Нельзя сказать, что хеджирование как вид профессиональной активности на сегодня достаточно развито в России - скорее справедливо обратное.
С одной стороны, не существует достаточно развитого рынка необходимых финансовых инструментов, с другой - имеющиеся инструменты недостаточно востребованы. Хеджирование требует определенных затрат, и в то время как отсутствие таких затрат как правило остаётся незамеченным, их возникновение обязательно привлечёт повышенное внимание руководства компании, и в контексте принципов российского корпоративного менеджмента это внимание может иметь весьма негативную окраску.
Сущность хеджирования как операций на вторичном рынке, экономически связанных с основной деятельностью компании, пока недостаточно понята российскими бизнесменами. Чаще всего имеет место либо нежелание отвлекать капитал на такие операции, либо стремление рассматривать отвлекаемый капитал как спекулятивный, со всеми вытекающими требованиями к его доходности.
Экономический рост в современном его понимании вряд ли возможен без эффективной системы вторичных рынков, а развитие такого рынка, повышение его ликвидности и снижение транзакционных издержек создаст благоприятные условия для проведения хеджевых операций самого разного масштаба и направленности [20, с. 21].
В то время как для зарубежных компаний хеджирование является одним из широко распространенных и эффективных способов управления финансовыми рисками, в России хеджирование финансовых рисков пока не находит столь широкого распространения.
Наличие внутренних срочных рынков и инструментов хеджирования во многом способствует укреплению внутренней экономической безопасности: при операциях на зарубежных рынках хеджер принимает риски зависимости от местного законодательства, кроме того, компании вынуждены депонировать значительные средства по обеспечению сделок за рубежом. Но существует вопрос о том, где безопаснее и эффективнее можно осуществлять хеджерские операции - на отечественных торговых площадках или на зарубежных рынках.
|
Периодически предпринимаются лоббистские попытки по выработке законодательства на основе зарубежных моделей, способствующих развитию ситуации в пользу некоторых иностранных рынков. Начали активную работу срочные рынки в Восточной Европе. Традиционно привлекают к себе срочные рынки Великобритании, где действует наиболее благоприятная законодательная и налоговая среда и развита защита контрагентов.
Двусмысленность трактовок в российском законодательстве и сложность гармонизации бухгалтерской отчетности физических сделок и сделок на срочных рынках не способствуют развитию срочных рынков и хеджирования. Для средних и средне- крупных компаний стоимость юридического сопровождения операций хеджирования сопоставима с размером возможных убытков от колебаний цен. Для российских компаний нет прямых фьючерсных инструментов, поскольку российские продукты поставки плохо коррелируются с аналогами, торгуемыми на иностранных биржах. Для хеджирования приходится создавать сложные синтетические инструменты, при применении которых могут возникнуть ситуации, когда базисный риск станет выше, чем классический ценовой риск [13, с. 21].
|
При сырьевом перекосе экономики очень важным становится вопрос выработки стратегий сырьевых компаний, на случай, если рынок начнет работать против них. Среди российских экспортеров хеджирование наиболее развито в металлургических компаниях и также заметны усилия по хеджированию финансовых рисков нефтяных компаний [1, с. 23-24].
В нефтяном секторе наиболее ярко проявляется характерное для России отсутствие политической воли топ-менеджмента хеджировать финансовые риски: ведь если цена на сырье продолжит расти, хеджирование не позволит получить дополнительную прибыль, а если цена будет снижаться, всегда возможно списать с себя ответственность за убытки на упавший рынок.
Но даже при такой ситуации на рынке можно говорить о том, что все больше хеджеров выходит на рынок. Такие выводы можно сделать, изучив материалы, представленные в отчете НАУФОР «Российский фондовый рынок 2007. События и факты».
В 2006 году рынок FORTS предлагал 18 типов срочных контрактов (12 фьючерсов и 6 опционов), к концу 2007 года их количество увеличилось до 53 (36 фьючерсов и 17 опционов). Далее в 2-х таблицах будут представлены данные по рынку FORTS в части производных финансовых инструментов, связанных с фондовыми активами за последнее время.
Наиболее активным торгуемым типом срочного контракта в 2007 году оказался фьючерс на индекс РТС - 48,8 % от общего объема торгов срочными контрактами на ценные бумаги и фондовые индексы (в денежном выражении); этот же инструмент наиболее ликвидным и в 2006 году, его доля тогда составляла - 27,8 %. Если сравнивать объем рынка срочных контрактов, базисным активом которых являются акции и индексы на акции, и объем спот рынка акций без учета сделок репо, то можно видеть, что это соотношение постоянно увеличивается: в 2005 году оно составляло 15,4 %, 2006 - 21,2 %, а к 2007 достигло уже 46,3 %. Таким образом, срочный рынок имеет тенденцию к росту не только в абсолютном, но и в относительном выражении. Особого внимания достойно то, что в 2007 году срочный рынок помимо демонстрации роста количественных показателей перешел на иной качественный уровень [27]. Это связано в первую очередь с существенным изменением открытых позиций, данные по которым представлены в таблице 4.
|
Таблица 4 Открытые позиции на срочном рынке FORTS по контрактам на ценные бумаги и фондовые индексы
Q1-07 | Q2-07 | Q3-07 | Q4-07 | ||||
Фьючерсные контракты | |||||||
Средний объем открытых позиций, млрд. руб. | 11,5 | 34,6 | 47,7 | 57,2 | 66,5 | 74,7 | 246,1 |
в т.ч. на индекс | 0,6 | 7,9 | 9,4 | 12,2 | 22,2 | 33,5 | 77,3 |
в т.ч. на акции | 9,5 | 20,9 | 30,8 | 38,6 | 38,9 | 142,3 | |
в т.ч. на облигации | 0,7 | 1,6 | 1,3 | 5,7 | 2,3 | 26,5 | |
Средний объем открытых позиций, млн. контрактов | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 2,1 | 1,9 | 7,1 | |
в т.ч. на индекс | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,8 | |
в т.ч. на акции | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 1,3 | 1,3 | 4,7 | |
в т.ч. на облигации | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,5 | 0,6 | 0,3 | 1,6 |
Опционные контракты | |||||||
Средний объем открытых позиций, млрд. руб. | 6,5 | 58,6 | 63,7 | 121,2 | 117,3 | 360,8 | |
в т.ч. на индекс | 0,2 | 53,8 | 71,7 | 156,5 | |||
в т.ч. на акции | 6,3 | 48,6 | 42,7 | 67,4 | 45,5 | 204,3 | |
в т.ч. на облигации | |||||||
Средний объем открытых позиций, млн. контрактов | 0,6 | 1,8 | 1,7 | 2,8 | 2,3 | 8,6 | |
в т.ч. на индекс | 0,6 | 0,9 | 1,7 | 1,5 | 0,6 | 0,7 | 4,5 |
в т.ч. на акции | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 2,3 | 1,6 | 4,1 | |
в т.ч. на облигации | |||||||
Итого | |||||||
Средний объем открытых позиций, млрд. руб. | 64,6 | 106,2 | 120,9 | 187,7 | 191,9 | 606,7 | |
Средний объем открытых позиций за год, млн. контрактов. | 1,6 | 2,2 | 3,3 | 3,4 | 4,9 | 4,2 | 15,7 |
В 2005 - 2006 гг. показатель открытых позиций составлял 1,8 - 2,1 % от общего объема торгов по фьючерсам и 8,2 - 9,6 % по опционам. В 2007 году средний объем открытых позиций по фьючерсам в течение первых 3 кварталов составлял 4,6 - 5,4 %, в 4 квартале этот показатель сократился (видимо из-за закрытия позиций к концу года), по опционам аналогичная ситуация. Можно предположить, что такие количественные изменения объясняются помимо общего интереса к срочному рынку спекулянтов и арбитражеров, но и хеджеров на рынок на фоне нестабильности на фондовых рынках. Самый существенный рост показали контракты на индекс (по мнению А.Н. Буренина хеджирование с использованием индекса позволяет хеджироваться от рисков на 100 %) [16, с. 24].
Изучив особенности российского рынка хеджирования, а так же его специфику, мы считаем необходимым перейти к выявлению проблем и перспектив развития хеджирования на российском рынке. Этому посвящен следующий раздел курсовой работы.