Докажите, почему в диалоге предпочтительнее форма высказывания «Я сообщение»? Почему форма «Ты-сообщение» ведет к тупиковой ситуации? Составьте свои педагогические ситуации взаимодействия с родителями, в которых вы обратитесь к форме «Я-сообщение».
И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции («Сама такая!»). Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда злоупотребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссылками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация своего превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседника. Казалось бы, мелочь, но с нее может начаться барьер непонимания. Так же не конструктивна в общении родителей и педагогов прямая критика в адрес друг друга: она толкает человека на оправдания, загоняет в оборону. Критика «в лоб», особенно когда высказывается прилюдно, обижает, задевает чувство гордости, собственного достоинства. Интересы сотрудничества диктуют иную тактику возвышать друг друга, поощрять на новые достижения, а не «тыкать» в недостатки. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей» Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.) Однако оказалось, что в глазах родителей педагог не всегда выглядит вполне компетентным в плане домашнего воспитания. Особенно это относится к молодым педагогам. Ценя их профессиональные знания, родители понимают «книжность» этих знаний, видят нехватку социального опыта у молодого педагога, что снижает эффективность сотрудничества. Например, педагог советует маме, как следует вести себя с капризной дочкой. Все советы педагогически грамотны, но мама их «пропускает» через свой житейский опыт: «Пойдем в магазин, Лиза начнет требовать мороженое, я откажу, она зарыдает, затопает ногами, люди вокруг будут ее стыдить. Как я могу набраться терпения и молчать? Да она еще и упадет на пол, а я стану молчать, не буду уговаривать? Нет, молода еще Ирина Васильевна. Своих детей нет, вот и учит по-книжному». В этом случае линия взаимодействия «педагог-родитель» не сработала. Но можно «достучаться» до Лизиной мамы по-другому. Вот собрались 4-5 мам, бабушек, у которых имеются общие проблемы (например, капризы детей, застенчивость), педагог вовлек их в обсуждение, обмен опытом, инициировал у них желание поделиться трудностями, т.е. провел работу в проблемной группе. Что же получилось? Вроде ничего нового Лизина мама не узнала (ей все это говорила Ирина Васильевна), но духом воспрянула не так уж все безнадежно у ее капризной дочки. Какая была капризная Сашенька, а вот, бабушка говорит, стала вести себя спокойнее, потому что мама, папа и бабушка выработали одну линию и строго ее выдерживают. Лизина мама, как в зеркало, посмотрела на другие семьи, «больные» ее проблемой, проанализировала свою воспитательную тактику, увидела ошибки, приобрела новый опыт. Такое взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированный подходом.
|
|
Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.
В курсе дошкольной педагогики вы изучали формы сотрудничества детского сада с семьей. Объясните:
а) почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью;
б) какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.
¯ Для любознательных
В странах, где общественное дошкольное воспитание существует с первой половины прошлого века (Германия Франция, Швеция и др.) сложились интересные традиции совместной деятельности семьи и детского сада. Родители, будучи основными «заказчиками» системы воспитания в детском саду, письменно информируются об основных направлениях работы детского сада, о режиме дня, о правилах поведения детей, об их правах и обязанностях, о мероприятиях на текущий год. В составлении таких писем участвуют директор и воспитатели. Но и сами родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены семьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрослых обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут!), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр. Практикуются беседы консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в помощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофильмов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной тематике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спектакль угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.
|
Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната, часть холла), где в неофициальной обстановке можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕКОТОРЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ
Некоторое время назад считалось, что в зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны находиться молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Серьезным тормозом в воспитании ребенка в таких семьях становится неумение родителей организовать домашнее хозяйство, рационально распределить свое время и силы, а зачастую и наладить правильные взаимоотношения в семье. К разряду молодых семей были отнесены те, где возраст родителей не превышает 30 лет, а супружеский стаж - 5 лет, воспитывающие первого ребенка. Надо сказать, что сегодня в связи с тем, что многие супружеские пары сознательно ограничиваются рождением одного ребенка, практически подавляющее большинство семей можно отнести к молодым. Задача педагога - содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности.
Молодые семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов, но не они сегодня основная боль общества. Значительно большего внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.
Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребенка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребенком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребенок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.
Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребенка, его развитии в целом -это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до ее сердца, сознания, чтобы она поняла, что ребенок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да, педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая матери понять собственного ребенка, переживающего послеразводный кризис. И если удается изменить позицию матери, повысить ее ответственность за воспитание ребенка, пробудить у нее стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.
По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стремлении быть хорошим воспитателем своего ребенка;
обращать внимание других родителей на ее педагогические достижения,
замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ребенка, радоваться им;
быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребенка.
Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что развод, ее одиночество - незначительные факты ее биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ее ребенка? И надо ли все время подчеркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе необязателен? Не лучше ли вести с ребенком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ребенка, мать подрывает и свой авторитет.
Серьезная проблема, в решение которой бывают втянуты педагоги дошкольного учреждения, - это категорическое нежелание разведенных матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребенка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, поэтому приходят в детский сад и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребенка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребенка негативного влияния, то у заведующей нет основания лишать их возможности встречаться с ребенком. Но какова будет реакция матери, как она скажется на ребенке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую проводят педагоги, психолог с разведенными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребенка. Изменить позицию -это значит переключить мать с собственных обид на интересы ребенка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагматически: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям бывшего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не томился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разрешить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребенок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы. Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребенка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками.
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.
Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью.
Поступление в детский сад связано для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими усилиями семьи и профессиональных педагогов. Причины глубоких изменений в настроении, поведении ребенка объясняются ломкой привычного стереотипа жизни, в которой он чувствовал себя спокойно, уверенно, надежно. Он привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. У него появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда начинают себя вести аффективно (капризничают, упрямятся, грубят, дерзят). Это своеобразная «разведка боем»: будет ли сердиться мама, которая, как кажется ребенку, не хочет его больше видеть, а заодно и чужая тетя-воспитатель, с которой его оставляют, а ее реакция покажет, добрая она или злая, любит его или нет.
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка, большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького ребенка может оказать уровень шума в групповой комнате: разговоры большого количества детей, взрослых, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми и т.д.
На первых парах непривычен и уклад жизни в детском саду иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.
На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания («животик заболел»), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
Период адаптации к дошкольному учреждению - трудный период для ребенка, его семьи, персонала группы. В поведении отдельных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки (например, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т.д. У одних детей ухудшается сон, у других снижается аппетит. В период адаптации возрастает возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Родителям важно знать факторы, влияющие на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения. Прежде всего, возраст малыша: легче приспосабливаются к новым условиям дети 5-6 мес., а также - старшие дошкольники, сложнее это дается в возрасте от 10 мес. до 1 г. 6 мес. - 1 г 7 мес. Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития: сложнее и длительнее происходит этот процесс у ослабленных детей, страдающих аллергией, рахитами, частыми ОРЗ. И, наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие дети. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.
Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательные отношения родителей к окружающим людям - причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в общение с педагогом, сотрудниками дошкольного учреждения. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Дети из таких семей обычно деятельны, веселы, много играют, взаимодействуют с детьми и взрослыми.
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведения, как-то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под чтение книги и др. Дело в том, что в период адаптации «замещение» этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления. Поэтому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог старается «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок.
Итак, общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Следует отметить, что в большинстве случаев ни родители, ни профессиональные педагоги не отдают себе в полной мере отчета о том, насколько ответствен момент поступления ребенка в дошкольное учреждение, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза, последствия он может иметь.
Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому саду, в первые дни его пребывания там. На формирование этой позиции должны повлиять заведующая детским садом, психолог, медицинский персонал и, конечно, воспитатели группы, в которую ребенку предстоит ходить. Общими усилиями, но при индивидуальных контактах они должны выяснить, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольного учреждения, в связи с чем они возникли. Дальнейшая тактика с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять их тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших руках, о нем проявит заботу весь коллектив сотрудников - от повара до заведующей, но главными людьми для него станут воспитатели. Многие вопросы родителей снимаются, а тревоги развеиваются, если их знакомят с обстановкой групповой комнаты, с режимом дня, с содержанием и организацией питания, рассказывают о занятиях, развлечениях, играх, которые проводятся с детьми данного возраста. При этом педагогам важно демонстрировать родителям готовность разделить их заботу о ребенке, проявлять доброжелательность, приветливость, тактичность. Педагоги расспрашивают родителей о ребенке, его привычках, особенностях сна. При первом знакомстве с семьей все вопросы важны: как ребенка зовут дома, какие книги ему читают, в какие игры с ним играют, есть ли у него любимые игрушки, стихотворения, даже блюда. Родителей очень располагает, «подкупает» искренний интерес педагогов к ребенку. А расположенность и зародившаяся симпатия родителей к педагогам передадутся и ребенку, что облегчит его адаптацию к новым условиям воспитания.
Первые советы и рекомендации педагогов семье касаются необходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, приема питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Медицинская сестра рассказывает родителям о меню дошкольного учреждения, об особенностях приготовления некоторых блюд. В домашних условиях целесообразно приготовить то или иное блюдо, чтобы приучить ребенка к его вкусу (например, сырники с морковью, манные котлеты с киселем и др.).
Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении. В первые дни желательно приводить ребенка на несколько часов, завтраком кормить дома, чтобы новая пища и непривычные условия ее принятия не стали психотравмирующим фактором. Мама может остаться в групповой комнате, поиграть с ребенком и другими детьми, помочь собрать их на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой. С каждым днем время пребывания ребенка в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. К новой еде ребенок привыкает с трудом, поэтому возможны отказы от того или иного блюда, которым не следует кормить насильно. Педагог разъясняет маме, что в адаптационный период все, что ребенок недоел в детском саду, необходимо возместить дома. На второй-третьей неделе ребенок может остаться на дневной сон. Педагог заранее настраивает малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагает принести из дома мягкую игрушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель, хотя, возможно, и будет ставить свои условия: «Я спать не буду, только полежу», на что педагог охотно соглашается. Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому педагог помогает ребенку раздеться, укладывает его, укрывает одеялом, присаживается рядом, поглаживает: «Ножки бегали, устали, захотели отдохнуть. И ручки устали, они тоже отдохнут. И глазки хотят отдохнуть. Глазки закроются, отдыхают глазки» Можно тихонько напеть мелодию колыбельной песни.
В первые недели пребывания в детском саду ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Словом, он должен сердцем принять педагога как временного заместителя мамы. Чем скорее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом. Вежливое, приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
О предстоящем поступлении ребенка в детский сад родители говорят как о радостном событии, внушают ребенку, что ему будет хорошо там, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к детскому саду родители были особенно внимательны к ребенку, относились к нему предельно бережно, ласково, стремились помочь ему пережить трудный момент в жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».
Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения
Помните, что родители, которые вверяют вам ребенка, надеются на то, что:
вы будете ласковы и внимательны к нему;
вы станете добрым помощником и советчиком в домашнем воспитании, всегда прислушаетесь к просьбам, пожеланиям родителей относительно их ребенка;
вы проявите подлинную заботу о физическом и психическом здоровье ребенка, станете осуществлять его воспитание в соответствии с присущими ему особенностями, способностями и интересами;
вы не сочтете за труд информировать родителей о том, чем занимались дети, как вел себя их ребенок, каких успехов он достиг, что волнует вас в его поведении.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
В последние годы учителя, родители стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения. И это не голословные заявления, а реальный факт. Выявлено, что указанные трудности - следствие не столько внешних условий (недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы), сколько внутренних, отражающих особенности развития детей, поступающих в школу. Как же так, ведь подготовкой ребенка в школу занимаются педагоги детского сада, родители? Да, занимаются, но расставляют в ней не те акценты. Основное внимание сосредоточено на развитии ума, на специальной подготовке, научить читать, считать, немного писать. Причем часто семья прибегает к помощи недостаточно квалифицированных педагогов, вследствие чего в школе ребенка приходится переучивать.
Учителя отмечают, что ребенка-первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. Почему так получается? У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр. Если на пороге школы ребенок не умеет произвольно регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Возможно, что ребенка излишне опекали (тактика опеки), но к таким же плачевным результатам приводят и чрезмерная строгость взрослых, подавление активности малыша (тактика диктата). Самостоятельно ребенок, в какие бы замечательные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может научиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной деятельности. Взрослые знают, что если ребенок заинтересован чем-то (рисует, конструирует игрушку, рассматривает картинки в книге), то он может проявить чудеса терпения и внимания. Задача взрослых - поддерживать у ребенка интерес к занятиям, добиваться их завершения. Еще важнее в процессе повседневной жизни учить ребенка доводить до конца то, что не очень интересно, но обязательно для выполнения. Например, убрать игрушки, аккуратно разобрать и разложить по ячейкам коробки детали конструктора, привести в порядок свою обувь. Задача взрослых - учить ребенка выполнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным. Почаще следует прибегать к играм, особенно с правилами. Как отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобилизовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты.
С высокими требованиями и издержками современной школьной жизни справится ребенок физически крепкий, закаленный, выносливый. Немаловажное значение имеет состояние зрения, слуха ребенка. Согласитесь, что о физической готовности ребенка к школе родителям следует заботиться еще до его рождения.
Часто родители не задумываются о необходимости стимулирования у ребенка желания учиться в школе. Конечно, для ребенка ценен сам факт официального признания его взросления («Уже школьник!») Укрепляют его позицию школьника приготовление учебных пособий, покупка ранца, организация рабочего места, т.е. вся внешняя атрибутика школьной жизни. Очень важны для развития личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения. Ребенку надо говорить о том, что учение в школе - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!