Формирование облика двигателя методом многомерной оптимизации




 

Данный вариант работы программы обеспечивает нахождение оптимальных значений нескольких параметров, определяющих облик двигателя, т.е. значений,

 

 

обеспечивающих минимум или максимум заданной функции цели с учетом заданных функциональных ограничений.

В качестве примера рассматривается решение задачи формирования облика двухконтурного двухвального ТРД с камерой смешения и форсажной камерой приведенного на рис.3. Отличительной особенностью данной схемы является наличие перепуска воздуха во внешний контур из-за компрессора низкого давления 4. В наружном

контуре установлен воздухо-воздушный радиатор 10, предназначенный для охлаждения воздуха, забираемого за компрессором высокого давления 8 для охлаждения турбины 13.

После анализа конструктивной схемы двигателя формируется его функциональная схема, представленная на том же рисунке. Процесс перепуска воздуха из внутреннего контура и смешение его с потоком наружного контура моделируются с помощью двух модулей узлов - "Разделение потоков" (NY = 3130) и "Камера смешения" (NY = 6230).

Для данной схемы двигателя требуется определить оптимальные значения степени повышения давления компрессоров 2, 4, 8 (NY = 2001, NY = 2112, NY = 2312), обеспечивающих минимальное значение удельного расхода топлива. При поиске оптимума необходимо учесть следующие функциональные ограничения:

- суммарная степень повышения давления в двигателе не должна превышать

pк*= 30,0,

- тяга двигателя Р > 130 кН,

- значения приведенных скоростей на входе в обе камеры смешения не должны превышать значений l = 0,9.

 

5.3.1. Параметры расчетного режима

 

Расчет необходимо выполнить при следующих значения параметров двигателя:

- суммарный расход воздуха через двигатель GS= 150 кг/с,

- степень двухконтурности m = 0,05,

- степень трехконтурности (отношение количества перепускаемого воздуха к расходу через компрессор высокого давления) mт= 0,2,

- температура газа на выходе из камеры сгорания Тг*= 1800 К.

Расчет выполняется при следующих параметрах модулей узлов.

Входное устройство (NY = 1000). Коэффициент восстановления давления во входном устройстве принимается равным единице.

Компрессор (NY = 2001). Коэффициент полезного действия принимается равным hк* = 0,85. Степень повышения давления в нулевом приближении pк*= 3,0.

Разделение потоков (NY = 3120). Потери полного давления при разделении потока воздуха учитываются коэффициентами: для внутреннего контура sв= 0,98, для наружного контура - sс= 0,99.

Переходной канал (NY = 1120). В данном модуле узла учитываются гидравлические потери на участке второго контура от разделения до участка смешения с потоком перепускаемого воздуха. Величина потерь определяется значением s = 0,995.

Компрессор (NY = 2112). Коэффициент полезного действия данного компрессора задается равным hк* = 0,84. Степень повышения давления в “нулевом” приближении равна pк*= 1,2.

Переходный канал (NY = 1110). Потери полного давления в канале за КНД задаются равными s = 0,985.

Разделение потоков (NY = 3130). В данном модуле происходит деление потока первого контура на две части. Часть воздуха направляется в перепуск, условно принимаемый за третий контур, а часть поступает на вход в компрессор высокого давления,

 

расположенный в первом контуре. Потери полного давления при этом учитываются коэффициентами: для первого контура - sв= 0,99, для третьего - sс= 0,985.

Камера смешения (NY= 6230). Значение площади на выходе из камеры смешения определяется, исходя из конструктивных требований, и полагается равным 0,3 м2. Отношение площадей на входе в камеру задается в первом приближении и равно 0,5.

Компрессор (NY = 2312). Коэффициент полезного действия компрессора равен hк*= 0,855. Степень сжатия в нулевом приближении равна pк*= 6,0. В выходном сечении компрессора имеется отбор воздуха, поступающего в воздухо-воздушный радиатор (хо-лодильник), а затем подводимого в выходное сечение камеры сгорания и на охлаж-дение ТВД. Величина отбора составляет 10% от расхода через входное сечение компрессора.

Холодильник (NY = 9122). В данном модуле рассчитывается процесс теплообмена между воздухом, поступившем в отбор и потоком наружного контура. Процесс определяется заданными значениями параметров m = 0,1 и R = 2,6. Потери полного давления в данном узле не учитываются.

Основная камера сгорания (NY = 4010). Коэффициент полноты сгорания в камере задается равным h = 0,96. Гидравлические потери учитываются коэффициентом s = 0,94. При использовании стандартного топлива полагается Нu= 42939,7 и Lo= 14,95. В выходное сечение камеры сгорания подводится 50% воздуха из воздухо-воздушного радиатора.

Турбина (NY = 5312). Коэффициент полезного действия турбины равен hт*= 0,87, механический к.п.д. - h м= 0,995. Для охлаждения используются два подвода воздуха из холодильника. Один из них расположен во входном сечении, куда поступает 20% охлаждающего воздуха, а другой в выходном - 30%.

Переходный канал (NY = 1220). В данном модуле узла предусмотрен отбор воздуха из наружного контура на охлаждение ТНД. На расчетном режиме данный отбор отключен.

Турбина (NY = 5111). Коэффициенты полезного действия данной турбины полагаются равными hт*= 0,875 и hм= 0,992. Предусмотрен подвод воздуха из второго контура во входное сечение турбины.

Переходный канал (NY= 1210). Потери полного давления в затурбинном канале оцениваются величиной s = 0,96.

Камера смешения (NY = 6120). Площадь на выходе из камеры смешения задана величиной Fсм= 0,6 м2. Отношение площади наружного контура к площади внутреннего задается в “нулевом” приближении равной f1= 1,5.

Форсажная камера (NY = 4410). Расчетным является режим с выключенной форсажной камерой, т.е. Тф*= 0. Гидравлические потери задаются величиной sг= 0,975. Используется стандартное топливо.

Выходное устройство (NY = 7211). Представляет собой сопло типа Лаваля с регулируемыми критическим сечением и сечением среза. Потери учитываются скоростным коэффициентом jc= 0,98. Коэффициент расхода принимается равным единице.

 

5.3.2. Формирование условного закона управления

 

Система уравнений для данной постановки задачи формирования облика двигателя будет включать следующие варьируемые параметры и невязки.

Варьируемые параметры:

- температура в основной камере сгорания (401102),

- отношение площадей в камере смешения NY = 6230 (623107),

 

 

- отношение площадей в камере смешения NY = 6120 (612107).

Переходный канал (NY = 1120). В данном модуле узла учитываются гидравлические потери на участке второго контура от разделения до участка смешения с потоком перепускаемого воздуха. Величина потерь определяется значением s = 0,995

Компрессор (NY = 2112). Коэффициент полезного действия данного компрессора задается равным hк* = 0,84. Степень повышения давления в нулевом приближении равна pк*= 1,2.

Переходный канал (NY = 1110). Потери полного давления в канале за компрессором низкого давления задаются равными s = 0,985.

Разделение потоков (NY = 3130). В данном модуле происходит деление потока первого контура на две части. Часть воздуха направляется в перепуск, условно принимаемый за третий контур, а часть поступает на вход в компрессор высокого давления, расположенный в первом контуре. Потери полного давления при этом учитываются коэффициентами: для первого контура - sв= 0,99, для третьего - sс = 0,985.

Камера смешения (NY = 6230). Значение площади на выходе из камеры смешения определяется, исходя из конструктивных требований, и полагается равным 0,3 м2. Отношение площадей на входе в камеру задается в первом приближении и равно 0,5.

Компрессор (NY = 2312). Коэффициент полезного действия компрессора равен hк* = 0,855. Степень сжатия в нулевом приближении равна pк*= 6,0. В выходном сечении компрессора имеется отбор воздуха, поступающего в воздухо-воздушный радиатор (холодильник), а затем подводимого в выходное сечение камеры сгорания и на охлаждение турбины высокого давления. Величина отбора составляет 10% от расхода через входное сечение компрессора.

Холодильник (NY = 9122). В данном модуле рассчитывается процесс теплообмена между воздухом, поступившем в отбор и потоком наружного контура. Процесс определяется заданными значениями параметров m = 0,1 и R = 2,6. Потери полного давления в данном узле не учитываются.

Основная камера сгорания (NY = 4010). Коэффициент полноты сгорания в камере сгорания задается равным h = 0,96. Гидравлические потери учитываются коэффициентом s = 0,94. При использовании стандартного топлива полагается Нu= 42939,7 и Lo= 14,95. В выходное сечение камеры сгорания подводится 50% воздуха из воздухо-воздушного радиатора.

Невязки:

- невязка по заданной температуре на выходе из основной камеры смешения (401202 - 3003),

- невязка по равенству статистических давлений на входе в камеру смешения NY = 6230 (623216 - 623217),

- невязка по равенству статистических давлений на входе в камеру смешения NY = 6120 (612216 - 612217).

 

5.3.3. Формирование пакета входных данных

 

В соответствии с п.2 пакет входных данных будет формироваться в следующей последовательности.

 

5.3.3.1. Инициатор задания KODI = 31.

5.3.3.2. Входные данные математической модели, которые подготавливаются в соответствии с табл.1.

Массив "СХ" в соответствии с принятой функциональной схемой будет выглядеть следующим образом

 

4200000 20 1000 2001 3120 1120 2112

1110 3130 6230 2312 3122 4010 5312

1220 5111 1210 6120 4410 7211

Массив "ВА" формируется с учетом принятых параметров расчетного режима и в соответствии с п.2 (см. [2]).

 

5.3.3.3. Входные данные задачи для данного варианта работы модуля "Формирования облика двигателя" будут выглядеть следующим образом

Переменные KZ =2 и KY = 0.

Дополнительная информация составляется согласно табл. 2.

Целочисленный массив "КО" будет содержать следующие данные.

КО(1) = 3 - количество переменных оптимизации, в качестве которых приняты степени повышения давления в компрессорах.

КО(2) = 7 - количество принятых функциональных ограничений. К перечисленным выше ограничениям добавлено ограничение на сумму невязок (не более 0,0002).

КО(3) = 200 - максимальное число шагов поиска.

КО(4) = 40 - период печати результатов поиска.

Целочисленный массив "LF" содержит программные адреса функции цели и заданных ограничений.

LF(1) = -4004 - программный адрес удельного расхода топлива, выбранного в качестве функции цели.

Последующие элементы массива "LF" представляют собой программные адреса параметров, выбранных в качестве функциональных ограничений, а именно:

LF(2) = 4003; LF(3) = -3002; LF(4) = -21006;

LF(5) = -623212; LF(6) = -623214; LF(7) = -612213;

LF(9) = -612214.

Целочисленный массив "AYT", содержащий программные адреса переменных оптимизации, будет иметь следующий вид:

AYT(1) = 200102; AYT(2) = 221102; AYT(3) = 231102.

Массивы "ХМА" и "ХМI" будут содержать максимальные и минимальные границы изменения варьируемых параметров.

В массив "FO" заносятся значения параметров, являющихся функциональными ограничениями.

В тестовом файле представлен пакет входных данных для решения данной задачи. Листинг, выводимый в выводной файл и полученный в результате массив "ВА" показаны также в тестовом файле.

В результате выполнения данного задания определены основные параметры двигателя и оптимальные значения pк* компрессоров, обеспечивающие максимальную экономичность двигателя на заданном расчетном режиме.

Для расчета характеристик двигателя на других режимах работы необходимо включить в состав массива "ВА", хранящегося в базе данных, подгруппы, содержащие информацию о характеристиках отдельных узлов двигателя.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: