Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 18 глава




В последние годы проблема подготовки подрастающего поко­ления к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И.В.Бестужев-Лада), где традиционно начиналось воспитание будущих родите­лей. В СССР пытались решить эту проблему дважды. Первый раз -путем введения «родительского всеобуча», второй раз - школьным курсом «Этика и психология семейной жизни». Обе попытки за­кончились неудачей, а проблема осталась нерешенной. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие об­щества, счастье каждого его члена. Когда начинается воспитание будущего семьянина? В перспективе предполагается вести последо­вательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколе­ния во всех звеньях системы народного образования, начиная с до­школьного учреждения (И.В.Бестужев-Лада, Н.Д.Никандров).

Возможность столь раннего воспитания будущих родителей до­казана психологическими исследованиями, в которых установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков). В свое время Е.А.Аркин высказал мысль о том, что в семье дети «не учатся жить, а живут». Тем самым известный отечественный педагог подчеркнул особенность домашнего воспитания, которое осуществляется в хо­де повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных «уроков» для последних. Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родствен­ных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: мно­гое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семь­янина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как пра­вило, свой родной дом как источник социального, эмоционально­го, познавательного опыта.

Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее ус­ваивает экстериоризованные в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как «вне его существующее» - им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ ми­ра» (А.Н.Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое, как абрис мировоззрения (Д.Б.Эльконин, С.Д.Смирнов). Это - многоуровне­вое образование, включающее в себя представления о природе, че­ловеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родо­словной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.

Между тем обследование дошкольников, направленное на выяв­ление стихийно складывающегося образа семьи, проведенное в диссертационных исследованиях Л.В.Грабаровской, Е.С.Бабуновой, Т.М.Бариновой и других, свидетельствует о скудной ин­формированности детей о своих близких, о недостаточном интере­се к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных де­тей складывается деформированный, искаженный образ семьи (И.В.Бестужев-Лада, Н.Н.Поддьяков). Правда, тому есть объек­тивные причины, связанные с тем мировым явлением, которое оп­ределяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных кон­тактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно ска­зывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывает­ся каждый третий ребенок. Ребенок в разведенной, неполной семье слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее подруг на быв­ших мужей, что сказывается на развитии у него своих, окрашенных черными красками представлений о семье как источнике неспра­ведливости, предательства, всяческих бед. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении своей собствен­ной будущей семьи (Х.Фигдор).

Тем не менее следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно вы­сокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большин­ство опрошенных старших дошкольников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье (Н.Н.Ледовская, Т.М.Баринова). Однако ожидания в отношении собственной семьи часто носят эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый день смотреть мультики, а жена будет все де­лать». А это, в свою очередь, еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.

Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, В.А.Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом отношении ценно и то, что семья, как пра­вило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г.Харчев). В исследованиях оте­чественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова), участия в подготовке се­мейных праздников, совместном досуге (Т.М.Баринова, Г.Н.Гри­шина, С.А.Козлова). Ученые подчеркивают необходимость воспи­тания у детей умения быть внимательными, заботливыми, пони­мать настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует раз­витию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А.В.За­порожец, М.И.Лисина). Совсем иным будет этот образ и по содер­жанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию.

Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не бу­дет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, на­против, он во многом определяет установки на нее. Согласно вы­водам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьяни­ном» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга роди­телей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважитель­но, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и уни­жали.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных от­ношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей се­мейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Линии этого влияния таковы:

формирование у детей полноценных, эмоционально окрашен­ных представлений о семье;

введение ребенка в азы семейной экономики;

осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей.

Рассмотрим эти линии подробнее.

ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ

В ряде исследований предприняты попытки изучить те пред­ставления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарно­стью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачас­тую не соответствуют действительности. (Т.А.Березина,Е.С.Бабунова, Т.М.Баринова, Н.В.Демидова). Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивле­ния, поскольку в общеобразовательных программах для дошколь­ных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

В последние годы создаются программы знакомства детей с окружающим миром, в которых представлены знания о семье (О.К.Васильева, С.А.Козлова). В этом отношении особо следует отметить программу С.А. Козловой «Я - Человек». Формирование ребенка как полноценного члена семьи автор рассматривает в ло­гике созидания Человека в Человеке, воспитания гражданина Ро­дины и жителя планеты Земля. Знания о семье сосредоточены в специальной теме «Моя семья, моя родословная» и «рассыпаны» в других разделах. На протяжении всей программы проводятся идеи о ценности содержательного досуга в семье, о необходимости да­рить радость близким, понимать их настроение и т.д. Раздел «Что я знаю о себе» написан от лица ребенка, тем самым знания о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Это, несо­мненно, «натолкнет» педагога на максимальную активизацию лич­ного опыта каждого воспитанника, побудит к использованию ху­дожественных средств, будирующих детское воображение.

Своеобразная «программа» формирования у детей представле­ний о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержит­ся в народной педагогике. Из курса дошкольной педагогики вы знаете, что народ не создал книг о том, как надо воспитывать де­тей. Но зато оставил в наследство много произведений материаль­ной и духовной культуры, анализируя которые ученые сформули­ровали основные положения народной педагогики. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, послови­цам, пестушкам, потягушкам, закличкам и др.) позволяет просле­дить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни.

До детей дошкольного возраста важно донести саму суть поня­тия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного на­родного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражаю­щие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была много­детной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семь­ях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с ро­дителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений (например, А.Барто, Е.Пермяка, В. Осеевой и др.) поможет педаго­гу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими сво­его места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «плохие» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Задача педа­гога - помочь детям понять не столько умом, сколько сердцем, что значит народная мудрость: «В сиротстве жить - слезы лить». Чте­ние и обсуждение любимых сказок (например, «Хаврошечка», «Золушка»), анализ пословиц соответствующего содержания долж­ны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стрем­ление быть внимательным к окружающим детям, оказывать по­мощь тому, кто в ней нуждается.

В арсенале педагога имеется немало художественных произведе­ний, опираясь на которые он формирует у воспитанников пред­ставления о «хороших» и «плохих» детях. Назовем некоторые из произведений, список которых советуем продолжить: «Пудин и Ля­гушка» (нанайская сказка), «Три сестры» (татарская сказка), «Лас­точка» (корейская сказка), «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. По­знакомив детей с некоторыми из этих произведений, педагог помо­гает детям разобраться в поступках, поведении персонажей, выска­зать свое отношение к ним. Далее подводит детей к самостоятель­ным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям. Старшему дошкольнику вполне доступно пораз­мышлять над пословицей «Добрые дети - делу венец, плохие дети - дому конец», а затем подумать над тем, какой он сын (дочь), внук (внучка), что он делает хорошего для своих близких, чем может их порадовать.

В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре наро­да, особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, ро­дительский дом). О нем есть сказки, много пословиц, которые пе­дагог использует в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ (кирпичные, деревянные дома, хижины, юрты и т.д.), а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи (живут люди, семьи, родители заботятся о детях, друг друге). Далее можно провести серию бесед (о домашнем хозяйстве, распределении обязанностей по дому, праздниках, досуге и т.д.), воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям -одна из задач педагога.

Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоцени­мы повседневные жизненные ситуации. Так, вечером педагог напо­минает детям, что скоро за ними придут родители, с которыми они не виделись целый день, поэтому надо ласково поздороваться, внимательно посмотреть в лицо, узнать, какое настроение, не тре­бовать сладости, самостоятельно одеться и т.д. Сам педагог подает детям пример, приветливо встречая тех, кто приходит за детьми, спрашивая пожилых людей о здоровье, предлагая им сесть, на прощание желает доброго пути.

Целесообразно создавать специальные ситуации, которые ста­вят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того чтобы порадовать их, доставить удо­вольствие. Например, перед Днем матери, Женским днем 8 Марта педагог заранее предупреждает детей, что им предстоит делать су­вениры женщинам своей семьи. Чтобы подарок был приятен, вы­звал радость, надо знать, что именно будет приятно маме, бабушке, сестренке, тете. Тогда не будет одинаковых обезличенных подар­ков, а в каждом из них будет заключен индивидуальный смысл. Например, Саша говорит: «Мама очень любит читать, она обраду­ется, если я сделаю закладку в книгу. Бабушке можно нарисовать цветы, она их очень любит. А сестренке Катюше я сделаю корзи­ночку, она будет с ней играть!»

Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близ­ких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реаги­ровать на них (О.К.Васильева). С помощью этюдов дети учатся пе­редавать, распознавать радость, волнение, усталость, тревогу, страх. Можно использовать игровые тренинга типа «Назови лас­ково близких и родных», «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)», «Чей ты помощник дома», задания, требующие закончить предложения типа «Если мама огорчена, я...», «Если бабушка устала, я...». Целесообразно использовать и дидактический театр, как-то: «Подготовка ко дню рождения», «Приятный сюрприз мама (папе, бабушке)», «Делу время - потехе час».

Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных мето­дов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.).

Многие авторы (Р.И.Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М.Ива­нова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формиро­вании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотноше­ниях. Известно, что игры на семейную, бытовую тематику наиболее распространенные на протяжении всего дошкольного возраста. Но, как выявили специальные исследования, они отличаются бедно­стью и однообразием содержания. Часто линия «мама-папа» раз­вивается в негативном плане: командные нотки «мамы», ее стрем­ление повелевать, подчинить себе «папу». Мальчики плохо пред­ставляют себе, в чем заключается роль «папы». Уходя на «работу», они не возвращаются в «семью», отвлекаясь на другие игры, и т.д. С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффек­тивными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родил­ся ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о до­суге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

В последнее время детей стали привлекать к различным формам работы, которые помогают им проникнуть в свои генеалогические корни. Конечно, такая работа должна вестись в семье, но многие родители не понимают ее необходимости, не знают, как правильно к ней подступиться. Поэтому педагог показывает направления, возможные формы «путешествия» ребенка в историю семьи, а ро­дители продолжают ее дома.

Для уточнения смысла понятия «семья» используется наглядный материал с изображением членов семьи, относящихся к трем поко­лениям (мама, папа, их родители, дети). Далее целесообразно при­бегнуть к моделированию. Педагог предлагает детям составить мо­дель семьи, состоящей из трех поколений. Каждое поколение обо­значено фишкой своего цвета. Раскладывая фишки, а затем подби­рая изображения членов семьи, ребенок выстраивает ее модель, на­зывая при этом, кто кому кем приходится. Но это семья абстракт­ная. Следующий шаг - к модели своей семьи, которую ребенок вы­кладывает рядом, называя имена, отчества членов семьи, их соци­альные роли, определяя при этом кем он приходится своим родным (сын, внук, племянник, брат). Тут, как правило, ребенка «подкарауливают» трудности - не знает имена и отчества всех сво­их близких. И педагог в этом помочь не может. Создается ситуа­ция, когда ребенок наглядно убеждается, что такое семейная па­мять, кто является ее носителем. Появляется естественная потреб­ность обратиться за помощью к родителям. Педагог беседует с детьми, что значит отчество (наименование по отцу), рассказывает, что звать людей не только по имени, но и по отчеству - особен­ность русского и некоторых других народов. Называя отчество че­ловека, люди вспоминают его отца, выражают уважение к его кор­ням. Здесь уместно поговорить о фамилии, которая также переда­ется от отца к сыну. Если в группе есть дети с фамилиями, вызы­вающими у окружающих улыбку, смех, уместно провести соответ­ствующую работу. Суть ее в том, чтобы дети поняли, что человек, даже совсем маленький, все родственники, носящие одну фамилию, украшают или позорят ее (элементарное понятие о чести семьи). Завершить беседу целесообразно чтением С.В.Михалкова «Финтифлюшкин».

Дальнейшее изучение своей родословной следует продолжить в семье. Педагоги рекомендуют родителям оформить семейный аль­бом «Наша родословная», составить генеалогическое древо с ис­пользованием фотографий. С целью поддержания интереса к родо­словной своей семьи детям можно предложить задания типа «Самый старший (младший) член нашей семьи», «О папах (мамах) моих ро­дителей», «Защитники Родины в нашей семье», «Наши семейные имена (профессии, увлечения)», изготовить коллаж «Моя семья».

В ходе совместной работы дошкольного учреждения и родите­лей дети подводятся к первоначальному, еще очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, опреде­ляют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный ре­зультат такой работы: создается реальная возможность ввести де­тей в особенности родственных отношений, помочь им понять не­обходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей склады­ваются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. На­пример, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья.

ПРИОБЩЕНИЕ К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ

О роли экономического фактора семьи в ее жизнедеятельности говорилось выше. Здесь подчеркнем педагогический аспект при­общения ребенка к экономике семьи. При всей нестабильности и сложности современной жизни экономические проблемы семьи не должны оказаться вне поля зрения детей. В сознании ребенка следу­ет формировать представление об экономике семьи как области ра­зумного ведения хозяйства, которое требует усилий всех живущих в родном доме. Значит, и сам ребенок играет не последнюю «скрип­ку» в экономике семьи. На таком направлении экономического воспитания дошкольника настаивает А.Д.Шатова и освещает пути его реализации в программе «Экономика... и дошкольник», пред­назначенной для общественного и домашнего воспитания. В чем же логика экономического воспитания ребенка в семье? А.Д.Шатова определила ее так: вести ребенка от привычной роли беззаботного потребителя к сознательному потреблению, а затем - к созиданию предметов потребления.

Семья представляется той реальной экономической средой, в которой ребенок не только живет, но и связан многими нитями. При нем ведутся разговоры о доходах и расходах, причем в по­следних доля, потраченная на удовлетворение его нужд, весьма значительна. Слова «деньги», «купить», «заплатить» достаточно рано входят в словарь современного ребенка. Подрастая, он на­чинает понимать, что удовлетворение его желаний («Купи моро­женое! Хочу такую машинку!») зависит не только от расположен­ности или нерасположенности к нему взрослых, но и от денежной наличности кошелька.

В 5-6 лет ребенок должен иметь представление, из чего состоит общий кошелек семьи, как складываются ее доходы: заработная плата родителей, пенсия дедушки, детское пособие на него самого и др. А далее - на что они тратятся, как при этом учитываются ну­жды семьи в целом и интересы каждого ее члена в отдельности. А для этого нужно сделать первые шаги в семейную бухгалтерию, ко­торая складывается из расходов обязательных (содержание жили­ща, питание, культурные нужды) и эпизодических (покупка подар­ков, лекарств, отправление телеграммы). Иногда в присутствии ре­бенка заполняются квитанции на оплату за квартиру, коммуналь­ные услуги, телефон, за содержание его самого в детском саду. При этом мама (папа, бабушка) обязательно обратит внимание на то, сколько денег придется заплатить за воду, электричество, что мо­жет стать прологом к беседам об экономии. Залог экономии - бе­режливость: следить, чтобы не капала вода из крана, не расходо­вать лишнюю воду при умывании, купании, выключать свет, теле­визор и т.д., если уходишь из помещения. К соблюдению таких правил ребенка приучают с 5-6 лет.

Если в семье ведется книга расходов-доходов (что было обяза­тельной традицией во многих российских семьях прошлых времен), то ребенку следует дать первоначальное представление о ее назна­чении. Но как бы ни пытались родители сделать доходы-расходы семьи «прозрачными» для ребенка, его разочарование от того, что откладывается покупка давно обещанной игрушки, не станет менее горьким. Поэтому не следует завлекать ребенка обещаниями, если их выполнение проблематично. При стесненных материальных об­стоятельствах лучше откладывать ежемесячно небольшую сумму, чтобы купить то, что ребенку необходимо.

В некоторых странах детей рано знакомят с деньгами не только в кошельке их родителей, но путем накоплений их собственных сбере­жений. Детям 5-6 лет регулярно дают определенную сумму денег, которую они тратят по своему усмотрению, например на сладости, мороженое. Но могут и копить на что-то более существенное (например, игрушку). Посмотрите на такую практику глазами педаго­га и сделайте свои выводы о ее воспитательной целесообразности.

С воспитательной точки зрения важно подвести ребенка к по­ниманию, что возможности семьи полнее удовлетворить интересы всех своих членов расширятся, если каждый станет бережливым, рачительным хозяином в родном доме. Начать можно с привития бережного отношения к продуктами питания. Например, ребенок просит налить ему «молочка побольше», а выпивает лишь полови­ну. Не лучше ли поставить ему чашку поменьше, но налить еще, если изъявит желание?

Малыша учат бережно относиться к куску хлеба, проявляя ува­жение к заложенному в него труду многих людей, в том числе и ро­дителей, а завтра он перенесет подобное отношение на одежду, иг­рушки, вещи в доме, а потом - и на природный и рукотворный мир в окружающей обстановке (в детском саду, во дворе, в лифте и др.).

Для ребенка должно стать правилом: купили тебе вещь - умей с ней обращаться, береги ее. Нечаянно поврежденную вещь следует привести в порядок, обратившись за помощью к взрослым. Роди­телям не мешает проявлять твердость в тех случаях, когда ребенок просит купить вещь, игрушку, аналогичную той, которая у него была и которую он не сумел сберечь, привел в негодность. Иначе у ребенка закрепятся разрушительные тенденции, сложится своего рода расточительный стиль поведения, что, согласитесь, «не впи­сывается» в современную жизнь.

Необходимо участие ребенка в ремонте, изготовлении различных предметов, одежды, игрушек и т.д. Конечно, мера этого участия весьма различна и напрямую зависит от того, чему ребенка учат до­ма. Дети старшего дошкольного возраста могут в присутствии взрослого пришить пуговицу, подклеить коробки настольно-печатных игр, вместе с мамой испечь печенье, пирожки, сделать пельмени, смастерить костюм для новогоднего карнавала в детском саду и т.д.

Дети на собственном опыте убеждаются в том, что в результате труда взрослых и детей получаются продукты труда, т.е. вещи, предметы, игрушки, в которых нуждаются и большие, и маленькие. При этом важно подчеркивать «экономический эффект» выполнен­ной работы, расчетливость взрослых: «Вот, Саша, ты просил ку­пить печенье (пельмени), а мы сами сделали. Получилось вкуснее, и денег меньше потратили. На те деньги, что стоило печенье в мага­зине, дома мы сделали в два раза больше». Особое место в эконо­мическом воспитании детей занимает труд на приусадебном участ­ке, в саду, результатами которого семья пользуется летом, осенью, делает заготовки на зиму. Пользуясь заготовками, овощами, фрук­тами, выращенными собственными руками, взрослые обращают внимание на ту выгоду, которую получила семья. Педагогическая ценность такой деятельности велика: она подводит детей к пони­манию некоторых экономических понятий (труд - продукт, стои­мость продукта). Исподволь у ребенка закладываются первые кон­туры экономического мышления.

Каждая семья, особенно в современных условиях, ищет прием­лемые для себя способы самообеспечения, что имеет не только эко­номическое, но и большое воспитательное значение: дети убежда­ются, что очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелы. И еще один важный урок: общий труд объединяет, по­зволяет дарить радость друг другу.

Ознакомление с экономической стороной жизнедеятельности семьи «вводит детей в правила разумного ведения домашнего хо­зяйства» (А.Д.Шатова). Однако напомним: в воспитании все хоро­шо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установках на экономию, выгоду, расчетливость, легко вырастить маленького Плюшкина. Ребенка необходимо воспитывать добрым, отзывчи­вым, милосердным, щедрым и одновременно экономным, бережли­вым. Итак, экономическое образование маленьких детей возможно только в русле нравственно-трудового воспитания. Воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, инициативы, предприимчиво­сти, доброты и отзывчивости - необходимые ступеньки подготовки его к будущей роли семьянина.

«ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?»

Наверное, нет на свете ни одного ребенка, не задавшего такой или подобный ему вопрос. И, наверное, реакции мам, которым чаще все­го он адресуется, бывают схожи: смятение, оторопь, мысли об «испорченности» малыша, его сексуальных отклонениях. На самом деле этот вопрос ребенка так же естествен, как любой другой. На­пример: «Почему я мальчик, а Лиза - девочка? Откуда взялись ля­гушки? Как отличить хитрость от обмана? Почему птицы летают?» И мотив «каверзного», с точки зрения многих родителей вопроса, тот же, что при «обычных», которые радуют взрослых, будучи призна­ком любознательности ребенка. Задавая вопрос о деторождении, ре­бенок 3-4 лет стремится понять то, что ему неизвестно.

Как же отвечать на вопрос «Откуда берутся дети?». Так, как будто ребенок задал один из простых вопросов, в котором нет скрытого интереса к тайнам деторождения. Не следует показывать свое смущение, удивление, тем более тревогу относительно предпо­лагаемых сексуальных отклонений малыша. Ответ должен быть простым по форме, не искажающим истину по содержанию. Таким требованиям отвечает ответ: «Дети родятся у мам. Мамы рожают своих детей. Ты мой ребенок. Я тебя родила. Твоего друга Артемку родила его мама». Ответ можно ограничить двумя первыми предложениями, если ребенок совсем мал. Но необходимо в разных ва­риациях подчеркнуть, отвечая на вопрос и говоря с ребенком по­том, смысловое понятие: родятся, родился, рожают. Следует иметь в виду, что туманные ответы родителей тормозят развитие позна­вательной сферы ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: