Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 17 глава




В дореволюционной России на протяжении нескольких столе­тий институт гувернерства претерпевал значительные изменения, что объясняется повышением роли образования как националь­ной ценности. Известно, что реформы Петра I способствовали притоку иностранцев в Россию, в том числе подвизавшихся в ро­ли домашних педагогов (учителей и гувернеров). Многие домаш­ние педагоги-иноземцы решили попробовать себя на поприще, далеком от того, чем они занимались на родине. В перечень услуг, предлагаемых иностранцами, входило обучение манерам поведе­ния, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах. Обяза­тельным было усвоения правил светской беседы, соблюдение эти­кета. Среди иноземных учителей было немало таких, кто и с эти­ми премудростями воспитания не мог справиться, поскольку на родине они были поварами, парикмахерами, разорившимися ла­вочниками и т.д. Например, упомянутый выше француз Дефорж готовился стать кондитером. Приехав в Россию из любопытства или для решения своих материальных и финансовых проблем, эти так называемые домашние воспитатели и учителя редко соответ­ствовали нравственным идеалам и слабо разбирались в предме­тах, которым им предстояло учить русских детей, поэтому не в состоянии были привить своим питомцам интерес и любовь к наукам.

Но мода на заграничное, царившая в России, распространилась и на домашнее воспитание. Считалось престижным приглашать гувернеров-иностранцев: этим демонстрировали свой достаток, упрочивали свое место в свете. Следует учесть, что многие дворян­ские семьи искренне считали, что иностранные педагоги обеспечат более высокий уровень воспитания и образования их детям, чем русские няньки и дядьки.

В XIX в, несмотря на повсеместное открытие образовательных учреждений (гимназий, лицеев, училищ, пансионов и др.), потреб­ность дворянских семей в домашнем воспитании, осуществляемом приглашенными лицами, оставалась достаточно высокой. При этом существенно росли требования к профессиональным и личностным качествам наставника. Примечательно, что требования шли не толь­ко от «заказчиков» - семей, прибегавших к помощи домашних педа­гогов, но и от государства, которое пыталось взять под контроль ин­ститут гувернерства и поднять качество его деятельности. Свиде­тельством тому является Положение о домашних наставниках и учи­телях (1834), содержащее перечень обязательных характеристик, ко­торым должен соответствовать домашний педагог, а именно: быть христианином, российским подданным, отличаться добродетельным поведением, иметь образовательную подготовку и опыт. Уровень образования выявлялся по результатам экзаменов, которые сдавал претендент на звание домашнего наставника, а о его нравственных качествах судили по удостоверениям, которые он получал по месту учебы и жительства. Претенденту, отвечающему всем требованиям, содержавшимся в Положении, вручалось свидетельство на звание домашнего наставника или учителя. Отныне он числился служащим Министерства народного образования.

Растущая потребность в подготовке детских воспитательниц для состоятельных семей побудила В.Ф. Одоевского написать книгу «Руководство для гувернанток». По замыслу автора, книга должна была содержать теоретические главы о воспитании и практическую методику ведения работы с детьми. Удалось ли В.Ф. Одоевскому полностью воплотить свой замысел, неизвестно: до нашего времени дошли лишь отдельные главы. Одна из них - «Разговоры с деть­ми» - дает представление о том, насколько высоки были требова­ния к домашним педагогам, особенно к их личностным качествам. Не зря лучшие из домашних наставниц того времени руководство­вались в своей деятельности принципом «сначала любить ребенка, а потом воспитывать».

Подготовка домашнего педагога осуществлялась а различных учебных заведениях. В женских гимназиях открывался дополни­тельный педагогический 8-й класс. Ученицам, окончившим этот класс с золотой или серебряной медалью, присваивалось звание домашней наставницы, а имеющие положительные оценки в атте­стате получали право быть домашними учительницами. Подготов­ка домашних воспитательниц, учительниц, наставниц осуществля­лась в религиозных учебных заведениях, на Высших женских кур­сах, в учительских семинариях, в институтах. Таким образом, в предреволюционные годы в России сложилась разноуровневая сис­тема подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.

После революции 1917 г. домашнее образование и деятельность домашнего педагога, воспитателя, гувернера были запрещены и соответственно приостановлена подготовка отечественных кадров данной специализации. Однако в семьях государственной и пар­тийной элиты, как показывает мемуарная литература, прибегали к услугам домашних педагогов.

Возможность пригласить для своих детей домашнего педагога всегда была и, видимо, останется привилегией состоятельных се­мей. Социально-экономические перемены в России последнего де­сятилетия привели к расслоению общества, формированию средне­го класса, что создало предпосылки для возрождения института гувернерства как общественно необходимого социально-педаго­гического явления.

Немаловажным фактором, который вызвал к жизни идею до­машнего воспитания силами педагога-профессионала, явилось негативное отношение части населения, особенно состоятельной, к единообразной системе общественного воспитания, медленно перестраивающейся на личностно-ориентированную модель. Многие семьи отказываются от общественных образовательных учреждений из-за достаточно высокого уровня заболеваемости детей в них. Другие родители хотели бы давать детям более каче­ственное образование того или иного содержания. Наконец, сего­дня достаточно много детей, нуждающихся в особых условиях обучения и индивидуального развития: плохо адаптирующихся, с трудом преодолевающих жесткую регламентацию их поведения, деятельности, напряженность ритма образовательного учрежде­ния. Особая атмосфера развития и специального обучения требу­ется для детей с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями, а также одаренных детей. Таким образом, мно­гие современные семьи отказываются от традиционного общест­венного воспитания и ищут альтернативную образовательно-воспитательную систему для своих детей.

Все указанные выше причины неприятия общественной системы воспитания и обучения привели к появлению спроса на гувернан­ток, домашних воспитателей. Назначение современного института гувернерства заключается в том, чтобы удовлетворить образова­тельные и воспитательные потребности, которые возникли на со­временном этапе в отдельных семьях, но являются весьма значи­мыми для общества в целом (А.Н.Ганичева, С.В.Куприянов).

С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) возникла по­требность в домашних учителях (а не только в репетиторах, как это было ранее). Впервые узаконено образование в семье, которое представляет собой одну из форм получения всех трех ступеней об­разования: начального, основного и общего. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со школой. Есте­ственно, что не всякая семья сумеет своими силами обеспечить об­разование своему ребенку. Привлечение домашних учителей по­зволит справиться с этим.

Обязанности домашнего педагога во многом зависят от особен­ностей семьи (в частности, от количества детей, занятости родите­лей), ее представлений о воспитании и образовании ребенка. Очень часто педагог сочетает функции ухода за ребенком, воспитания, об­разования, но бывает готов к различным дополнительным поруче­ниям, не оговоренным первоначальным договором (выйти на работу в выходной или праздничный день, вывезти ребенка на отдых в дру­гой город и т.д.). Специфична деятельность домашнего педагога, ес­ли его воспитанник - ребенок с хроническими заболеваниями, с ог­раниченными возможностями (инвалид). Помимо доброго, отзывчи­вого сердца, особой выдержки потребуется высокая работоспособ­ность, уравновешенность, медицинская осведомленность, практиче­ские навыки ухода за больным ребенком.

Работа домашнего педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам. Необ­ходимость войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, вну­шить доверие, расположить к себе всех членов семьи, завоевать сердце ребенка - вот некоторые условия успешности работы до­машнего педагога. Соответствие им зависит от психологической подготовки педагога, от наличия таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважительность к людям, искренность в отношении с ними, развитое чувство такта, выдержанность. У домашнего педагога должен быть «острый» глаз, который помо­жет увидеть и поддерживать нормы и правила, господствующие в семье, ее традиции, стиль общения между всеми ее членами. Для сохранения мира в семье домашний педагог не торопится с мне­нием о ребенке, тем более - с оценками, не поучает, а тактично высказывает сомнения, не злоупотребляет советами и рекоменда­циями. Особенно тактично следует в интересах воспитанника корректировать цель и задачи семейного воспитания, если роди­тели добиваются их реализации без учета индивидуальных осо­бенностей ребенка, возможностей его развития. Например, жела­ют учить ребенка игре на музыкальном инструменте, хотя данных у сына или дочери нет. Или - обучать иностранному языку ребен­ка, страдающего дефектами речи.

Домашний учитель и воспитатель должны способствовать уста­новлению в семье атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, тепла, отношения к ребенку как субъекту. Они ограничивают наси­лие (психическое, физическое) и агрессивность родителей по отно­шению к ребенку, поскольку берут на себя монотонную повседнев­ную воспитательную работу, приучая воспитанника к дисциплине, порядку, сдержанности, вырабатывая у него положительные при­вычки поведения, культуру деятельности и т.д. Нередко домашний педагог становится доверенным лицом ребенка, хранителем его детских тайн, что особенно важно, если родители заняты собствен­ной карьерой, бывают в частых отъездах. Профессиональный педа­гог выступает посредником между ребенком и родителями, кото­рые не всегда понимают особенности его развития, объясняя от­дельные из них детским капризом, упрямством и т.д.

Домашний педагог должен быть готов к многопрофильной об­разовательной работе с детьми разного возраста. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста заключается в подготовке к школе, углубленных занятиях какой-либо областью знаний. Со­держание углубленной образовательной работы обычно «заказывает» семья, исходя из чего и приглашают педагога, имею­щего соответствующую подготовку. Чаще всего современные ро­дители желают, чтобы ребенка обучали иностранному языку, жи­вописи, игре на фортепьяно, пению и др. Направление углубленной работы может идти и от педагога, когда он предлагает, например, занятия лепкой, техническим творчеством, свою программу озна­комления с искусством на базе музеев, выставок и т.д.

Воспитание ребенка в семье с помощью приглашенного педагога может идти автономно от образовательных учреждений (детский сад, школа, школа искусств и др.). Однако задача домашнего педаго­га убедить родителей ребенка в том, что ему необходимо детское общество не от случая к случаю, а достаточно постоянно, иначе бу­дет формироваться обедненный или искаженный социальный опыт. Поэтому целесообразно сочетать домашнее воспитание с занятиями ребенка в спортивной секции, художественной студии, кружках и т.д. Тогда в функции домашнего педагога входит взаимодействие с педа­гогами учреждений дополнительного образования.

Профессиональную подготовку будущие домашние педагоги (воспитатели-педагоги) получают на разного рода курсах, а также в некоторых педагогических колледжах Российской Федерации. В Москве подготовка воспитателя-гувернера осуществляется в русле программы «Столичное образование» (1994).

Однако следует отметить, что статус домашнего педагога до сих пор остается неопределенным, нет нормативно-правовой базы его деятельности, поэтому специалист оказывается социально не за­щищенным. В последние годы выдвигаются идеи построения сис­темы гувернерской службы (С.В. Куприянов), но они вряд ли скоро будут реализованы, поскольку требуют государственной поддерж­ки, в том числе и материальной.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Это сравнительно молодая профессия в нашей стране: введена в 1991 г. Семейный социальный педагог призван обеспечить социально-педагогическую защиту ребенка в семье, повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Понятие «социальная работа» сегодня употребляется во всем мире и означает гуманное отношение человека к человеку, а также систему мероприятий, направленных на обеспечение приспособле­ния человека к обществу. Деятельность такого рода возникла еще в библейские времена как благотворительный, религиозный долг человека, как система гуманных услуг нуждающимся.

На протяжении долгого времени социальную, частично и педаго­гическую помощь и защиту дети и семьи получали через разные ка­налы, ибо исторически сложилось, что нравственность общества оп­ределяется отношением к слабым, а не сильным. Особую роль играли религиозные учреждения, которые занимались (и занимаются в на­стоящее время) призрением, благотворительной деятельностью, по­могали малообеспеченным семьям, открывали столовые для бедных, детские сады и т.д. В традициях многих народов было благожела­тельное и участливое отношение к слабым, обездоленным, больным. Так, у русского народа милосердие, благотворительность испокон веков были не просто выражением бескорыстия, а личным стремле­нием человека очиститься путем помощи слабейшему. Поэтому и не принято было говорить о своих добрых деяниях.

Социальная работа отличается от филантропии, благотвори­тельности и других похожих на нее видов деятельности своей ори­ентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на актуализацию у нуждающихся собственных резервных воз­можностей для преодоления трудностей, а также на развитие навы­ков самопомощи.

Классическая педагогика была пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Педагоги-мыслители и общественные деятели разных времен - от Г.Песталоцци доВ.А.Сухомлинского - словом и делом радели о благе ребенка, его защите, призывали к помощи семье в воспитании, к интеграции воспитатель­ных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое направление педагогической деятельности А.Дистервег еще в серединеXIX в. назвал социальной педагогикой. Однако только в XX столетии социальная работа окончательно признана профессией, требующей специальной подготовки.

Для нашей страны XX век проходил под знаком неоднократной кардинальной ломки социально-экономических отношений. Такие потрясения всегда трудны для общества в целом, для семьи в част­ности. В последнее десятилетие осложнилось положение семьи, де­тей, молодежи, не обеспечивается решение их проблем. Семья и семейное воспитание испытывают значительное напряжение в силу тяжелого экономического положения; усиления расслоения семей по уровню доходов; падания брачности; роста количества непол­ных, материнских, альтернативных семей; изменения общеприня­тых норм поведения и т.д. Семейное и социальное неблагополучие ведут к росту жестокого обращения с детьми, что зачастую побуж­дает их к бегству из дома, к суицидным поступкам. С этими и дру­гими проблемами семья не может справиться в одиночку: ей нужна профессиональная помощь, в первую очередь психологов, педаго­гов, юристов, медиков. Следовательно, социальная работа с теми, кто имеет несовершеннолетних детей, в современных условиях должна носить массовый и педагогически выдержанный характер. В такой ситуации профессия социального педагога семейного типа, как считают ученые (Б.В.Вульфов, А.В.Мудрик, Т.В.Лодкина и др.), становится необходимой.

Итак, семейный социальный педагог - новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, се­мьи, общества, призванный способствовать повышению педагоги­ческой культуры родителей и обеспечивать социально-педагоги­ческую защиту ребенка и семьи. Его цель - наладить определенные пути взаимодействия между человеком (взрослым, ребенком) и его семьей, с одной стороны, и обществом, социалънъш окружением, с другой.

Семейный социальный педагог работает в структуре террито­риального центра социальной помощи семье и детям. Сеть раз­личных учреждений социального обслуживания семей и детей формируется с 1993 г. За эти годы возникли и динамично разви­ваются новые институты поддержки детей, семей с детьми, ориен­тированные на профилактику социального неблагополучия. Для оперативной помощи детям, изъятым из неблагополучной, опас­ной для их жизни и развития обстановки, создаются социальные приюты, центры помощи детям, остающимся без попечения роди­телей, социально-реабилитационные центры. Это все временные учреждения, куда помещают ребенка до его устройства в семью, интернатные учреждения (детский дом, дом ребенка, школа-интернат). Создаются медико-социально-психологические кон­сультации, существуют специальные формы и методы социальной работы с семьей на разных циклах ее развития в медицинских и других учреждениях.

Развивается медико-педагогическая служба семьи, оснащенная кадрами социальных педагогов семейного типа (из расчета один педагог на 25-30 семей), работающих со всеми семьями, независи­мо от количества и возраста детей, типологии проблем и других особенностей.

В поле деятельности социальных служб находятся прежде всего так называемые семьи, нуждающиеся в «лечении», семьи «групп риска», испытывающие состояние неблагополучия по тем или иным показателям. Это семьи инвалидов, многодетные, неполные, материнские (безбрачные), малоимущие, асоциальные, конфликт­ные и т.д Особое внимание обращается на семьи, в которых роди­тели ведут аморальный образ жизни, не работают, а также на семьи с факторами риска: отягощенная наследственность, серьезные бо­лезни близких, эмоциональные и физические перегрузки и т.д. Подо­печными для семейного социального педагога становятся выпуск­ники детских домов и школ-интернатов, оставшиеся без попечения родителей, малолетние мамы, а также семьи, находящиеся в со­стоянии кризиса, причиной которого могут быть вынужденная ми­грация (беженцы), временная или длительная безработица, наси­лия, которым подверглись женщины или дети, несчастный случай, смерть близкого человека.

В задачи семейного социального педагога входит постановка «диагноза»: каковы условия жизни семьи, возможности для воспи­тания, какую помощь необходимо оказать. Для этого изучаются личностные особенности взрослых и детей, социально-бытовые условия семьи, микросоциум; т.е. непосредственное социальное ок­ружение (соседи, друзья родителей, родственники, посещающие се­мью), выявляются позитивные и негативные влияния. На основе «диагноза» семейный педагог обеспечивает целенаправленное пе­дагогическое влияние на поведение детей и взрослых. Воздействуя на взрослых, педагог стремится воспитать у них ответственное родительство, помочь в налаживании семейного быта, установле­нии связей с дошкольным учреждением, школой, которые посеща­ют дети. В работе с детьми внимание педагога направлено на по­вышение уровня их развития с тем, чтобы выровнять возможности для социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формиро­ванию личности семейными обстоятельствами. Педагогу не спра­виться с этими задачами в одиночку, приходится мобилизовать все социальные силы: семью, образовательные учреждения (школу, детский сад), поликлинику, микросоциум (соседей, родственников), средства массовой информации, трудовые коллективы (если роди­тели работают) и т.д.

Формы работы семейного социального педагога разнообразны: непосредственное участие в воспитании детей, уходе за ними, больными членами семьи. Часто приходится принимать участие в на­лаживании семейного быта, включаться в ведение домашнего хо­зяйства. Это выражается в инициировании оказания материальной помощи, покупке продуктов, детской одежды, школьных принад­лежностей и т.д. Разнообразно участие педагога в организации летнего отдыха детей, семейного досуга (содействие в посещении спортивных секций, кружков, походы на выставки, в театр, музеи, экскурсии за город и т.д.). Иногда необходимо оказать «скорую помощь» семье, попавшей в трудное положение из-за непредвиден­ных обстоятельств. Например, в семье при родах умерла мать и ре­бенок остался на руках отца.

Важная и деликатная сторона деятельности семейного педагога, имеющая психотерапевтическое значение, - участие в нормализа­ции внутрисемейных отношений. В проблемных семьях часто воз­никают конфликты и ссоры из-за неустроенности быта, материаль­ных трудностей, особенностей поведения людей, имеющих вредные привычки и пристрастия. Отсутствие культуры общения, неумение искать компромисс, неблагоприятное стечение обстоятельств могут вывести процесс из-под контроля и придать ему разрушительный характер, что негативно отразится на детях. Действенную помощь может оказать семейный педагог, владеющий основами конфликтологии.

Один из методов работы семейного социального педагога - кон­сультирование, цель которого заключается в повышении педагоги­ческой культуры родителей, в пробуждении у них желания и уме­ния понимать собственного ребенка. В ходе консультирования пе­дагог стремится установить контакт с взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родите­лей и детей. Тематика консультирования подсказывается жизнен­ными ситуациями, зависит от результативности воспитательной деятельности родителей. Одну семью необходимо побудить отка­заться от суровых наказаний, строгого мелочного контроля за по­ведением ребенка. Других родителей, напротив, предстоит убедить в пагубности бесконтрольности и вседозволенности в воспитании.

В работе с семьями, которые ведут аморальный образ жизни и втягивают в него детей, требуется более «жесткий» подход, выхо­дящий за рамки психолого-педагогического воздействия. Боль­шинство таких семей характеризует вопиющее социальное небла­гополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками. Особенно остро в таких семьях стоит проблема жесткого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из таких семей лишены родитель­ской любви, недоедают, не посещают организованные детские кол­лективы (детский сад, школу), подвергаются истязаниям, что при­водит к уходу из дома. Отсюда - признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии, признаки мозго­вой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологи­ческому фантазированию и пр.

Такие семьи приходится не столько «воспитывать», сколько принуждать, применяя в основном административные и юридиче­ские меры. Инициатором и координатором таких мер выступает семейный социальный педагог.

Социальный педагог помогает выявлению семей, в которых ро­дители не выполняют своих обязанностей по отношению к детям, создают опасную для их жизни и развития обстановку, подвергают насилию, жестоко обращаются. Исходя из интересов ребенка, суд может лишить таких родителей их родительских прав. Педагог мо­жет инициировать дело об отобрании, отчуждении ребенка от семьи, если родители (оба или один) тяжело заболели, находятся под след­ствием, в результате чего складывается ситуация безнадзорности, опасная для здоровья ребенка. По судебному решению родители ограничиваются в правах на ребенка сроком до полугода. За это время социальный педагог ведет с ними работу с целью восстанов­ления нормальной семейной обстановки и создания условий для возвращения ребенка. Если это удается, то сохраняется биологиче­ская семья как оптимальная среда для развития ребенка. При отри­цательном исходе повторный суд лишает родителей родительских прав и ребенок теряет родную семью.

Особая сфера деятельности социального педагога - помощь вы­пускникам сиротских учреждений, как правило имеющим низкий уровень социально-психологической адаптированности. Им свой­ственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, неспособность к сознательному вы­бору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностя­ми и образцами поведения.

Семейный педагог помогает семье в самовыживании, развитии семейного предпринимательства и социальной взаимопомощи. Помогать людям самим решать свои проблемы, мобилизовав для этого собственные резервы, важнее, чем делать это за них. Социальные службы расширяют возможности для самообеспечения се­мей. Взрослым членам семьи предлагаются новые модели занято­сти (временный найм, краткосрочный контракт, неполное рабочее время), курсы по обучению каким-либо умениям (например, вяза­нию, шитью) с целью содействия различным формам надомного труда, что особенно важно для инвалидов, многодетных матерей. Задача семейного педагога - помочь взрослым членам семьи вы­брать свое направление деятельности, стимулировать их желание содержать семью, создать нормальные бытовые условия для воспи­тания детей.

Еще одна сфера приложения усилий семейного социального пе­дагога - школа, детский сад, в которые ходят его подопечные. Се­мейный педагог помогает воспитателям, учителям лучше понять своих питомцев, в особенности так называемых трудновоспитуе­мых, вникнуть в причины отклонений их поведения, проявить к ним максимум тепла и внимания, чего они лишены часто дома. Двойная помощь и забота (со стороны семейного педагога и педа­гогов образовательного учреждения) помогают в некоторой степе­ни восполнить недостатки семейного воспитания.

В кругу внимания социального педагога - и позитивные социаль­ные традиции, сложившиеся в том или ином микросоциуме: совмест­ный труд и отдых, оздоровление и благоустройство микрорайона, работа с подростками вне школы, забота о молодых семьях.

Деятельность семейного социального педагога - зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, взаимопомощи. Для ус­пешного выполнения своих функций семейный социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатийность, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Социальному педагогу необходимы выдержка, культура общения, психологическая гра­мотность, без чего невозможны те конфиденциальность, довери­тельность, которые лежит в основе его деятельности. Педагог дол­жен быть убежден в приоритете личности по отношению к общест­ву на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже если он далек от идеала.

¯ Для любознательных

Социальная работа с семьей по типу «социальный семейный педагог» - де­ло дорогостоящее. Поэтому идут поиски иных форм помощи семьям. История российской благотворительности и мировой опыт волонтерской (добро­вольческой) деятельности свидетельствуют об эффективности подключения к этой работе различных общественных движений и объединений, в том числе детско-юношеских. В настоящее время на территории России детско-молодежное движение представлено сотнями международных, общероссийских, межре­гиональных, региональных и местных организаций, которые реализуют планы и программы разной социальной направленности. Среди них особо следует отметить общероссийскую общественную организацию «Детские и молодеж­ные социальные инициативы», в рамках которой решаются программы «По­мощь детям и молодежи из семей безработных», «Дети на обочине», «Юность без решеток», «Социально-реабилитационная помощь детям, пострадавшим в результате военного конфликта», «Юное поколение выбирает книгу» и т.д. Участники этого движения сочетают практическую благотворительную дея­тельность с обучением по специальным программам, рекомендуются для даль­нейшего обучения в вузе. В общих мероприятиях движения участвуют школь­ники, студенты, аспиранты, известные педагоги, историки, журналисты, писа­тели, поэты, артисты, художники.

Задания

1. Изучите главу «Разговоры с детьми» из книги В.Ф. Одоевского «Руководство для гувернанток» (История дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1976), определите требования к домашней воспи­тательнице.

2. Приведите примеры из литературных произведения, в которых описывается семейное воспитание с участием приглашенного до­машнего воспитателя (бонны, гувернантки, гувернера). Вспомните, в чем заключались деятельность домашнего воспитателя, его взаимо­отношения с воспитанниками.

3. Привлекает ли вас работа в качестве домашнего педагога? Го­товы ли вы к ней психологически? Считаете ли вы, что справитесь с ней? Представляется ли вам эта работа более трудной, чем в до­школьном учреждении? В чем вы видите сложность работы домашне­го педагога?

4. Прочитайте книгу П.И.Нещеретнего «Исторические корни и традиции развития благотворительности в России» (М., 1993). Какие, по вашему мнению, традиции благотворительности можно возродить сегодня? Какие вы видите формы включения детей в эту деятельность?

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА

За многовековую историю человечества сложился идеал воспи­тания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характери­стик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть «добро­порядочным отцом или матерью семейства» (И.В.Бестужев-Лада). Да, «качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выжива­ния государств, народов, человечества в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: