Использование модульной технологии на уроках биологии





 

 

При переводе общеобразовательной школы в новое качественное состояние значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых - модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии.

Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельнодостигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем.Под модулем понимается целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами- это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами учащегося и с позиции его деятельности- что нужно сделать, чтобы научиться. Модуль- это не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению. Через модули на печатной основе учитель «говорит» с каждым отдельным учеником.

Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

· гарантированность достижения результатов обучения;

· паритетные отношения учителя и учеников;

· возможность выбора уровня обучения;

· возможность работы в индивидуальном темпе;

· возможность работы учащихся в парах, группах;

· возможность общения с товарищами;

· раннее предъявление результатов обучения;

· «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Один из элементов модульной технологии обучения - модульная программа.

Модульная программа составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы, последовательность уроков). Это не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению данной темы. Что включает в себя модульная программа?

1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование.

2. Отбор содержания учебного материала и приема учебной деятельности по овладению им.

3. Распределения содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации теоретический материал темы); отработка содержания обучения ( семинары, лабораторные работы); контроль усвоения знаний ( итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор обязательной и дополнительной литературы.

5. Написание модульной программы.

6. Распечатка модульных программ для учеников.

Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок.Для меня- это наиболее приемлемая форма использования этой технологии на уроках.Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными. Как правило, модульный урок лучше должен быть спаренным, так как необходимо определить исходный уровень знаний, дать новую информацию и отработать учебный материал. Но можно создавать и небольшие модули на один урок. Можно в урок включить всего 2-3 учебных элемента в 6 классе, когда учащиеся только знакомятся с данной методикой обучения. В прилагающихся модулях вы это увидите Приложение Урок в 6 классе «Значение листьев, его видоизменения»

 

Составляется модульный урок по следующему алгоритму:

· формулировка темы урока;

· определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения

· разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы ( УЭ) и определение цели каждого из них;

· подбор необходимого фактического материала;

· определение способов учебной деятельности учащихся;

· отбор методов и форм преподавания и контроля;

· составление модуля данного урока;

· подготовка необходимого количества копий текста урока ( для каждого ученика или один на парту)

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много ( максимальное количество-7), но обязательны следующие:

УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1- включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом.

УЭ-2- отработка учебного материала.

УЭ-n (где n- номер последнего учебного элемента)- включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания ( оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию ( оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).

В начале урока необходимо определить цели деятельности учащихся - чему они научатся за урок. Например, в результате овладения содержанием модуля вы узнаете как правильно и рационально питаться, какие гигиенические правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи и т. д.

Далее каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. д.

Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщения учащихся, работа с учебником или дополнительной литературой.

После этого - отработка материала: лабораторные работы, ответы на вопросы, решение биологических задач. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля- само- и взаимоконтроль.

Заканчивается модульное занятие экспертным контролем ( контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Экспертный контроль- это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после проведения контроля, а не на следующем, как при традиционном обучении.

На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия. В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. Приложение Урок в 8 классе «Строение и функции органов дыхания»

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. В модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.

Самая результативная работа по технологии модульных уроков наблюдается в 10-11 классах. Учащиеся уже умеют работать по данной технологии, и мотивация к обучению у них высока. В старших классах лучше создавать модули с элементами зачетной системы. Для этого нужны спаренные уроки. Можно создавать модули в виде лекции и конференции. Есть модули-зачеты. Приложение. Обобщающий урок в 9классе по теме «Учение об эволюции» Рекомендую внедрять элементы данной технологию в работу учителей района и предлагаю помощь в обучении данной технологии.

 

Урок №22





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.016 с.