МИР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА




Политическая сфера (политосфера) возникла естественным обра­зом, как результат усложнения общественной жизни, развития в ней социального неравенства и социальной дифференциации. Она связа­на с регулированием отношений между социальными группами, а ее центральным институтом является государство как средоточие и центр официальной (публичной) власти.

Интерес к такому сложному и многомерному феномену, как по­литика. политическая жизнь, проявляют не только ученые, философы и государственные деятели, но и писатели, поэты, да и просто рядо­вые люди. Но это и неудивительно, ведь политика затрагивает жиз­ненные интересы всех людей, их настоящее и будущее.

Социально-философские представления о политике возникли в Древнем мире. Так, в Китае Конфуций затрагивал тему взаимоотно­шений между подданными и государством в лице императора. В Древ­ней Греции Платон подчеркивал, что политика — это искусство лю­дей жить вместе, сосуществовать. Основателем политической науки принято считать Аристотеля. По его убеждению, политика должна служить общему благу, и это есть ее основное предназначение. Сам же человек является существом политическим ("зоон политикой"), общественным. Все граждане в интересах общего блага должны пови­новаться властям и закону. Этот греческий мыслитель разработал так­же учение о формах государства, выделив среди них "правильные" (аристократия, полития и др.) и "неправильные" (тирания, олигар­хия, демократия).

В средние века политика рассматривалась с позиций теологичес­кого понимания общества. На нее смотрели как на средство для под­чинения человека духовной власти и авторитету церкви. Сама же цер­ковь ставилась выше государства по своему весу и роли в обществе. В человеке выше всего ценились смирение и покорность, а лучшей фор­мой государственного устройства считалась монархия как власть од­ного лица.

В эпоху Возрождения своим учением о политической жизни об­щества выделялся прежде всего Н.Макиавелли. Он подчеркивал, что движущей силой участия людей в политике является энергия их интересов. Все люди эгоистичны по своей природе, и самое главное для них — это сохранить свою собственность, имущество. "Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества", — подчеркивал италь­янский политический мыслитель. В политике всегда участвуют не толь­ко герои, но и негодяи, творцы и трутни, гении и серости, вожди и ничтожества. Психология и нравы людей активно влияют на полити­ческую жизнь и состояние государства. Макиавелли давал интерес­ные психологические характеристики политических деятелей, выде­ляя среди них хороших и добрых, злых, развращенных. Государь дол­жен быть и добрым, и жестоким в случае необходимости. Правила политического искусства требуют никогда не раскрывать свои наме­рения, сочетать в себе качества льва и лисицы ("...быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков").

В Новое время ряд философов (Т.Годбс, Д.Локк, Г.Гроций) актив­но развивали теорию "естественных прав" человека. Под ними они понимали права прежде всего на жизнь и свободу, собственность и безопасность человека. По их убеждению, эти блага людям никем и никогда не дарованы, а даны от рождения. Государство и его законы должны быть инструментом защиты прав и свобод человека.

Заметный вклад в теорию политики внесли французские просвети­тели XVIII в. Так, Ш.Монтескье подчеркивал необходимость законно­сти политической деятельности. Политика — это право делать лишь то, что дозволено законами. В этом смысле деспотизм является произ­волом и насилием над людьми. Ф. Вольтер замечал, что в политической жизни необходима толерантность, т.е. терпимость к инакомыслию, признание права на существование различных мировоззрений и недо­пущение гонений за инакомыслие. "Я ненавижу Ваши убеждения, — писал Вольтер, — но готов отдать жизнь, чтобы Вы могли их выска­зать". Ж.-Ж. Руссо горячо верил в республику с прямой народной де­мократией, где не было бы резких полюсов между бедностью и богат­ством, и человека невозможно было бы купить или же продать.

В классической немецкой философии И.Кант попытался связать политику с такими понятиями как право и мораль. Философ формулировал идею правового государства, кото­рое действовало бы в духе уважения к законам и безусловного их ис­полнения. Такое государство тоже ограничивает свободу человека, но делает это в его же интересах. Мораль, по Канту, тоже должна после­довательно ограничивать эгоизм в политической жизни, столь есте­ственный для всех живых людей. Таким образом, немецкий философ излагал идею этизации политики, т.е. соединения ее с моральными ценностями и принципами.

В классической марксистской философии политическая жизнь была рассмотрена многопланово. Здесь подчеркивалось, что политика представляет собой деятельность, в основе которой лежит борьба за власть в интересах конкретной социальной группы. В этой деятель­ности проявляются интересы людей, их экономическое бытие. В этом смысле политика есть, по определению В. И.Ленина, "концентрирован­ное выражение экономики". Очень большую роль в политике играет субъективное начало (интересы и цели людей, качества политиков, их ценностные ориентации и установки), и поэтому она активно влияет на различные стороны жизни общества, особенно на экономику.

Политика, как деятельность — это своеобразное искусство, кото­рое требует от ее участников нравственности, компетентности и гиб­кости, дальновидности, мужества и других качеств. Она, по мнению Ленина,"...больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еще боль­ше на высшую математику, чем на низшую". На политическую жизнь в стране влияют очень многие факторы — географические условия, культура населения и социальная психология, демографические про­цессы, уровень и качество жизни людей. В марксистской философии политика рассматривается также и как средство для решения задач социально-экономического и иного характера в интересах больших групп людей (классы, нации).

В русской философской мысли тоже рассматривались вопросы по­литической жизни общества. Так, русские просветители (С. Е.Десницкий, А.Н.Радищев) настойчиво выступали за отмену крепостного права, которое, по их убеждению, противно самой человеческой природе. В XIX в. западники и славянофилы страстно спорили о выборе путей и способов дальнейшего развития России, о ее политическом идеале. Представляют интерес взгляды на политику теоретиков русского анар"-хизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Они полагали, что основным источником зла в обществе является эксплуататорское государство, и поэтому оно должно быть непременно упразднено на следующий же день после революции. Новое общество должно стать ассоциацией сво­бодных тружеников и покоиться на принципах солидарности и социаль­ного мира. Б.Н.Чичерин. М.М.Ковалевский развивали либеральную тео­рию политики, проповедуя идею политической свободы человека. Не люди должны существовать для государства, а, наоборот, государство призвано служить людям. Значительный вклад в теорию политической жизни внесли русские марксисты Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Своеобраз­ной трактовкой явлений политической жизни отличается учение о "творческой свободе" человека, созданное Н.А.Бердяевым.

Сквозь всю историю политических учений проходит мысль о том, что политика (в широком смысле слова) представляет собой много­мерное явление. Этот тезис означает, кратко говоря, следующее.

Во-первых, политика — это особая сфера деятельности индиви­дов и социальных групп, где имеет место борьба за завоевание, упро­чение и использование власти в своих интересах. Эта деятельность представляет собой сплав интересов и воли. эмоций и разума людей. Политика есть борьба за власть, — так можно сформулировать ос­новную аксиому социально-философской теории политической жиз­ни общества.

Во-вторых, политика — это сфера взаимодействия индивидов и социальных групп, где состязаются, соперничают их имущественные, правовые, нравственные и иные интересы, соответствующие им взгля­ды и жизненные позиции. По природе своей политика предполагает конкуренцию людей с разными интересами, и поэтому она всегда запу­тана, динамична и во многом непредсказуема, чревата конфликтами.

В-третьих, политика — это искусство управления государством и обществом, и поэтому она есть сфера сознательных решений. Вместе с тем, в ней всегда существует и иррациональное (неразумное, стихийное) начало, которое проявляется в различных формах — в виде необуздан­ных страстей и инстинктов, аффектов, агрессивных влечений и т.п.

Для профессионального участия в политике требуются, как это очевидно, многие качества. В истории человечества наверняка можно встретить политические фигуры с высоким интеллектом, большим нравственным потенциалом и гражданским мужеством. Но в такой же мере политика открывает дорогу и людям противоположного типа. Отмечая это, В.И.Даль писал, что политик —это "умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; скрытный и хитрый чело­век, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовре­мя солгать". Мир политики являет собой огромный калейдоскоп лич­ностей, каждая из которых исполняет свою роль в этом весьма пест­ром и шумном театре.

При исследовании политической жизни социальная философия при­меняет также понятие власти. Под властью политической принято пони­мать реальную способность индивида или группы людей осуществлять свою волю ("хотение"), опираясь на соответствующие институты обще­ства, законы, идеи и иные ресурсы. Иметь власть означает влиять на дру­гих людей, их намерения и действия, реализовать свои интересы. Средо­точием и ядром политической власти в обществе является государство. Его власть чем-то напоминает гигантский обруч, связывающий обще­ство, как организм, в единое целое и призванный придать обществу по­рядок и стабильность. Власть государства — это некое силовое поле, ко­торое определяет основные параметры поведения и действий индивидов и социальных групп в общественной жизни. Государство представляет собой центр власти, в его руках сосредоточен основной объем управлен­ческих полномочий. Вот почему оно всегда является объектом притяза­ний со стороны всех участников политической жизни. Исходя из этого, В. И.Ленин и определял политику как "участие в делах государства", стремление оказать на него свое влияние, овладеть рычагами государственной машины. На почве этого и формируется та сфера бытия общества, кото­рая называется политической жизнью, или миром политики ("политос-фера"). Каковы же ее составляющие и формы проявления?

Политическая жизнь возникла в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими и даже противоположными интересами. Общество резко усложнилось, и поэтому появилась по­литика, как деятельность по согласованию социальных интересов. В итоге все население общества разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основной функцией политики стало управле­ние обществом с помощью государства в интересах прежде всего наи­более влиятельных классов и слоев общества.

Политосфера явилась следствием и отражением тех объективных процессов, которые зародились и существуют в социальной жизни общества. Речь идет прежде всего о социально-экономических инте­ресах людей. Следует иметь в виду, что за всякого рода лозунгами и программами политических партий, заявлениями и действиями поли­тиков стоят, как правило, интересы тех или иных социальных групп. Сфера политической жизни включает в себя все многообразие явле­ний и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладанием государственной властью и ее применением. Назовем и кратко оха­рактеризуем важнейшие проявления политической жизни общества.

Побудительными мотивами ("пружинами") деятельности людей в сфере политики являются их потребности и интересы. В качестве моти­вов могут быть имущественные и иные (в том числе и корыстные) инте­ресы людей, их честолюбие, нравственные соображения и идеалы. В интересах проявляются разнообразные потребности людей, т.е. то, чего им недостает в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовле­кает в свой бурный поток не только людей с совестью, но также негодя­ев и проходимцев. Политическая жизнь — это всегда отстаивание своих интересов, в какие бы одежды эти интересы ни наряжались.

Духовной стороной политической жизни общества является поли­тическое сознание. Оно включает в себя как чисто житейские пред­ставления о политике и государстве, так и специальные учения и тео­рии. Если нет политического сознания, то нет и полнокровной поли­тической жизни в целом. Имея знания и представления о политике (пусть даже и самые простейшие), люди получают возможность уча­ствовать в ней сознательно (со знанием дела), давать оценки фактам и явлениям политики, делать выбор в собственных интересах и целях.

Субъекты политической жизни есть ее участники, "актеры". Речь идет о конкретных индивидах и группах, которые являются носителя­ми интересов, сознания и практических действий. Изучая политичес­кую жизнь общества, социальная философия обращает внимание на культуру участия людей в политике, взаимоотношения между лидера­ми и массой, духовные качества участников политики, их цели и иде­алы. Философия отмечает также высокую степень субъективного (лич­ностного) начала в политической жизни. Ее интересует и то, насколь­ко общество демократично, т.е. создает всем "игрокам" формально равные возможности для участия в политической деятельности.

В политике для борьбы за власть и ее применение существуют спе­циальные "инструменты" — институты политической жизни. К числу таковых относятся политические партии, различного рода движения, ассоциации и иные объединения, а также средства массовой информа­ции. Основным институтом (органом) политики является, конечно же, само государство как воплощение официальной власти в обществе. Наличие названных нами институтов свидетельствует о том, что чело­вечество сумело "изобрести" специальные средства для цивилизован­ного и эффективного протекания политической жизни в обществе.

Политическая жизнь общества предполагает также политику (в уз­ком ее значении). По определению В.И.Ленина, она есть "участие в де­лах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства". В данном смысле политика рассматривается как вид дея­тельности человека, наряду с наукой, воспитанием, земледелием и дру­гими занятиями. Она выполняет не только лишь функцию завоевания власти и ее упрочения (что всегда сопряжено с конкуренцией и конф­ликтами), но может быть направлена также и на достижение гражданс­кого согласия (консенсуса) в обществе. В этом случае используются та­кие цивилизованные методы деятельности, как конструктивный диа­лог, компромисс (соглашение на основе взаимных уступок), партнер­ство и т.п. Но в политике находят применение, увы, не только эти мето­ды и средства. Нередко можно услышать, что политика — это "грязное дело", что это якобы "зверь, не знающий Бога" (Н.А.Бердяев) и т.п. Действительно, политика является сферой хитрости и даже обмана, за­игрывания и нечестной игры, лицемерия, цинизма, варварства и жесто­кости. Так было всегда, так оно есть и сейчас, и в этом тоже проявляет­ся противоречивая природа политики. Но все это еще не дает основа­ний полагать, будто в этой деятельности нет места для совести, честно­сти, порядочности и других позитивных социальных ценностей.

Между индивидами и группами людей в ходе их борьбы за власть складываются связи и зависимости, называемые политическими от­ношениями. Они проявляют себя, например, в формах солидарности, сотрудничества, компромисса. Но эти отношения нередко существу­ют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конф­ликта сторон.

В политосфере проявляют себя типичные для данного общества и исторического времени образцы (формы) мышления и практической деятельности людей, или политическая культура. Это понятие употреб­ляется также и для характеристики индивида как первичного субъекта политической деятельности, раскрытия его политических качеств. В таком случае политическая культура представляет собой единство по­литического сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия индивида в политике (мирные или же насильственные действия, активное участие или же неучастие в поли­тике и т.д.). Политическая культура является инструментом для созна­тельного включения человека в политику, и выполняет она различные функции. Кроме названной выше функции политического участия, она способствует стабильности в обществе или же. наоборот — разрушает ее. Через политическую культуру передаются опыт, традиции и спосо­бы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может как благоприятствовать объединению (консолидации) людей на почве об­щих интересов, так и, напротив, разъединять их, вносить вражду и не­приязнь друг к другу. Политическая культура помогает также интел­лектуальному развитию личности путем освоения индивидом существу­ющих в обществе форм политического мышления и знаний о политике.

Политическая жизнь общества предполагает наличие в ней прин­ципов и норм, — систему правил, запретов, ограничений для деятель­ности. В политике ведь тоже должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Очень важно, например, принимать в правительстве такие решения, которые бы своевременно разрешали назревающие социальные противоречия и конфликты. От высших го­сударственных деятелей требуются такие поступки, которые бы не ущемляли честь и национальное достоинство своего народа. Во время избирательной кампании ее участники должны знать и соблюдать ус­тановленные законом правила и процедуры. И т.д. и т.п. Данные прин­ципы и нормы представляют собой "правила игры" в политике, если образно сравнивать ее с огромным футбольным полем, где в борьбе за власть состязается многочисленное количество "игроков" в при­сутствии большой массы "болельщиков".

Политическая жизнь общества глубоко социальна по своей приро­де, отражая потребности и интересы людей, которые формируются в социальной сфере. На основе этих интересов складываются специаль­ные институты (органы) политики — партии, государство и другие, в задачу которых входит выявление, обобщение и реализация этих инте­ресов. Одной из важнейших функций политической сферы является зак­репление и сохранение существующего в обществе социально-эконо­мического порядка вещей (например, отношений собственности), либо же его изменение в интересах тех или иных социальных групп и слоев. Основной функцией политической жизни является отражение и реализация социально-экономических потребностей и интересов людей. В рамках данной сферы протекает политическое время — событийный ряд, наполненный действиями индивидов и социальных групп, политичес­ких институтов. Это время течет в рамках политического пространства, которое определяет границы политической сферы общества, сосуще­ствование субъектов, процессов и институтов в ней.

Особое место в политической сфере общества занимают ее инсти­туты, которые люди создают и используют в целях реализации своих потребностей и интересов в ходе политической деятельности. Основ­ным институтом политической жизни является государство как "центр силы" (официальной власти) в обществе. В истории общества оно неиз­менно играло очень большую роль. и особенно — в России с ее огром­ной территорией и общинным укладом социально-экономической жиз­ни. Что касается вопроса о происхождении государства, то на этот счет в истории социально-философской мысли существовали разные теоре­тические суждения.

Например, Демокрит объяснял возникновение государства влия­нием совместной деятельности людей и потребностью в выживании. Аристотель развивал "патриархальную" теорию появления этого со­циального организма. Он полагал, что государство возникло естествен­ным образом из семьи, копируя ее отдельные функции и распределение ролей между главой семьи и остальными ее членами. Такого же подхо­да придерживался и известный древнекитайский философ Конфуций.

В средние века считалось, что государство установлено Богом, как и весь порядок в обществе. Однако государству все же отводилась вто­ростепенная роль, в сравнении с институтом церкви.

В Новое время появилась "договорная" теория происхождения госу­дарства (Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.). Считалось, что появление государ­ства стало результатом имущественного раскола общества, произошед­шего на основе частной собственности. "Война всех против всех" насто­ятельно требовала создать специальный орган для защиты имущества и обеспечения безопасности людей. Поэтому люди договорились жить по единым гражданским законам, учредили государство и передали ему часть своих полномочий.

В немецкой классической философии И.Гердер рассматривал го­сударство как одно из многочисленных изобретений человеческой культуры, наряду с языком, правом, техникой. Государство не есть нечто, навязанное людям извне, а является естественным результатом исторического процесса. Позже, во второй половине XIX в. немецкий философ Е.Дюринг выдвинул так называемую "теорию насилия". По его убеждению, государство возникло якобы в ходе насильственного присвоения прибавочного (излишнего) продукта более сильными и воинственными социальными группами.

В классической марксистской философии происхождение государ­ства объяснялось естественными причинами социально-экономическо­го характера. Такой подход наиболее обстоятельно был изложен Ф.Эн-гельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В качестве важнейших причин появления государства здесь называются объективная логика развития материального произ­водства и разделения общественного труда, появление прибавочного продукта и имущественного неравенства между людьми. По Энгельсу, государство — это продукт раскола общества на классы. Оно пришло на смену тем регуляторам общественной жизни (моральные нормы, традиции и обычаи, авторитет вождей), которые уже оказались неэф­фективными в условиях социального расслоения общества и обостре­ния классовой борьбы. Государство появилось для того, чтобы люди, по образному выражению немецкого ученого, не "сожрали" друг друга в острых социальных конфликтах. Оно стало управлять обществом с помощью значительно более эффективных средств, и прежде всего — с помощью законов как специфического способа официального принуж­дения людей к соблюдению социального порядка.

Появление государства стало закономерным результатом услож­нения общественной жизни и возникновения в ней новых сфер дея­тельности человека. Оно возникло из потребности координировать различные процессы в обществе, придавать им упорядоченность и согласованность. Государство—это многофункциональное явление, и именно поэтому оно являет собой средоточие огромной власти. Ф.Эн­гельс называл его "публичным дирижером", "связующей силой циви­лизованного общества". Предназначение этого "дирижера" состоит в создании правовых предпосылок для нормального функционирова­ния общества как весьма сложного организма. Основной его функци­ей является управление экономической жизнью, которая играет осо­бую роль в существовании общества. Государство издает законы, со­здает условия для функционирования культурной жизни, развития образования и воспитания, отвечает за оборону страны и проводит внешнюю политику. В своей деятельности оно применяет не только "пряник" (поощрительные меры и средства), но и "кнут", т.е. принуж­дение в тех или иных законных формах, вплоть до насилия.

Любое государство имеет определенные признаки, или характери­стики. Это прежде всего наличие публичной власти в виде специаль­ных органов и учреждений — суд, армия и полиция, таможенная служ­ба, тюрьмы. Государство создает и право, т.е. систему законов и иных юридических норм, регулирующих способы и границы деятельности своих граждан. Сбор налогов тоже является необходимым признаком государства. Государство имеет свою территорию, в пределах кото­рой действуют его полномочия.

Государство всегда существовало в виде тех или иных историчес­ких типов, которые были вызваны к жизни характером и особенностя­ми общества, социальной структурой и традициями народа, господству­ющей идеологией. Это, например, рабовладельческое государство в эпоху Древнего мира или же государство советского типа в бывшем Советском Союзе. Что касается формы государства, то она определяет­ся способами и механизмами осуществления власти. Это, например, монархия как власть одного лица, которая передается по наследству и может быть абсолютной (полной) или же конституционной (ограни­ченной). Но это может быть и республика, где основным источником власти является народ, который осуществляет свою волю через систему представительных и исполнительных органов (парламент, правитель­ство и т.д.). С точки зрения территориального устройства, государство может быть унитарным (единым, при наличии централизованной вла­сти) или же федеративным (союз относительно самостоятельных госу­дарственно-административных образований). Возможна также и кон­федерация как союз полностью самостоятельных государств.

Когда говорят о правовом государстве, то имеют в виду, что в нем права и свободы человека не только провозглашены, но и защищены, охраняются государством, а само государство действует в "правовом поле", т.е. законно. Правовое государство означает отсутствие санк­ционированного произвола над гражданами со стороны власти, раз­деление государственной власти на представительную, исполнитель­ную и судебную ради недопущения диктата одной из ветвей.

К числу важнейших институтов политосферы относятся также и политические партии. Они представляют собой наиболее сознатель­ную и активную часть социальных групп и слоев общества. Партии создаются для того, чтобы выражать и защищать интересы населе­ния, представлять эти интересы в системе власти государства. Но поле их деятельности довольно обширно и не сводится лишь к представле­нию интересов. Партии осуществляют также идеологическую деятель­ность, выдвигают кандидатов в органы власти, проводят избиратель­ные кампании, действуют в парламентах.

В условиях демократии обычно складывается и существует мно­гопартийность как форма проявления плюрализма (многообразия) в политической жизни общества. Она дает возможность полнее отра­зить все многообразие существующих в обществе социальных инте­ресов и идей, не позволяет обществу и системе власти впасть в состоя­ние стагнации (застоя), помогает гражданам осуществить свой идео­логический и политический выбор.

Вместе с тем многопартийность усложняет политическую жизнь в обществе, способствует демагогии и политиканству в борьбе за власть, раскалывает нацию на противоборствующие силы, порождает иные негативные проблемы. Все это ставит вопрос о культуре многопар­тийности, о цивилизованности в отношениях между партиями. Надо уметь вести конструктивный диалог и находить разумный компро­мисс, не предавать забвению общенациональные интересы, действо­вать в рамках морали и права. Все это очень злободневно и для совре­менного российского общества с его состоянием политического рас­кола, конфликтности и нестабильности.

Институтами политической сферы можно считать также и те об­щественные организации, которые в некоторой степени ориентирова­ны на участие в политике. К ним следует отнести прежде всего профсо­юзы, которые защищают социально-экономические права трудящихся и нередко выдвигают политические требования и лозунги. Ряд органи­заций (женские союзы, молодежные объединения, экологические дви­жения) по природе своей являются неполитическими, но в некоторых ситуациях они тоже втягиваются в политическую деятельность, участву­ют в избирательных кампаниях и отстаивают свои интересы.

Многогранность, динамичность и конфликтность политической жизни всегда ставит проблему демократии в обществе. По сути сво­ей, это проблема согласования социальных интересов и самовыраже­ния человека в обществе. Демократия — это механизм сочетания и отстаивания разнообразных социальных интересов. Общий интерес в таком случае понимается как сбалансированная сумма групповых интересов, их гармония. Исходя из этого, можно полагать, что демок­ратия (в широком смысле) — это такая форма, способ общественно-политического устройства, когда всем гражданам и социальным груп­пам созданы равные правовые возможности для заявления и реализа­ции своих интересов в конкретных сферах деятельности. Демократия в таком ее понимании представляет собой как бы образ жизни, в ос­нове которого лежит гармония, согласованность интересов. Если в обществе нет демократии, то не будет и этой гармонии.

Важнейшими признаками демократии являются: участие народа в качестве основного источника власти, равенство прав граждан и га­рантии этих прав, выборность представительных органов власти и их подконтрольность обществу, разделение государственной власти на несколько ветвей, защита прав меньшинства. К признакам демокра­тии следует отнести также наличие социальной справедливости, веро­терпимость, гласность в делах общества и государства. Дух демокра­тии — это дух свободы и ответственности человека, дух социального равенства и справедливости.

Очевидно, что для осуществления демократии требуются такие ус­ловия, как наличие законов, институтов представительной власти (пар­ламент), свобода средств массовой информации, высокая политичес­кая и правовая культура граждан. При отсутствии всего этого реальностью становятся антиподы демократии. К их числу можно отнести ох­лократию (власть толпы), тиранию (власть деспота), олигархию (власть богатых), плутократию (власть мошенников), анархию (безвластие), идеократию (власть одной идеологии). Антиподами демократии явля­ются тоталитаризм (полный контроль государства над гражданами) и деспотизм как господство человека над человеком. Русский философ С-Л.Франк писал, что демократия — это строй, основанный на внут­реннем моральном уважении ко всем мнениям и верам, на терпимости людей друг к другу. Она предполагает уничтожение привилегий немно­гих на господство, и поэтому противостоит деспотизму как практике насилия. Франк подчеркивал, что "...ценность демократии не в том, что она есть власть всех, а в том, что она есть свобода всех".

Таким образом, политическая жизнь являет собой сферу взаимодей­ствия и борьбы социальных интересов. Ядро мира политики — это дея­тельность государства как средоточия публичной власти. Политосфера всегда многогранна, в ней сочетаются динамика и застой, конфликт и согласие, индивидуальные, групповые и общечеловеческие начала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: