Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 4 глава




Наиболее популярными формами проведения свободного вре­мени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепе­редач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, со­брались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о про­веденном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. При этом застолье -лишь эпизод приема гостей, но не центральное его звено. Превра­щение телевизора в «теленяньку», когда дети проводят много часов перед экраном, ничего, кроме вреда, не дает. Это, как свидетельст­вуют медики, утомляет зрение ребенка, возбуждает нервную систе­му, особенно когда он смотрит неподходящую для его возраста пе­редачу. Совсем иное дело, если устраивается семейный просмотр передачи, после которого идет неторопливое обсуждение, каждый высказывает свои впечатления.

В некоторых семьях сохранились прекрасные традиции семей­ного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования. Другими словами, до­суг может быть разнообразным и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.

Воспитательная функция - важнейшая функция семья, заклю­чающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я.Соловьева, «семья - вос­питательная колыбель человека». Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитыва­ют. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудни­честве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи (И.В.Гребенников).

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие спо­собностей. Семья выступает посредником между ребенком и обще­ством, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действен­ным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека. (Подробнее об этом - в последующих главах.)

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного кол­лектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах пораду­ет, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальней­шем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы вос­питания. Взрослому сыну вряд ли понравятся прямые замечания матери по поводу некорректного поведения, но он чувствителен к невербальным средствам воздействия (строгий взгляд, непрони­цаемое выражение лица матери или отца и т.д.), способен понять намек, шутку, аналогию с литературным персонажем и т.д.

Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каж­дый «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Вы­полнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период се­мейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вку­сов, особенностями темперамента. Идет, как метко говорят в наро­де, «притирка» характеров: не борьба и война, чтобы переделать друг друга «по образу и подобию своему», а изучение особенностей супруга, привыкание к его вкусам, привычкам, реакциям. Приходится что-то принять в человеке, что-то попытаться тактично из­жить, а что-то переделывать в себе... В зрелом возрасте супруги стараются избегать невротизирующих ситуаций, всячески подчер­кивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д. Другими словами, во имя общих интересов семейный коллек­тив оказывает созидательное влияние на всех своих членов.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания ос­новывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осоз­нают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это дела­ют буквально с первых дней жизни. Д.Б.Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир... Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по-разному «окрашен» плач ребенка, которому от роду 2-3 месяца: он и требовательный, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычу­щий. А как быстро малыш «приучает» родителей к своим вкусам: охотно сосет молоко, но упорно отказывается от кефира, плачет, ко­гда остается один, но спокойно играет, если его манеж поставили так, что он видит маму, слышит ее голос и т.д. И подобные воздейст­вия детей родители будут испытывать постоянно. Уже в конце пер­вого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на пове­дение родителей. Дети тонко ориентируются в «слабых местах» ро­дителей и умело пользуются ими.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребно­стями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой круго­зор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосо­вершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует лов­кости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструиро­вания игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители стано­вятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по сту­пенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это по­буждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир роди­телей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные «детские проблемы»; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Сколько возникает проблем и вопросов! Напри­мер, почему сын любит играть у соседей, но не приглашает друзей в свой дом? Почему в детском саду он делает все медленно, не укла­дывается в отведенное время? И т.д. Поиски ответов на подобные вопросы сопряжены с анализом домашней воспитательной систе­мы: в чем допущены ошибки? Как их исправить? Как не допустить новых? Любящие родители видят и переживают «промахи» в вос­питании, меняют его тактику, отказываются от неудачных прие­мов, пробуют иные подходы к своим детям.

Подросшие дети «обогащают» опыт родителей приемами вос­питания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников. Так, Лиза, мама которой ограничивает контакты девочки с бабушкой, с укором говорит: «Мамочка, бабушка меня везде водит: и в музеи, и в театр, мне с ней так интересно! Почему ты не хочешь, чтобы мне было хорошо?»

Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и роди­тели продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки - это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспи­тании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью. Бесконечная ра­бота родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффек­тивности воспитательной деятельности - залог счастливого детства ребенка.

Вот и получается, ребенок в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родите­лей. А желание развить у своего ребенка способности, которые по­могут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качест­ва, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые по­стоянно демонстрируешь.

Задания

1. Докажите, что функции семьи взаимосвязаны, взаимодополняемы.

2. В печати высказывается точка зрения, согласно которой в на­стоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Вы­скажите аргументированное мнение по этому поводу.

3. Известный отечественный философ А. Г. Харчев в 70-е гг. неод­нократно высказывал мысль о том, что общество, заинтересованное в увеличении населения, должно максимально удешевить содержание ребенка в семье вы согласны с этим мнением? Что вы понимаете под удешевлением содержания ребенка в семье? Какие аргументы вы приведете в защиту положения «на детях нельзя экономить», если вам доведется встретиться с представителями государственных орга­нов страны?

4. Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье се­мьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтверди­те или опровергните это выражение.

5. Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему?

6. Какие ваши интересы, увлечения, способности помогут сделать досуг в вашей семье содержательным, ценным в педагогическом от­ношении?

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ

ПЕРВОСТЕПЕННОСТЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, по­скольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность не­сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитани­ем в детском саду или школе.

В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыду­щий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зави­симости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмо­циональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря раз­витию у малыша ценных потребностей, какими являются потреб­ности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в по­знании), в активной двигательной активности, в признании и люб­ви и т.д.

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, ве­щей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка бла­гоприятны для развития ребенка с момента рождения. У оторванно­го от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в условия дома ребенка малыша снижается общий психический тонус, ухуд­шаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как ре­зультат, тормозится интеллектуальное развитие.Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изо­ляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития (Й. Лангмейер, З.Матейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова).

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающе­го мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удов­летворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оце­нивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представле­ниями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: «Мама требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все на свете знает». А на пороге жиз­ни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (А.В. Запоро­жец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович). И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспита­тельным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, ока­зывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замеча­ниям, уговорам, советам «чужой» тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, за­девает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самое авто­ритетное - «Так мама сказала!», «Так велел папа».

Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, кото­рый определяет особую значимость семейного воспитания в фор­мировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравне­нию с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, ин­тимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к де­тям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, Т.А.Маркова, А.В.Петровский, А.Г.Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий дейст­венность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А.Марковой находим обоснование еще двух факторов:

постоянство и длительность воспитательных воздействий ма­тери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизнен­ных ситуациях, их повторяемость из дня в день;

наличие объективных возможностей для включения детей в быто­вую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного вос­питания, отметим, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтап­ного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профес­сии (мама-музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка -биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать по­требности (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, А.Г.Харчев).

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ СЕМЬИ

Как отмечалось в предыдущей главе, среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспи­тание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, дру­гие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоя­тельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существова­нию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители ис­пользуют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) по­тенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно не­давно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жиз­недеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные пред­посылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успеш­ное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во мно­гом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприят­ные условия воспитания связаны с гражданской позицией родите­лей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества. Помните, как замечательно сказал об этом поэт Роберт Рождественский:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – мы родители,

А все остальное – потом!

А.С.Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье - это не только личное дело роди­телей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и слезы и для семьи, и для стра­ны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам клас­сика педагогики (рост числа беспризорных детей, детей, не желаю­щих учиться, с противоправным поведением, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изо­ляции от общества своих «плохо воспитанных» граждан, их пере­воспитания, лечения. А все, что связано с исправлением, реабили­тацией, перевоспитанием, компенсацией человека, всегда сложнее в педагогическом и дороже в материальном отношении, чем обеспе­чение условий для нормального развития детей.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредст­венно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких лю­дей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкиваю­щим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмо­ционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто ле­жат в основе дефектов развития и воспитания.

Научные исследования выявили прямо пропорциональную за­висимость качества домашнего воспитания детей от уровня обра­зования (профессиональной квалификации) родителей. Образова­ние влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональ­ная деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навы­ков, инициативы, самостоятельности.

Во имя интересной работы родители не жалеют времени и энер­гии на постоянное повышение уровня своих знаний по специально­сти, на расширение своего кругозора, физической закалки. Часто интересная работа и возможности для самореализации оценивают­ся ими выше зарплаты и других материальных благ, что, в свою очередь, не означает недооценки материального благосостояния се­мьи. Наоборот, чем выше уровень культурных потребностей родите­лей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окру­жающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.

В то же время повышение образования и профессиональной ак­тивности родителей сопровождается стремлением к более насы­щенному проведению досуга, обогащению и развитию своего ду­ховного мира, созидательной творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и всей обще­ственной жизни. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необ­ходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способ­ствуют повышению педагогической культуры родителей.

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содер­жание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноцен­ного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широ­кий диапазон понятия «культура», можно предположить, что каче­ство семейного воспитания будет во многом обусловлено культур­ными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в эмоциональный мир челове­ка, подчиняло его себе. Но воспитательное воздействие музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок привыкает к музыке как бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, те­левизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок вряд ли на­учится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились давние традиции интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга... Семьи исповедуют раз­ные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиг­рают» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами тво­рят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хо­ром, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ве­дут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнитель­ного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимо­действия с профессиональными педагогами, всячески поддержива­ют их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их ребенок.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспи­тание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребно­стей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможно­сти семьи материально содержать детей, обеспечивать их полно­ценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризис­ные явления в социально-экономической сфере страны. Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, нарушения общественно необходимого уровня платы за труд, практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий, пенсий - все это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта. Для значительной массы семей с низкими и средними доходами ослож­нились проблемы отдыха, культурного и спортивного досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспи­тания подрастающего поколения.

Между тем специалисты считают, что зарплата работника наем­ного труда должна учитывать не только материальные и духовные потребности самого работника, но и соответствующие потребно­сти его детей. Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового населения, экономически разрушает семью, способствует росту социальной напряженности в обществе.

¯ Для любознательных

Во многих развитых странах реализуется принцип, согласно которому дети принадлежат семье, а не государству, поэтому и забота об образовании и содер­жании детей лежит на родителях Тем не менее, независимо от доходов, семья получает пособия на детей (с момента их рождения) ежемесячно в Англии, ФРГ, Нидерландах, Бельгии, Дании до достижения ребенком 16 лет, во Фран­ции - до 17 лет, в Италии, Люксембурге, Греции - до 18 лет.

В нашей стране Закон Российской Федерации «О государственных посо­биях гражданам, имеющим детей» определяет виды и размеры материальной помощи семьям. Система государственных (федеральных) пособий гражда­нам, имеющим детей, включает пять видов: 1. Пособия по беременности и ро­дам 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 3. Единовременное пособие при рождении ребенка. 4. Ежемесячные пособия на ребенка до достижения им воз­раста 1,5 лет. 5. Ежемесячные пособия одиноким матерям на содержание ребен­ка до достижения им 16 лет.

Дополнительная помощь оказывается наиболее уязвимым группам семей (многодетным, неполным, имеющим детей-инвалидов). Безработным родите­лям удваивается пособие по безработице

На региональном уровне существуют свои дотации семьям. Например, бес­платное питание учащихся начальных классов в школе, дотации на содержание детей из студенческих семей, пособия семьям, в которых воспитываются дети, не посещающие дошкольное учреждение, и т.д.

Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Это вызвано рядом причин. Среди них - развитие сферы обслуживания, здравоохранения, образования, где традиционно преобладает доля женского труда. В некоторых отраслях, развивающихся на базе но­вых технологий, например в электронике, точном приборостроении, женщины оказались более сноровистыми, умелыми, чем мужчины. Наконец, во многих странах, в том числе и нашей, трудовая актив­ность женщин связана с достаточно высоким уровнем их образования (у нас среди специалистов с высшим и средним образованием 61% женщин), что стимулирует потребность реализовать себя вне дома, сделать карьеру и т.д. Сложные экономические условия, сло­жившиеся в нашей стране в последние годы, вновь подтвердили вы­сокие адаптивные способности женщин, благодаря чему они быстрее переучиваются, легче, чем мужчины, соглашаются, попав в разряд безработных, на малоквалифицированную работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: