Статья 25.1. Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка




(введена Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

 

1. Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка в орган кадастрового учета представляются заявление о кадастровом учете искусственного земельного участка и следующие необходимые для кадастрового учета документы:

1) межевой план искусственного земельного участка;

2) документация по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

3) копия разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;

4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя лица, имеющего право на обращение с заявлением о кадастровом учете (если с данным заявлением обращается представитель такого лица);

5) копия разрешения на создание искусственного земельного участка либо решения о строительстве или расширении морского порта.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка требовать иные документы, за исключением указанных в части 1настоящей статьи документов, не допускается.

3. В отношении искусственно созданного земельного участка не применяются правила, установленные частью 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

4. В срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета искусственно созданного земельного участка орган кадастрового учета предоставляет кадастровую выписку об искусственно созданном земельном участке в орган, выдавший разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте.

 

Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте - сооружение, создаваемое на водном объекте или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

Право собственности на искусственно созданный земельный участок регистрируется на основании решения о создании искусственного земельного участка и разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию, а также договора о создании искусственного земельного участка в случае, если на искусственно созданный земельный участок возникает право общей долевой собственности.
В случае, если в представленном разрешении на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию одновременно предусмотрен ввод расположенного на нем объекта капитального строительства в эксплуатацию, государственная регистрация права собственности на указанный объект капитального строительства осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности на искусственно созданный земельный участок.
Статья 12 ФЗ РФ от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности…» устанавливает особенности выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию
Со дня выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию он признается также земельным участком, использование и оборот которого осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством и земельным законодательством
С даты ввода искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию он находится в собственности:
1) Российской Федерации в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств федерального бюджета;
2) субъекта Российской Федерации в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
3) муниципального образования в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств местного бюджета;
4) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено такими лицами на основании заключенного с ними договора о создании искусственного земельного участка, за исключением случаев, если он создан на основании концессионного соглашения;
5) Российской Федерации в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено в соответствии с решением о создании или расширении морского порта на основании концессионного соглашения.
Права иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц на приобретение в собственность искусственных земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.


Главный специалист-эксперт Л.Е. Дмитряха

Сайт краснодарского края управление росреестра

7------ До принятия нового ЗК РФ иностранные граждане и юридические лица могли приватизировать (и становиться их собственниками) только те земельные участки, которые находятся под приватизированными объектами недвижимости*(6).

Новый Земельный кодекс РФ разрешил иностранцам приобретать в собственность земельные участки, хотя такая возможность носит (по сравнению с россиянами) ограниченный характер.

Во-первых, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не могут быть переданы (п. 3 ст. 15 ЗК РФ) земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с Законом "О государственной границе РФ". Пункт 5 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон)*(7) до установления такого перечня не допускает предоставление иностранцам земель приграничных территорий. При этом остается открытым вопрос: что следует понимать под "приграничными территориями" - территории всех субъектов РФ, имеющих выход к государственной границе (их 36 из 89)? Или территории приграничных муниципальных образований?

Ответ на этот вопрос можно найти пока только в судебной практике. Интересно, что в определении приграничной территории принял участие сам субъект РФ, и на основании именно его решения иностранному юридическому лицу было отказано в приобретении права собственности на земельный участок. ЗАО "Минерал Кнауф" в 2000 г. были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки под карьер и производственную базу общей площадью 168,64 га. Общество обратилось с заявлением в администрацию города Ахтубинска и Ахтубинского района о намерении приобрести эти участки в собственность на основании ст. 3 Вводного закона. Однако глава администрации отказал акционерному обществу (постановление от 18.10.02 N 1405) в приобретении в собственность земельных участков на основании того, что весь Ахтубинский район определен приграничной территорией, в то время как иностранный инвестор ЗАО "Минерал Кнауф" - фирма "Кнауф Интернациональ ГМБХ" (Германия), зарегистрированная на территории России как иностранное юридическое лицо, имеет долю в его уставном капитале в размере 66,6% (п. 4.4 Устава ЗАО) и, следовательно, владеет контрольным пакетом акций.

Арбитражный суд Поволжского округа оставил кассационную жалобу ЗАО без удовлетворения*(8), руководствуясь при этом законом "О государственной границе РФ", письмом Пограничной службы России Краснознаменского Северо-Кавказского регионального Управления в/ч 2449 N 1/24 от 08.01.02 и ст. 1 постановления главы администрации Астраханской области от 26.06.98 N 264 "Об определении пограничных территорий внутренних и пограничных вод и установлении в них режимов приграничных территорий", в котором вся территория Ахтубинского района определена как приграничная.

Это не единственное ограничение для приобретения земли в собственность иностранными гражданами и юридическими лицами.

Во-вторых, им не предоставляются земли в собственность на иных (кроме пограничных) территориях, установленных особо федеральными законами.

В-третьих, земельные участки из состава земель государственной или муниципальной собственности предоставляются им в собственность только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).

В-четвертых, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками или долями в общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24.07.02 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в ред. от 18.07.05)*(9).

Конституционность норм ЗК РФ в части возможностей иностранных граждан и юридических лиц приобретать в собственность земельные участки вызывает ряд сомнений.

Конституция РФ закрепляет большинство субъективных прав как за гражданами РФ, так и лицами без гражданства (апатридами) и иностранными гражданами, используя при этом термин "каждый". В России каждый, находящийся в пределах ее границ, имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право иметь имущество в собственности (ст. 35) и т.д. Субъектами этих прав являются все лица, находящиеся в границах России, независимо от их пола, гражданства, национальности и т.д. В этом проявляется "национальный режим", т.е. уравнение в правах граждан РФ, иностранных граждан и апатридов.

Однако ряд субъективных прав предоставляется только гражданам России: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) и т.д. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции граждане и их объединения (т.е. юридические лица) вправе иметь в частной собственности землю. Если бы такое право принадлежало также апатридам, иностранным гражданам (их объединениям) и юридическим лицам с иностранным участием в тексте статьи использовался бы термин "каждый".

Конституционный Суд РФ окончательно разрешил эту неопределенность, рассмотрев дело о проверке конституционности ЗК РФ в связи с запросом Мурманской областной Думы.

Заявитель полагал, что ряд норм ЗК РФ (в частности, п. 3 ст. 15, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35 и т.д.) по своему содержанию противоречат Конституции России (в частности ст. 2, ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 36 и ч. 1 ст. 67). В обоснование были приведены следующие доводы: 1) земля является основой жизни и деятельности проживающих на ней народов (в данном случае народов РФ) и закон не может ограничивать право на эту основу и перераспределять ее в пользу лиц, не относящихся к народам РФ; 2) из Конституции РФ следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; 3) предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к РФ, может привести к нарушению суверенитета РФ. Кроме того, Мурманская областная Дума просила признать ЗК РФ в целом не соответствующим Конституции по порядку принятия (не было учтено мнение субъектов РФ).

Конституционный Суд признал оспариваемые статьи ЗК РФ, а также порядок его принятия не противоречащими Конституции России. В частности, в решении было отмечено, что сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права приобретать в собственность и владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 2 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 35 и ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. В качестве общего принципа российского законодательства Конституция устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Федеральный законодатель установил приоритет российских граждан иметь в собственности землю, введя ряд ограничений для иностранных граждан и юридических лиц, лиц без гражданства в осуществлении права землепользования (например, в части запрета приобретать земельные участки в приграничных территориях). Этого достаточно для обеспечения суверенных прав России на ее природные богатства и ресурсы и гарантирования россиянам относительно равных условий конкуренции с иностранным капиталом*(10). Рассматривая субъектный состав земельных правоотношений, нельзя согласиться с утверждением о существовании публичных земельных отношений между обществом и гражданами, осуществляющими общее природопользование, а также частных земельных отношений между обществом, гражданами и юридическими лицами*(11). Дело в том, что общество не может выступать стороной земельного правоотношения ввиду отсутствия у него четкого правового статуса (персонифицированности). Правоотношения же общего природопользования возникают между гражданами, с одной стороны, и органом публичной власти - собственником территории (земельного участка) с другой.

Кроме того, стороны правоотношений всегда имеют взаимообусловленные права и обязанности, неисполнение которых может повлечь неблагоприятные последствия. Но какие есть у общества права и обязанности и как оно может воздействовать на правонарушителя (того же порядка общего природопользования)? Логика рассуждения неизбежно приводит к органу публичной власти, который принимает юридически значимые решения и имеет четко установленные права и обязанности.

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Земельные отношения – это отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия. Так, согласно ст. 8 ГК РФ, которая применима и к земельным отношениям, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые порождают гражданские права и обязанности.

Гражданские права и обязанности возникают, в частности: – из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, не противоречащих закону; – из актов государственных органов и органов местного самоуправления; – из судебного решения; – в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; – вследствие иных действий граждан и юридических лиц; – вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В силу специфики земельных отношений в большинстве случаев основанием их возникновения является не договор, а административный акт.

Права на землю как объект недвижимого имущества подлежат государственной регистрации и соответственно возникают с момента регистрации соответствующих прав на земельный участок.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в частную собственность граждан и юридических лиц. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа.

Основания прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения права собственности: при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка.


Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права либо в силу принудительного изъятия.

Аренда земельного участка прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Безвозмездное срочное пользование прекращается по решению лица, предоставившего участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который он был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права либо в силу принудительного изъятия.

Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Выделяют также изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, конфискация и реквизиция участка.

12. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов Основные права собственника - право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение - возможность фактически обладать конкретным земельным участком. Пользование - возможность извлечения из имущества полезных свойств. Распоряжение - возможность совершать с земельным участком гражданско-правовые сделки. Права собственника земельного участка (ст. 40 Земельного кодекса РФ): использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые; пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ. Иными словами, государство предоставило собственнику земельного участка возможность использовать, кроме земли, другие природные ресурсы, находящиеся в границах его участка, а также расположенные в недрах под участком. Также собственники и владельцы участков имеют право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет права собственности на:

посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. В последней ситуации это право принадлежит арендатору, землевладельцу, землепользователю;

расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ.

Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности граждан или юридического лица, осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: