Материальное производство, т.е. создание необходимых для потребления людьми предметов, которые в готовом виде в природе, как правило, не встречаются (пища, одежда, жилье и т.д.), является важнейшим признаком общественной жизни. Все, что есть в обществе, создано, в конечном счете, в результате труда в различных формах его проявления. Животные, в самом лучшем случае, собирают, тогда как люди умеют производить, они — труженики и созидатели. Философия подчеркивает и высокое нравственное значение труда. Жизнь без труда, но словам русского философа И.А.Ильина, ''позорна и несчастна", и каждому здоровому человеку труд "нужен как воздух", как "радость и молитва".
В социальной философии для характеристики человека как существа трудящегося применяется целый ряд понятий. Так, под производством общественной жизни понимается создание, формирование людьми всех форм своей совместной жизни, всего социального бытия. Производятся ведь (в философском, а не в экономическом смысле этого слова) не только вещи и иные материальные ценности, но и общественные связи и отношения, институты общества, знания и информация, формы общественного сознания. Имеет место и производство самого человека, если понимать под этим его рождение и социализацию (обретение социокультурных качеств), поддержание нормального физического здоровья и существования.
Что касается материального производства, то его сущность осознавалась уже в античной философии. Так, Демокрит замечал, что материальное производство появилось под воздействием нужды в создании людьми нормальных условий своего существования. Он писал, что люди путем подражания научились от пауков ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов, а певчие птицы (лебедь и соловей) научили людей пению. Г.Гегель отмечал, что материала, который бы не приходилось обрабатывать, в природе встречается очень мало. Вот почему даже воздух человеку приходится приобретать: в том смысле, что его нужно нагревать. Выделившись когда-то из животного состояния, человек был тем самым (чтобы жить по-человечески) обречен на то, чтобы активно вмешиваться в природные процессы с помощью создаваемых им орудий труда. Трудовая деятельность стала основным способом его существования и своеобразной "визитной карточкой" в этом мире. К.Маркс подчеркивал, что материальное производство — "...это такое историческое дело, такое основное условие всякой истории, которое (ныне так же, как и тысячи лет тому назад) должно выполняться ежедневно и ежечасно — уже для одного того, чтобы люди могли жить".
Материальное производство осуществляется в ходе труда, который представляет собой целесообразную орудийную деятельность человека, направленную на преобразование природы в своих интересах и целях. Роль труда в жизни человека и общества настолько велика и многогранна, что необходимо характеризовать его как социокультур-ное явление и процесс. Труд — это необходимое условие человеческой жизни, "отец" всех создаваемых в обществе богатств. Кроме того, преобразуя внешнюю природу, человек совершенствует и самого себя — строение своего тела, органы чувств, мыслительные и иные способности. Отмечая этот факт, Г.Гегель характеризовал труд в качестве педагога человечества. История труда является одним из "ключей" для исследования и понимания исторического процесса, поскольку помогает вскрывать формы и масштабы влияния материального производства на различные стороны общественной жизни. Труд — это способ удовлетворения человеческих потребностей, естественная форма существования и развития социального организма. Напротив, антитруд воплощает в себе негативные процессы социальной дезорганизации, деградации и разложения, которые ведут к распаду общества. Антитруд —-это зло, мрачный спутник человеческой истории*.(* Тема труда — традиционная для устной народной мудрости: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", "Горька работа, да сладок хлеб", "Где труд, там и радость".) По мере становления и усложнения общества усложнялся и сам труд, его характер, формы и средства. В частности, появилось разделение труда, т.е. распределение между людьми тех или иных функций и условий их выполнения. Сложились труд аграрный и промышленный, управленческая и исполнительская, военная деятельность. Соответственно этим сферам общественного труда появились и различные социальные группы — земледельцы и рабочие, бюрократия, военные. Разделение труда сделало его более интенсивным и производительным, способствовало прогрессу общества.
Для исследования материального производства социальная философия применяет также и понятие способа производства материальных благ. Способ производства — это органическое единство производительных сил и производственных отношений. Данное понятие как бы отвечает на вопросы о том, чем и как обрабатывается природа, каким образом взаимодействуют люди в ходе материального производства.
Структура способа производства включает в себя, прежде всего, производительные силы, т.е. все то, с помощью чего преобразовывается окружающая природа как объект деятельности. Особое место среди них занимают орудия труда — специальные инструменты для обработки природного материала человеком (лопата, сверло, отбойный молоток и многое другое). Эти орудия олицетворяют собой уровень развития экономического и инженерного мышления людей. Можно сказать, что исторические эпохи отличаются, в частности, не только тем, что производится (известно, что одежда производилась людьми всегда), но и тем, как создается вещь, какими орудиями труда. Между деревянной сохой древнего земледельца и набором орудий труда современного крестьянина лежат сотни лет упорного творчества и совершенствования орудийной деятельности.
На основе орудий труда сформировалась техника, представляющая собой систему искусственных органов, на которые человек перекладывает свои те или иные функции (например, зерносушилка, автомобиль, стиральная машина и т.д.). Современная техника являет собой огромный мир, техносферу, которая наделила человека колоссальной энергией и неисчерпаемыми возможностями. Она дает человеку все больше и больше власти над силами природы и окружающим пространством. Впрочем, власть человека отнюдь не становится в связи с этим безграничной. Из-за своей сложности и неподготовленности человека мир техники в наше время все чаще и чаще выходит из-под контроля своего Творца. Тогда случаются так называемые техногенные (промышленные) катастрофы. Они ставят под угрозу существование и природы, и самого человека (аварии на АЭС, в промышленности, на транспорте).
Трудовая деятельность человека направлена на то, что называют предметами труда. Естественным предметом труда является сама природа, ее земля, воды и недра. Но человек научился создавать и искусственные предметы труда — кожи, волокна, пластмассы. В ходе обработки они также обретают формы и свойства, необходимые человеку. Так, из искусственных материалов шьют одежду, а из пластмассы делают посуду, мебель, приборы.
Орудия, предметы труда и техника, взятые вместе, составляют средства производства. Их можно называть также и вещным компонентом способа материального производства.
Особое место в структуре способа производства занимает сам человек. Его основная функция (миссия) состоит в том, чтобы воскрешать средства производства из "мертвого" состояния и приводить их в движение, в действие. Во все времена трудящиеся были главной "несущей конструкцией" общества. Они создавали не только предметы первой необходимости для всех людей, но и формировали все важнейшие элементы материальной культуры. Человек — это носитель творящего начала, главная производительная сила любого общества и его основное достояние. Люди в качестве участников труда составляют то, что называется личностным компонентом способа производства.
В XX в. активно заявила о себе как о мощной производительной силе наука, являя собой систему точного знания. Она стала необходимым условием разработки новых технологий, создания орудий труда и техники. Наука в наше время — это всеобщая производительная сила, глубинный источник прогресса общества и цивилизованного существования человека.
История общества (в ее технологическом аспекте) представляет собой взаимодействие человека и средств производства. В ходе этого он не только изменяет и совершенствует их ради большего удобства и эффективности (например, модифицирует автомобиль, ЭВМ и т.д.). Одновременно человек пробуждает и развивает "дремлющие" в себе сущностные силы —способности, знания и навыки. Вот почему можно сказать, что история материального производства — это история саморазвития человека и обретения им свободы путем творчества. Данный тезис является одной из возможных формул истории человечества как процесса развертывания видов и форм человеческой деятельности. История общества — не бездушная схема: она имеет антропологическое наполнение и выражение.
Способ производства, структуру которого мы раскрываем и характеризуем. включает также и производственные отношения. Под ними понимаются связи и зависимости между участниками трудовой деятельности, естественным образом складывающиеся в ходе материального производства. Они пронизывают все поры и клеточки экономического организма и чем-то напоминают густую сеть дорог, которые связывают территорию страны в единое целое. Производственные отношения образно можно сравнить с гигантской скорлупой, внутри которой протекает процесс общественного труда. Данное понятие указывает на то, как люди связаны и взаимодействуют друг с другом в рамках совместного труда, каков характер этих связей.
В ходе материального производства между людьми складываются и проявляют себя отношения собственности, технологические отношения, взаимосвязи по поводу распределения и обмена произведенным продуктом. Материальное производство предполагает также существование рынка как системы отношений между производителями и потребителями.
Производственные отношения всегда имеют конкретно-исторический характер. К. Маркс в своем основном экономическом произведении "Капитал" сделал глубокий анализ их различных исторических форм. Он отмечал, что в первобытном обществе существовали отношения личной зависимости индивида от своего рода и племени. В условиях классического капитализма на смену им пришла личная независимость индивида, сопряженная с вещной зависимостью в связи с возникновением разветвленной системы рыночных отношений. Здесь человек стал "пленником" произведенных им же вещей и общественных отношений. Маркс мечтал о том, что при коммунизме сформируется свободная индивидуальность, овладевшая как природными, так и социальными процессами, и сумевшая поставить их под свой разумный контроль. Автор "Капитала" проводил мысль о том, что проблема производственных отношений есть, с точки зрения философии, проблема свободы или несвободы индивида, универсального или же уродливого, одностороннего развития им своих сущностных сил и задатков. Данная проблема имеет, следовательно, ярко выраженный. гуманистический аспект и измерение.
В социальной философии материальное производство рассматривается, прежде всего, сточки зрения его активного воздействия на всю систему общественных отношений — социальных, политических, правовых и иных. Эта связь очевидна и бесспорна, если посмотреть на весь целостный исторический процесс. В одних философских течениях и школах (например, в философском идеализме) эта связь недооценивается или же вовсе игнорируется. В других (например, в классическом марксизме) это воздействие подчеркивается, и материальное производство рассматривается как одна из важнейших детерминант (причин) человеческой истории. К.Марксом об этом было сказано лаконично и однозначно: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Разумеется, этот тезис никоим образом не должен нацеливать на игнорирование огромной роли в общественной жизни других ее факторов —личностного, политического, духовного и природного. Тем более, если речь идет о современном обществе, где на первый план выдвигается наука и информационные технологии.
Теоретический тезис об очень большом и активном воздействии материального производства на ход истории человечества подтверждается при рассмотрении исторических типов (форм) материального производства. Под ними следует понимать сложившиеся в конкретные эпохи специфические по характеру и содержанию формы и способы трудовой деятельности человека. Можно сказать, что каждая эпоха производит по-своему, и это в итоге отражается на всем строе общественного организма и его облике. Проиллюстрируем этот тезис на соответствующем историческом материале.
Так, в рамках собирателъской цивилизации существовали простейшие виды материального производства. Это был сбор растительной пищи — плодов и фруктов, кореньев и зерен, чем занимались женщины. Делом же мужчин были охота и рыболовство. Добытая пища доставалась, в первую очередь, ее собирателям, а уж затем старикам и детям. В таком обществе была очень высока роль обычаев и традиций, авторитета вождей и старейшин. Здесь еще не могло быть свободной личности, ведь существовало, по выражению Маркса, "стадное сознание" древнего человека с его инстинктами, страхом и суевериями. Соседние племена рассматривались обычно как враги, а формой брака была групповая семья. Историки и этнографы утверждают о наличии в то время даже обычая детоубийства как способа регулирования численности племени и обеспечения выживания.
Основой материального производства аграрной цивилизации были земледелие и скотоводство, ручной труд. Человек приручил таких диких животных, как козы, овцы и собаки. Возникли первые формы разделения общественного труда в виде земледелия и занятий ремеслом. С появлением прибавочного продукта (излишек произведенных благ) появилась торговля и стал формироваться класс купцов. Социальное неравенство усложнило и обострило общественные отношения, и образовалось государство как принципиально новый институт власти и управления в обществе. В условиях зародившейся в Древней Греции полисной (городской) демократии умственный труд стал особым и весьма важным видом деятельности. Возникли также слой свободные граждан и сама философия как специфическое мировоззрение.
Примерно с середины XVIII столетия стала формироваться промышленная цивилизация. В то время англичанин Дж. Уатт изобрел паровую машину. Рождалась эпоха машинного производства, эпоха индустриализма. Под воздействием этого обстоятельства эволюция общества стала приобретать взрывной характер. Появился целый набор машин для практического освоения природы. Были построены железные дороги, связавшие страны в единый хозяйственный организм. Газеты и телефон способствовали созданию единого информационного и духовного пространства, а радио и телевидение осуществили настоящую революцию в этом деле. Промышленная цивилизация — это и электрическая лампочка, и автомобиль, и приручение атомной энергии и, как ее венец — выход человека в космическое пространство. Эта цивилизация породила такие важные институты общественной жизни, как политические партии и профсоюзы, институт парламентаризма, а идея либеральной демократии с ее духом свободы индивида стала прочно укореняться в общественном сознании и культуре.
В 60 — 70-е гг. XX столетия в ряде наиболее развитых в экономическом отношении стран и регионов (США, Япония, Западная Европа) наметились принципиально новые тенденции в развитии материального производства. Они дали повод говорить о переходе человечества в стадию так называемой постиндустриальной цивилизации. В настоящее время все более отчетливо вырисовываются ее материальные и духовные основания и контуры. К числу таковых следует отнести:
~ передачу человеком все большего числа своих функций разнообразным техническим устройствам (ЭВМ, компьютеры и
ДР.);
~ колоссальный энергетический потенциал человечества: на планете действует более 250 АЭС, тысячи ГЭС и ТЭЦ, идут активные поиски новых источников энергии;
~ принципиально новые и эффективные технологии производства, применяемые в производстве (лазеры, волоконная связь и т.д.);
~ глобальная информационная инфраструктура, созданная, в том числе, и с помощью средств космической связи;
~ многообразие форм хозяйственной деятельности человека, переплетение частной и государственной форм собственности, создание социально ориентированного рыночного хозяйства:
~ становление единого всемирного экономического организма. всесторонние хозяйственные связи между странами, регионами и континентами.
Каким станет человечество в ходе дальнейшего раскрытия этих и иных тенденций, сказать сейчас непросто. Но по-прежнему очевиден факт колоссальной роли материального производства, всех его составляющих в историческом процессе вообще и в современной жизни в частности. Следует, вместе с тем, заметить, что в наше время непрерывно растет и роль духовного производства, т.е. получения научного знания, всякой иной информации, и это очевидно.
В социальной философии при раскрытии темы материального производства применяются и такие понятия, как "научно-технический прогресс" и "научно-техническая революция". Они отражают объективную логику непрерывного изменения и развития орудийной деятельности человека.
Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимается непрерывное совершенствование всех вещественных компонентов способа производства, а также и развитие науки как системы деятельности по производству достоверного знания. Этот процесс происходит во всех сферах трудовой деятельности человека. Например, в земледелии это выразилось в переходе от простейшей деревянной сохи к современным орудиям обработки земли. Прогресс в аграрном деле стимулировал и развитие соответствующего комплекса наук (биология, генетика и др.). Для решения конкретных задач человек рано или поздно создает новые технологии, орудия и предметы труда, изыскивает источники энергии. В связи с этим можно сказать, что научно-технический прогресс был, есть и будет всегда, пока существует человек. Он выражает творческую природу человека, его неукротимое стремление к инновациям (новизне), постоянный рост и разнообразие потребностей людей (например, потребность в получении более разнообразной пищи, в строительстве более комфортного жилья и т.д.). Важнейшим проявлением НТП является совершенствование орудий труда, применяемых человеком. С их помощью человек увеличивает свой энергетический потенциал, расширяет масштабы деятельности, и тем самым удовлетворяет непрерывно растущие у него потребности и запросы.
При исследовании современного общества социальная философия обращается к понятию научно-технической революции, под которой понимает глубочайший, кардинальный переворот во всей системе производительных сил, формах и способах деятельности человека. Это происходит на основе превращения науки в ведущий фактор как материального, так и всего общественного производства в целом. НТР стала происходить в середине XX в. под влиянием освоения атомной энергии, применения ЭВМ и нетрадиционных технологий, широкой автоматизации промышленного производства. В результате по своей энергетической мощи человек стал сопоставим с силами природы, и это создало принципиально новую ситуацию в истории жизни на нашей планете.
НТР протекает в базисных структурах общества (наука, орудия труда, техника и технологии), и поэтому она влияет на все стороны общества как целостного организма. Ее социальные последствия глубоки, масштабны и многогранны. Назовем и кратко охарактеризуем наиболее очевидные и существенные из них.
Прежде всего, под воздействием НТР изменяется место и роль человека в системе материального производства. Он все больше заменяет себя машинами и механизмами, выступает в качестве контролера и надсмотрщика над этим техническим миром (техносферой).
Кроме того, все эти процессы затрагивают характер общественного труда. В нем все больше увеличивается вес и значение интеллектуальной компоненты и, как следствие — возрастает роль научно-технической интеллигенции в обществе. Напротив, неуклонно снижается значение и привлекательность простого физического труда. По сути дела, формируется тучно-технологический способ производства как базис постиндустриальной цивилизации.
В связи с быстрым развитием науки и техники растет образовательный уровень и квалификация работников. Это ставит во главу угла проблемы хранения и переработки все более нарастающих объемов информации, непрерывного образования населения и поиска новых технологий самого процесса образования в обществе.
НТР ведет и к тому, что социальная структура общества становится все более сложной и дифференцированной. В ней появляются все новые и новые профессиональные группы. Это, например, менеджеры, программисты, космонавты и т.д. Быстро растет численность городского населения, а сельское неуклонно сокращается.
В XX столетии резко расширились масштабы деятельности человека в биосфере. Планета настойчиво осваивается и вширь, и вглубь. В сферу практических притязаний человека уже вовлечено и околоземное пространство. Всерьез обсуждаются планы использования в перспективе ресурсов Луны, Марса и других небесных тел.
Во второй половине XX в. изменился и сам характер взаимоотношений между обществом и природой. Воздействие человека на нее обретает все более интенсивный и масштабный характер. Это резко увеличивает антропогенную нагрузку на природу и усугубляет экологические проблемы.
Разумеется, существуют и негативные социальные последствия НТР. Очевидно, что ее дух разрушает природное начало в человеке и первозданную красоту окружающего мира. Увы, но холодный металл техники отнимает тепло человеческой души и обедняет психические процессы. Развитие техники уменьшает физические нагрузки на человека, и это порождает такие болезни нашего времени, как гиподинамия, стрессы. На одно из первых мест выдвинулись сердечно-сосудистые заболевания, что особенно распространено в крупных городах с их динамичным образом жизни.
Современная НТР коснулась также традиционной духовной культуры общества (язык, традиции, мораль и нравственность, фольклор народов), социальной психологии, семейных отношений и быта людей. К сожалению, в XX столетии стало больше эгоизма и пошлости, цинизма и иных проявлений бездуховности. Впрочем, это и неудивительно, ведь в наше время вещи и вещизм, стремление к комфорту все более вытесняют духовные ценности. Известно ведь, что за свой прогресс человеческое общество всегда было вынуждено платить. За научно-технический прогресс оно тоже платит, и прежде всего —разрушением самого человека, распадом его биологического начала и духовного мира.
Научно-техническая революция представляет собой динамичный и противоречивый процесс. Она нстойчиво обозначает проблему гума-низации общественных отношений. Взлет в науке и технике не сделает общество богаче, если не будут происходить такие же положительные изменения и в самом человеке. Не сумев сохранить в себе потенциал высокой духовности и человечности, он будет обречен на гибель.
История общества, да и вся повседневная жизнь показывают, что материальное производство является весьма важной сферой общественной жизни. Производство — это основной и естественный способ существования человека в качестве человека. Как и во все времена, оно должно осуществляться ежечасно — для того, чтобы человек смог полноценно жить. В труде человек проявляет себя как активный труженик, неугомонный преобразователь окружающего мира и творец культуры.