Политическая сфера (политосфера) возникла естественным образом, как результат усложнения общественной жизни, развития в ней социального неравенства и социальной дифференциации. Она связана с регулированием отношений между социальными группами, а ее центральным институтом является государство как средоточие и центр официальной (публичной) власти.
Интерес к такому сложному и многомерному феномену, как политика. политическая жизнь, проявляют не только ученые, философы и государственные деятели, но и писатели, поэты, да и просто рядовые люди. Но это и неудивительно, ведь политика затрагивает жизненные интересы всех людей, их настоящее и будущее.
Социально-философские представления о политике возникли в Древнем мире. Так, в Китае Конфуций затрагивал тему взаимоотношений между подданными и государством в лице императора. В Древней Греции Платон подчеркивал, что политика — это искусство людей жить вместе, сосуществовать. Основателем политической науки принято считать Аристотеля. По его убеждению, политика должна служить общему благу, и это есть ее основное предназначение. Сам же человек является существом политическим ("зоон политикой"), общественным. Все граждане в интересах общего блага должны повиноваться властям и закону. Этот греческий мыслитель разработал также учение о формах государства, выделив среди них "правильные" (аристократия, полития и др.) и "неправильные" (тирания, олигархия, демократия).
В средние века политика рассматривалась с позиций теологического понимания общества. На нее смотрели как на средство для подчинения человека духовной власти и авторитету церкви. Сама же церковь ставилась выше государства по своему весу и роли в обществе. В человеке выше всего ценились смирение и покорность, а лучшей формой государственного устройства считалась монархия как власть одного лица.
В эпоху Возрождения своим учением о политической жизни общества выделялся прежде всего Н.Макиавелли. Он подчеркивал, что движущей силой участия людей в политике является энергия их интересов. Все люди эгоистичны по своей природе, и самое главное для них — это сохранить свою собственность, имущество. "Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества", — подчеркивал итальянский политический мыслитель. В политике всегда участвуют не только герои, но и негодяи, творцы и трутни, гении и серости, вожди и ничтожества. Психология и нравы людей активно влияют на политическую жизнь и состояние государства. Макиавелли давал интересные психологические характеристики политических деятелей, выделяя среди них хороших и добрых, злых, развращенных. Государь должен быть и добрым, и жестоким в случае необходимости. Правила политического искусства требуют никогда не раскрывать свои намерения, сочетать в себе качества льва и лисицы ("...быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков").
В Новое время ряд философов (Т.Годбс, Д.Локк, Г.Гроций) активно развивали теорию "естественных прав" человека. Под ними они понимали права прежде всего на жизнь и свободу, собственность и безопасность человека. По их убеждению, эти блага людям никем и никогда не дарованы, а даны от рождения. Государство и его законы должны быть инструментом защиты прав и свобод человека.
Заметный вклад в теорию политики внесли французские просветители XVIII в. Так, Ш.Монтескье подчеркивал необходимость законности политической деятельности. Политика — это право делать лишь то, что дозволено законами. В этом смысле деспотизм является произволом и насилием над людьми. Ф. Вольтер замечал, что в политической жизни необходима толерантность, т.е. терпимость к инакомыслию, признание права на существование различных мировоззрений и недопущение гонений за инакомыслие. "Я ненавижу Ваши убеждения, — писал Вольтер, — но готов отдать жизнь, чтобы Вы могли их высказать". Ж.-Ж. Руссо горячо верил в республику с прямой народной демократией, где не было бы резких полюсов между бедностью и богатством, и человека невозможно было бы купить или же продать.
В классической немецкой философии И.Кант попытался связать политику с такими понятиями как право и мораль. Философ формулировал идею правового государства, которое действовало бы в духе уважения к законам и безусловного их исполнения. Такое государство тоже ограничивает свободу человека, но делает это в его же интересах. Мораль, по Канту, тоже должна последовательно ограничивать эгоизм в политической жизни, столь естественный для всех живых людей. Таким образом, немецкий философ излагал идею этизации политики, т.е. соединения ее с моральными ценностями и принципами.
В классической марксистской философии политическая жизнь была рассмотрена многопланово. Здесь подчеркивалось, что политика представляет собой деятельность, в основе которой лежит борьба за власть в интересах конкретной социальной группы. В этой деятельности проявляются интересы людей, их экономическое бытие. В этом смысле политика есть, по определению В. И.Ленина, "концентрированное выражение экономики". Очень большую роль в политике играет субъективное начало (интересы и цели людей, качества политиков, их ценностные ориентации и установки), и поэтому она активно влияет на различные стороны жизни общества, особенно на экономику.
Политика, как деятельность — это своеобразное искусство, которое требует от ее участников нравственности, компетентности и гибкости, дальновидности, мужества и других качеств. Она, по мнению Ленина,"...больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еще больше на высшую математику, чем на низшую". На политическую жизнь в стране влияют очень многие факторы — географические условия, культура населения и социальная психология, демографические процессы, уровень и качество жизни людей. В марксистской философии политика рассматривается также и как средство для решения задач социально-экономического и иного характера в интересах больших групп людей (классы, нации).
В русской философской мысли тоже рассматривались вопросы политической жизни общества. Так, русские просветители (С. Е.Десницкий, А.Н.Радищев) настойчиво выступали за отмену крепостного права, которое, по их убеждению, противно самой человеческой природе. В XIX в. западники и славянофилы страстно спорили о выборе путей и способов дальнейшего развития России, о ее политическом идеале. Представляют интерес взгляды на политику теоретиков русского анар"-хизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Они полагали, что основным источником зла в обществе является эксплуататорское государство, и поэтому оно должно быть непременно упразднено на следующий же день после революции. Новое общество должно стать ассоциацией свободных тружеников и покоиться на принципах солидарности и социального мира. Б.Н.Чичерин. М.М.Ковалевский развивали либеральную теорию политики, проповедуя идею политической свободы человека. Не люди должны существовать для государства, а, наоборот, государство призвано служить людям. Значительный вклад в теорию политической жизни внесли русские марксисты Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Своеобразной трактовкой явлений политической жизни отличается учение о "творческой свободе" человека, созданное Н.А.Бердяевым.
Сквозь всю историю политических учений проходит мысль о том, что политика (в широком смысле слова) представляет собой многомерное явление. Этот тезис означает, кратко говоря, следующее.
Во-первых, политика — это особая сфера деятельности индивидов и социальных групп, где имеет место борьба за завоевание, упрочение и использование власти в своих интересах. Эта деятельность представляет собой сплав интересов и воли. эмоций и разума людей. Политика есть борьба за власть, — так можно сформулировать основную аксиому социально-философской теории политической жизни общества.
Во-вторых, политика — это сфера взаимодействия индивидов и социальных групп, где состязаются, соперничают их имущественные, правовые, нравственные и иные интересы, соответствующие им взгляды и жизненные позиции. По природе своей политика предполагает конкуренцию людей с разными интересами, и поэтому она всегда запутана, динамична и во многом непредсказуема, чревата конфликтами.
В-третьих, политика — это искусство управления государством и обществом, и поэтому она есть сфера сознательных решений. Вместе с тем, в ней всегда существует и иррациональное (неразумное, стихийное) начало, которое проявляется в различных формах — в виде необузданных страстей и инстинктов, аффектов, агрессивных влечений и т.п.
Для профессионального участия в политике требуются, как это очевидно, многие качества. В истории человечества наверняка можно встретить политические фигуры с высоким интеллектом, большим нравственным потенциалом и гражданским мужеством. Но в такой же мере политика открывает дорогу и людям противоположного типа. Отмечая это, В.И.Даль писал, что политик —это "умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя солгать". Мир политики являет собой огромный калейдоскоп личностей, каждая из которых исполняет свою роль в этом весьма пестром и шумном театре.
При исследовании политической жизни социальная философия применяет также понятие власти. Под властью политической принято понимать реальную способность индивида или группы людей осуществлять свою волю ("хотение"), опираясь на соответствующие институты общества, законы, идеи и иные ресурсы. Иметь власть означает влиять на других людей, их намерения и действия, реализовать свои интересы. Средоточием и ядром политической власти в обществе является государство. Его власть чем-то напоминает гигантский обруч, связывающий общество, как организм, в единое целое и призванный придать обществу порядок и стабильность. Власть государства — это некое силовое поле, которое определяет основные параметры поведения и действий индивидов и социальных групп в общественной жизни. Государство представляет собой центр власти, в его руках сосредоточен основной объем управленческих полномочий. Вот почему оно всегда является объектом притязаний со стороны всех участников политической жизни. Исходя из этого, В. И.Ленин и определял политику как "участие в делах государства", стремление оказать на него свое влияние, овладеть рычагами государственной машины. На почве этого и формируется та сфера бытия общества, которая называется политической жизнью, или миром политики ("политос-фера"). Каковы же ее составляющие и формы проявления?
Политическая жизнь возникла в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими и даже противоположными интересами. Общество резко усложнилось, и поэтому появилась политика, как деятельность по согласованию социальных интересов. В итоге все население общества разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основной функцией политики стало управление обществом с помощью государства в интересах прежде всего наиболее влиятельных классов и слоев общества.
Политосфера явилась следствием и отражением тех объективных процессов, которые зародились и существуют в социальной жизни общества. Речь идет прежде всего о социально-экономических интересах людей. Следует иметь в виду, что за всякого рода лозунгами и программами политических партий, заявлениями и действиями политиков стоят, как правило, интересы тех или иных социальных групп. Сфера политической жизни включает в себя все многообразие явлений и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладанием государственной властью и ее применением. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие проявления политической жизни общества.
Побудительными мотивами ("пружинами") деятельности людей в сфере политики являются их потребности и интересы. В качестве мотивов могут быть имущественные и иные (в том числе и корыстные) интересы людей, их честолюбие, нравственные соображения и идеалы. В интересах проявляются разнообразные потребности людей, т.е. то, чего им недостает в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовлекает в свой бурный поток не только людей с совестью, но также негодяев и проходимцев. Политическая жизнь — это всегда отстаивание своих интересов, в какие бы одежды эти интересы ни наряжались.
Духовной стороной политической жизни общества является политическое сознание. Оно включает в себя как чисто житейские представления о политике и государстве, так и специальные учения и теории. Если нет политического сознания, то нет и полнокровной политической жизни в целом. Имея знания и представления о политике (пусть даже и самые простейшие), люди получают возможность участвовать в ней сознательно (со знанием дела), давать оценки фактам и явлениям политики, делать выбор в собственных интересах и целях.
Субъекты политической жизни есть ее участники, "актеры". Речь идет о конкретных индивидах и группах, которые являются носителями интересов, сознания и практических действий. Изучая политическую жизнь общества, социальная философия обращает внимание на культуру участия людей в политике, взаимоотношения между лидерами и массой, духовные качества участников политики, их цели и идеалы. Философия отмечает также высокую степень субъективного (личностного) начала в политической жизни. Ее интересует и то, насколько общество демократично, т.е. создает всем "игрокам" формально равные возможности для участия в политической деятельности.
В политике для борьбы за власть и ее применение существуют специальные "инструменты" — институты политической жизни. К числу таковых относятся политические партии, различного рода движения, ассоциации и иные объединения, а также средства массовой информации. Основным институтом (органом) политики является, конечно же, само государство как воплощение официальной власти в обществе. Наличие названных нами институтов свидетельствует о том, что человечество сумело "изобрести" специальные средства для цивилизованного и эффективного протекания политической жизни в обществе.
Политическая жизнь общества предполагает также политику (в узком ее значении). По определению В.И.Ленина, она есть "участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства". В данном смысле политика рассматривается как вид деятельности человека, наряду с наукой, воспитанием, земледелием и другими занятиями. Она выполняет не только лишь функцию завоевания власти и ее упрочения (что всегда сопряжено с конкуренцией и конфликтами), но может быть направлена также и на достижение гражданского согласия (консенсуса) в обществе. В этом случае используются такие цивилизованные методы деятельности, как конструктивный диалог, компромисс (соглашение на основе взаимных уступок), партнерство и т.п. Но в политике находят применение, увы, не только эти методы и средства. Нередко можно услышать, что политика — это "грязное дело", что это якобы "зверь, не знающий Бога" (Н.А.Бердяев) и т.п. Действительно, политика является сферой хитрости и даже обмана, заигрывания и нечестной игры, лицемерия, цинизма, варварства и жестокости. Так было всегда, так оно есть и сейчас, и в этом тоже проявляется противоречивая природа политики. Но все это еще не дает оснований полагать, будто в этой деятельности нет места для совести, честности, порядочности и других позитивных социальных ценностей.
Между индивидами и группами людей в ходе их борьбы за власть складываются связи и зависимости, называемые политическими отношениями. Они проявляют себя, например, в формах солидарности, сотрудничества, компромисса. Но эти отношения нередко существуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон.
В политосфере проявляют себя типичные для данного общества и исторического времени образцы (формы) мышления и практической деятельности людей, или политическая культура. Это понятие употребляется также и для характеристики индивида как первичного субъекта политической деятельности, раскрытия его политических качеств. В таком случае политическая культура представляет собой единство политического сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия индивида в политике (мирные или же насильственные действия, активное участие или же неучастие в политике и т.д.). Политическая культура является инструментом для сознательного включения человека в политику, и выполняет она различные функции. Кроме названной выше функции политического участия, она способствует стабильности в обществе или же. наоборот — разрушает ее. Через политическую культуру передаются опыт, традиции и способы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может как благоприятствовать объединению (консолидации) людей на почве общих интересов, так и, напротив, разъединять их, вносить вражду и неприязнь друг к другу. Политическая культура помогает также интеллектуальному развитию личности путем освоения индивидом существующих в обществе форм политического мышления и знаний о политике.
Политическая жизнь общества предполагает наличие в ней принципов и норм, — систему правил, запретов, ограничений для деятельности. В политике ведь тоже должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Очень важно, например, принимать в правительстве такие решения, которые бы своевременно разрешали назревающие социальные противоречия и конфликты. От высших государственных деятелей требуются такие поступки, которые бы не ущемляли честь и национальное достоинство своего народа. Во время избирательной кампании ее участники должны знать и соблюдать установленные законом правила и процедуры. И т.д. и т.п. Данные принципы и нормы представляют собой "правила игры" в политике, если образно сравнивать ее с огромным футбольным полем, где в борьбе за власть состязается многочисленное количество "игроков" в присутствии большой массы "болельщиков".
Политическая жизнь общества глубоко социальна по своей природе, отражая потребности и интересы людей, которые формируются в социальной сфере. На основе этих интересов складываются специальные институты (органы) политики — партии, государство и другие, в задачу которых входит выявление, обобщение и реализация этих интересов. Одной из важнейших функций политической сферы является закрепление и сохранение существующего в обществе социально-экономического порядка вещей (например, отношений собственности), либо же его изменение в интересах тех или иных социальных групп и слоев. Основной функцией политической жизни является отражение и реализация социально-экономических потребностей и интересов людей. В рамках данной сферы протекает политическое время — событийный ряд, наполненный действиями индивидов и социальных групп, политических институтов. Это время течет в рамках политического пространства, которое определяет границы политической сферы общества, сосуществование субъектов, процессов и институтов в ней.
Особое место в политической сфере общества занимают ее институты, которые люди создают и используют в целях реализации своих потребностей и интересов в ходе политической деятельности. Основным институтом политической жизни является государство как "центр силы" (официальной власти) в обществе. В истории общества оно неизменно играло очень большую роль. и особенно — в России с ее огромной территорией и общинным укладом социально-экономической жизни. Что касается вопроса о происхождении государства, то на этот счет в истории социально-философской мысли существовали разные теоретические суждения.
Например, Демокрит объяснял возникновение государства влиянием совместной деятельности людей и потребностью в выживании. Аристотель развивал "патриархальную" теорию появления этого социального организма. Он полагал, что государство возникло естественным образом из семьи, копируя ее отдельные функции и распределение ролей между главой семьи и остальными ее членами. Такого же подхода придерживался и известный древнекитайский философ Конфуций.
В средние века считалось, что государство установлено Богом, как и весь порядок в обществе. Однако государству все же отводилась второстепенная роль, в сравнении с институтом церкви.
В Новое время появилась "договорная" теория происхождения государства (Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.). Считалось, что появление государства стало результатом имущественного раскола общества, произошедшего на основе частной собственности. "Война всех против всех" настоятельно требовала создать специальный орган для защиты имущества и обеспечения безопасности людей. Поэтому люди договорились жить по единым гражданским законам, учредили государство и передали ему часть своих полномочий.
В немецкой классической философии И.Гердер рассматривал государство как одно из многочисленных изобретений человеческой культуры, наряду с языком, правом, техникой. Государство не есть нечто, навязанное людям извне, а является естественным результатом исторического процесса. Позже, во второй половине XIX в. немецкий философ Е.Дюринг выдвинул так называемую "теорию насилия". По его убеждению, государство возникло якобы в ходе насильственного присвоения прибавочного (излишнего) продукта более сильными и воинственными социальными группами.
В классической марксистской философии происхождение государства объяснялось естественными причинами социально-экономического характера. Такой подход наиболее обстоятельно был изложен Ф.Эн-гельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В качестве важнейших причин появления государства здесь называются объективная логика развития материального производства и разделения общественного труда, появление прибавочного продукта и имущественного неравенства между людьми. По Энгельсу, государство — это продукт раскола общества на классы. Оно пришло на смену тем регуляторам общественной жизни (моральные нормы, традиции и обычаи, авторитет вождей), которые уже оказались неэффективными в условиях социального расслоения общества и обострения классовой борьбы. Государство появилось для того, чтобы люди, по образному выражению немецкого ученого, не "сожрали" друг друга в острых социальных конфликтах. Оно стало управлять обществом с помощью значительно более эффективных средств, и прежде всего — с помощью законов как специфического способа официального принуждения людей к соблюдению социального порядка.
Появление государства стало закономерным результатом усложнения общественной жизни и возникновения в ней новых сфер деятельности человека. Оно возникло из потребности координировать различные процессы в обществе, придавать им упорядоченность и согласованность. Государство—это многофункциональное явление, и именно поэтому оно являет собой средоточие огромной власти. Ф.Энгельс называл его "публичным дирижером", "связующей силой цивилизованного общества". Предназначение этого "дирижера" состоит в создании правовых предпосылок для нормального функционирования общества как весьма сложного организма. Основной его функцией является управление экономической жизнью, которая играет особую роль в существовании общества. Государство издает законы, создает условия для функционирования культурной жизни, развития образования и воспитания, отвечает за оборону страны и проводит внешнюю политику. В своей деятельности оно применяет не только "пряник" (поощрительные меры и средства), но и "кнут", т.е. принуждение в тех или иных законных формах, вплоть до насилия.
Любое государство имеет определенные признаки, или характеристики. Это прежде всего наличие публичной власти в виде специальных органов и учреждений — суд, армия и полиция, таможенная служба, тюрьмы. Государство создает и право, т.е. систему законов и иных юридических норм, регулирующих способы и границы деятельности своих граждан. Сбор налогов тоже является необходимым признаком государства. Государство имеет свою территорию, в пределах которой действуют его полномочия.
Государство всегда существовало в виде тех или иных исторических типов, которые были вызваны к жизни характером и особенностями общества, социальной структурой и традициями народа, господствующей идеологией. Это, например, рабовладельческое государство в эпоху Древнего мира или же государство советского типа в бывшем Советском Союзе. Что касается формы государства, то она определяется способами и механизмами осуществления власти. Это, например, монархия как власть одного лица, которая передается по наследству и может быть абсолютной (полной) или же конституционной (ограниченной). Но это может быть и республика, где основным источником власти является народ, который осуществляет свою волю через систему представительных и исполнительных органов (парламент, правительство и т.д.). С точки зрения территориального устройства, государство может быть унитарным (единым, при наличии централизованной власти) или же федеративным (союз относительно самостоятельных государственно-административных образований). Возможна также и конфедерация как союз полностью самостоятельных государств.
Когда говорят о правовом государстве, то имеют в виду, что в нем права и свободы человека не только провозглашены, но и защищены, охраняются государством, а само государство действует в "правовом поле", т.е. законно. Правовое государство означает отсутствие санкционированного произвола над гражданами со стороны власти, разделение государственной власти на представительную, исполнительную и судебную ради недопущения диктата одной из ветвей.
К числу важнейших институтов политосферы относятся также и политические партии. Они представляют собой наиболее сознательную и активную часть социальных групп и слоев общества. Партии создаются для того, чтобы выражать и защищать интересы населения, представлять эти интересы в системе власти государства. Но поле их деятельности довольно обширно и не сводится лишь к представлению интересов. Партии осуществляют также идеологическую деятельность, выдвигают кандидатов в органы власти, проводят избирательные кампании, действуют в парламентах.
В условиях демократии обычно складывается и существует многопартийность как форма проявления плюрализма (многообразия) в политической жизни общества. Она дает возможность полнее отразить все многообразие существующих в обществе социальных интересов и идей, не позволяет обществу и системе власти впасть в состояние стагнации (застоя), помогает гражданам осуществить свой идеологический и политический выбор.
Вместе с тем многопартийность усложняет политическую жизнь в обществе, способствует демагогии и политиканству в борьбе за власть, раскалывает нацию на противоборствующие силы, порождает иные негативные проблемы. Все это ставит вопрос о культуре многопартийности, о цивилизованности в отношениях между партиями. Надо уметь вести конструктивный диалог и находить разумный компромисс, не предавать забвению общенациональные интересы, действовать в рамках морали и права. Все это очень злободневно и для современного российского общества с его состоянием политического раскола, конфликтности и нестабильности.
Институтами политической сферы можно считать также и те общественные организации, которые в некоторой степени ориентированы на участие в политике. К ним следует отнести прежде всего профсоюзы, которые защищают социально-экономические права трудящихся и нередко выдвигают политические требования и лозунги. Ряд организаций (женские союзы, молодежные объединения, экологические движения) по природе своей являются неполитическими, но в некоторых ситуациях они тоже втягиваются в политическую деятельность, участвуют в избирательных кампаниях и отстаивают свои интересы.
Многогранность, динамичность и конфликтность политической жизни всегда ставит проблему демократии в обществе. По сути своей, это проблема согласования социальных интересов и самовыражения человека в обществе. Демократия — это механизм сочетания и отстаивания разнообразных социальных интересов. Общий интерес в таком случае понимается как сбалансированная сумма групповых интересов, их гармония. Исходя из этого, можно полагать, что демократия (в широком смысле) — это такая форма, способ общественно-политического устройства, когда всем гражданам и социальным группам созданы равные правовые возможности для заявления и реализации своих интересов в конкретных сферах деятельности. Демократия в таком ее понимании представляет собой как бы образ жизни, в основе которого лежит гармония, согласованность интересов. Если в обществе нет демократии, то не будет и этой гармонии.
Важнейшими признаками демократии являются: участие народа в качестве основного источника власти, равенство прав граждан и гарантии этих прав, выборность представительных органов власти и их подконтрольность обществу, разделение государственной власти на несколько ветвей, защита прав меньшинства. К признакам демократии следует отнести также наличие социальной справедливости, веротерпимость, гласность в делах общества и государства. Дух демократии — это дух свободы и ответственности человека, дух социального равенства и справедливости.
Очевидно, что для осуществления демократии требуются такие условия, как наличие законов, институтов представительной власти (парламент), свобода средств массовой информации, высокая политическая и правовая культура граждан. При отсутствии всего этого реальностью становятся антиподы демократии. К их числу можно отнести охлократию (власть толпы), тиранию (власть деспота), олигархию (власть богатых), плутократию (власть мошенников), анархию (безвластие), идеократию (власть одной идеологии). Антиподами демократии являются тоталитаризм (полный контроль государства над гражданами) и деспотизм как господство человека над человеком. Русский философ С-Л.Франк писал, что демократия — это строй, основанный на внутреннем моральном уважении ко всем мнениям и верам, на терпимости людей друг к другу. Она предполагает уничтожение привилегий немногих на господство, и поэтому противостоит деспотизму как практике насилия. Франк подчеркивал, что "...ценность демократии не в том, что она есть власть всех, а в том, что она есть свобода всех".
Таким образом, политическая жизнь являет собой сферу взаимодействия и борьбы социальных интересов. Ядро мира политики — это деятельность государства как средоточия публичной власти. Политосфера всегда многогранна, в ней сочетаются динамика и застой, конфликт и согласие, индивидуальные, групповые и общечеловеческие начала.