Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 12 глава




Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это зна­чит, что система образования не отвечает в полной мере требова­ниям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития в целом. Выход из создавшегося по­ложения многие страны видят в интенсивном реформировании об­разования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, посто­янно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система об­разования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, ее деятельность, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобра­зием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семей­ного воспитания. Интеллект ребенка, впрочем, как и интеллект взрослого человека, представляет собой специфическую форму ор­ганизации индивидуального познавательного опыта, обеспечи­вающую возможность эффективного восприятия и понимания ок­ружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольни­ков, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных за­нятиях: оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе об­щения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных ви­дах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, вос­питывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи. Вот, например, прогулка с ребенком в сквер (парк, лес), представляющая богатей­шие возможности для развития познавательной активности, речи ребенка. Ему предлагается вспомнить названия деревьев, описать или придумать загадку об одном из них, вспомнить подходящие строчки из ранее выученных стихотворений, определить, что изме­нилось вокруг по сравнению с прошлым посещением этого места. Очень ценен прием сравнения, к которому целесообразно прибе­гать как можно чаще. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым Так, на улице города ре­бенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Дети 5-6 лет могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада, ребенку предла­гается вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения, подумать, почему растаял лед на лужах, а деревья и кусты «по­теряли» свой серебряный наряд из инея.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников за­ключается и в преобладании образных форм познания - воспри­ятия, образного мышления, воображения. Именно для их образо­вания и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий про­цесс развития познавательной деятельности человека. А это значит, важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познава­тельной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает ре­шить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, вни­мания, наблюдательности, формирования представлений об окру­жающем мире, в том числе и математических, первоначальных ис­торических, географических и т.д. Вот, например, папа и сын, сер­вируя стол к завтраку, превращаются в «официантов» и решают такие математические задачи: поставили всем членам семьи чашки, а к ним разложили чайные ложки: чего больше - чашек или ложек? Поровну? Как же ты догадался? К тарелкам надо разложить ножи и вилки. Сколько ты возьмешь вилок, чтобы всем хватило? А сколь­ко ножей? Положим еще один нож для масла: чего стало больше -ножей или вилок? На сколько стало больше ножей, чем вилок? И так - от одной игровой ситуации к другой!

Из курса дошкольной педагогики вспомните характеристику любознательности ребенка-дошкольника. Составьте тезисы консультации для родителей; памятку «Как отвечать на вопросы детей» (для информационного стенда).

Семья — первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством и источником интеллекту­ального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ре­бенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ре­бенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осозна­вать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу не­обыкновенно высокой детской чувствительности к языковой ин­формации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание ро­дителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи - фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребен­ка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения - следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной мо­делью для подражания становится значимый взрослый, прежде все­го родители. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрос­лого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяс­нений, особая чувствительность к оценке, особенно высказанной близкими людьми.Все это в совокупности тормозит развитие ин­теллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.

Известный психолог Ж.Пиаже объяснил причины несамостоя­тельности ребенка в мышлении и поведении особенностями евро­пейской системы воспитания и обучения, в основе которой лежит достаточно жесткое разделение функций взрослого и ребенка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми закрепляется функ­ция контроля, оценки, а ребенка с рождения приучают к немотиви­рованным запретам, приказам, ставят его в положение безогово­рочного подчинения, повиновения Строгое разделение обязанно­стей на детские и взрослые формирует у ребенка представление о себе самом как воспитываемом, обучаемом, несамостоятельном существе.

Опыт показывает, что на соучастие в деятельности с ребенком легко идут родители с демократическим стилем общения. Диалог сложнее дается авторитарным родителям, которые не доверяют силам и возможностям своих детей, излишне опекают их. Между тем умственная активность детей значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа дей­ствии, партнеров по деятельности и т.д. Если с первых лет жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интел­лектуальном развитии дошкольника. В свое время И.Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскры­вает свободное пространство для «игры познавательных способно­стей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ре­бенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творче­скую деятельность.

Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в се­мье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить сегодня в связи с усилением дест­руктивных явлений в культуре, преодолеть которые можно, опе­ревшись на наиболее значимое культурное достояние, обеспечи­вающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического ис­кусства, которые используются как действенное средство воспи­тания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впи­тывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольк­лорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важ­нейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, пестушки, потягушки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Обращение к ним не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практи­кой пути приобщения детей к искусству (Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флерина). Привязанность к народному слову, произведениям декоративно-прикладного творчества, воспитанная в дошколь­ном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе, ис­кусству, которая сопровождает человека всю жизнь. В жизнь ре­бенка входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения изо­бразительного и театрального искусства. К старшему дошколь­ному возрасту дети должны иметь представление о разных видах и жанрах искусства, знать наиболее выдающихся писателей, ком­позиторов, художников, скульпторов, артистов и т.д.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги - обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно при­вить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Для развития мышления, воображения, чувств ребенка чтение книги дает значительно более богатую пищу, чем просмотр телевизионных передач. Ребенок должен знать, кто написал книгу и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга - произведение искусства. Любимая книга сопровождает ребенка все его детство, а во многих семьях детские книги передаются из поколения в поколение как реликвии.

Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки - особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем вооб­ражении, сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доб­роты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает тем­ные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В.Запорожец, Д.Н.Дубович-Арановская, Б.М.Теплов). Одним словом, как удиви­тельно точно отметил К.И.Чуковский, сказки воспитывают у ре­бенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, ра­доваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать: конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказыва­нии создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него. К полю­бившейся сказке ребенок возвращается снова и снова, поэтому необходимы повторные рассказы, чтение, рассматривание иллю­страций. В 4-5 лет детям целесообразно читать «толстые» книги, длинные авторские сказки. Чтение растягивается на много дней, организуется как ритуал: в определенное время, в уютном месте. Ребенок «вживается» в сказочное повествование, оно овладевает его умом и сердцем. Важно привлекать ребенка к размышлению над прочитанным, подводить к осознанию общечеловеческих ценностей, учить различать добро и зло, ценить трудолюбие, верность, формировать представления о справедливости, мужестве, упорстве.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с инсти­туциональными формами организации культуры. От семьи зави­сит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или на­долго определит его культурное развитие, станет служить обога­щению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Особо тщательно следует продумать первое посещение с ребен­ком театра, музея, выставки и др.: оно должно оставить яркие впе­чатления, дать представление о назначении того или иного объекта культуры. В театре это сам спектакль, артисты, декорации, музы­кальное оформление, в музее - экспонаты (картины, скульптура и т.д.). Видимо, не следует при первом знакомстве ребенка с театром. музеем вести его в буфет, угощать сладостями: это может отвлечь от эстетических переживаний, исказить образ театра, музея. Пер­вые впечатления ребенка от встречи с искусством целесообразно подкрепить беседой (что видели, что понравилось), рассматрива­нием иллюстраций (каталог музея, выставки, книга, по которой смотрели спектакль). Взрослым целесообразно в присутствии ре­бенка рассказать домашним о том, что увидели и узнали, какое по­лучили удовольствие от спектакля, выставки. При последующих посещениях музея расширяется круг экспонатов, которые смотрит ребенок, но обязательны возвращения к тому, что особенно запало в память ребенка по прошлому знакомству. Если посещение музея будет регулярным (например, раз в полгода), то родители увидят, как «растет» их ребенок, повторно воспринимая свои «самые лю­бимые картины», раскрывая в них новое содержание, художествен­ные особенности.

Саше было четыре года, когда его в первый раз привели в Третьяковскую га­лерею Его воображение поразила картина И. Айвазовского «Девятый вал». Он волновался, спасутся ли люди, потерпевшие кораблекрушение, утихнет ли шторм. Перед уходом из галереи он попросил снова отвести его к картине И. Айвазовского. Дома с интересом рассматривал альбом репродукций картин собранных в Третьяковской галерее, особенно работы художников-маринистов. При повторном посещении галереи Саша прежде всего пошел к полюбившейся картине. Он уже высказывал предположения о причинах кораблекрушения о судьбе людей, пытающихся спастись. Обратил внимание на художественные осо­бенности картины как нарисовано море, небо. В шесть лет Саша созрел настолько, что сумел найти «оптимистическую ноту» на любимом полотне «Бабушка люди обязательно спасутся видишь, радуга. Художник ее нарисовал, чтобы ус­покоить нас раз радуга, значит, погода изменится, ветер утихнет и не будет под­нимать волны. Люди спасутся!»

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее - антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различ­ные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музы­кальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами, с многолюдием присутствующих. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и по­лыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, про­сто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Итак, домашнее воспитание - это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивиду­альной жизни среди самых близких и значимых людей. А для роди­телей и других членов семьи - это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманисти­ческий смысл.

«ПОИГРАЙТЕ СО МНОЙ!»

Как часто можно слышать этот призыв ребенка! Многих роди­телей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок! - жалуются они, -Даже поиграть один не может!» Ошибочность подобных родитель­ских сентенций свидетельствует о непонимании природы детской игры.

Известно, что игровая деятельность (впрочем, как и любая дру­гая) не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задает­ся взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства изображения образа; выпол­нять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Усваивая технику различных игр в общении со взрослыми, ре­бенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Я.Михайленко).

Игра - исторически сложившаяся часть человеческой культуры, и задача родителей вводить в нее детей, «внедрять» ее в их жизнь. Существует много каналов такого «внедрения». Один их них - оснащение игры игрушками. Еще до рождения малыша родители по­купают первые игрушки-погремушки и мечтают о том времени, ко­гда порадуют ребенка куклой, мячом, велосипедом и т.д. Зачастую забота об игре ограничивается покупкой игрушек, и здесь родители нуждаются в квалифицированном совете, ибо, как метко подмечено народной мудростью, «игрушка - не балушка». На каждом возрас­тном этапе детства нужны свои игрушки, поскольку они призваны решать определенные задачи воспитания.

Опираясь на знания, усвоенные при изучении курса дошкольной педагогики, составьте педагогические рекомендации о том, какие игрушки целесообразно приобретать детям на протяжении дошкольно­го возраста (Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. –М., 1999. – Гл. 20).

Сам по себе подбор игрушек не определит направления разви­тия детской игры. Для этого необходимы впечатления детей об ок­ружающей жизни, в соответствии с которыми используется та или иная игрушка. Помните, как писал К.Д.Ушинский: «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь...» (Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. - М.,1954. - Т. II.-С.484).

Далее необходимо раскрыть ребенку, что «закодировано» в той или иной игрушке: обучить игровым действия. В каком возрасте это целесообразно делать? Буквально с первых дней жизни, когда ребенку раскрывают игровые возможности погремушек, колоколь­чика (звенит!), шарика, подвешенного над кроваткой.

Повторите технологию первоначального обучения игре (Козло­ва С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М., 1999. – Гл. 16).

В семье есть возможность дать ребенку в дополнение к гото­вым игрушкам различные бытовые предметы, которые помогают реализации замысла игры, воплощению образа. Мамина блузка превращается в халат Айболита, а плед оказывается незаменимым для постройки «хижины», диванные подушки становятся «кроко­дилами», а кресло - прекрасный «космический корабль», «наблю­дательный пункт», «королевский трон». Задача родителей - со­действовать такому творческому «преобразованию» окружающей обстановки, наталкивать ребенка на возможные замещения, не выступать в роли «хранителя» раз и навсегда заведенного поряд­ка. И не следует сразу после окончания игры (в воображении ре­бенка она еще живет), немедленно все расставлять по местам. На­пример, Саша «плывет» в «пироге» (перевернутая скамейка) по Амазонке. Игра в полном разгаре, но пора ужинать, вся семья ждет. Мама предлагает «причалить» к берегу, где «у костра» го­тов ужин. И ребенок спокойно переключается на семейную трапе­зу, зная, что потом можно «доиграть», потому что «пирога», «крокодилы», «пираньи», все что отражает полет фантазии и под­держивает ее, останется на месте.

Часто в процессе игры появляется потребность в предметах, ко­торые легко смастерить. И тут незаменима помощь взрослых. «Я -доктор, и мне нужны очки!»- заявляет Лиза и пытается «узур­пировать» бабушкины очки. «Стойте, стойте, доктор, - возражает бабушка. - Вам мои очки не подойдут: вы в них ничего не увидите. Как же будете лечить больных? Но я работаю в магазине «Оптика», где делают очки. Где у вас рецепт на очки?» Далее следует изготов­ление очков из картона. А Артем построил горную дорогу. Надо везти грузы в далекий аул. Папа пришел на помощь: «Надо сделать трайлер!» Но из чего? Мама подсказала: из футляра от зубной пас­ты. И закипела работа... Как сделать, чтобы колеса крутились, что­бы дверца в кабине открывалась?

Казалось бы, мелочь - помочь ребенку оснастить свою игру. А у родителей, думающих о развитии детей, это превращается в «школу» воспитания воображения, ума, смекалки, сотрудничества и многого другого. Но главное, родители демонстрируют уважение к игре ре­бенка, а следовательно, и к нему самому, его увлечениям, интересам, переживаниям. И словом, и делом они укрепляют в сознании ребенка представление о том, что игра - это серьезно. А потом он перенесет серьезное отношение на другие виды деятельности.

Правда, во многих семьях достаточно распространенным явля­ется взгляд на детскую игру как на пустое занятие: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Отсюда - некорректные замеча­ния, требования, комментарии детской игры («Зачем перевернул стул? Ах, ему понадобилась пушка! И в кого же ты решил стрелять? Что-то я не вижу здесь неприятеля!»). Родители часто не видят ни­чего зазорного в том, что резко вмешиваются в игру («Хватит иг­рать! Сколько можно тебя ждать за столом?»). А ведь игра ребен­ка - это деятельность не напоказ, дети не любят играть, если за ни­ми кто-то наблюдает. Поэтому дома дети облюбовывают для игры укромные уголки (за креслом, под столом, на подоконнике).

Особым «гонениям» подвергается игра старших дошкольников: родителям хочется «заменить» ее занятиями, которые, с их точки зрения, готовят ребенка к школе. Подобное несправедливое отно­шение родителей к игре старших дошкольников - свидетельство недопонимания ими ее места в формировании таких ценных ка­честв, от которых напрямую зависят будущие успехи в школе. Лю­бая игра учит ребенка управлять своим поведением: «учительница» вынуждена отказаться от своих капризных наклонностей, а «ка­питану» следует вырабатывать у себя решительность, «командный» строгий тон, а значит, учиться преодолевать свою застенчивость. А если ребенок играет с друзьями, то приходится особенно тщатель­но следить за своими словами, репликами, действиями, в чем-то уступать партнерам, иначе игра разрушится. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они еще «не до­росли», а именно, в отношения взаимного контроля и помощи, со­подчинения, требовательности.

В.В.Давыдов изучал важнейшее свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность. Это способность переносить функции с одного пред­мета на другой, не обладающий этими функциями (карандаш стано­вится ложкой, ножом, дирижерской или волшебной палочкой, коро­левским жезлом и пр.). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое ис­пользование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.

Какие виды игры в наибольшей степени можно считать домаш­ними? Бесспорно, что все виды должны занимать достойное место в семейном воспитании, ибо каждая их них обладает своим преимуще­ством в развитии у детей тех или иных ценных качеств и свойств. Вот, например, игры с конструктивным материалом. Какой простор для развития мышления, пространственного воображения, творчест­ва они представляют! Однако в семье конструкторы покупают пре­имущественно мальчикам, ограничиваются каким-то одним типом конструктивного материала, не обучают детей техническим умениям, без чего поделки бедны по замыслу и воплощению.

Подбирая ребенку настольно-печатные игры, необходимо заду­мываться о разнообразии их типов. Овладев умениями, заложенны­ми в определенном типе игры (лото, гусек, разрезные картинки, до­мино), ребенок легко перенесет их на аналогичный, даже если игра будет иного содержания. Научить ребенка навыкам разных типов игр - задача родителей, являющихся «первыми учителями» малыша. Многие настольно-печатные игры требуют партнера (партнеров), в таком качестве сначала выступают родители. Научившись играть с родителями, ребенок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. А это поднимает его статус как в собственных гла­зах, так и среди сверстников. Но способы взаимодействия, которые он перенесет на самостоятельные игры с другими детьми, зависят от того, как вели себя взрослые, играя с ребенком. А именно: как вво­дили ребенка в игру, как учили соблюдать правила, выигрывать и проигрывать. И здесь перед родителями встает вечная дилемма под­даваться ребенку или играть серьезно, на равных? Ответ может быть один только на равных, но естественно, страхуя ребенка на первых порах от «зевков», неправильных действий. А потом - все по спра­ведливости, не уступая ребенку первый ход, а используя жеребьевку, считалку. Выигрыш - радость для ребенка, она тем сильнее, чем труднее была победа. Но жизнь не строится на одних удачах. На­стольно-печатные игры, как и другие игры с правилами, учат ребен­ка достойно принимать поражение, тем более что остается надежда выиграть в следующий раз.

Включение игры в канву семейной жизни служит оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье. В исследовании Г.Н. Гри­шиной убедительно показано, что широкий простор в этом плане дают народные игры. Будучи богатыми по содержанию, формам, построению, разнообразию действий играющих, они легко могут быть использованы в самых различных ситуациях, без привязки к определенным месту и средствам. Другими словами, они обладают универсальностью, что важно знать родителям. Народными играми можно «скрасить» многие малопривлекательные моменты в жизни ребенка (ожидание приема у врача, длительная дорога, постельный режим при болезни). Преодолению эмоциональной отчужденности между родителями и ребенком помогают театрализованные игры. На эту тему проведено интересное исследование Р. К. Сережниковой.

Итак, родителям необходимо играть с ребенком. Без этого он не сможет полноценно овладеть игровой деятельностью, а будет толь­ко манипулировать игрушками. Но, обратите внимание, нужно именно играть, а не включаться в игру по родительскому долгу. Не снисходить до детской игры, не ставить условий (например, «поиграю только 10 минут»), а входить в замысел ребенка, тактич­но направлять его, перевоплощаться в образ, в общем - играть на равных, как того требуют партнерские отношения. Ребенок очень ценит, когда взрослый соглашается играть с ним, отложив свои серьезные дела. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего «взрослого» времени. Это поднимает его в собственных глазах. И конечно, наполняет сердце любовью к родителям.

НАКАЗАНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказа­ния необходимыми при воспитании детей В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких де­тей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно орга­низовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко при­держивался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требова­ний, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию.

Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм пове­дения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания муд­ро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой посту­пок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответ­ственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психо­логической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от кото­рого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: