Особенности российского рынка хеджирования




 

Нельзя сказать, что хеджирование как вид профессиональной активности на сегодня достаточно развито в России - скорее справедливо обратное.

С одной стороны, не существует достаточно развитого рынка необходимых финансовых инструментов, с другой - имеющиеся инструменты недостаточно востребованы. Хеджирование требует определенных затрат, и в то время как отсутствие таких затрат как правило остаётся незамеченным, их возникновение обязательно привлечёт повышенное внимание руководства компании, и в контексте принципов российского корпоративного менеджмента это внимание может иметь весьма негативную окраску.

Сущность хеджирования как операций на вторичном рынке, экономически связанных с основной деятельностью компании, пока недостаточно понята российскими бизнесменами. Чаще всего имеет место либо нежелание отвлекать капитал на такие операции, либо стремление рассматривать отвлекаемый капитал как спекулятивный, со всеми вытекающими требованиями к его доходности.

Экономический рост в современном его понимании вряд ли возможен без эффективной системы вторичных рынков, а развитие такого рынка, повышение его ликвидности и снижение транзакционных издержек создаст благоприятные условия для проведения хеджевых операций самого разного масштаба и направленности [20, с. 21].

В то время как для зарубежных компаний хеджирование является одним из широко распространенных и эффективных способов управления финансовыми рисками, в России хеджирование финансовых рисков пока не находит столь широкого распространения.

Наличие внутренних срочных рынков и инструментов хеджирования во многом способствует укреплению внутренней экономической безопасности: при операциях на зарубежных рынках хеджер принимает риски зависимости от местного законодательства, кроме того, компании вынуждены депонировать значительные средства по обеспечению сделок за рубежом. Но существует вопрос о том, где безопаснее и эффективнее можно осуществлять хеджерские операции - на отечественных торговых площадках или на зарубежных рынках.

Периодически предпринимаются лоббистские попытки по выработке законодательства на основе зарубежных моделей, способствующих развитию ситуации в пользу некоторых иностранных рынков. Начали активную работу срочные рынки в Восточной Европе. Традиционно привлекают к себе срочные рынки Великобритании, где действует наиболее благоприятная законодательная и налоговая среда и развита защита контрагентов.

Двусмысленность трактовок в российском законодательстве и сложность гармонизации бухгалтерской отчетности физических сделок и сделок на срочных рынках не способствуют развитию срочных рынков и хеджирования. Для средних и средне- крупных компаний стоимость юридического сопровождения операций хеджирования сопоставима с размером возможных убытков от колебаний цен. Для российских компаний нет прямых фьючерсных инструментов, поскольку российские продукты поставки плохо коррелируются с аналогами, торгуемыми на иностранных биржах. Для хеджирования приходится создавать сложные синтетические инструменты, при применении которых могут возникнуть ситуации, когда базисный риск станет выше, чем классический ценовой риск [13, с. 21].

При сырьевом перекосе экономики очень важным становится вопрос выработки стратегий сырьевых компаний, на случай, если рынок начнет работать против них. Среди российских экспортеров хеджирование наиболее развито в металлургических компаниях и также заметны усилия по хеджированию финансовых рисков нефтяных компаний [1, с. 23-24].

В нефтяном секторе наиболее ярко проявляется характерное для России отсутствие политической воли топ-менеджмента хеджировать финансовые риски: ведь если цена на сырье продолжит расти, хеджирование не позволит получить дополнительную прибыль, а если цена будет снижаться, всегда возможно списать с себя ответственность за убытки на упавший рынок.

Но даже при такой ситуации на рынке можно говорить о том, что все больше хеджеров выходит на рынок. Такие выводы можно сделать, изучив материалы, представленные в отчете НАУФОР «Российский фондовый рынок 2007. События и факты».

В 2006 году рынок FORTS предлагал 18 типов срочных контрактов (12 фьючерсов и 6 опционов), к концу 2007 года их количество увеличилось до 53 (36 фьючерсов и 17 опционов). Далее в 2-х таблицах будут представлены данные по рынку FORTS в части производных финансовых инструментов, связанных с фондовыми активами за последнее время.

Наиболее активным торгуемым типом срочного контракта в 2007 году оказался фьючерс на индекс РТС - 48,8 % от общего объема торгов срочными контрактами на ценные бумаги и фондовые индексы (в денежном выражении); этот же инструмент наиболее ликвидным и в 2006 году, его доля тогда составляла - 27,8 %. Если сравнивать объем рынка срочных контрактов, базисным активом которых являются акции и индексы на акции, и объем спот рынка акций без учета сделок репо, то можно видеть, что это соотношение постоянно увеличивается: в 2005 году оно составляло 15,4 %, 2006 - 21,2 %, а к 2007 достигло уже 46,3 %. Таким образом, срочный рынок имеет тенденцию к росту не только в абсолютном, но и в относительном выражении. Особого внимания достойно то, что в 2007 году срочный рынок помимо демонстрации роста количественных показателей перешел на иной качественный уровень [27]. Это связано в первую очередь с существенным изменением открытых позиций, данные по которым представлены в таблице 4.

Таблица 4 Открытые позиции на срочном рынке FORTS по контрактам на ценные бумаги и фондовые индексы

      Q1-07 Q2-07 Q3-07 Q4-07  
               
Фьючерсные контракты              
Средний объем открытых позиций, млрд. руб. 11,5 34,6 47,7 57,2 66,5 74,7 246,1
в т.ч. на индекс 0,6 7,9 9,4 12,2 22,2 33,5 77,3
в т.ч. на акции 9,5 20,9 30,8   38,6 38,9 142,3
в т.ч. на облигации 0,7 1,6 1,3   5,7 2,3 26,5
Средний объем открытых позиций, млн. контрактов   1,2 1,4 1,7 2,1 1,9 7,1
в т.ч. на индекс   0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 0,8
в т.ч. на акции 0,9 0,9   1,1 1,3 1,3 4,7
в т.ч. на облигации 0,1 0,1 0,2 0,5 0,6 0,3 1,6
Опционные контракты              
Средний объем открытых позиций, млрд. руб. 6,5   58,6 63,7 121,2 117,3 360,8
в т.ч. на индекс 0,2       53,8 71,7 156,5
в т.ч. на акции 6,3   48,6 42,7 67,4 45,5 204,3
в т.ч. на облигации              
Средний объем открытых позиций, млн. контрактов 0,6   1,8 1,7 2,8 2,3 8,6
в т.ч. на индекс 0,6 0,9 1,7 1,5 0,6 0,7 4,5
в т.ч. на акции   0,1 0,1 0,2 2,3 1,6 4,1
в т.ч. на облигации              
Итого              
Средний объем открытых позиций, млрд. руб.   64,6 106,2 120,9 187,7 191,9 606,7
Средний объем открытых позиций за год, млн. контрактов. 1,6 2,2 3,3 3,4 4,9 4,2 15,7

 

В 2005 - 2006 гг. показатель открытых позиций составлял 1,8 - 2,1 % от общего объема торгов по фьючерсам и 8,2 - 9,6 % по опционам. В 2007 году средний объем открытых позиций по фьючерсам в течение первых 3 кварталов составлял 4,6 - 5,4 %, в 4 квартале этот показатель сократился (видимо из-за закрытия позиций к концу года), по опционам аналогичная ситуация. Можно предположить, что такие количественные изменения объясняются помимо общего интереса к срочному рынку спекулянтов и арбитражеров, но и хеджеров на рынок на фоне нестабильности на фондовых рынках. Самый существенный рост показали контракты на индекс (по мнению А.Н. Буренина хеджирование с использованием индекса позволяет хеджироваться от рисков на 100 %) [16, с. 24].

Изучив особенности российского рынка хеджирования, а так же его специфику, мы считаем необходимым перейти к выявлению проблем и перспектив развития хеджирования на российском рынке. Этому посвящен следующий раздел курсовой работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: