Кинематический и силовой расчёт.




Угловые скорости валов шестерни и колеса

ω1 = ωдв = 101,5 1/с; ω2 = ω1/i=101,5/4 = 25,375 1/с;

К.п.д. закрытой зубчатой цилиндрической передачи η =0,97;

Мощности на валах звеньев

P1 = Pдв = 5500 Вт; P2 = P1·η = 5500·0,97 = 5335 Вт

Вращающие моменты на валах звеньев

T1 = P11 = 5500/101,5 = 54,187 Нм;

T2 = P22 = 5335/25,375 = 210,246 Нм.

 

2. Выбор материалов, назначение твёрдости и термообработки.

В малонагруженных передачах в условиях индивидуального задания применяют стали с твёрдостью H<350HB. При чистовом нарезании зубьев после термообработки обеспечивается хорошая прирабатываемость зубьев.

Окончательно принимаем материал шестерни и колеса – сталь 45, термообработка – улучшение; твёрдость шестерни – 269…302 HB1, диаметр заготовки <80мм, ширина заготовки s<50мм. Твёрдость колеса принимается на 20…50 единиц меньше. Принимаем:

твёрдость шестерни - 280HB, твёрдость колеса – 250HB

3. Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса

[σ]H = σH0·KHL/[SH], где σH0 – предел контактной выносливости (табл.12);

KHL =1 коэффициент долговечности при длительном сроке эксплуатации; [SH] – допускаемый коэффициент безопасности 1,1…1,2.


 

Выбор материалов, назначение термообработки.

Таблица 12

    Параметр     Для передач с прямыми и непрямыми зубьями при малой (P<2 кВт) и средней мощности (P<7,5 кВт) Для передач с непрямыми зубьями при средней мощности (P<7,5 кВт)
Шестерня Колесо Шестерня Колесо
  Материал   Стали 35, 45, 35Л, 40Л, 40Х, 40ХН, 35ХМ, 45Л   Стали 40Х, 40ХН, 35ХМ  
Термообработка Нормализация, улучшение Улучшение Закалка ТВЧ Улучшение
Твёрдость H<350HB H>45 HRC H<350HB
Предел контактной выносливости 1,8HB+67 14HRC+170 1,8HB+67
Предел изгибной выносливости 1,03HBср 370 при m=3мм 1,03HBср
310 при m<3мм
         

 

 

[σ]H1=(1,8HB1+67)/[SH]= (1,8·280+67)/1,1=519 МПа

[σ]H2=(1,8HB2+67) /[SH]= (1,8·250+67)/1,1=470 МПа;

В дальнейшем расчёте передачи берут меньшую из двух полученных: [σ]H=470 МПа

4. Допускаемые напряжения изгиба:

[σ]F1 = 1,03HB1·KFL = 1,03·280 = 288 МПа,

[σ]F2 = 1,03HB2·KFL = 1,03·250 = 257,2МПа.

5. Расчётные коэффициенты:

Для симметричного расположения колёс относительно опор коэффициент ширины венца колеса ψba = 0,28…0,36, принимаем

ψba = 0,34, KH = 1,1;

6. Определение межосевого расстояния из условия контактной прочности зубьев:

aω = Ka(ί +1)3√T2·103· KH/ ψba·ί2· [σ]H 2 =

49,5·(4+1)3√210246·1,1/0,34·42·4702 = 142,9 мм;

Принимаем по ГОСТ 2185-66 aω =160 мм..

7. Ширина венца зубчатого колеса

b2 = ψba·aω = 0,34·160 = 54,4 мм

шестерни b1 = 1,12·b2 = 1,12·54,4 = 60,92 мм

Принимаем b1 = 63 мм, b2 = 55 мм.

8. Определяем модуль зацепления m, мм:

m=(0,01…0,02)aω = (0,01…0,02)·160=1,6…3,2 мм

Принимаем m=2 мм по ГОСТ 9563-60

9. Определим числа зубьев шестерни и колеса:

Суммарное число зубьев

zΣ = 2·aω/m=2·160/2 = 160,

z1 = zΣ /(ί+1) = 160/(4+1) = 32,

z2 = zΣ – z1 = 160-32 = 128.

10. Уточним передаточное число: u = z2/z1 = 128/32 = 4; отклонения от заданного нет.

11. Определение основных геометрических параметров

Диаметры делительных окружностей

d1 = m·z1 = 2·32 = 64 мм,

d2 = m·z2 = 2·128 = 256 мм,

Диаметры окружностей вершин зубьев

da1 = m· (z1 + 2) = 2·(32+2) = 68 мм,

da2 = m· (z2 + 2) = 2·(128+2) = 260 мм

Диаметры окружностей впадин зубьев

df1 = m· (z1 – 2,5) = 2· (32 – 2,5) = 59 мм,

df2 = m· (z2 – 2,5) = 2·(128 – 2,5) = 251 мм,

Коэффициент ширины по делительному диаметру шестерни

Ψbd = b2/ d1 = 55/64 = 0,86,

Уточнение межосевого расстояния

aω = 0,5· (d1+ d2) = 0,5(64+256) = 160 мм.

12. Окружная скорость передачи

V= ω1· d1/2 = 101,5·0,064/2 = 3,25 м/с, следовательно назначаем 9 степень точности изготовления.

13. Уточняем коэффициенты нагрузки по контактным напряжениям

K = 1 для прирабатывающихся зубьев, KHv = 1,125 [2, табл.2.9].

14. Проверка контактной прочности зубьев

σH = 310/(aω·u)√ T2·103· K· KHv·(u+1)3 / b2 =

=310/160·4 √210246·1·1,125·(4+1)3 /55 = 355 МПа < [σ]H = 470 МПа;

Контактная прочность зубьев обеспечена.

15. Силы в зацеплении прямозубой передачи

Ft = 2·T2/ d2 = 2·210246/256 = 1642,5 Н;

Fr = Ft2·tgα = 1642,5·tg20º = 597,8 Н.

16. Коэффициенты формы зуба

z1 = 32, YF1 = 3,78, z2 = 128, YF2 = 3,6 [2, табл.2.10];

17. Сравнительная характеристика прочности зубьев на изгиб

[σ]F1/YF1 = 288 МПа/3,78 = 76,2 МПа >

[σ]F2/YF2 = 257,2МПа/3,6 = 71,4 МПа,

Так как прочность зуба колеса ниже прочности зуба шестерни, расчёт на прочность при изгибе ведём по зубу колеса.

18. Расчётные напряжения изгиба в основании ножки зуба колеса:

σF2 = Ft· YF2· K· KFv / b2·m = 1642,5·3,6·1,0·1,3 / 55·2 = 69,9 МПа < [σ]F2 = 257,2 МПа;

где K =1 для прирабатывающихся зубьев,

KFv = 1,06…1,96 [2, с.75].

Прочность зубьев на изгиб обеспечена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: