Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 14 глава




Докажите, почему в диалоге предпочтительнее форма высказывания «Я сообщение»? Почему форма «Ты-сообщение» ведет к тупико­вой ситуации? Составьте свои педагогические ситуации взаимодейст­вия с родителями, в которых вы обратитесь к форме «Я-сообщение».

И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодейст­вию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции («Сама такая!»). Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда зло­употребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссыл­ками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация сво­его превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседни­ка. Казалось бы, мелочь, но с нее может начаться барьер непони­мания. Так же не конструктивна в общении родителей и педагогов прямая критика в адрес друг друга: она толкает человека на оправ­дания, загоняет в оборону. Критика «в лоб», особенно когда вы­сказывается прилюдно, обижает, задевает чувство гордости, собст­венного достоинства. Интересы сотрудничества диктуют иную так­тику возвышать друг друга, поощрять на новые достижения, а не «тыкать» в недостатки. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменны­ми. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздейст­вию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу дея­тельности педагога называли «работа с семьей» Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собрани­ях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудниче­ство детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенден­ций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм рабо­ты (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.) Однако оказалось, что в глазах родителей педагог не всегда выгля­дит вполне компетентным в плане домашнего воспитания. Особен­но это относится к молодым педагогам. Ценя их профессиональные знания, родители понимают «книжность» этих знаний, видят нехватку социального опыта у молодого педагога, что снижает эф­фективность сотрудничества. Например, педагог советует маме, как следует вести себя с капризной дочкой. Все советы педагогиче­ски грамотны, но мама их «пропускает» через свой житейский опыт: «Пойдем в магазин, Лиза начнет требовать мороженое, я от­кажу, она зарыдает, затопает ногами, люди вокруг будут ее сты­дить. Как я могу набраться терпения и молчать? Да она еще и упа­дет на пол, а я стану молчать, не буду уговаривать? Нет, молода еще Ирина Васильевна. Своих детей нет, вот и учит по-книжному». В этом случае линия взаимодействия «педагог-родитель» не срабо­тала. Но можно «достучаться» до Лизиной мамы по-другому. Вот собрались 4-5 мам, бабушек, у которых имеются общие проблемы (например, капризы детей, застенчивость), педагог вовлек их в об­суждение, обмен опытом, инициировал у них желание поделиться трудностями, т.е. провел работу в проблемной группе. Что же по­лучилось? Вроде ничего нового Лизина мама не узнала (ей все это говорила Ирина Васильевна), но духом воспрянула не так уж все безнадежно у ее капризной дочки. Какая была капризная Сашень­ка, а вот, бабушка говорит, стала вести себя спокойнее, потому что мама, папа и бабушка выработали одну линию и строго ее выдер­живают. Лизина мама, как в зеркало, посмотрела на другие семьи, «больные» ее проблемой, проанализировала свою воспитательную тактику, увидела ошибки, приобрела новый опыт. Такое взаимо­действие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированный подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с до­мочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдарки, придумыва­ют сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обяза­тельно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

В курсе дошкольной педагогики вы изучали формы сотрудничества детского сада с семьей. Объясните:

а) почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью;

б) какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.

¯ Для любознательных

В странах, где общественное дошкольное воспитание существует с первой половины прошлого века (Германия Франция, Швеция и др.) сложились интересные традиции совместной деятельности семьи и детского сада. Родители, будучи основными «заказчиками» системы воспитания в детском саду, письменно ин­формируются об основных направлениях работы детского сада, о режиме дня, о правилах поведения детей, об их правах и обязанностях, о мероприятиях на текущий год. В составлении таких писем участвуют директор и воспитатели. Но и сами родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены се­мьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрос­лых обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут!), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр. Практикуются беседы консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в по­мощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофиль­мов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной те­матике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спек­такль угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.

Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната, часть холла), где в неофициальной обстановке можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕКОТОРЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ

Некоторое время назад считалось, что в зоне особого внима­ния педагогов дошкольного учреждения должны находиться мо­лодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необ­ходимыми знаниями и умениями. Серьезным тормозом в воспи­тании ребенка в таких семьях становится неумение родителей ор­ганизовать домашнее хозяйство, рационально распределить свое время и силы, а зачастую и наладить правильные взаимоотноше­ния в семье. К разряду молодых семей были отнесены те, где воз­раст родителей не превышает 30 лет, а супружеский стаж - 5 лет, воспитывающие первого ребенка. Надо сказать, что сегодня в связи с тем, что многие супружеские пары сознательно ограничиваются рождением одного ребенка, практически подавляющее большинство семей можно отнести к молодым. Задача педагога - содействовать повышению ответственности родителей за воспи­тание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности.

Молодые семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов, но не они сегодня основная боль общества. Значительно большего внимания тре­буют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентиро­ванное на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в раз­личных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учиты­вая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций дос­таточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую так­тику взаимодействия с ними.

Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обя­занностями, не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от пе­дагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребенка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребенком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребенок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.

Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребенка, его разви­тии в целом -это следствие неблагоприятной семейной обстанов­ки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до ее сердца, сознания, чтобы она поняла, что ре­бенок травмирован разводом, семейными неурядицами, пережи­вает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да, педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая матери понять собственного ребенка, переживающего послеразводный кризис. И если удается изменить позицию матери, повысить ее ответственность за воспитание ребенка, пробудить у нее стрем­ление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти уте­шение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стрем­лении быть хорошим воспитателем своего ребенка;

обращать внимание других родителей на ее педагогические до­стижения,

замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ре­бенка, радоваться им;

быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что каса­ется ребенка.

Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что раз­вод, ее одиночество - незначительные факты ее биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить про­блемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ее ребенка? И надо ли все время подчеркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе необязателен? Не лучше ли вести с ребенком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ре­бенка, мать подрывает и свой авторитет.

Серьезная проблема, в решение которой бывают втянуты педа­гоги дошкольного учреждения, - это категорическое нежелание разведенных матерей, чтобы отцы принимали участие в воспита­нии детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребенка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, по­этому приходят в детский сад и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребенка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребенка нега­тивного влияния, то у заведующей нет основания лишать их воз­можности встречаться с ребенком. Но какова будет реакция мате­ри, как она скажется на ребенке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую прово­дят педагоги, психолог с разведенными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывше­го мужа, его родителей в воспитании ребенка. Изменить позицию -это значит переключить мать с собственных обид на интересы ре­бенка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагмати­чески: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям быв­шего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не то­мился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разре­шить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребе­нок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы. Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребенка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг не­охотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, ко­торые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничи­вать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольно­му учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тре­воги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью.

Поступление в детский сад связано для ребенка с сильными стрес­совыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими уси­лиями семьи и профессиональных педагогов. Причины глубоких из­менений в настроении, поведении ребенка объясняются ломкой привычного стереотипа жизни, в которой он чувствовал себя спо­койно, уверенно, надежно. Он привык к установленному распоряд­ку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведе­ния, отношений с членами семьи.

Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ре­бенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособле­ние к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сло­жившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. У него появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Чтобы удосто­вериться, что этого не произошло, дети иногда начинают себя вес­ти аффективно (капризничают, упрямятся, грубят, дерзят). Это своеобразная «разведка боем»: будет ли сердиться мама, которая, как кажется ребенку, не хочет его больше видеть, а заодно и чужая тетя-воспитатель, с которой его оставляют, а ее реакция покажет, добрая она или злая, любит его или нет.

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка, большая гулкая комна­та, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - педагоги, медицин­ская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького ребенка может оказать уровень шума в групповой комнате: разговоры большого количества детей, взрослых, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми и т.д.

На первых парах непривычен и уклад жизни в детском саду иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упря­мыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумы­вают мнимые заболевания («животик заболел»), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

Период адаптации к дошкольному учреждению - трудный пери­од для ребенка, его семьи, персонала группы. В поведении отдель­ных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки (например, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температу­ры, появление сыпи и т.д. У одних детей ухудшается сон, у других снижается аппетит. В период адаптации возрастает возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым ус­ловиям, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Родителям важно знать факторы, влияющие на характер привы­кания ребенка к условиям дошкольного учреждения. Прежде всего, возраст малыша: легче приспосабливаются к новым условиям дети 5-6 мес., а также - старшие дошкольники, сложнее это дается в воз­расте от 10 мес. до 1 г. 6 мес. - 1 г 7 мес. Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития: сложнее и длитель­нее происходит этот процесс у ослабленных детей, страдающих ал­лергией, рахитами, частыми ОРЗ. И, наоборот, безболезненнее ос­ваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие дети. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

Известные трудности в адаптационный период испытывают де­ти, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательные отношения родителей к окружающим людям - причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он будет негативно от­носиться к воспитателям, что усложнит уход за ним. Дети радуш­ных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, со­стоящих из многочисленных родственников, легко вступают в об­щение с педагогом, сотрудниками дошкольного учреждения. У та­ких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Дети из таких семей обычно деятельны, веселы, много игра­ют, взаимодействуют с детьми и взрослыми.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и вы­полняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к кото­рым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Не­легко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведе­ния, как-то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с ука­чиванием, соской, есть под чтение книги и др. Дело в том, что в пе­риод адаптации «замещение» этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления. По­этому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог ста­рается «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок.

Итак, общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по воз­можности безболезненно войти в жизнь детского сада. Следует от­метить, что в большинстве случаев ни родители, ни профессио­нальные педагоги не отдают себе в полной мере отчета о том, на­сколько ответствен момент поступления ребенка в дошкольное уч­реждение, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающие­ся в глаза, последствия он может иметь.

Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ре­бенка к детскому саду, в первые дни его пребывания там. На фор­мирование этой позиции должны повлиять заведующая детским садом, психолог, медицинский персонал и, конечно, воспитатели группы, в которую ребенку предстоит ходить. Общими усилиями, но при индивидуальных контактах они должны выяснить, что вол­нует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольного учреждения, в связи с чем они возникли. Дальнейшая тактика с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять их тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших ру­ках, о нем проявит заботу весь коллектив сотрудников - от повара до заведующей, но главными людьми для него станут воспитатели. Многие вопросы родителей снимаются, а тревоги развеиваются, если их знакомят с обстановкой групповой комнаты, с режимом дня, с содержанием и организацией питания, рассказывают о заня­тиях, развлечениях, играх, которые проводятся с детьми данного возраста. При этом педагогам важно демонстрировать родителям готовность разделить их заботу о ребенке, проявлять доброжела­тельность, приветливость, тактичность. Педагоги расспрашивают родителей о ребенке, его привычках, особенностях сна. При первом знакомстве с семьей все вопросы важны: как ребенка зовут дома, какие книги ему читают, в какие игры с ним играют, есть ли у него любимые игрушки, стихотворения, даже блюда. Родителей очень располагает, «подкупает» искренний интерес педагогов к ребенку. А расположенность и зародившаяся симпатия родителей к педагогам передадутся и ребенку, что облегчит его адаптацию к новым усло­виям воспитания.

Первые советы и рекомендации педагогов семье касаются необ­ходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в дет­ском саду. При этом важно упорядочить часы сна, приема питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Медицинская сестра рассказывает родителям о меню дошкольного учреждения, об особенностях приготовления некоторых блюд. В домашних ус­ловиях целесообразно приготовить то или иное блюдо, чтобы при­учить ребенка к его вкусу (например, сырники с морковью, манные котлеты с киселем и др.).

Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ре­бенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении. В первые дни желательно приводить ребенка на несколько часов, зав­траком кормить дома, чтобы новая пища и непривычные условия ее принятия не стали психотравмирующим фактором. Мама может ос­таться в групповой комнате, поиграть с ребенком и другими детьми, помочь собрать их на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой. С каждым днем время пребывания ребенка в детском саду следует уве­личивать, доведя его до обеда. К новой еде ребенок привыкает с тру­дом, поэтому возможны отказы от того или иного блюда, которым не следует кормить насильно. Педагог разъясняет маме, что в адап­тационный период все, что ребенок недоел в детском саду, необхо­димо возместить дома. На второй-третьей неделе ребенок может ос­таться на дневной сон. Педагог заранее настраивает малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагает принести из дома мягкую иг­рушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель, хотя, возможно, и будет ставить свои условия: «Я спать не буду, только полежу», на что педагог охотно соглашается. Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому педагог помогает ребенку раздеться, укладывает его, укрывает одеялом, присаживается рядом, поглаживает: «Ножки бегали, уста­ли, захотели отдохнуть. И ручки устали, они тоже отдохнут. И глаз­ки хотят отдохнуть. Глазки закроются, отдыхают глазки» Можно тихонько напеть мелодию колыбельной песни.

В первые недели пребывания в детском саду ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Словом, он должен сердцем принять педагога как временного заместителя мамы. Чем скорее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит с ними кон­такт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом. Вежливое, приветливое обращение родителей к сотрудни­кам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

О предстоящем поступлении ребенка в детский сад родители го­ворят как о радостном событии, внушают ребенку, что ему будет хорошо там, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к дет­скому саду родители были особенно внимательны к ребенку, отно­сились к нему предельно бережно, ласково, стремились помочь ему пережить трудный момент в жизни, а не упорствовали в своих вос­питательных планах, не боролись с «капризами».

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения

Помните, что родители, которые вверяют вам ребенка, надеют­ся на то, что:

вы будете ласковы и внимательны к нему;

вы станете добрым помощником и советчиком в домашнем воспи­тании, всегда прислушаетесь к просьбам, пожеланиям родителей относительно их ребенка;

вы проявите подлинную заботу о физическом и психическом здо­ровье ребенка, станете осуществлять его воспитание в соответст­вии с присущими ему особенностями, способностями и интересами;

вы не сочтете за труд информировать родителей о том, чем за­нимались дети, как вел себя их ребенок, каких успехов он достиг, что волнует вас в его поведении.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В последние годы учителя, родители стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения. И это не голословные заявления, а реальный факт. Выявлено, что указанные трудности - следствие не столько внешних условий (недостаточно квалифицированные учителя, переполненные клас­сы), сколько внутренних, отражающих особенности развития детей, поступающих в школу. Как же так, ведь подготовкой ребенка в школу занимаются педагоги детского сада, родители? Да, занима­ются, но расставляют в ней не те акценты. Основное внимание со­средоточено на развитии ума, на специальной подготовке, научить читать, считать, немного писать. Причем часто семья прибегает к помощи недостаточно квалифицированных педагогов, вследствие чего в школе ребенка приходится переучивать.

Учителя отмечают, что ребенка-первоклассника несложно на­учить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. Почему так по­лучается? У ребенка недостаточно развиты произвольные формы по­ведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.

Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, органи­зованности поведения и пр. Если на пороге школы ребенок не уме­ет произвольно регулировать свою деятельность и поведение, зна­чит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Возможно, что ребенка излишне опекали (тактика опеки), но к таким же плачевным результатам приводят и чрезмер­ная строгость взрослых, подавление активности малыша (тактика диктата). Самостоятельно ребенок, в какие бы замечательные усло­вия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять со­бой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может на­учиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной дея­тельности. Взрослые знают, что если ребенок заинтересован чем-то (рисует, конструирует игрушку, рассматривает картинки в книге), то он может проявить чудеса терпения и внимания. Задача взрос­лых - поддерживать у ребенка интерес к занятиям, добиваться их завершения. Еще важнее в процессе повседневной жизни учить ре­бенка доводить до конца то, что не очень интересно, но обязатель­но для выполнения. Например, убрать игрушки, аккуратно разо­брать и разложить по ячейкам коробки детали конструктора, при­вести в порядок свою обувь. Задача взрослых - учить ребенка вы­полнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным. Почаще следует прибегать к играм, особенно с правилами. Как отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобили­зовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты.

С высокими требованиями и издержками современной школь­ной жизни справится ребенок физически крепкий, закаленный, вынос­ливый. Немаловажное значение имеет состояние зрения, слуха ре­бенка. Согласитесь, что о физической готовности ребенка к школе родителям следует заботиться еще до его рождения.

Часто родители не задумываются о необходимости стимулиро­вания у ребенка желания учиться в школе. Конечно, для ребенка ценен сам факт официального признания его взросления («Уже школьник!») Укрепляют его позицию школьника приготовление учебных пособий, покупка ранца, организация рабочего места, т.е. вся внешняя атрибутика школьной жизни. Очень важны для разви­тия личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании ко­торых следует заботиться родителям. Как ни странно, первокласс­ники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим про­сматривается неправильная тактика родителей, чувствующих ре­альную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугиваю­щих его трудностями предстоящего обучения. Ребенку надо гово­рить о том, что учение в школе - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: