/F70/ Умственная отсталость легкой степени
Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме.
Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей.
В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы.
В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.
|
Включаются: малоумие, легкая олигофрения, дебильность.
/F71/ Умственная отсталость умеренная
У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни.
Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала.
В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко.
Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
Включаются: нерезко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения.
НЕВМЕНЯЕМЫ, ОБЫЧНО НЕДЕЕСПОСОБНЫ
/F72/ Умственная отсталость тяжелая
По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F71, наиболее характерны и для этой группы пациентов.
|
У большинства больных здесь наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.
Включаются: резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения.
/F73/ Умственная отсталость глубокая
У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований, или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации.
Они неспособны или мало способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.
Включаются: идиотия, глубокая олигофрения.
НЕВМЕНЯЕМЫ, НЕДЕЕСПОСОБНЫ
/F78/ Другие формы умственной отсталости
Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухо-немоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.
/F79/ Умственная отсталость неуточненная
Умственная отсталость устанавливается при отсутствии достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.
Эта рубрика используется также и в том случае, если возраст ребенка не позволяет точно установить степень умственной отсталости.
|
Включаются: умственная недостаточность БДУ, умственная дефицитарность БДУ, олигофрения БДУ.
Особенности судебной психиатрической экспертизы несовершеннолетних (психиатрические аспекты – особенности детских и подростковых психопатологических синдромов и их судебно- психиатрическая оценка).
Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних сложна тем, что она требует познаний не только в общей, медицинской психологии, но и в психологии развития.
Большинство форм интеллектуального и личностного развития у подростков связано с теми или иными видами развития патологии у подростков:
-психическим и психофизическим инфантилизмом
-органическими поражениями головного мозга
-олигофренией и т.д.
Поэтому освидетельствование несовершеннолетних проводится в рамках комплексной судебной псиолого-психиатрической экспертизы.
Согласно УК РФ, ч.3 ст. 20, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но в силу своего психического развития во время совершения общественно опасного деяния не мог осознавать степень его общественной опасности, то оно освобождается от головной ответственности.