Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 9 глава




Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, по­вторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся си­туациях обычаи, как средство воспитания, недостаточно эффектив­ны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим дина­мизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования совре­менной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведе­ния ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совер­шения конкретного поступка. Сложные привычки дают возмож­ность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, ко­торые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («По­чему мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Се­мейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоцио­нально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребен­ка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, ре­лигиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, цен­ность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны тради­ции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценно­стей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктив­ных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истин­ных и мнимых традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожела­ниями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой се­мье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого засто­лья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере тра­диция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к до­бру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму ко­торой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует пол­ноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые вос­полняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

В настоящее время изучаются традиции, которые веками скла­дывались в отечественных семьях, а в послереволюционный пери­од, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, ме­щанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие (Т.Е.Березина, Т.М.Баринова, Г.Н.Гришина). Некоторые из этих традиций начинают возрождать­ся. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фото­альбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение му­зеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развле­чения и др. С другой стороны, нуждаются в обогащении содержа­ния, а следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований (Т.М.Баринова, Е.С.Бабунова, Н.В.Демидова), эти традиции самые распространен­ные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внима­ние в них уделяется порядку действования (приобретение елки, по­дарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, иницииро­вание активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее ус­тановка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшен­ной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми ел­ку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызы­вают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки ~ это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чув­ства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные иг­рушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно дол­го, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно уз­нать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Алексан­дре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэконом­ленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, получен­ный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая лю­бимая елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был малень­кий, он уронил его, а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть акку­ратным, осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, ока­зывается, дороги твоим близким, любимы тобой!

Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, уста­новления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жиз­недеятельности (Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский).

Задания

1. Психотерапевт А.Г.Добрович описывает специальные умения, которые помогают хорошо ладить с людьми, «умение держать улыб­ку» (сохранять приветливое выражение лица), обращать внимание на других, слушать, что говорят другие, говорить «нет», не обижая дру­гих, не вступать, не вмешиваться в конфликты, одобрять других

Раскройте, что значит каждое их этих умений, из каких действий оно состоит.

Схематично охарактеризуйте ситуации, которые целесообразно использовать для формирования у себя таких умений.

Докажите необходимость таких умений для создания положитель­ного микроклимата в семье.

Подумайте, можно ли отнести эти умения к профессиональным умениям современного педагога.

2. Американский психолог Эда Ле Шан в книге «Когда ваш ребе­нок сводит вас с ума» (М.1990) пишет о том, что у человека, неза­висимо от возраста, есть потребность в приватности, в праве на личную жизнь Приватность возникает как потребность ребенка быть индивидуальностью, что составляет важный аспект развития и взросления. Э. Ле Шан приводит пример из своей многолетней практики, как одна мать «руководила жизнью своих детей, ни на минуту не вы­пуская их из-под контроля. Она постоянно просматривала их вещи под предлогом уборки их комнаты, следила за каждым их шагом. И результат оказался печальным: дети выросли скрытными, неискрен­ними, лживыми» (с.46). Объясните, почему так произошло.

3. Сравните два понятия «авторитарность» и «авторитет». Докажи­те, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.

4. Изучите учение А.С. Макаренко об авторитете. (Лекции о воспи­тании детей // Пед соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4). Докажите, что «ав­торитет подавления» - «самый страшный сорт авторитета» (А С Ма­каренко).

5. Напишите мини-сочинение «Мой дом».

6. Вспомните биографии знаменитых людей или героев художест­венных произведений, в жизни которых значительную роль сыграли бабушки.

7. Издавна женщину считали берегиней дома. Об этом же гово­рят пословицы: «Хозяйкой дом стоит», «Муж - голова, жена - душа» и многие другие. Объясните, какие качества, свойства женщины обеспечивают успех этой «миссии» - хранить, беречь свой дом. Об­ладаете ли вы ими?

8. Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.

ГЛАВА ПЯТАЯ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

В предыдущих главах отмечалось, что семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит даль­нейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимо­действие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой. микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н.Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, со­бытийное, информационное окружение ребенка. Родители в боль­шей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; при­обретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положитель­ных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эф­фективность для его развития. Например, обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения малыша лекар­ства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.), родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ре­бенка, делают его нерешительным.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуа­ций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расста­вание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на про­гулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность ток или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую си­туацию, когда фактором воспитания становится буквально все: ин­терьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, со­бытия семейной жизни, формы взаимоотношений и способы обще­ния, традиции и обычаи и многое другое. Вот, например, день рож­дения бабушки. Можно ограничиться дежурным звонком по теле­фону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что осо­бенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Нарисовать на поздравительной карточке корабль - хорошо, но бабушка - увле­ченный цветовод, не лучше ли изобразить ее любимые растения? А может быть, заблаговременно вырастить растение, привлечь ре­бенка к уходу за ним? А как важно научить ребенка держать в тай­не от бабушки семейные приготовления ко дню ее рождения, дать ему представление о том, что такое сюрприз. Таким образом, про­думанная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда -это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ре­бенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, ста­нет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореа­лизации ребенка.

Особенность воспитательной деятельности семьи - в ее непред­намеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характе­ра. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухо­да, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хо­роший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чув­ствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенден­ции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо инди­видуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно бла­гоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности. Вот, например, молодая мама собирает годовалого сына на прогулку. Ласковым разговором она побуждает его к активному участию в процедуре одевания («Подними, Сашенька, головку. Дай мне руч­ку. Теперь другую. Похлопай ручками: вот какие мягкие, теплые варежки! »), учит пониманию речи («Где шапочка? Вот она! А где сапожки?»), настраивает на предстоящую прогулку, создает со­стояние радостного ожидания («Вороны ждут Сашеньку, кричат: «Кар, кар». И воробушки ждут, чирикают: «Чирик-чирик!» А мы уже собрались и идем гулять!»).

Сравните почему в условиях дома ребенка, где малыш в силу возрастных особенностей тоже знакомится с вещной действительно­стью, общается со взрослыми, он отстает в своем развитии по сравнению со сверстником, растущим в семье?

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ре­бенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отли­чается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведе­ния близких для ребенка взрослых у него выстраивается собствен­ное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов. Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми члена­ми семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ре­бенку понять смысл, который придается окружающему миру близ­кими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья пре­доставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социаль­ный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружаю­щей действительностью. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответст­вующий образ жизни.

С другой стороны, семья представляет собой достаточно замк­нутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. На­блюдается и заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о которых уз­нают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогиче­ских возможностей семья руководит становлением личности ребен­ка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эсте­тическом, трудовом развитии. Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что явля­ется организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятель­ную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами ос­воения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которы­ми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различ­ным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкреп­ляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает от­дельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. Так, если малыш 1,5-2 лет привлекается к уборке игрушек, но основную ра­боту выполняет мама, поясняющая смысл и последовательность своих действий, то ребенок 2,5-3 лет сам расставляет машинки, усаживает плюшевого мишку в кресло, радуясь одобрению нахо­дящейся рядом мамы. По мере овладения ребенком теми или ины­ми действиями он превращается в субъекта собственной деятельно­сти, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмо­циональная поддержка, одобрение, оценка, иногда - подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации, и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И ро­дители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним иг­рушки, одежду, вытирать ему нос... Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь не­экономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии -взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит вре­мени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сде­лаю», «Не лезь!», «Не трогай!»Все это сдерживает развитие само­стоятельности, решительности, смелости, а следовательно, ослож­нит жизнь ребенка на следующих возрастных этапах, когда он бу­дет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу. Родителям можно посоветовать: поддерживайте каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивайте на­грузку, вооружитесь терпением, не кидайтесь делать за малыша то, что он может сделать сам. Если корректная помощь взрослых ре­бенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса» и пр.), если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребен­ка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности -потребность в целесообразных действиях, завершающихся практи­ческим результатом (сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки, развернул платок и привел в порядок нос), об­ладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способно­сти к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля.

Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответст­вовать мере его возможностей. Деятельность будет благоприят­ной для развития ребенка, если он переживает радость от ее про­цесса, результата, полученного продукта. Поэтому одинаково па­губно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегруз­ка. Так, слишком трудное задание, превышающее границы воз­можностей ребенка, может остаться невыполненным, что прине­сет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий. Практика показывает, что ребенок с меньшей охотой и прилежанием вы­полняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предло­жить новые материалы, предметы). Организуя деятельность ре­бенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом соз­дать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были (сам в первый раз сложил свою пижамку, нари­совал сказочную птицу в подарок маме, помог лепить вареники). Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха («ручки у тебя стали ловкие - обя­зательно сумеешь аккуратно сложить пижаму»), акцентирование внимания на положительных чертах ребенка («ты такой внима­тельный...», «ведь ты так любишь помогать маме...»), усиление мотива деятельности («маме так нравятся твои рисунки, ты уж постарайся, порадуй ее», «без твоей помощи я прокопаюсь дол­го...»). Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоцио­нального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

На практике в дошкольном учреждении во время утреннего прие­ма детей, а также вечером, когда они собираются домой, отметьте, как строится их совместно-разделенная деятельность с родителями. Проанализируйте, как родители побуждают активность ребенка, в чем проявляется активность взрослых. Продумайте, как вы будете убеждать родителей, которые «гасят» активность малыша, не чувст­вуют меры собственного участия в его деятельности, в необходимо­сти изменения форм организации жизни ребенка

ПРИНЦИПЫВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Представляя собой исходные положения, которые лежат в осно­ве воспитания, принципы предписывают постоянство и последова­тельность действий взрослых при различных условиях и обстоя­тельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания взрослыми воспринимается как те или иные вер­шины, к которым хотят подвести своих детей, то принципы уста­навливают возможности реализации намеченного в конкретных социально-психологических условиях. Таким образом, принципы воспитания - практические рекомендации, которыми следует руко­водствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

В последние годы в связи с демократическими преобразования­ми в обществе принципы воспитания пересматриваются, некоторые из них наполняются новым содержанием. Например, «отступает» принцип субординации, согласно которому мир детства представ­лялся не самостоятельным уникальным явлением, а своеобразным «складом заготовок» для взрослой жизни (А.Б.Орлов). Принцип монологизма, в соответствии с которым в воспитательном процес­се «солировали» взрослые, а дети почтительно внимали, уступает место принципу диалогизма, означающему, что взрослые и дети -равноправные субъекты воспитания. Следовательно, родителям (и профессиональным педагогам) надо учиться общаться с ребенком на равных, а не смотреть снисходительно сверху вниз на него.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое яв­ление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической полити­ки. В последние годы в качестве объективных целей воспитания вы­ступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Естественно, что не каждая семья, думая о цели воспитания ре­бенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как «всестороннее гармоническое развитие личности». Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос хорошим человеком, жил в гармонии с са­мим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырас­тить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особен­ности. Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении их самих, и видят цель воспи­тания в том, чтобы развить у ребенка те или иные свойства, спо­собности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Носителями объективных целей воспитания являются общест­венные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитыва­ют цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в вос­питательной деятельности. Противоречия в целях воспитания меж­ду членами семьи, между семьей и детским садом (школой) нега­тивно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ре­бенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в кон­кретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не все­гда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. По­этому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиж­дилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в по­следнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания по­могает им добиться более высоких результатов в развитии собст­венных детей. В ряде исследований (Т.А.Маркова, Л.В.Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использова­нию случайных методов и средств воспитания. Нежелание и неуме­ние взрослых создать в семье благоприятный психологический климат - причина детских неврозов (А.И.Захаров), девиантного поведения подростков (М.И.Буянов, Т.А.Драгунова). Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание де­тей - дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. Известно, что о подобном педагогическом невежестве писал в свое время К.Д.Ушинский, но и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными воспитателями и поэтому не испыты­вают потребности проконсультироваться у специалистов, познако­миться с психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют социологические исследования, за­нимают образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ре­бенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо при­знать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивиду­альное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне раз­вития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с ка­ким-либо образцом. Чаще всего это сверстник в семье друзей, род­ственников: «Лиза младше Саши, но прекрасно владеет ножом и вилкой. А наш сын предпочитает есть ложкой, да еще пальцы в та­релку запускает». Оставим «за кадром» выяснение причин несоот­ветствия поведения Саши требованиям столового этикета, отметим только, что, конечно, надо корректировать подобные «осо­бенности» поведения ребенка, но делать это следует постепенно, а не «здесь и сейчас», и не столько путем требований к поведению ребенка, сколько перестраивая собственную воспитательную так­тику: иначе требования «повиснут» в воздухе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: