народного творчества.

«Поучения князя Владимира Мономаха детям» - не только памятник, отражающий идеалы Древней Руси, но и призыв к детям любить свою родину, защищать ее от врагов. Отсутствие слова патриотизм не умаляет сущности самого нравственного начала - любви к родине, которое формировалось уже во времена Древней Руси.

Обратимся к взглядам о сущности понятий патриот, патриотизм А.Н. Радищева. С одной стороны, А.Н. Радищев считал, что настоящий патриот это тот, кто способен активно бороться с самодержавием ради угнетённого народа, поэтому крепостные крестьяне не могут быть патриотами. С другой стороны, писатель, публицист, основоположник русской революционной педагогики А.Н. Радищев в труде «Беседа о том, что есть сын Отечества», раскрывая содержание категории «патриот», подчеркивает, что «не все, рожденные в Отечестве, достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)» [3; c. 378]. Мыслитель выделяет три отличительных признака сына Отечества (патриота): первый - честолюбие (любовь к чести) - «Он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнию; если же она нужна для Отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствования соотечественников своих» [3; с. 380]. Второй - благонравие; третий - благородство: «Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими…истинное Благородство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честию, которая не инде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим соотечественникам…» [3; с. 380]. А.Ф. Бестужев отдавал предпочтение в гражданском становлении молодежи общественному воспитанию: возможность молодежи познать гражданское общество, приобретение понимания всех членов общества необходимости жить друг с другом, ограничивая пределы своей свободы, умения общаться с другими членами общества, формирование у молодежи готовности все сделать, что требуют честь, должность, Отечество. Автор указывает в своей работе, что гражданско-патриотические качества приобретаются в процессе воспитания, проходя путь от чувств к приобретению истинных понятий и далее, через опыт, к приобретению навыков и привычек. Он утверждает, что «мнения, желания, страсти, пользы, понятия о добре и зле, о чести и бесчестии, о пороке и добродетели мы приобретаем сперва воспитанием, потом утверждаем оные обхождением. Если сии понятия верны, соглашены с опытом и рассудком, мы становимся существами рассудительными, честными, добродетельными; если же они лживы, если ум наш исполнен заблуждений и предрассудков, мы становимся нерассудительны, не способны ни к своему, ни к взаимному с прочими благосостоянию» [3; с. 424]. Предложенные А.Ф. Бестужевым правила не потеряли своей актуальности и сегодня:

храните законы…защищайте отечество от нападений неприятельских;

доставляйте отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей; не остановитесь в пределах, законами только предписанных, но устремляйтесь делать для него всякое добро, какое только любовь ваша вдохнуть может; да польза оного учинится вашим верховным, единственным законом [3; с. 424].

В.Г. Белинский неоднократно отмечал, что патриотизм необходимо доказывать не словом, а делом. Интерес представляют взгляды Н.Г. Чернышевского, продолжая развивать идеи гражданственности и патриотизма, в своих работах он пишет, что изменить своей родине может только человек с низкой душой, истинный «патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ» [3; с. 474].

Огромную роль в развитии гражданского образования и воспитания подрастающего поколения России сыграл К.Д. Ушинский, в трудах которого прослеживается идея развития у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Педагог подчеркивал, что уже в начальной школе необходимо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Не менее значимый вклад в патриотическое воспитание внесли педагоги, стоящие на позициях национального воспитания, считающие основой воспитания любовь к отечеству (А.А. Мусин-Пушкин, В.С. Вахтеров, В.Н. Сорока-Росинский). В.Н. Сорока-Росинский рассматривал возможность патриотического воспитания через национальную песню, А.А. Мусин-Пушкин отразил самобытное русское понимание идеи народности просвещения [3].

Что касается славянофилов и западников, то и те, и другие считали, что самым главным аспектом сущности патриотизма являются интересы Родины. А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев утверждали, что нельзя противопоставлять Запад - России и Россию - Западу. П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин раскрыли суть этой мысли: Россия - не лучше и не хуже Запада, она другая. Именно эта мысль является объединяющим фактором для обоих направлений и делает их философские идеи важными для последующих поколений.

Проанализировав философские труды русских учёных конца XIX − начала ХХ века хорошо видно, что у каждого имелись свои идеи о патриотизме и личное отношение к нему. Хочется отметить, что в России вопрос патриотизма исторически понимался учёными, политиками, народом как подчинение своей личности, интересам всего народа, страны. В общем, патриотические традиции, получившие оформление в идеях самодержавности, соборности и мессианской роли нашего народа, нашли отражение в работах Н.А. Бердяева, В. Соловьева, Н. Федорова и др.

Революционные идеи 1917 года не могли не найти отражения в понимании сущности патриотизма. В.И. Ленин выделяет особый вид патриотизма, называющийся «революционный патриотизм рабочего класса». Одним из основных критериев этой модели является идея исторической миссии советского народа - быть первым плацдармом в строительстве коммунизма, служить его делу и распространению по всему миру. Одновременно в стране создаётся эмоционально-пропагандистский фон, который способствовал теоретическим подтверждениям этой идеи. В.И. Ленин разделил патриотизм по классовому принципу. Следуя этому постулату, социологическая наука и марксистская философия полностью игнорировали неоднородность общества и рассматривали только социалистический патриотизм.

В 30-е года ХХ века началось возвращение патриотизма в политику Советского Союза. Формируются два течения патриотической мысли: народный и официальный патриотизм. Официальный связывался с «Большой Родиной» и строился на любви к социализму, советской власти, партии и её вождя. Она шла сверху, поддерживалась пропагандой и в основном воздействовала на молодёжь. Народный патриотизм нёс в себе национальный дух, самосознание, традиции. Этот вид патриотизма частично схож с официальным, но, как свидетельствуют документы того периода, анализ прессы и др. факторы, народному патриотизму свойственны свои, специфические черты. В начале Великой Отечественной войны обе ветви патриотизма слились. На первое место вышел народный патриотизм.

Послевоенный период характеризуется большим количеством методических разработок по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи. Особого внимания заслуживают идеи В.А. Сухомлинского. В своих педагогических трудах он дает понимание сущности патриотического воспитания, которая заключается в развитии нравственной доблести человека. Именно нравственность во взаимосвязи с другими личностными характеристиками позволяет видеть мир с патриотических позиций.

В.А. Сухомлинский пишет о том, что патриотическое сознание, любовь к Родине предполагает глубокое понимание современности [4]. Данная позиция сохранила свою актуальность и в современной социокультурной ситуации развития России.

Постсоветская Россия встала перед проблемой необходимости преодоления ценностного вакуума, который возник из-за масштабных политико-социальных изменений.

Сильные преобразования в политическом устройстве и экономике вызвали трансформацию в социо-культурной сфере - деидеологизацию на уровне государства, замену системы ценностей и нравственных ориентиров. Это привело к большим негативным последствиям в воспитании молодёжи. В постсоветском периоде страны сформировались иные критерии и подходы к духовным ценностям, в которые входит и патриотизм. Распад Советского Союза принёс негативный импульс в изучении и воплощении патриотизма. Многие достижения советских учёных стали признаваться неактуальными.

В то же время создавшаяся политико-социальная ситуация способствовала переосмыслению сущности понятия патриотизм, формированию системы новых подходов к организации патриотического воспитания. За последнее десятилетие написано множество работ по исследованию современного патриотизма, в которых силён исследовательский, творческий подход. При этом идеи отечественных мыслителей являются основой сегодняшних концепций патриотизма, патриотического воспитания.

Сейчас в России реализуются и создаются множество проектов, формирующих патриотическое воспитание, патриотические ценности. Патриотическое воспитание имеет приоритетное значение в развитии патриотизма среди молодёжи, поэтому очень важно обеспечивать эффективные механизмы для практической реализации разработанных программ и проектов. Основные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитания патриотического и порядочного человека, который готов к жизни в конкурентном, высокотехнологическом обществе. Обучение в школе должно проходить так, чтобы выпускники могли сами ставить и достигать цели, справляться с различными жизненными ситуациями. Гладилина И.П. отмечает, что среди проблем патриотического воспитания многое объясняется тем, что оно обращено в прошлое, имеет слабую связь с актуальными проблемами современного мира и не имеет перспективной составляющей [1].

Анализ исследований сущности понятия патриотизм позволяет сделать вывод о том, что этот термин трактуется очень неоднозначно. Зачастую патриотизм рассматривается в соответствии с субъективной точкой зрения ученого. Многие мыслители патриотизм объясняют с точки зрения конкретной исторической ситуации и др. Есть множество подходов к толкованию сущности понятия патриотизм:

идеологический, понимающий под патриотизмом готовность служить своей родине, любовь к своему отечеству - чувство, возникающее исторически, под влиянием экономико-социальных аспектов;

социально-философский, видящий в патриотизме отражение духовности человека и общества в целом. Этот подход рассматривает патриотизм, как преданность отечеству, любовь к нему, гордость за его историю, настоящее и желание защищать его интересы. В соответствии с этим подходом патриотизм рассматривается как важнейший аспект общественной и личной культуры духа, предполагающий возможность ставить сверхцели;

социологический подход видит патриотизм как ценностную ориентацию, основа которой лежит в ценностном отношении личность-родина, нравственно-эмоциональной связи, единстве этнических, географических, религиозных, культурных, исторических и эстетических характеристик в понятии Родина. Патриотизм видится трехкомпонентной структурой социальной установки - эффективная составляющая, когнитивная и конативная

Мы также выделяем педагогический подход, рассматривающий формирование и развитие чувства патриотизма не только у подрастающего поколения, но и всего населения страны.

Крайне возрастает роль учителя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой гражданской культурой, сознательностью, ответственного за будущее России. Именно поэтому перед школой сегодня стоит сложная задача: воспитать личность гражданина - личность с государственно-общественным мышлением, ориентированную в своей профессиональной деятельности на решение стратегической задачи, состоящей в укреплении и развитии авторитета российского образования, российского народа и государства на мировой арене.

Для достижения поставленных целей в школе используются различные организационные формы патриотического образования:

- уроки;

внеурочные формы деятельности;

уклад жизни школы;

внешкольные формы деятельности.

Система гражданского воспитания молодежи пришла в упадок во всех образовательных структурах и направлениях. В обществе предпринимается попытка сформулировать новый подход в воспитательной системе учащейся молодежи, разрабатываются цели и задачи воспитания. Достижение выделенных целей и решение выдвинутых задач возможно только при организации комплексного, научно обоснованного подхода к определению содержания гражданского воспитания и формирования гражданственности как интегративного личностного качества учащейся молодежи. А это, в свою очередь, требует теоретического и методологического решения, так как эти аспекты научного поиска будут определяющими при формулировании принципов патриотического воспитания в системе образования.

Б.Т. Лихачев считает, что воспитание патриота - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащейся молодежи, образовательные учреждения, прежде всего, сосредоточивают свои усилия на формировании у учащихся старших классов ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Основной целью патриотического воспитания, по мнению Е.Н. Михайловой, является «формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств».

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями субъектов воспитательного процесса (педагоги образовательных учреждений, родители, общественные организации, школьники и т.д.), так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Школьная практика подтверждает, что ученик формируется как патриот не просто благодаря внешним воздействиям на него, а с помощью отношений с окружающим его миром. Со стороны ученика эти отношения обусловливаются его разносторонней реакцией на окружающий мир и проявляются в деятельности по отношению к внешнему миру, они определяются воспитателем, обстоятельствами, условиями, в которых живет и развивается школьник. Воспитание правильных гражданских отношений - одна из задач деятельности педагога.

Школа - окружающая среда и часть повседневной жизни и опыта старшеклассников. Здесь рождаются проблемы, которые имеют значение для учащихся и обеспечивают возможности для их участия в реальных, а не в ожидаемых действиях. В этом смысл школьной эффективности (участия в улучшении жизни в школе), определенной в исследовании, - может быть, столь же важного фактора будущего политического поведения, как и широко понимаемая политическая эффективность (отношения между гражданами и национальным правительством).

Школы и общественные организации имеют неиспользованный потенциал положительного влияния на гражданскую подготовку молодых людей. Подростки полагают, что совместная работа с другими молодыми людьми в школах и общественных организациях может помочь решению ряда проблем. Учащиеся предпочитают состоять в группах и организациях, в которых они могут работать вместе с другими, равными себе по положению, и видеть результаты своих усилий. Такая деятельность может иметь положительное влияние на гражданские знания, отношения и будущую активность, давая учащимся возможность приобретения практического опыта гражданского участия.

Педагоги осознают важность гражданского образования в подготовке молодых людей к жизни в гражданском обществе. Они едины в своем утверждении, что гражданское образование важно для учащихся, что школы в состоянии играть свою роль в этом процессе и что гражданское воспитание должно быть частью формального учебного плана. Несмотря на то, что преподаватели дисциплин, обеспечивающие гражданское образование, прошли различную профессиональную подготовку, они выражают уверенность относительно своей способности дать учащимся необходимые гражданские знания, проявляют отзывчивость к потребностям и интересам учащихся и в то же время действуют в рамках учебных планов и установок руководящих органов.

Цели-функции воспитания гражданственности разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.

В работах А.С. Гаязова, образовательная цель заключается в том, чтобы «раскрыть учащимся и общегражданские политические ценности ориентации общества, вооружить их умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли и свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у учащихся устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности».

Воспитательная функция, по мнению М.Б. Насыровой, гражданско-политической работы с учащимися «проявляется по мере включения их в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельности. Именно в ней происходит формирование у учащихся таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправлять свои ошибки».

Н.Н. Быкова указывает, что «развивающая функция гражданско-политической работы с учащимися вытекает из образовательной и воспитательной. Цели и функции воспитания гражданственности учащихся достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса».

Весь процесс воспитания, по В.Г. Белинскому, должен быть направлен на выработку у молодого поколения гражданской позиции, активного, действенного патриотизма. Он неоднократно отмечал, что любовь к Родине должна быть действенной, основываться на твердых убеждениях, самостоятельно выработанных, выстраданных, базироваться как на понимании общих законов общественного развития, уверенности в поступательности и необратимости социального прогресса, так и на глубоких, прочных знаниях всех стихий жизни родного народа, горячей, подлинно сыновней к нему любви. Готовности, как он писал, положить душу свою за Отечество.

В настоящее время в современной школе происходит процесс формирования новой системы воспитания молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе, т.к. возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.

Отсюда вытекает главная задача, стоящая перед педагогом - активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому прошлому России.

Современный этап развития общества предполагает необходимость поиска педагогических условий, обеспечивающих сочетание интересов личности и общества, способствующих становлению новых воспитательных идеалов, жизненных ценностей и общественно значимой мотивации поступков.

Большие возможности для гражданского воспитания школьников заложены в содержании всех учебных дисциплин: истории, обществознания, литературы, географии и др. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При этом воспитательное воздействие каждого учебного предмета имеет свою специфику.

Проблема содержания гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Необходимость усиления внимания к проблемам содержания гражданского воспитания в современных школах определяется рядом обстоятельств:

обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;

необходимостью осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека;

усилением гуманитаризации содержания образования;

непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин;

введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения;

созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.

Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.

Итак, проблема гражданского воспитания в современной школе на сегодняшний день является актуальной. Гражданское воспитание - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это - целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

 

1.2 Воспитание гражданской позиции старшеклассников на современном этапе

 

В настоящее время важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе с новыми ценностями, взглядами на жизнь. Для этого каждому члену общества нужны знания, умения и навыки, определяющие отношение к обществу, а также сформированность демократических принципов и их реализация в общении, желании и готовности осуществлять социально полезные действия.

Проведенный анализ литературы показал, что культурно-историческое развитие общества, становление теории гражданского воспитания старшеклассников не только обусловили актуальность обозначенной проблемы, но и создали необходимые предпосылки для ее успешного решения.

Исследование определяет задачу рассмотрения понятий «позиция», «гражданская позиция», «воспитание», «воспитание гражданской позиции».

Для исследования значимыми представляются философские исследования Н.Н. Усольцева, Г.Н. Филонова, которые определяют «позицию» как отношение личности, которое характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, и в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивидуальности.

Социологи М.С. Кузьмин и С.Н. Тимашев рассматривают термин «позиция» как тождественный термину «статус». Под статусом в социологии понимается «определенный круг прав и обязанностей, привилегий и свобод, которыми располагает личность в данной социальной системе независимо от ее субъективных устремлений». Статус определяет место индивида в обществе, его взаимоположение с другими людьми.

Психологи Б.Г. Ананьев и Н.Ф. Родионов понятие «позиция» рассматривают как «интеграцию доминирующих личностных, избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе, критерий культуры личности. Отношения личности, следовательно, и позиция как система отношений, рассматриваются как ядро личности, выступают не только условием развития человека, но и важным показателем его зрелости. Позиция, как правило, всегда осознана, индивидуальна, избирательна и динамична, она имеет регулятивный характер для личности».

В педагогике, по мнению В.И. Лутовинова, «позиция» рассматривается как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляется в соответствующем поведении и поступках». Сложная ингегративная характеристика, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, к деятельности, к миру и жизни в целом.

Г.Ф. Гаврилычева считает, что понятие «гражданская позиция» важно, потому что, оно «является одним из интегративных признаков гражданственности, а также критерием ее сформированности. Ядром понятия «гражданская позиция» является гражданское сознание личности, которое, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов».

По мнению Е.В. Наумовой, гражданская позиция - это «свойство личности, проявляющееся в разнообразных видах деятельности, в том числе социальной. Осмысление понятия «гражданская позиция» позволило установить, что становление гражданина определяется не только субъективными, но и объективными условиями функционирования общества».

Воспитание гражданской позиции старшеклассников определяется как целенаправленный, непрерывный и специально организуемый процесс личностно значимой гражданской деятельности, предполагающий освоение гражданского опыта, с целью самореализации и выполнения гражданского долга, решение задачи.

Выделяют три основных подхода воспитания гражданской позиции старшеклассников:

. Личностно-ориентированный подход. Он, с одной стороны, требует учета возрастных особенностей старшеклассников, с другой - качественных характеристик психологических процессов.

. Ценностный подход. Основными методологически важными механизмами ценностного подхода являются совокупность, содержание, определение технологии и методики реализации ценностей в процессе воспитания гражданской позиции, единство содержания программы по воспитанию гражданской позиции старшеклассников и внешняя среда. Ценностные ориентации проявляются в поведении и определяют регулятивные компоненты воспитания.

. Деятельностный подход. Данный подход позволяет рассматривать воспитание гражданской позиции старшеклассников в динамике, поскольку социокультурная среда обеспечивает совместную деятельность субъектов, содействует коррекции ценностных ориентации.

На основе рассмотренных подходов выделяют компоненты воспитания гражданской позиции старшеклассников. Компонентами воспитания гражданской позиции на современном этапе, по мнению Е.Л. Руднева, являются: гностический, ценностно-мотивационный, эмоциональный, волевой, операционно-деятельностный.

. Гностический компонент необходим для формирования гражданской позиции, политических, экономических, юридических, психологических, педагогических и других знаний.

С юридической точки зрения гражданин - в конституционном праве физическое лицо, официально принадлежащее к данному государству и обладающее его гражданством. У гражданина возникает постоянная связь с данным государством. В си



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: