СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ




Философское понятие социальной сферы фиксирует ту область деятельности и отношений в обществе, которая связана с существова­нием больших и малых групп людей, их интересами и взаимодействи­ями, ролью в общественной жизни. Социальная сфера жизни — это мир классов и слоев, наций и народностей, профессиональных, возра­стных. половых и иных групп (общностей) людей, связанных систе­мой прямых и опосредованных отношений и взаимодействий. Это сфера потребностей и интересов, мотивов поведения и деятельной ак­тивности этих групп. Каждому конкретно-историческому типу обще­ства соответствует своя. специфическая социальная жизнь.

Данная сфера имеет структуру, т.е. совокупность элементов, каж­дый из которых обладает собственны ми характеристиками и занима­ет то или иное место в социальном пространстве. Социальная струк­тура представляет собой совокупность относительно устойчивых и стабильных групп (общностей) людей, определенный порядок их вза­имосвязи и взаимодействия. Что касается понятия социальной общнос­ти, то под ней в философии принято понимать объективно сложив­шееся в обществе целостное образование людей, которому присущи общие коренные интересы и сфера деятельности, психологические ха­рактеристики и образ жизни, отношение к другим общностям. Эти группы являются исходными "единицами" социальной структуры об­щества. Социальная структура включает в себя:

~ социально-классовые общности людей (классы, слои):

~ социально-этнические общности (нации, народности и др.);

~ социально-демографические общности (молодежь, женщины и др.);

~ малые группы людей (семья, трудовой коллектив). Социальная сфера по природе своей не может быть однородной, и это является законом ее существования. Данный тезис является об­щепринятым в социальной философии. Первые идеи о социальной неоднородности общества были сформулированы еще в древней фи­лософии (Конфуций, Платон, Аристотель). Развитое учение о соци­альном расслоении и его экономических предпосылках было создано в классическом марксизме.

В отечественной философии большое внимание идее социальной неоднородности было уделено известным социологом П.А.Сорокиным. Его учение, получившее название концепции социальной стратифи­кации, имеет методологическое и познавательное значение*.(* Термин "страша" переводится обычно как "слой", "пласт".)

Свой исходный тезис Сорокин излагал так: "Любая организован­ная социальная группа всегда...стратифицирована. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества". Русский со­циолог выделил и проанализировал три формы социальной страти­фикации. Первая — профессиональная, т.е. деление людей по техно­логическому признаку (руководители, подчиненные и т.п.). Вторая — это экономическое расслоение людей (неравенство в их доходах, уровне и качестве жизни). И третья форма расслоения — политическая стра­тификация, что в действительности означает неизбежное деление об­щества на правителей (элита) и.управляемых (масса).

П.А.Сорокин отмечал, что элементы расслоения имелись уже в ус­ловиях первобытного общества (наличие вождей и старейшин с их осо­бым статусом и ролью). Расслоение существует даже в самых демократических обществах, в конституциях которых написано, что все люди равны, хотя в действительности имеется совсем иная картина. Есть рас­слоение в семье, в церкви, и даже в банде разбойников. В своей концеп­ции Сорокин подчеркивал, что стратификация неуничтожимо, явля­ясь постоянной характеристикой любого общества. Вот почему комму­нистическая идея с ее радикальной установкой на достижение социаль­ной однородности никогда, по убеждению Сорокина, не сможет быть воплощена на практике. Интересно, что самые великие "уравнители" (В.И.Ленин, И.В.Сталин и другие) на деле обычно становились, как пишет русский социолог, "великими диктаторами".

Социальная стратификация — это естественная дифференциация населения общества на различные слои. которые образуют определен­ную иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами не­равномерно распределяются права и привилегии, обязанность и от­ветственность. власть и влияние в обществе. Концепция П.А.Сороки­на обладает большим познавательным потенциалом, так как харак­теризует общество с точки зрения его внутренней неоднородности и разнообразия. Эта идея может выступать в качестве одного из методо­логических (поисковых) "ключей", позволяя рассматривать соци­альную сферу как сложное целое, в котором отражается логика функ­ционирования и развития общественного труда и многообразие форм его проявления.

Большое теоретическое значение имеет и традиционный марксист­ский подход к исследованию социальной сферы общественной жизни. В марксизме принято исходить из тезиса о том, что объективным ис­точником и основанием социальной сферы является материальная (эко­номическая) жизнь общества. Большие социальные группы людей фор­мируются и существуют на почве их совместной хозяйственной деятель­ности. которая является основным фактором объединения людей в эти группы. Все иные признаки (характеристики) носят уже вторичный (про­изводный) характер. В марксизме повышенное внимание было уделено исследованию так называемых макрогрупп людей (народ, нация, клас­сы), которые накладывают огромный отпечаток на развитие истори­ческого процесса и судьбу общества. С точки зрения марксистской фи­лософии, в социальной сфере зарождаются самые разнообразные инте­ресы людей, которые затем находят свое проявление в политической, культурной, духовной и иной жизни общества.

В современной отечественной философии важнейшим элементом социальной структуры общества чаще всего называют классы (обще­ственные). В социальной структуре они выделяются на основаниии экономического критерия и рассматриваются как отражение разделе­ния общественного труда. Классы всегда были предметом большого интереса для социальной философии. Уже Платон делал анализ населения по классовому признаку, выделяя производителей, стражей и правителей. В эпоху Возрождения появились первые наивные учения о необходимости построения бесклассового общества (Т.Мор, Т.Кам-панелла}. Французский социалист-утопист XIX в. К.-А.Сен-Симон меч­тал видеть в коммунистическом обществе наиболее достойные, по его мнению, классы — собственников, ученых и художников.

Что касается самого понятия "класс", то вполне уместно восполь­зоваться тем его определением, которое было дано В.И.Лениным в его статье "Великий почин". Там он писал, что "Классами называются боль­шие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опреде­ленной системе общественного производства, по их отношению (боль­шей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следо­вательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря раз­личию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

В этом определении Лениным выделены основные признаки клас­са — всего 4 признака. Среди таковых на первом месте по своей значи­мости находится отношение к средствам производства (владение или не-владение ими). Именно это отношение и есть важнейшая объектив­ная основа формирования классов как больших социальных общнос-тей, субъектов исторического творчества. Оно является основной эко­номической характеристикой класса как некоего сгустка "социальной материи", по выражению К.Маркса. На почве экономических характе­ристик класса, как его основных признаков (а они связаны с системой разделения общественного труда), складываются и неосновные (произ­водные) признаки. Речь идет о психологическом укладе класса и его членов, образе жизни, характере создаваемых им политических инсти­тутов (например, партий, союзов), степени консолидации (сплоченнос­ти) класса, его традициях, политическом и социальном идеале. Все это говорит о том, что классы, являясь в своей основе экономическими "еди­ницами" общества, на самом деле имеют очень большой спектр харак­теристик и представляют собой весьма сложное явление социального организма.

Что касается проблемы происхождения классов, то она решалась в истории философии по-разному. Так, Аристотель высказывал идею естественного происхождения отношений господства и подчинения,' поскольку, дескать, все люди неравны по природе своей. В средние века считалось, что социальный строй общества установлен Богом, и поэто­му он незыблем и вечен. Французские просветители (Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняли наличие классов тем, что одни люди якобы захватили землю у других, и в результате этого стали богатыми. Е.Дюринг полагал, что классы появились путем насильственного акта перераспределения соб­ственности в обществе.

Развернутое социально-экономическое обоснование происхожде­ния классов было дано в марксизме. В нем был выдвинут и обоснован тезис о том, что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития материального производства. Было время (первобытное общество), когда классовое деление общества от­сутствовало. Классы появились в период разложения родового строя на почве развития прежде всего технологических и экономических предпосылок, глубоких изменений в способе производства. Возникно­вению классов предшествовали ряд крупных разделений общественно­го труда. Первое — это выделение земледелия и скотоводства как спе­циальных видов хозяйственной деятельности людей. Вторым было от­деление ремесла от земледелия. И наконец, произошло отделение труда умственного от физического. Кратко говоря, в основе деления обще­ства на классы лежал закон разделения общественного труда.

Основным итогом этих объективных процессов стала социальная неоднородность (неравенство, неодинаковость) общества, что и озна­чало рождение классов. То была настоящая революция, коренной пе­реворот в общественной жизни. Это означало переход от простой к сложной социальной структуре, становление принципиально нового социального пространства в обществе, что в итоге оказало огромное воздействие на человеческую историю.

В своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс писал, что образование классов шло двояким путем. Во-первых, это происходило в ходе выделения внутри общины эксплуататорской верхушки, знати. Во-вторых, обращением в рабство военнопленных, а также оказавшихся в долгах соплеменников. Возник­новение классов означало появление противоположных интересов меж­ду социальными общностями. На этой основе складывались острые социальные противоречия. В обществе появилась классовая борьба, которая стала весьма значительным фактором общественной жизни, включая и Россию. В чем же проявилось влияние классовой борьбы на историю общества?

Классовая борьба оказала большое влияние практически на все стороны жизни общества—экономический строй, на политику, пра­во. Она отразилась также и на умственной истории человечества — на развитии общественного сознания (искусство, мораль, идеологи­ческие конструкции). Целые течения и пласты общественной мысли (например, утопический социализм) появились как отражение этого противоборства в обществе. Под воздействием логики и духа классо­вой борьбы, словно ее "эхо", появился и классический марксизм, на­ложивший печать своего влияния и на развитие истории России. На протяжении веков темой классовой борьбы питалось искусство. Поэзия Н.А.Некрасова и В.В. Маяковского, проза А.М.Горького и М.А.Шолохова, отечественный кинематограф выразили острые про­явления этой борьбы в истории нашего Отечества.

Не будет ошибкой сказать, что классовая борьба стала одним из важнейших источников развития общества, тем импульсом, который постоянно вносил беспокойство и повышенную динамику в обществен­ную жизнь. Таковыми были, например, крестьянские бунты и войны, революции в России. Противоборство классов заставляло правящие слои решать назревшие вопросы и даже проводить реформы "сверху" (этим способом, например, в 1861 г. было отменено крепостное право в России). Классовые столкновения нередко приводили даже и к ко­ренному изменению всего социально-экономического уклада и поли­тического строя общества. Такими событиями стали, в частности. Ве­ликая французская революция 1789 —1793 гг. и Октябрьская револю­ция 1917 г. в России, при всей, разумеется, противоречивости и тра­гичности этих событий.

Противоречия между классами естественны и неустранимы. По­этому общество должно уметь находить эффективные средства и ме­ханизмы для их своевременного обнаружения и разрешения. В про­тивном случае они непременно приведут к острым и грубым конфлик­там, к разрушению самих основ общественного организма.

Для характеристики социально-классовой структуры общества применяются и другие понятия. В частности, в классах выделяют их вертикальные срезы, именуемые слоями. Можно, например, в рабо­чем классе выделить его наиболее квалифицированную часть ("рабо­чая аристократия"), а среди крестьян — слой работников, имеющих специальное образование.

Специфическую и очень важную роль в обществе играет интелли­генция. Под ней принято понимать большую социальную группу, чле­ны которой профессионально заняты сложными видами умственного труда. Ее основной социальной функцией является создание, развитие и распространение духовной культуры в различных ее формах. Образ­но говоря, интеллигенция — это тот тонкий слой, который отделяет человека от его животных предков, от состояния дикости и варварства.

Интеллигенция стала возникать вместе с отделением умственно­го труда от физического. В средние века ее функции выполняло, пре­имущественно, духовенство. Эпоха современной научно-технической революции вызвала бурный рост численности интеллигенции, преж­де всего работников инженерно-технического профиля. Совершен­но очевидно, что в XXI в. роль и вес интеллигенции будет неумоли­мо возрастать. Особенно это коснется гуманитарной и творческой интеллигенции в связи с обострением глобальных проблем человечества и выдвижением на первый план проблемы человека в различ­ных ее аспектах.

Подлинный русский интеллигент всегда видел свою миссию в том, чтобы, говоря словами А.С.Пушкина, "мыслить и страдать", сеять в обществе "разумное, доброе и вечное" (Н.А.Некрасов). Взращенная драматической историей своего Отечества, интеллигенция России от­личалась своеобразным духовным портретом. В ее облике выпукло выделялись такие штрихи, которые заслуживают того. чтобы выде­лить их.

Русской интеллигенции было присуще стремление к целостному мировоззрению, к слиянию воедино Истины, Добра и Красоты. Это мировоззрение всегда было нравственно окрашенным и подчинялось некоей высшей идее. Передовую интеллигенцию России отличало правдоискательство, стремление к совершенному обществу, которое бы основывалось на научном знании, справедливости и нравственно­сти. Русский интеллигент был альтруистом и способен к самопожерт­вованию. Им двигало чувство вины перед своим народом, фанатич­ная готовность идти на любые жертвы ради него как своего Бога. От­сюда вытекал героизм и подвижничество как очень важная черта рус­ской интеллигенции.

Интеллигенции в России было свойственно также обостренное на­циональное чувство и вера в особую (мессианскую) роль своей страны в истории человечества. Значительная часть интеллигенции свято верила в возможность особого, самобытного пути развития своей страны. Это наиболее отчетливо проявилось в славянофильстве как одном из важ­нейших идейных течений русского общества середины XIX столетия.

Максимализм требований, также свойственный русской интелли­генции, был проявлением ее революционного порыва и героизма. Она жила нетерпимостью к "проклятому" прошлому страны и поиском спасительного чуда, ею двигала прямолинейность мышления и дей­ствий. Этот "героический авантюризм" толкал русскую интеллиген­цию на бунт против жестоких и несправедливых общественных по­рядков, на осуществление радикальной революции.

Русский интеллигент всегда отличался романтической мечтатель­ностью и постоянным исканием "града Божьего" как некоего идеаль­ного общественного устройства, стремлением к справедливому рас­пределению общественного богатства. Отсюда вытекает и столь свой­ственная для значительной части русской интеллигенции вера в свя­тость социалистического идеала, в идеи социальной справедливости и равенства, солидарности людей труда.

Во все времена и эпохи русская интеллигенция оставалась совес­тью нации, носителем подлинной интеллигентности. Под интелли­гентностью, в данном случае, вовсе не следует понимать формальную принадлежность человека к данной социальной группе. Интеллигент­ность —это веротерпимость и просто человеческая порядочность, осоз­нание своего социального долга и подвижничество, служение общечело­веческим ценностям и гуманизм. Интеллигентность подразумевает неус­покоенное сознание и устремленность к Истине, гражданское мужество и демократизм. Кратко говоря, интеллигентность представляет собой орга­нический сплав истинного знания (образованность), доброго дела (доб­рота) и высшей совести (ответственности) перед миром и людьми в нем.

В социально-классовую структуру общества входят и иные груп­пы людей. Для их характеристики философия применяет соответству­ющие понятия.

Под сословиями чаще всего понимают группы людей, имеющие четко определенный социальный и юридический статус, положение в обществе. В истории существовали высшие сословия, которые имели особые заслуги перед государством и обществом (патриции в Древ­нем Риме, дворяне в России). Наряду с ними были и низшие сословия, например, мещане, ремесленники и крестьяне в России. Сословность в обществе признавалась официально и передавалась по наследству, от поколения к поколению. Проявлением сословной организации об­щества являлись касты — замкнутые группы, ограниченные в обще­нии друг с другом (жрецы в Древнем Египте, "неприкасаемые" в Ин­дии). Существование каст означает наличие жесткого деления в соци­альной структуре и ограниченные возможности для социальной мо­бильности, т.е. смены человеком своего социального статуса.

В обществе существует бюрократия — слой чиновников ("служи­лый класс"), который выполняет функции государственного и поли­тического управления. В современном обществе существует проблема контроля над бюрократией, нейтрализации корпоративных интере­сов в этой социальной группе и недопущения превращения ее в при­вилегированное сословие.

Социальная структура включает в себя индивиды и группы с пере­ходным, промежуточным статусом. Это — маргинальные, пограничные слои, по ряду причин выбитые из привычной для них жизненной колеи. Они живут одновременно как бы в двух мирах — в прошлом и настоя­щем, не относясь полностью ни к одному из них. Маргиналы — это люди, оторванные от своих социальных корней, например, в связи с индустриализацией общества, ростом городов, пересечением культур, межнациональными конфликтами. Эти слои пополняются также в пе­риоды крупных реформ структурной перестройки экономики, роста безработицы, сокращения численности армии и т.д. Крайнюю степень маргинализации являют собой люмпенские слои. Это социальное "дно" общества: бомжи, жулики и попрошайки, наркоманы, прости­тутки и т.п. Люмпены — социальные аутсайдеры, изнанка общества.

Социально-классовая структура общества не является неизменной. Она всегда динамична и меняет свои состояния. Наиболее интенсив­ные изменения в ней происходят в периоды реформирования основ общественной жизни. Что касается современного российского обще­ства, то изменения в его социально-классовой структуре происходят, прежде всего, под влиянием научно-технической революции и систем­ных экономических реформ. Изменяется весь социальный портрет общества, наблюдается углубление социальной неоднородности и диф­ференциации, обострение социально-политической борьбы.

В социальную структуру общества входит также и ряд других об-щностей, существование которых связано с иными, в том числе и с неэкономическими предпосылками и причинами. Если при исследовании взять за основу этнический признак*,( * Этнос — относительно обособленный народ.) то в таком случае можно будет выделить род, племя, народность и нацию. Эти объединения людей можно также называть историческими общностями, поскольку они возникали в рамках того или иного отрезка истории человеческого общества. Этносы есть, скорее всего, социаль­но-культурное, а не чисто экономическое явление. Они имеют при­родные, языковые, хозяйственные, психологические и иные признаки и отличия.

Древнейшей социальной общностью людей бьшрод. Он появился на основе кровной близости людей и был ядром первобытной общи­ны, обеспечивая различные формы совместной деятельности людей того времени. Племена сформировались как союзы родов и существо­вали на общей территории. На смену родоплеменной организации общества пришла народность, которая образовалась в условиях фор­мирования первых классов и государственности. Для нее были харак­терны общая территория и язык. психологический уклад и общепри­нятое название. Народности (эллинская в Древней Греции, древнерус­ская, немецкая в период феодализма и другие) были связаны в единый организм уже не столько родственными связями, сколько другими факторами и отличались большим разнообразием.

Из народностей со временем выросла нация — многогранное со­циальное явление со многими признаками. Она появилась как про­дукт раннего капитализма, становления промышленности и форми­рования рыночного пространства. К ее наиболее важным признакам обычно относят:

~ общую территорию как пространство существования;

~ совместное ведение экономической жизни;

~ специфический психологический уклад (характер нации, ее мен­талитет);

~ единую культуру как воплощение опыта и мудрости нации:

~ общую историческую судьбу, отражаемую в национальном со­знании.

В существовании и развитии наций имеют место две важные тен­денции. Первая — это стремление к самостоятельности, к собствен­ной независимости и государственности. Крайней степенью этой тен­денции является национализм как проявление эгоизма, зазнайства и высокомерия нации. Вторая тенденция — это ломка межнациональ­ных перегородок (нередко они создаются искусственно), сближение и взаимодействие наций. Проявлением этой тенденции является интер­национализм. как идея и практика солидарности и взаимопомощи наций и народов мира. всех людей труда. В XX столетии проявили себя обе названные тенденции. В ходе их взаимодействия и борьбы все же складываются цивилизованные отношения между нациями и народностями, формируется единое мировое сообщество народов.

В социальной философии часто употребляется понятие народа. В некоторых случаях под ним понимаются трудящиеся как творцы мате­риальных и духовных благ. Народ — это, в итоге, главная движущая сила истории, вносящая основной вклад в прогрессивное развитие об­щества. Трудящиеся каждодневно осуществляют, прежде всего, мате­риальное производство и несут на себе основную тяжесть этого дела. Они создают также и духовную культуру — язык. песенное творчество, сказания, приметы и многое другое. М.И.Глинка подчеркивал, что му­зыку создает сам народ, а композиторы лишь аранжируют ее. т.е. пере­кладывают ее на свой профессиональный язык. Трудящиеся участвуют и в политическом творчестве (массовые движения и партии, референду­мы и выборы, национально-освободительные движения, справедливые войны и восстания, социальные революции). Но все же не следует иде­ализировать народ, ведя речь о его роли в историческом процессе. Это участие нередко ведь проявляется и в негативных формах —уклонение от труда, воровство и бандитизм, разрушительные бунты и т.д.

Ведя речь о народе, уместно сказать и о роли отдельной личности (индивида) в историческом процессе. Каждый из нас творит историю человечества в меру возможного, в соответствии со своими способнос­тями и объективными обстоятельствами. Особый же вклад в историю вносят так называемые выдающиеся ("исторические") личности. Об их роли в истории Г. В. Плеханов писал следующее: "Великий человек явля­ется именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества: он указывает но­вые общественные нужды, созданные предыдущим развитием обще­ственных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он — герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом — все его значение, в этом — вся его сила. Но это — колоссальное значение, страшная сила".

Конечно, вклад выдающихся личностей в историю общества оче­виден. Однако даже человек такого масштаба ничего не сможет сде­лать, если на его призыв не откликнется народ и не поддержит своим деятельным участием. В этом смысле роль народных масс в историческом процессе может быть определена как решающая.

Реальностью социальной жизни становится иногда такое явление, как культ личности. Под ним принято понимать слепое, фанатичное преклонение перед исторической личностью как носителем власти, преувеличением ее вклада в исторический процесс. Культ личности — это обожествление отдельного человека, пусть даже и выдающегося. Это явление свидетельствует о несвободе людей, их зависимости от государства и носителей власти в обществе.

По природным признакам в социальной структуре общества выде­ляют ^ось/. Под ними понимают большие массы людей, которые объе­динены общностью генетических характеристик — цветом кожи, раз­резом глаз, морфологией и физиологическими особенностями. На на­шей планете существуют европейская ("белая"), негроидная ("черная") и монголоидная ("желтая") расы. Попытки искусственно разделить расы на якобы "высшие" и "низшие" и противопоставить на этом ос­новании людей есть расизм как человеконенавистническая, антигуман­ная идеология.

Учитывая половой признак, все население конкретного общества можно разделить на мужчин и женщин.

По возрастному признаку в социальной структуре общества вы­деляют детей, молодежь, взрослых и пенсионеров.

Беря в расчет образ жизни людей (условия их жизни и типичные формы жизнедеятельности), различают городское и сельское население.

В социальной структуре выделяют и "малые" социальные груп­пы. К ним относится прежде всего семья как исходная ячейка соци­альной сферы и всего общества. Она основывается на браке, кровном родстве и общем быте, духовных предпосылках. Основным призва­нием семьи является рождение и воспитание детей, т.е. воспроизвод­ство человеческого рода.

С точки зрения философии, общество являет собой многоцветную картину социальной жизни. Каждая "клеточка" этой сферы (общнос­ти людей) выполняет ту или иную функцию, роль. Каждый человек принадлежит к конкретной социальной группе, имеет соответствую­щий социальный статус (пол. профессия и т.д.), выполняет те или иные социальные роли. Иначе говоря — занимает определенное место в социалыюм пространстве. Социальная сфера отражает и аккумулирует интересы групп людей, вытекающие из их объективного положения в обществе. В этой сфере всегда имеет место "производство человека" т.е. его рождение и социализация в качестве представителя конкретной социальной группы, формирование социального типа личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: