Ведя речь о духовной жизни, к месту будет вспомнить известное выражение о том, что не хлебом единым жив человек. Дух, духовное всегда играли очень большую роль в историческом процессе, начиная с возникновения общества. Сложность и многогранность этой сферы общественной жизни сопоставима лишь со сложностью всей Вселенной. Духовная сторона человеческой истории постоянно была предметом самого пристального внимания со стороны философии. Очень большой вклад в изучение духовной жизни внесли Сократ и Платон, Г. Гегель и Л.Фейербах, Г.В.Плеханов и З.Фрейд, Ф.М.Достоевский, А.Камю и другие мыслители и ученые.
Духовное начало в общественной жизни представляет собой специфическую реальность. В философском идеализме всегда подчеркивается, что Дух ("дуновение", "дыхание") является даром Божьим, сердцевиной человеческого существования и его жизненной энергией. По определению Н.А.Бердяева, Дух —это "истина, красота, добро, смысл, свобода", сила осветляющая, освобождающая и преображающая. Он являет собой некий огненный поток, творческую динамику. Человек, в этом смысле, есть как бы манифестация Духа, воплощенная в нем творческая свобода. С точки же зрения философского материализма, духовное начало вторично и существует как сторона, момент практической деятельности человека и общества.
Целостный портрет духовной жизни общества невозможно дать без понятия "общественное сознание"*.( • В теме "Проблема сознания в философии и науке" речь шла преимущественно о сознании индивида. Общественное же сознание — это атрибут общества как живого социального организма.) Образно говоря, оно есть та тонкая ткань, на которой люди вышивают разноцветные и всевозможные узоры своей духовной жизни. Без общественного сознания невозможны не только духовная, но и всякая иная социальная жизнь людей. Духовная жизнь — это все многообразие проявлений общественного сознания, особого рода сфера общества. Она несравненно шире, богаче и сложнее общественного сознания. Что же представляет собой общественное сознание?
|
В своей действительности общественное сознание — это сложная система существующих в обществе чувств и настроений людей, идей, взглядов и идеалов, учений и теорий, которые отражают различные стороны бытия людей, условия их жизни. Кратко говоря, общественное сознание является отражением общественного бытия.
Что касается общественного бытия, то под ним принято понимать совокупность всех материальных отношений в обществе, реальный процесс жизни людей. Эти отношения складываются и существуют объективно, вне и независимо от воли и пожеланий отдельного человека и даже человечества. Ядром общественного бытия являются экономические отношения, или, как выразился В.И.Ленин, "объективная логика хозяйственной эволюции человечества, цепь событий, цепь развития". В общественное бытие входят также социально-классовые и национальные, экологические, политические, бытовые и семейные, иные отношения. Общественное бытие — это и сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо. Его духовная жизнь представляет собой внутренний, глубинный пласт его существования в обществе.
Выше мы определили общественное сознание как процесс отражения общественного бытия людей. Тезис о зависимости духовной жизни человека и общества от характера и содержания конкретно-исторической эпохи, ее социально-экономических и иных условий подтверждается многочисленными фактами исторического процесса. Это можно проследить на примере исторических форм мировоззрения (мифология, религия, наука и т.д.), социальной психологии, тех или иных жанров в искусстве. Термин "отражение" означает в данном случае следующее.
|
Во-первых, общественное сознание является идеальным (т.е. существующим в форме чувств, образов, идей) воспроизведением отражаемого объекта. Являясь образом социального мира, оно постигает сущность и важнейшие характеристики общественного бытия, разнообразие его проявлений, улавливает тенденции в его развитии.
Во-вторых, общественное сознание порождено характеристиками общественного бытия, совокупными социально-экономическими и иными условиями существования человека. Как и общественное бытие, общественное сознание тоже всегда является конкретно-историческим по своему "наполнению" и чертам. В нем нет ничего сверх того, что имеется в самой общественной жизни. Известно, например, что древние мифы были рождены эпохой "детства" человечества и выражали зависимость людей того времени от стихийных сил природы.
Являясь отражением бытия людей, общественное сознание дает снимок с объективной социальной действительности. Это как бы фотография, которая более или менее точно отражает то, что находится за пределами фотообъектива. Вопрос о точности (адекватности) отражения является настолько важным, что мы остановимся на нем подробнее.
|
В одних условиях, при наличии соответствующих предпосылок, общественное сознание может давать верное отражение действительности и тем самым являться ориентиром для практической деятельности людей. Верное отражение может иметь место в конкретных политических учениях, нравственных и политических идеалах, в идеологических программах деятельности. В других условиях общественное сознание может искажать и даже мистифицировать порядок вещей в обществе, порождать ложные "снимки" и образы. Тем самым оно дезориентирует людей, негативно влияет на различные стороны их жизни — экономику и политику, нравственность, отношение к природной среде. К числу проявлений такого ложного сознания можно отнести, например, амбициозную идею "третьего рейха" в период фашистской Германии, большевистскую идею "мировой революции", план построения в нашей стране коммунизма к 1980 г. Примером искаженного отражения является и религия, где окружающий мир рассматривается как якобы сотворенный сверхъестественной силой.
Довольно распространенной в обществе формой искаженного сознания является социальная утопия. Она представляет собой такого рода мечту, пожелание людей, для достижения чего еще явно не созрели (или даже не созреют вообще) соответствующие условия и предпосылки. Утопическое мышление воплотилось в разнообразных социалистических учениях и проектах (Т. Мор, Ш.Фурье, Р.Оуэн и др.), в мечтах о построении некоего "идеального" общества. Говоря об утопиях, нельзя забывать, что все они возникают на почве отчаяния и надежды людей. Социальные утопии выражают реальные проблемы людей и их страстную мечту о лучшей и более человечной жизни, о совершенном социальном бытии.
В условиях несвободы человека, его подавленности внешними природными и социальными силами обычно формируется отчужденное сознание. Оно свидетельствует о том, что люди еще не стали господами и повелителями собственной жизни и сотворенных ими общественных отношений. Напротив, сами люди находятся во власти этих сил.м и кратко охарактеризуем важнейшие проявления отчужденного общественного сознания.
Мифологическое сознание возникло в глубокой древности в виде фантастических легенд, рассказов и преданий. Ему было свойственно одушевлять природу и наделять ее человеческими характеристиками. Мифологическое сознание характерно для всех времен и народов. Конкретное историческое время порождает и соответствующие фантазии. Чаще всего они бывают распространены в кризисные и переломные моменты жизни общества, когда человек лишается привычного для себя образа жизни и опор для существования, и его бытие в таком случае становится неопределенным и непредсказуемым.
Религиозное сознание тоже является выражением слабости и уязвимости человека, его порабощенности природными и социальными силами. С помощью религии человек как бы удваивает окружающий мир и создает мир иллюзорных образов — Бога, ангелов, дьяволов и т.д. Опираясь на религию, верующий человек с ее помощью стремится найти то, чего ему в повседневной жизни недостает — добра, поддержки и любви . Религия — это эмоционально окрашенный поиск спасения от бесчеловечности окружающего мира. В сознании верующего человека происходит поиск ответов на вопросы о происхождении мира и человека, о смысл жизни и призвании человека, о добре и зле, о счастьи и несчастьи и т.д.
Проявлением несвободы человека является также и авторитарное сознание, которое возникает и существует как результат обожествления носителей власти ("авторитетов"). Одним из его проявлений является культ правящей личности, что имело место у многих народов. Авторитарное сознание проявляет себя в форме фанатизма, т.е слепой веры в вождя или же в какую-то идею. Оно существует и как "рабское сознание", т.е. намеренное принижение себя, утерю чувства собственного достоинства. Русский поэт Н.А.Некрасов писал о людях "холопского звания", которые утратили человеческий облик и готовы исполнить любые прихоти своих господ. Преодоление пленяющей власти такого сознания —дело трудное, и по силам далеко не каждому человеку. Вот почему демократия, как образ жизни, тоже не каждому по плечу, ведь она требует высокого уровня духовного развития личности, ее самосознания. Верно говорят, что из рабских душ невозможно создать свободное общество. Не получится ведь освободить человека извне, если он до сих пор еще не сумел по-настоящему освободить себя изнутри, по капле "выдавив" из себя рабское сознание.
Существование отчужденных форм сознания свидетельствует не только о несовершенстве и даже бесчеловечности мира, но и господстве сил природы и общественных отношений над людьми. Это означает также и власть идей над человеком, которые делают его покорным пленником (например, иллюзорная идея Бога, утопическая идея коммунизма и т.п.). Отчужденное сознание (а оно имеет и другие формы) называют иногда фетишистским, поскольку оно дает образ социального бытия в перевернутом, искаженном виде. Наличие в обществе сознания такого типа является симптомом социальной ущемленности человека и его духовной несвободы.
В любом обществе его сознание является мощной духовной силой, хотя она и не лежит на поверхности социального бытия. Энергия общественного сознания проявляется в выполняемых им социальных функциях. Через них оно обнаруживает свою деятельную природу и тем самым органично вплетается в ткань совокупного исторического процесса. Выделим и охарактеризуем важнейшие группы функций общественного сознания.
Первая группа — это познавательно-информационные функции. В их основе лежит способность общественного сознания быть знанием об общественном бытии. Это знание представлено во всех без исключения формах общественного сознания. В большей мере оно присутствует в историческом, политическом, а менее всего — в религиозном и мифологическом сознании, где знание подменено верой или же наивной фантазией.
Вторую группу составляют коммуникативно-ценностные функции. Их основой является способность общественного сознания вырабатывать ценности (или же антиценности), т.е. идеи, образы и идеалы, имеющие для людей позитивное или же негативное значение. В любом обществе всегда особую ценность представляют добро, красота и истина, а зло, безобразие и ложь воспринимаются как антиценности. Одним из важнейших проявлений ценностной природы общественного сознания является идеал — образ будущего, отвечающий интересам индивида или же социальной общности.
В третью группу входят эмоционально-волевые функции. Их предпосылкой является способность общественного сознания быть, кроме знаний и ценностей, еще и отношением человека к социальному миру. Это отношение проявляется прежде всего на психологическом уровне общественного сознания и существует в форме эмоций, чувств и настроений. На их основе складываются умонастроения, т.е. относительно устойчивые эмоциональные состояния и отношение людей к чему-либо (например, позитивное или же негативное отношение к государству, к частной собственности и т.д.). Известно, например, что в России весьма распространенным было положительное отношение к общественной собственности, поскольку она соответствует общинному (коллективистскому) духу россиян. Умонастроения могут проявлять себя в виде конструктивного или же критического отношения к фактам общественной жизни, к институтам общества.
Следует иметь в виду, что функции общественного сознания могут подвергаться деформациям (искажениям). В таком случае познавательная функция переходит в свою противоположность, и в итоге дает нам ложное знание о социальном бытии; ценностная — порождает антиценности; эмоциональная функция обманывает нас в своем отношении к общественным явлениям, и тогда люди зло воспринимают как добро, или же наоборот.
В социальной философии для общей характеристики общественного сознания употребляются также понятия "духовность" и "менталитет". Духовность представляет собой концентрированное выражение высших общечеловеческих ценностей — таких, как истина, добро и красота, милосердие, справедливость. Она являет собой подлинную человечность и социальность, высокое начало в человеке как существе разумном и нравственном, его культурность. Понятие же менталитета раскрывает постоянные и своеобразные социально-психологические признаки и черты, а также соответствующие им установки и формы поведения и действий людей. Менталитет формируется на почве истории народа, его культуры и традиций, совокупного опыта деятельности.
У общественного сознания есть своя собственная, внутренняя логика существования. Иначе говоря, оно обладает относительной самостоятельностью, которая воплощена в социальных функциях общественного сознания. Эта самостоятельность проявляет себя также и в некоторых закономерностях функционирования и развития общественного сознания. Назовем важнейшие из них.
Опережающее отражение означает, что общественное сознание способно как бы предвосхищать будущее посредством осмысления протекающих в обществе процессов, противоречий и тенденций. Благодаря этому люди могут прогнозировать грядущие события и отвечать на вопрос о том, что будет завтра, в дальнейшей перспективе. Одним из проявлений опережающего отражения является упоминавшийся нами утопический социализм, в котором создавались умозрительные картины будущего состояния общества.
Отставание от объективной логики развития общественного бытия означает инерционность, консервативность общественного сознания. Вряд ли следует далеко ходить за примерами отсталых, архаичных идей и лозунгов, устаревших обычаев и традиций. Очень часто такой груз прошлого препятствует решению давно назревших проблем в обществе и проведению необходимых реформ. Нередко старые и примитивные представления сознательно поддерживаются господствующими классами и слоями в интересах сохранения ими своей власти в обществе.
Активность общественного сознания—это его способность оказывать воздействие на ход исторического процесса. Данное влияние носит двоякий характер. Оно может быть негативным, если речь идет о влиянии ложных идей и представлений, реакционных учений и идеалов. Но активность может носить и позитивный характер, если иметь в виду роль прогрессивных идей и представлений, которые выражают здравый смысл в человеческом духе. Иногда идеи способны стать объединяющим знаменем мощных социальных преобразований. Так, в России накануне Октябрьской революции в качестве таковых выступили идеи и лозунги мира между народами, передачи земли крестьянам, а фабрик и заводов — рабочим.
Общественному сознанию присуща также историческая преемственность, т.е. такого рода связь в содержании, когда старое присутствует в новом. Тем самым лучшая часть духовного багажа прошлых поколений не утрачивается и сохраняет свое значение и ценность в новых исторических условиях для других поколений людей. Благодаря преемственности "...добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем", как выразился известный поэт и певец В.С.Высоцкий. С помощью механизмов преемственности позитивные идеи и ценности не утрачивают своего значения и сохраняются для последующей истории, включаются в историческую память человечества.
В общественном сознании всегда происходит взаимодействие всех элементов его структуры друг с другом и их взаимопроникновение. Можно говорить, например, о взаимовлиянии религии и философии в средние века, философии и искусства в эпоху Возрождения, о взаимосвязи между моралью и правом.
Основная закономерность в функционировании и развитии общественного сознания состоит том, что оно порождено и обусловлено воздействием причин прежде всего материального характера, которые нами указывались в начале настоящего вопроса. Даже фантастические образы в головах людей — и те являются как бы испарением с реального процесса социального бытия людей. Вот почему идея коммунизма, о которой мы нередко упоминали, не есть плод воспаленного сознания, а представляет собой отражение несовершенных общественныхотношений, мечту о более разумном социальном устройстве. За чувствами и эмоциями людей следует отыскивать конкретно-исторические общественные процессы, события и отношения, т.е. многогранный процесс жизни людей в обществе.
Общественное сознание имеет очень сложное внутреннее строение. Оно включает в себя множество компонентов, каждый из которых, в свою очередь, имеет собственное строение и специфические функции. В целях удобства и простоты классификации и учитывая противоречивый характер общественного сознания, мы выделим в его структуре пары элементов.
Первая пара выделяется с учетом субъектов (носителей) общественного сознания. В этом случае сюда будет отнесено сознание всего общества как духовный "макрокосмос", совокупная духовная реальность, которая присуща обществу в конкретный период исторического времени. Оно вбирает в себя общие формы (способы) мышления, совокупный духовный опыт, традиции людей. К нему относится сознание всех социальных групп и каждого отдельного человека, все идеологии общества, его духовная атмосфера. Сознание всего общества ("объективный дух", по словам Г.Гегеля) является очень пестрым и с трудом поддается научному изучению.
Наряду с сознанием всего общества существует также индивидуальное сознание ("субъективный дух", по словам Гегеля). Это — духовный "микрокосмос", сознание отдельного человека, который отражает общественное бытие сквозь призму условий своей жизни и интересов. Индивидуальное сознание всегда противоречиво, в нем происходит напряженная внутренняя борьба эмоциональных состояний, суждений, оценок и устремлений. Каждый индивид воспринимает общественную жизнь по-своему, насколько это позволяют ему его образование, жизненный опыт. Особую роль в общественной жизни играет сознание великих исторических личностей, дающее импульс целой эпохе в умственной истории общества.
Вторая пара элементов структуры общественного сознания выделяется нами с учетом глубины отражения общественных явлений и процессов. В таком случае сюда должно быть отнесено обыденное сознание как осознание внешних явлений общественной жизни. В нем отражаются непосредственные условия существования людей в обществе. Оно включает в себя простейшие сведения и знания об обществе, элементы социальной психологии. Сюда же входят житейские суждения людей о фактах и событиях общественной жизни и их оценки, отношение к происходящему. Основой обыденного сознания является здравый смысл, т.е. верное отражение действительности. Но наряду с ним, всегда имеют место и иллюзии своего времени. Так, в России всегда существовала вера в "доброго царя", а коммунистическая идея в течение десятилетий была достоянием сознания всего общества и пленяла людей своей простотой и привлекательностью. Обыденное сознание формируется, в основном, стихийно, под влиянием многих факторов. В его недрах складывается общественное мнение, посредством которого люди высказывают свое отношение к фактам и событиям общественной жизни, дают им оценки. Обыденное сознание способно осмысливать сложные вопросы общественного бытия (экономика, политика, действия государства), если они вошли в сферу деятельности людей и затрагивают их жизненные интересы.
В отличие от обыденного, теоретическое (научное) сознание являет ся более или менее стройной системой идей и взглядов, учений и идеалов, где отражение общественной жизни осуществляется средствами научного мышления. Это сознание разрабатывается отдельными людьми (теоретиками) или же группами людей. История человечества очень богата разнообразными теоретическими представлениями об общественной жизни — экономическими, политическими, правовыми и иными учениями. По природе своей теоретическое сознание ориентировано на отражение внутренних (не лежащих на поверхности) связей и закономерностей общественного бытия, на раскрытие сущности и природы конкретных явлений в нем (например, исследование рыночных отношений, природы государства, сущности демократии и т. д.). Следует, однако, иметь в виду, что в силу ряда социальных, гносеологических и иных причин теоретическое сознание может быть не только истинным, но и иллюзорным, искажая тем самым порядок вещей в обществе и давая людям неверные ориентиры для их практической деятельности.
Третья пара элементов структуры выделяется нами с учетом степени распространенности сознания в обществе. Соответственно, сюда следует отнести специализированное сознание, т.е. те или иные духовные ценности, которые создаются вначале отдельными людьми (специалистами) или же профессиональными группами (идеологами). Известно, что идеи и открытия, концепции и гипотезы об общественной жизни вначале являются достоянием лишь очень узкого слоя людей. Так, идея социалистической революции в России вначале вызревала лишь в головах немногих мыслителей (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин), и лишь позже стала достоянием трудящихся масс, овладела их умами и подвигла на практические действия. Да и сам марксизм, как теория и мировоззрение, вначале был достоянием весьма узкого круга людей и их единомышленников, создававших это учение. Со временем же он стал крупным и влиятельным течением общественной мысли и перестал быть лишь специализированным сознанием.
В отличие от специализированного, массовое сознание ("народный дух") распространено среди всех социальных групп. Оно принадлежит широким слоям населения и является важнейшей формой проявления реального общественного сознания. В своей действительности оно являет собой синтез всех элементов общественного сознания — обыденного, индивидуального, теоретического и иных. Оно включает в себя также типичные для своего времени умонастроения в социальных группах и обществе в целом. Массовое сознание в высшей степени неоднородно, многослойно и многолико.
Четвертую пару элементов структуры общественного сознания можно выделить с учетом сфер (областей) его функционирования. К этой паре относится общественная идеология, где отражение социальной действительности происходит сквозь призму интересов конкретной социальной группы, слоя людей. С помощью своей идеологии социальная группа познает общество, выявляет свое место в нем ("Кто мы?"), формулирует цели деятельности ("Что делать?") и свой социальный идеал ("К чему стремиться?"). Социальная общность всегда накладывает на идеологию печать своих интересов и придает ей соответствующее идейное содержание. Известно ведь, что либеральная и коммунистическая идеологии принципиальным образом отличаются и по своим базовым идеям (выбор частной собственности или же общественной) и по способам их реализации на практике (с помощью механизмов рынка или же государственного управления). Таким образом, общественная идеология выполняет не только познавательную, но и функцию социальной консолидации, т.е. объединения членов конкретной общности людей вокруг тех или иных идей, целей и социальных идеалов.
Наряду с идеологией, существует и общественная психология. Она представляет собой отражение непосредственных условий жизни людей в формах их эмоционально-волевой деятельности — чувств и эмоций, настроений, восприятий, страстей. Этот элемент структуры общественного сознания включает в себя и отношение людей к социальной действительности (позитивное или негативное, пессимистическое или же оптимистическое). Общественная психология является активным фактором в жизни общества. Общепризнано, например, что победе советского народа в Великой Отечественной войне способствовали чувства патриотизма и большой опасности для себя, ненависть к фашистам. Русские крепостные крестьяне, участвуя в бунтах и восстаниях, выражали тем самым чувство социальной ущемленности, взращенное на обильной почве социальной несправедливости. Каждый народ и любая нация имеют собственную социальную психологию (психологический уклад). У русского народа тоже сформировалась своя, самобытная социальная психология ("русская душа"). В ней отразилась и огромная территория нашей страны, и многочисленные социальные конфликты и коллизии, и внешние обстоятельства. Блестящими исследователями "русской души" были Л.Н.Толстой, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и другие мыслители.
Учитывая объект и специфические способы его отражения, в социальной философии принято выделять формы (виды) общественного сознания. Они отличаются друг от друга также и по своим функциям, выполняемым в жизни общества. В первобытном обществе его сознание было синкретичным, т.е. слитным и нерасчлененным. Различные его формы стали возникать лишь в эпоху расслоения общества на классы, в ходе отделения труда умственного от физического. Эти формы стали различными способами духовного освоения человеком социального мира, который он создал и в котором он существует. Назовем их и дадим им краткую характеристику.
Политическое сознание. Является духовной стороной политической жизни общества и ее образом, регулятором поведения людей в мире политики (политосфере). Специфика политического сознания состоит, в частности, в том, что оно очень тесно "соприкасается" с объективной логикой экономической жизни общества и реагирует на все существенные изменения и процессы в ней (например, на реформирование отношений собственности, падение уровня жизни людей). С помощью политического сознания индивиды и социальные группы осознают свои интересы и формулируют их в виде идей, лозунгов, программ и идеалов устройства общества. По природе своей данная форма сознания имеет практический характер, т.е. ориентирована на обслуживание политической деятельности людей. На его основе формируется политическая культура индивида и гражданина — политические качества, способности, формы практической деятельности в политике.
Правовое сознание. Включает в себя представления людей и социальных групп о законном и незаконном в обществе, правомерном или же неправомерном. В своей структуре оно имеет обыденные представления людей о праве, правовую психологию и правовую идеологию. Правосознание активно влияет на такие формы и институты общественной жизни, как демократия, государство, свобода граждан. Без этого сознания невозможно формирование в обществе законодательства как системы правовых норм и предписаний, которые регламентируют поведение людей в обществе и обязательны для исполнения всеми. Основным законом в демократическом обществе является Конституция как концентрированное выражение правосознания данного общества и исторического времени. В условиях правового государства существует верховенство закона над всеми действиями людей, его обязательность и для управляемых, и для управляющих. Напротив, правовой нигилизм представляет собой игнорирование закона со стороны граждан, социальных групп и даже самого государства, неуважение к правовым устоям общественной жизни.
Политическая и правовая формы общественного сознания появились из необходимости регулировать социально-классовые отношения в обществе. Их существование обусловлено имущественным и иным неравенством людей, наличием разных интересов и социальной борьбы. В этих формах сознания очень важную роль играет понятийное отражение и, соответственно, такие понятия, как "политика", "государство", "закон", "власть", "демократия".
Нравственное сознание. Это та форма общественного сознания, в которой с помощью понятий добра и зла отражаются отношения между людьми как членами общества. Здесь отражение происходит посредством оценочных суждений типа "это — хорошо", "это — плохо" и т.п. Нравственное сознание существует в силу необходимости регулировать взаимоотношения между людьми и их совместную деятельность, что осуществляется с помощью норм, обычаев, традиций и ритуалов. По сути своей, данная форма сознания является оценочно-регулятивной, влияющей на поступки людей. На его основе в обществе складывается мораль как воплощение общечеловеческих норм и принципов нравственного поведения, "отлитых" в таких понятиях, как "совесть", "честь", "добро" и многие другие. Что касается нравственности, то она представляет собой мораль в действии, которая представлена в конкретных делах и поступках людей. Нравственное сознание, мораль и нравственность общества изучают этика, культурология и другие науки.
Художественное сознание. Отражает общественное бытие с точки зрения представленности в нем красоты (прекрасного, изящного, возвышенного) и ее антиподов. Важнейшей формой существования этого сознания является искусство ("мир осуществленной красоты", по определению Г.Гегеля). Здесь имеет место образное отражение общественной жизни и бытия человека в ней (например, образ Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"). Искусство всегда разнообразно по своим проявлениям (видам). Важнейшим среди них выступает художественная литература в различных ее жанрах. Литература, по выражению О.Бальзака, — это "история человеческого сердца", форма его самовыражения. Художественное слово является тончайшим инструментом для постижения бытия человека в социальном мире. Великолепные образцы социально-психологического познания человека даны в произведениях Ф.М.Достоевского, М.А.Булгакова, А.П.Платонова, в творчестве многих зарубежных писателей. Литература способна постигать сложные процессы в обществе, давать им анализ и оценку, как это было сделано в произведениях А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, М.А.Шолохова. Русская художественная литература всегда отличалась высокой философичностью и глубокими обобщениями, большим нравственным потенциалом и богатством языка.
Большую роль в художественном отражении общественной жизни играют и другие виды искусства. К ним относятся живопись как "истинная философия" (Л.Винчи), архитектура ("застывшая музыка", по словам К.Н.Леонтъева). Огромную роль в жизни людей всегда имела музыка, где человеческое сердце выражает себя при помощи изящных звуков, их гармоничного сочетания. К видам искусства относят также скульптуру, танец, кино, дизайн и другие.
Подлинное искусство всегда многофункционально. Оно выполняет, прежде всего, познавательную функцию, давая картину общественной жизни в различных ее измерениях. "Кассандровское" начало в искусстве означает, что оно способно предвосхищать будущее в развитии общества. Искусство развлекает и веселит людей ("диони-сийское" начало), очищает наши души ("катарсическое" начало) и дает нам подлинное наслаждение ("гедонистическое" начало). По определению К.Маркса, искусство есть творение мира "по законам красоты". создание образов и фантазий, изящных предметов, которыми человек украшает мир вокруг себя.
Искусство выполняет и социализирующую функцию, активно способствуя формированию в человеке социокультурных качеств. Не без его участия у человека сформировался иной, более высокий уровень запросов — духовные потребности. Этому способствовали танцы древних людей и их наскальные рисунки, первые произведения литературы и народный фольклор. С помощью искусства человек постепенно становился существом богатым, т.е. нуждающимся во всей полноте проявлений своей творческой натуры.
Говоря об искусстве, следует все же иметь в виду, что мир его произведений по природе своей не ориентирован на выполнение практической (утилитарной) роли в жизни людей. В этом смысле оно и есть, по меткому выражению П.Я. Чаадаева, "прекрасная бесполезность", хотя и очень важная для цивилизованного человека.
Религиозное сознание. Представляет собой "компенсатор" (заменитель) социальной слабости и уязвимости человека. Оно характеризуется верой в сверхъестественное начало и мышлением догмами. Основным объектом отражения в религиозном сознании является Бог как некий Творец и Спаситель мира и человека. Отражение в данной форме общественного сознания осуществляется в виде фантазий и верований, чувств и побуждений, культовых действий. Три основные мировые религии (буддизм, ислам и христианство) возникли из одних и тех же источников (корней) — социальных, гносеологических и психологических. Они родились на почве не только зависимости человека от природных и социальных сил, но и стремления человека найти некую точку и авторитет, в которых есть опора, надежда и спасение от несовершенства и даже бесчеловечности социального мира. Религия — это тоже поиск человеком ответов на вопросы о сущности общества и месте человека в нем, о смысле жизни и призвании человека.
Кроме религиозного, существует еще и атеистическое сознание как альтернатива религии с иной системой мировоззренческих ориентиров и ценностей. Атеизм — это одна из форм свободомыслия, имеющая достаточно глубокие корни и традиции в истории философии и культуры.
Философское сознание. Оно доступно, как правило, лишь наиболее образованной части общества, но это вовсе не означает, что философствование — это достояние и удел лишь мыслящих одиночек. Философия ("абсолютный дух", по определению Г.Гегеля} включает в себя не только научные знания, но и мудрость человека как обобщение его жизненного опыта. В отличие от точных наук, философии всегда присуще личностное отношение к явлениям общественной жизни и их переживание. Философское сознание характеризуется стремлением к осмыслению сложнейших мировоззренческих вопросов — о смысле жизни человека, о его смерти и бессмертии, о призвании человека в мире.
Кроме названных нами выше, существуют также и такие формы общественного сознания, как историческое, экологическое, экономи-. ческое, демографическое. Многообразие форм (видов) общественного сознания обусловлено многогранностью общественного бытия, разнообразием потребностей людей и сфер их духовно-практической деятельности, богатством способов духовного освоения мира человеком.