Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 19 глава




Подрастая, ребенок обязательно вернется к своему вопросу, тре­буя более подробных и конкретных знаний: «Где я был, пока не ро­дился? Как я попал в твой животик? Как я вышел (родился) оттуда?» И появление таких вопросов вполне закономерно у всякого нор­мального ребенка, который размышляет над «проблемами» бытия, у которого формируется самосознание, повышается интерес к собст­венной персоне. Грамотные ответы взрослых на вопросы дают но­вую пищу для ума и сердца ребенка, позволяют увидеть мир новыми глазами. Требование к правдоподобности ответов сохраняется, но и некоторые ограничения знаний необходимы, чтобы не спровоциро­вать у ребенка циничное отношение ко всему, что связано с деторож­дением. Здесь уместны некоторые аналогии, ссылки на мир животных, растений. Хорошо, если их удается подкрепить наблюдениями, дея­тельностью ребенка. Например, обратить внимание на беременную кошку (собаку, корову, козу): «Видишь, какой большой стал у кошки живот. Знаешь, почему? Там у нее котята. Кошка беременная, скоро у нее родятся котята». С воспитательной точки зрения важно отметить изменения в поведении, образе жизни беременного животного «Кошке трудно ходить, она стала меньше бегать, прыгать. Почему, как ты думаешь? Да, у нее в животе котята. Они растут, поэтому кошке тяжело. Меньше стала прыгать, чтобы не ударить котят, которые в ее животе». Такие наблюдения за животным помогут ребенку зорче вглядываться в окружающую жизнь, внимательнее относиться к бе­ременным женщинам. Ему становятся понятны требования уступать в транспорте место беременной женщине, он и сам пытается это сде­лать, важно только поддержать это желание. Если у ребенка есть опыт выращивания растений из семени (родители привлекали его к выращиванию рассады, к посевам на участке, в саду), то его неслож­но подвести к пониманию того, что все живое не появляется на свет само по себе. Посадили семечко - вырос подсолнух. Подсолнух ро­дился из семени. А это семя тоже кто-то родил. И у ребенка есть эти «кто-то»: его мама и папа. У мамы (у всех женщин) в животе есть специальное место, куда попадает семя, а потом из него вырастает ре­бенок. Самым сложным представляется объяснение ребенку, как попа­ло это семя в мамин организм. Опыт показывает, что ребенка удовле­творяет на какое-то время (потом появится нужда в новой «пище» для ума) ответ: он родился от любви папы и мамы. А когда он сам вырастет, у него будут свои дети: он подарит им жизнь. А его дети родят своих малышей. И так бесконечно от любви будут рождаться дети.

В тех случаях, когда ребенок-дошкольник не проявляет интереса к «обсуждаемой проблеме», то задача родителей пробудить его, натолкнуть на размышления, стимулируя тем самым вопросы.

Если же ребенок 5-6 лет поймет, даже чисто интуитивно, что родителей шокировал его вопрос, неприятен им, то он в силу ду­шевной тонкости не станет его повторять. Но это не значит, что он перестанет размышлять над проблемой деторождения, напротив, отношение взрослых к этому вопросу «подогреет» любопытство («запретный плод слаще»). Найти источник информации окажется не столь сложно: более опытные сверстники, ребята постарше... Другое дело, каков будет характер этой информации, не станет ли она причиной душевной травмы. Глубина и острота переживаний ребенка, униженного и потрясенного цинизмом информации, по­лученной от «добрых просветителей», не раз описаны в художест­венных произведениях. Например, В.И.Амлинским в повести «Не­скучный сад» (Амлинский В. «Московские страницы». - М., 1982), которую рекомендуем прочитать.

Естественно, современному ребенку не подходят версии о добром аисте, о прозаичной капусте, о покупке в магазине, к которым на протяжении многих веков прибегало человечество. И дело не только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование» в самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой аргумент против измышлений в области деторожде­ния: современная наука располагает данными о том, что ребенок-дошкольник может усваивать первейшие естественнонаучные сведе­ния об окружающем мире, в том числе и о том, «откуда берутся де­ти». Однако у ученых разных стран нет единого подхода к содержа­нию и методике формирования у детей представлений о деторожде­нии. Одни считают, что детям сразу надо открывать все, без утайки, включая отношения между полами, реалии родов. На основе таких взглядов созданы специальные программы для дошкольных учреж­дений. Их цель - формирование достаточно полных и откровенных представлений о взаимоотношении полов и деторождении, которые дополняются наглядными пособиями, соответствующими игрушка­ми (например, беременной куклой с прозрачным покрытием живо­та). Против подобного «детализированного и наглядного просвеще­ния» выступал еще в 20-е гг. отечественный педагог М.М.Рубенштейн, считая, что оно может привести к будированию у ребенка нездорового любопытства к сексуальной сфере. Другие ученые при­держиваются иной точки зрения: не следует торопиться с раскрыти­ем всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не могут усвоить их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интим­ность. личную окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда берутся дети?», ученые считают, что наиболее эффективной будет соответствующая работа в семье, а не в дошко­льном учреждении.

В помощь семье создаются книги популярного характера, осо­бенно ценны те из них, которые рассчитаны на совместное чтение родителей и детей. В этом отношении заслуживает особого внима­ния научно-художественная книга Г. Юдина «Главное чудо света» (М.,1994), иллюстрированная самим автором. У книги много до­стоинств, отметим наиболее значимые с педагогической точки зре­ния. Автор, будучи тонким психологом, понимает, что ребенку свойственно целостное восприятие объекта познания, поэтому со страниц книги перед ребенком предстает Человек во всех своих фи­зических ипостасях: он рождается и рожает, питается, дышит, смотрит, слышит, думает и т.д. Тем самым автор подводит ребенка к пониманию естественности всех процессов, которые совершаются в организме человека, снимает пелену ложной стыдливости со мно­гих из них (рождение, отправления организма и т.п.). При этом не­назойливо в сознании маленького слушателя утверждаются обще­человеческие ценности, как-то: человеческая жизнь, любовь, здо­ровье, красота, семья и др. Но особенно ценным для домашнего воспитания представляется характер повествования в книге - в форме доверительных бесед отца с сынишкой. Для родителей они могут служить прекрасным образцом стиля общения с ребенком по поводу вопросов, всех его «почему».

Итак, задача родителей - самим ввести детей в некоторые тайны деторождения, не искажая истины и не торопясь с открытием тех знаний об отношениях между полами, которые могут быть поняты ребенком превратно.

В свое время А.С. Макаренко писал: «В этих вопросах не содер­жится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8 т. – М.,1984. – Т. 4 – С. 105). Вы согласны с такой точ­кой зрения?

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

В число природных особенностей человека, обусловленных со­циальными факторами, входят те, что определяются полом. Со­временная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психо­сексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентифи­кация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в про­шлом, настоящем и будущем) является составной исторически сло­жившейся структурой самосознания. Причем половая принадлеж­ность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая катего­рия, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).

Итак, в свете современной науки становится очевидной необхо­димость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педа­гоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характери­стик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А ре­зультаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, силь­ными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мяг­кости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.

Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих не­гативных для общества явлений, можно назвать преобладание жен­ского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-эконо­мической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социаль­ных ролей, размывание четких границ между ними.

Проблема полового воспитания в современной семье стоит до­статочно остро. Поток информации по вопросам половых взаимо­отношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вы­зывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информа­ция не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходи­мой им для полового воспитания детей.

Половое воспитание рассматривается в русле задач нравствен­ного становления личности. Оно направлено на формирование це­лостной личности мальчика, девочки, способных элементарно по­нимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представи­тель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребен­ка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.

Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека опреде­ляется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ре­бенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в пер­вые годы жизни не познакомился с устройством человеческого те­ла, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испыты­вают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию лично­сти. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю сво­его пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.

В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). По­этому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в ли­це папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Маль­чик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овла­деть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Имен­но отец должен дать мальчику первые уроки физических упражне­ний, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведе­ние, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведе­ния «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокой­но взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем дево­чек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боят­ся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрес­сивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покор­ность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец про­являет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы заня­тия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери вклю­читься в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференциро­вание относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем от­ца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родст­венники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится про­цесс половой социализации.

У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ни­ми. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как дет­скую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастур­бации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем - искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.

Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с разде­ванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подоб­ные игры и занятия - результат естественного любопытства, лю­бознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией ро­дителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонст­рацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугива­ния («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болез­ненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о гре­ховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.

Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, до­верительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям че­ловеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет труд­но найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.

С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, по­скольку в качестве образов для подражания дети выбирают книж­ных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, ба­рышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золуш­ку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют.Все это гово­рит об одухотворенности половой идентификации, повышении эс­тетической культуры девочек. У современных мальчиков носите­лями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дер­зость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.

Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда ново­рожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребе­нок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в даль­нейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.

Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирова­ния его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола по­мешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные пережива­ния ребенка, омрачить и последующую его жизнь.

Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребен­ка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принад­лежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаи­моотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому призна­ку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе со­временного мужчину, который не может приготовить завтрак, по­гладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Круп­ская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить за­бор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке - твердой и решительной.

Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребе­нок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии по­ловой идентичности детей

Задания

1. Изучите программу С.А. Козловой «Я - Человек» (Теория и ме­тодика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений –М.,1998) и сформулируйте рекомендации для педагога по формиро­ванию у детей представлений о семье.

2. Изучите программу А.Д.Шатовой «Экономика, и дошкольник» (Экономика для взрослых и детей. Приложение к журналу «Обруч». -1999. - № 1) и дополните содержание экономического воспитания в семье такими направлениями, как знакомство с деньгами, с рекла­мой.

3. Повторите материал о механизмах воспитания (глава 4). Рас­смотрите направления полового воспитания детей через призму этих механизмов.

4. Из курса психологии вспомните психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам, и, опираясь на них, составьте ре­комендации для домашнего воспитания сына или дочери.

5. Подберите пестушки, потягушки, потешки, колыбельные песни, которые сопровождали повседневную жизнь ребенка в семье, его игры, «закрепляли» их достижения в развитии (например, первые ша­ги). Выучите их наизусть, продумайте игровые действия, которые мож­но показать малышам с целью обогащения игр семейной тематики.

6. Разработайте конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на одну из тем: «Сила семьи - в ее родне», «Как семья от­дыхает», «Семейные профессии».

ЛИТЕРАТУРА

Научная и методическая литература

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды.-М., 1993.

Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М., 1989.

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как?-М., 1993.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей до­школьника.-М., 1994.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М., 1957.

Баракан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. -М., 1996.

Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с мо­лодым поколением. - М., 1988.

Боздарев К. К. Единственный ребенок. - М., 1988.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лич­ности в детстве. - М., 1990.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детско­го психиатра.- М.,1988.

Васильева А.К. Структура семьи. - М., 1988.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М., 1994.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. - М., 1994.

Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.

Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова.-М., 1985.

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М., 1989.

Ганичева А.Н. Каким должен быть воспитатель-гувернер // До­школьное воспитание. - 1995. - № 9.

Гувернантка: Профессия? Должность? Призвание? - М., 1993.

Гергишанов Т. Семейные будни, или Нежность на каждый день: Пер.с болг.-М., 1992.

Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.

Голод С.И. Будущая семья: какова она? - М., 1990.

Детство: Педагогический альманах. № 1. -СПб., 1998.

Детский сад и семья / Под ред. В.К.Котырло, С.А.Ладывир. -Киев,1984.

Детский сад и семья / Под ред. Т.А.Марковой. -М., 1981.

Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1992.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния.-М., 1987.

Домострой.-М., 1990.

Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.

Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. - Минск, 1997.

Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь роди­телей детям). - СПб., 1995.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка.-М., 1990.

Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. - М., 1986.

Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. - М., 1995.

Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. -М.,1991.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. -М., 1988.

Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи. - М., 1979.

Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком - М 1990.

Котрыло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. - Киев, 1984.

Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. -М., 1990.

Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное вос­питание. - 1991. -№ 2.

Куприянов С.В. Организация работы гувернерской службы. -Иваново, 1992.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1982.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение -М.,1991.

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. -М.,1990.

Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия // Ред.-сост. В.С.Мухина.-М., 1991.

Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. -Москва; Вологда, 1997.

Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.

Масару Ибука. После трех уже поздно. - М., 1992.

Махова. В. К. Просто счастье: (Записки матери). - М., 1982.

Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994.

Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. -М., 1994.

Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет).-М., 1948.

Мицкевич Ж. И. Основные положения курса «Педагогика семьи» // Подготовка социальных педагогов и социальных работников: опыт. тенденции развития. - Минск, 1996.

Мухина B.C. Близнецы. - М., 1969.

Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей - фактор стабили­зации общества // Педагогика. - 1998. - 7.

Настольная книга для родителей. - Минск, 1991.

Пезешкеан Носсарат. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт: Пер. с англ., нем. - 2-е изд., с изм. - М., 1994.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

Плотниекс И.Э. Психология в семье. - М., 1991.

Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. - М., 1992.

Прихожан А.М., Толстых Н.Л. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). - М., 1990.

Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: Пер. с англ. - 1994.

Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.

Семенов В.В., Кочубей Б.И. Близнецы: проблемы воспитания и развития. - М.,1985.

Семья глазами психолога. - М.,1995.

Семья как объект философского и социологического исследова­ния / Отв. ред. А.Г.Харчев. - Л., 1974.

Семья: традиции и современность. - М., 1990.

Симоновский А.Э., Метенова Н. М. Работа воспитателя детского сада с семьей. -Ярославль, 1991.

Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии роди­тельской любви). - М., 1986.

Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейно­го воспитания.- М., 1989.

Торре Делла А. Ошибки родителей / Пер. с итал. и послесл. Ю. Азарова.-М., 1993.

Фигдор X. Дети разведенных родителей: между травмой и наде­ждой: Пер. с нем. - М., 1995.

Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родите­лям: Пер. с англ. - М., 1992.

Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К.Котырло. - М., 1987.

Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее пробле­мы.-М., 1978.

Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодей­ствия детей и родителей. - СПб., 1995.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: Кн. для воспитателей детского сада и родителей: Пер. с фин.-М., 1993.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ................................................................................................................ 2

ГЛАВА ПЕРВАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК............ 3

ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА........................................................................................ 3

СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ........................................................ 5

ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ......................................................................................... 6

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫСЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.......................................................................... 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: