- индивидуальные и групповые консультации;
- тренинги;
- лекции;
- мероприятия и праздники;
- досуг;
- мастер-классы;
- «чайная гостиная»;
- круглые столы.
Цель и задачи
Цель: предоставление участникам психологической и информационной поддержки, способствующей успешной адаптации ребенка в семье
Задачи:
-оптимизация процесса адаптации ребенка в семье;
-развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) родителей;
-формирование доверительных отношений между родителями и детьми;
-оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: возрастные кризисы развития, воспитательные трудности, помощь в решении конфликтных ситуаций;
-оказание помощи и поддержки родителям в осуществлении совместных творческих замыслов;
- расширение сферы общения детей и взрослых через организацию активного досуга;
-обмен опытом между родителями, между родителями и педагогами для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания детей;
- установление доверительных отношений между родителями и детским садом;
-профилактика социально опасного положения детей, воспитывающихся в семье.
Ожидаемый результат
- укрепление взаимоотношений между семьями;
- распространение позитивного опыта в воспитании детей в разных семьях;
- повышение уровня педагогической состоятельности родителей;
- приобретение чувства защищенности и осознание важности выполняемых родителями функций.
Составьте анкету с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Тема на выбор студента.
АНКЕТА «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»
Цель анкетирования: определение взаимоотношений в семье, наличие семейных традиций, выявление причин конфликтов между родителями и детьми.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
а) очень хорошими;
б) хорошими;
в) не очень хорошими;
г) плохими;
д) не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?
а) да;
б) не совсем;
в) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
а) ежедневно;
б) по выходным дням;
в) редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
а) решаете сообща жизненные проблемы;
б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;
в) работаете на приусадебном участке;
г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
д) обсуждаете вопросы учебы детей;
е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
ж) каждый занимается своим делом;
з) допишите, что ещё ______________________________________
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
а) да;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
а) непониманием членами семьи друг друга;
б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)
в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;
г) разногласиями в вопросах воспитания детей;
д) злоупотреблением алкоголем;
е) другими обстоятельствами (укажите) ________________________________________________________________________________________________________________________________8. Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
Отметьте значком √.
а) примирение;
б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
в) прекращение конфликта на некоторое время;
г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
8. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
9. Как вы реагируете на семейные конфликты?
а) переживаю, плачу;
б) становлюсь на сторону одного из родителей;
в) пытаюсь помирить родителей;
г) ухожу из дома;
д) замыкаюсь в себе;
е) отношусь безразлично;
ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;
з) пытаюсь найти поддержку в других людях.
10. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
Спасибо за сотрудничество.
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1996.
2. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практических работников ДОУ. М., 2004.
3. Солодянкша О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. М., 2004.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.