Философское понятие социальной сферы фиксирует ту область деятельности и отношений в обществе, которая связана с существованием больших и малых групп людей, их интересами и взаимодействиями, ролью в общественной жизни. Социальная сфера жизни — это мир классов и слоев, наций и народностей, профессиональных, возрастных. половых и иных групп (общностей) людей, связанных системой прямых и опосредованных отношений и взаимодействий. Это сфера потребностей и интересов, мотивов поведения и деятельной активности этих групп. Каждому конкретно-историческому типу общества соответствует своя. специфическая социальная жизнь.
Данная сфера имеет структуру, т.е. совокупность элементов, каждый из которых обладает собственны ми характеристиками и занимает то или иное место в социальном пространстве. Социальная структура представляет собой совокупность относительно устойчивых и стабильных групп (общностей) людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Что касается понятия социальной общности, то под ней в философии принято понимать объективно сложившееся в обществе целостное образование людей, которому присущи общие коренные интересы и сфера деятельности, психологические характеристики и образ жизни, отношение к другим общностям. Эти группы являются исходными "единицами" социальной структуры общества. Социальная структура включает в себя:
~ социально-классовые общности людей (классы, слои):
~ социально-этнические общности (нации, народности и др.);
~ социально-демографические общности (молодежь, женщины и др.);
~ малые группы людей (семья, трудовой коллектив). Социальная сфера по природе своей не может быть однородной, и это является законом ее существования. Данный тезис является общепринятым в социальной философии. Первые идеи о социальной неоднородности общества были сформулированы еще в древней философии (Конфуций, Платон, Аристотель). Развитое учение о социальном расслоении и его экономических предпосылках было создано в классическом марксизме.
В отечественной философии большое внимание идее социальной неоднородности было уделено известным социологом П.А.Сорокиным. Его учение, получившее название концепции социальной стратификации, имеет методологическое и познавательное значение*.(* Термин "страша" переводится обычно как "слой", "пласт".)
Свой исходный тезис Сорокин излагал так: "Любая организованная социальная группа всегда...стратифицирована. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества". Русский социолог выделил и проанализировал три формы социальной стратификации. Первая — профессиональная, т.е. деление людей по технологическому признаку (руководители, подчиненные и т.п.). Вторая — это экономическое расслоение людей (неравенство в их доходах, уровне и качестве жизни). И третья форма расслоения — политическая стратификация, что в действительности означает неизбежное деление общества на правителей (элита) и.управляемых (масса).
П.А.Сорокин отмечал, что элементы расслоения имелись уже в условиях первобытного общества (наличие вождей и старейшин с их особым статусом и ролью). Расслоение существует даже в самых демократических обществах, в конституциях которых написано, что все люди равны, хотя в действительности имеется совсем иная картина. Есть расслоение в семье, в церкви, и даже в банде разбойников. В своей концепции Сорокин подчеркивал, что стратификация неуничтожимо, являясь постоянной характеристикой любого общества. Вот почему коммунистическая идея с ее радикальной установкой на достижение социальной однородности никогда, по убеждению Сорокина, не сможет быть воплощена на практике. Интересно, что самые великие "уравнители" (В.И.Ленин, И.В.Сталин и другие) на деле обычно становились, как пишет русский социолог, "великими диктаторами".
Социальная стратификация — это естественная дифференциация населения общества на различные слои. которые образуют определенную иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются права и привилегии, обязанность и ответственность. власть и влияние в обществе. Концепция П.А.Сорокина обладает большим познавательным потенциалом, так как характеризует общество с точки зрения его внутренней неоднородности и разнообразия. Эта идея может выступать в качестве одного из методологических (поисковых) "ключей", позволяя рассматривать социальную сферу как сложное целое, в котором отражается логика функционирования и развития общественного труда и многообразие форм его проявления.
Большое теоретическое значение имеет и традиционный марксистский подход к исследованию социальной сферы общественной жизни. В марксизме принято исходить из тезиса о том, что объективным источником и основанием социальной сферы является материальная (экономическая) жизнь общества. Большие социальные группы людей формируются и существуют на почве их совместной хозяйственной деятельности. которая является основным фактором объединения людей в эти группы. Все иные признаки (характеристики) носят уже вторичный (производный) характер. В марксизме повышенное внимание было уделено исследованию так называемых макрогрупп людей (народ, нация, классы), которые накладывают огромный отпечаток на развитие исторического процесса и судьбу общества. С точки зрения марксистской философии, в социальной сфере зарождаются самые разнообразные интересы людей, которые затем находят свое проявление в политической, культурной, духовной и иной жизни общества.
В современной отечественной философии важнейшим элементом социальной структуры общества чаще всего называют классы (общественные). В социальной структуре они выделяются на основаниии экономического критерия и рассматриваются как отражение разделения общественного труда. Классы всегда были предметом большого интереса для социальной философии. Уже Платон делал анализ населения по классовому признаку, выделяя производителей, стражей и правителей. В эпоху Возрождения появились первые наивные учения о необходимости построения бесклассового общества (Т.Мор, Т.Кам-панелла}. Французский социалист-утопист XIX в. К.-А.Сен-Симон мечтал видеть в коммунистическом обществе наиболее достойные, по его мнению, классы — собственников, ученых и художников.
Что касается самого понятия "класс", то вполне уместно воспользоваться тем его определением, которое было дано В.И.Лениным в его статье "Великий почин". Там он писал, что "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".
В этом определении Лениным выделены основные признаки класса — всего 4 признака. Среди таковых на первом месте по своей значимости находится отношение к средствам производства (владение или не-владение ими). Именно это отношение и есть важнейшая объективная основа формирования классов как больших социальных общнос-тей, субъектов исторического творчества. Оно является основной экономической характеристикой класса как некоего сгустка "социальной материи", по выражению К.Маркса. На почве экономических характеристик класса, как его основных признаков (а они связаны с системой разделения общественного труда), складываются и неосновные (производные) признаки. Речь идет о психологическом укладе класса и его членов, образе жизни, характере создаваемых им политических институтов (например, партий, союзов), степени консолидации (сплоченности) класса, его традициях, политическом и социальном идеале. Все это говорит о том, что классы, являясь в своей основе экономическими "единицами" общества, на самом деле имеют очень большой спектр характеристик и представляют собой весьма сложное явление социального организма.
Что касается проблемы происхождения классов, то она решалась в истории философии по-разному. Так, Аристотель высказывал идею естественного происхождения отношений господства и подчинения,' поскольку, дескать, все люди неравны по природе своей. В средние века считалось, что социальный строй общества установлен Богом, и поэтому он незыблем и вечен. Французские просветители (Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняли наличие классов тем, что одни люди якобы захватили землю у других, и в результате этого стали богатыми. Е.Дюринг полагал, что классы появились путем насильственного акта перераспределения собственности в обществе.
Развернутое социально-экономическое обоснование происхождения классов было дано в марксизме. В нем был выдвинут и обоснован тезис о том, что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития материального производства. Было время (первобытное общество), когда классовое деление общества отсутствовало. Классы появились в период разложения родового строя на почве развития прежде всего технологических и экономических предпосылок, глубоких изменений в способе производства. Возникновению классов предшествовали ряд крупных разделений общественного труда. Первое — это выделение земледелия и скотоводства как специальных видов хозяйственной деятельности людей. Вторым было отделение ремесла от земледелия. И наконец, произошло отделение труда умственного от физического. Кратко говоря, в основе деления общества на классы лежал закон разделения общественного труда.
Основным итогом этих объективных процессов стала социальная неоднородность (неравенство, неодинаковость) общества, что и означало рождение классов. То была настоящая революция, коренной переворот в общественной жизни. Это означало переход от простой к сложной социальной структуре, становление принципиально нового социального пространства в обществе, что в итоге оказало огромное воздействие на человеческую историю.
В своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс писал, что образование классов шло двояким путем. Во-первых, это происходило в ходе выделения внутри общины эксплуататорской верхушки, знати. Во-вторых, обращением в рабство военнопленных, а также оказавшихся в долгах соплеменников. Возникновение классов означало появление противоположных интересов между социальными общностями. На этой основе складывались острые социальные противоречия. В обществе появилась классовая борьба, которая стала весьма значительным фактором общественной жизни, включая и Россию. В чем же проявилось влияние классовой борьбы на историю общества?
Классовая борьба оказала большое влияние практически на все стороны жизни общества—экономический строй, на политику, право. Она отразилась также и на умственной истории человечества — на развитии общественного сознания (искусство, мораль, идеологические конструкции). Целые течения и пласты общественной мысли (например, утопический социализм) появились как отражение этого противоборства в обществе. Под воздействием логики и духа классовой борьбы, словно ее "эхо", появился и классический марксизм, наложивший печать своего влияния и на развитие истории России. На протяжении веков темой классовой борьбы питалось искусство. Поэзия Н.А.Некрасова и В.В. Маяковского, проза А.М.Горького и М.А.Шолохова, отечественный кинематограф выразили острые проявления этой борьбы в истории нашего Отечества.
Не будет ошибкой сказать, что классовая борьба стала одним из важнейших источников развития общества, тем импульсом, который постоянно вносил беспокойство и повышенную динамику в общественную жизнь. Таковыми были, например, крестьянские бунты и войны, революции в России. Противоборство классов заставляло правящие слои решать назревшие вопросы и даже проводить реформы "сверху" (этим способом, например, в 1861 г. было отменено крепостное право в России). Классовые столкновения нередко приводили даже и к коренному изменению всего социально-экономического уклада и политического строя общества. Такими событиями стали, в частности. Великая французская революция 1789 —1793 гг. и Октябрьская революция 1917 г. в России, при всей, разумеется, противоречивости и трагичности этих событий.
Противоречия между классами естественны и неустранимы. Поэтому общество должно уметь находить эффективные средства и механизмы для их своевременного обнаружения и разрешения. В противном случае они непременно приведут к острым и грубым конфликтам, к разрушению самих основ общественного организма.
Для характеристики социально-классовой структуры общества применяются и другие понятия. В частности, в классах выделяют их вертикальные срезы, именуемые слоями. Можно, например, в рабочем классе выделить его наиболее квалифицированную часть ("рабочая аристократия"), а среди крестьян — слой работников, имеющих специальное образование.
Специфическую и очень важную роль в обществе играет интеллигенция. Под ней принято понимать большую социальную группу, члены которой профессионально заняты сложными видами умственного труда. Ее основной социальной функцией является создание, развитие и распространение духовной культуры в различных ее формах. Образно говоря, интеллигенция — это тот тонкий слой, который отделяет человека от его животных предков, от состояния дикости и варварства.
Интеллигенция стала возникать вместе с отделением умственного труда от физического. В средние века ее функции выполняло, преимущественно, духовенство. Эпоха современной научно-технической революции вызвала бурный рост численности интеллигенции, прежде всего работников инженерно-технического профиля. Совершенно очевидно, что в XXI в. роль и вес интеллигенции будет неумолимо возрастать. Особенно это коснется гуманитарной и творческой интеллигенции в связи с обострением глобальных проблем человечества и выдвижением на первый план проблемы человека в различных ее аспектах.
Подлинный русский интеллигент всегда видел свою миссию в том, чтобы, говоря словами А.С.Пушкина, "мыслить и страдать", сеять в обществе "разумное, доброе и вечное" (Н.А.Некрасов). Взращенная драматической историей своего Отечества, интеллигенция России отличалась своеобразным духовным портретом. В ее облике выпукло выделялись такие штрихи, которые заслуживают того. чтобы выделить их.
Русской интеллигенции было присуще стремление к целостному мировоззрению, к слиянию воедино Истины, Добра и Красоты. Это мировоззрение всегда было нравственно окрашенным и подчинялось некоей высшей идее. Передовую интеллигенцию России отличало правдоискательство, стремление к совершенному обществу, которое бы основывалось на научном знании, справедливости и нравственности. Русский интеллигент был альтруистом и способен к самопожертвованию. Им двигало чувство вины перед своим народом, фанатичная готовность идти на любые жертвы ради него как своего Бога. Отсюда вытекал героизм и подвижничество как очень важная черта русской интеллигенции.
Интеллигенции в России было свойственно также обостренное национальное чувство и вера в особую (мессианскую) роль своей страны в истории человечества. Значительная часть интеллигенции свято верила в возможность особого, самобытного пути развития своей страны. Это наиболее отчетливо проявилось в славянофильстве как одном из важнейших идейных течений русского общества середины XIX столетия.
Максимализм требований, также свойственный русской интеллигенции, был проявлением ее революционного порыва и героизма. Она жила нетерпимостью к "проклятому" прошлому страны и поиском спасительного чуда, ею двигала прямолинейность мышления и действий. Этот "героический авантюризм" толкал русскую интеллигенцию на бунт против жестоких и несправедливых общественных порядков, на осуществление радикальной революции.
Русский интеллигент всегда отличался романтической мечтательностью и постоянным исканием "града Божьего" как некоего идеального общественного устройства, стремлением к справедливому распределению общественного богатства. Отсюда вытекает и столь свойственная для значительной части русской интеллигенции вера в святость социалистического идеала, в идеи социальной справедливости и равенства, солидарности людей труда.
Во все времена и эпохи русская интеллигенция оставалась совестью нации, носителем подлинной интеллигентности. Под интеллигентностью, в данном случае, вовсе не следует понимать формальную принадлежность человека к данной социальной группе. Интеллигентность —это веротерпимость и просто человеческая порядочность, осознание своего социального долга и подвижничество, служение общечеловеческим ценностям и гуманизм. Интеллигентность подразумевает неуспокоенное сознание и устремленность к Истине, гражданское мужество и демократизм. Кратко говоря, интеллигентность представляет собой органический сплав истинного знания (образованность), доброго дела (доброта) и высшей совести (ответственности) перед миром и людьми в нем.
В социально-классовую структуру общества входят и иные группы людей. Для их характеристики философия применяет соответствующие понятия.
Под сословиями чаще всего понимают группы людей, имеющие четко определенный социальный и юридический статус, положение в обществе. В истории существовали высшие сословия, которые имели особые заслуги перед государством и обществом (патриции в Древнем Риме, дворяне в России). Наряду с ними были и низшие сословия, например, мещане, ремесленники и крестьяне в России. Сословность в обществе признавалась официально и передавалась по наследству, от поколения к поколению. Проявлением сословной организации общества являлись касты — замкнутые группы, ограниченные в общении друг с другом (жрецы в Древнем Египте, "неприкасаемые" в Индии). Существование каст означает наличие жесткого деления в социальной структуре и ограниченные возможности для социальной мобильности, т.е. смены человеком своего социального статуса.
В обществе существует бюрократия — слой чиновников ("служилый класс"), который выполняет функции государственного и политического управления. В современном обществе существует проблема контроля над бюрократией, нейтрализации корпоративных интересов в этой социальной группе и недопущения превращения ее в привилегированное сословие.
Социальная структура включает в себя индивиды и группы с переходным, промежуточным статусом. Это — маргинальные, пограничные слои, по ряду причин выбитые из привычной для них жизненной колеи. Они живут одновременно как бы в двух мирах — в прошлом и настоящем, не относясь полностью ни к одному из них. Маргиналы — это люди, оторванные от своих социальных корней, например, в связи с индустриализацией общества, ростом городов, пересечением культур, межнациональными конфликтами. Эти слои пополняются также в периоды крупных реформ структурной перестройки экономики, роста безработицы, сокращения численности армии и т.д. Крайнюю степень маргинализации являют собой люмпенские слои. Это социальное "дно" общества: бомжи, жулики и попрошайки, наркоманы, проститутки и т.п. Люмпены — социальные аутсайдеры, изнанка общества.
Социально-классовая структура общества не является неизменной. Она всегда динамична и меняет свои состояния. Наиболее интенсивные изменения в ней происходят в периоды реформирования основ общественной жизни. Что касается современного российского общества, то изменения в его социально-классовой структуре происходят, прежде всего, под влиянием научно-технической революции и системных экономических реформ. Изменяется весь социальный портрет общества, наблюдается углубление социальной неоднородности и дифференциации, обострение социально-политической борьбы.
В социальную структуру общества входит также и ряд других об-щностей, существование которых связано с иными, в том числе и с неэкономическими предпосылками и причинами. Если при исследовании взять за основу этнический признак*,( * Этнос — относительно обособленный народ.) то в таком случае можно будет выделить род, племя, народность и нацию. Эти объединения людей можно также называть историческими общностями, поскольку они возникали в рамках того или иного отрезка истории человеческого общества. Этносы есть, скорее всего, социально-культурное, а не чисто экономическое явление. Они имеют природные, языковые, хозяйственные, психологические и иные признаки и отличия.
Древнейшей социальной общностью людей бьшрод. Он появился на основе кровной близости людей и был ядром первобытной общины, обеспечивая различные формы совместной деятельности людей того времени. Племена сформировались как союзы родов и существовали на общей территории. На смену родоплеменной организации общества пришла народность, которая образовалась в условиях формирования первых классов и государственности. Для нее были характерны общая территория и язык. психологический уклад и общепринятое название. Народности (эллинская в Древней Греции, древнерусская, немецкая в период феодализма и другие) были связаны в единый организм уже не столько родственными связями, сколько другими факторами и отличались большим разнообразием.
Из народностей со временем выросла нация — многогранное социальное явление со многими признаками. Она появилась как продукт раннего капитализма, становления промышленности и формирования рыночного пространства. К ее наиболее важным признакам обычно относят:
~ общую территорию как пространство существования;
~ совместное ведение экономической жизни;
~ специфический психологический уклад (характер нации, ее менталитет);
~ единую культуру как воплощение опыта и мудрости нации:
~ общую историческую судьбу, отражаемую в национальном сознании.
В существовании и развитии наций имеют место две важные тенденции. Первая — это стремление к самостоятельности, к собственной независимости и государственности. Крайней степенью этой тенденции является национализм как проявление эгоизма, зазнайства и высокомерия нации. Вторая тенденция — это ломка межнациональных перегородок (нередко они создаются искусственно), сближение и взаимодействие наций. Проявлением этой тенденции является интернационализм. как идея и практика солидарности и взаимопомощи наций и народов мира. всех людей труда. В XX столетии проявили себя обе названные тенденции. В ходе их взаимодействия и борьбы все же складываются цивилизованные отношения между нациями и народностями, формируется единое мировое сообщество народов.
В социальной философии часто употребляется понятие народа. В некоторых случаях под ним понимаются трудящиеся как творцы материальных и духовных благ. Народ — это, в итоге, главная движущая сила истории, вносящая основной вклад в прогрессивное развитие общества. Трудящиеся каждодневно осуществляют, прежде всего, материальное производство и несут на себе основную тяжесть этого дела. Они создают также и духовную культуру — язык. песенное творчество, сказания, приметы и многое другое. М.И.Глинка подчеркивал, что музыку создает сам народ, а композиторы лишь аранжируют ее. т.е. перекладывают ее на свой профессиональный язык. Трудящиеся участвуют и в политическом творчестве (массовые движения и партии, референдумы и выборы, национально-освободительные движения, справедливые войны и восстания, социальные революции). Но все же не следует идеализировать народ, ведя речь о его роли в историческом процессе. Это участие нередко ведь проявляется и в негативных формах —уклонение от труда, воровство и бандитизм, разрушительные бунты и т.д.
Ведя речь о народе, уместно сказать и о роли отдельной личности (индивида) в историческом процессе. Каждый из нас творит историю человечества в меру возможного, в соответствии со своими способностями и объективными обстоятельствами. Особый же вклад в историю вносят так называемые выдающиеся ("исторические") личности. Об их роли в истории Г. В. Плеханов писал следующее: "Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества: он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он — герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом — все его значение, в этом — вся его сила. Но это — колоссальное значение, страшная сила".
Конечно, вклад выдающихся личностей в историю общества очевиден. Однако даже человек такого масштаба ничего не сможет сделать, если на его призыв не откликнется народ и не поддержит своим деятельным участием. В этом смысле роль народных масс в историческом процессе может быть определена как решающая.
Реальностью социальной жизни становится иногда такое явление, как культ личности. Под ним принято понимать слепое, фанатичное преклонение перед исторической личностью как носителем власти, преувеличением ее вклада в исторический процесс. Культ личности — это обожествление отдельного человека, пусть даже и выдающегося. Это явление свидетельствует о несвободе людей, их зависимости от государства и носителей власти в обществе.
По природным признакам в социальной структуре общества выделяют ^ось/. Под ними понимают большие массы людей, которые объединены общностью генетических характеристик — цветом кожи, разрезом глаз, морфологией и физиологическими особенностями. На нашей планете существуют европейская ("белая"), негроидная ("черная") и монголоидная ("желтая") расы. Попытки искусственно разделить расы на якобы "высшие" и "низшие" и противопоставить на этом основании людей есть расизм как человеконенавистническая, антигуманная идеология.
Учитывая половой признак, все население конкретного общества можно разделить на мужчин и женщин.
По возрастному признаку в социальной структуре общества выделяют детей, молодежь, взрослых и пенсионеров.
Беря в расчет образ жизни людей (условия их жизни и типичные формы жизнедеятельности), различают городское и сельское население.
В социальной структуре выделяют и "малые" социальные группы. К ним относится прежде всего семья как исходная ячейка социальной сферы и всего общества. Она основывается на браке, кровном родстве и общем быте, духовных предпосылках. Основным призванием семьи является рождение и воспитание детей, т.е. воспроизводство человеческого рода.
С точки зрения философии, общество являет собой многоцветную картину социальной жизни. Каждая "клеточка" этой сферы (общности людей) выполняет ту или иную функцию, роль. Каждый человек принадлежит к конкретной социальной группе, имеет соответствующий социальный статус (пол. профессия и т.д.), выполняет те или иные социальные роли. Иначе говоря — занимает определенное место в социалыюм пространстве. Социальная сфера отражает и аккумулирует интересы групп людей, вытекающие из их объективного положения в обществе. В этой сфере всегда имеет место "производство человека" т.е. его рождение и социализация в качестве представителя конкретной социальной группы, формирование социального типа личности.