Необходимо сравнить три технологические схемы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов к местам обезвреживания:
. Технологическую схему сбора и транспортировки твердых бытовых отходов, изложенную в п.2. (сбор мусоровозами и контейнеровозами малой вместимости с доставкой через пункт 6 на полигон).
. Технологическую схему сбора и транспортировки твердых бытовых отходов, изложенную в п.2., с доставкой и перегрузкой в пункте 6 в мусоровозы марки, вместимостью 27 куб.м. с последующей транспортировкой на полигон.
. Технологическую схему сбора и транспортировки твердых бытовых отходов, изложенную в п.2, с доставкой на мусороперегрузочную станцию и погрузкой в уплотненном состоянии в грузовой автомобиль с универсальной платформой марки грузоподьемностью 6 т. с последующей доставкой на полигон. Сравнение технологических схем и выбор экономически целесообразной произвести по критерию себестоимости транспортировки.
Следует учитывать, что 2-ая технологическая схема приводит к сокращению ежедневной потребности в мусоровозах и контейнеровозах малой емкости по сравнению с 1-ой технологической схемой, за счет сокращения времени пробега от пункта 6 до полигона и обратно. Поэтому необходимо определить количество мусоровозов и контейнеровозов, необходимых при этой схеме. При определнии ежедневной потребности в мусоровозах большой емкости необходимо учитывать объем бытовых отходов, достовляемых в пунк 6 мусоровозами и контейнеровозами малой емкости, вместимость мусоровоза большой емкости, а также объем бытовых отходов, перевозимый им за рабочий день (смену или две смены). При этом учесть, что время простоя мусоровоза большой емкости под погрузкой-разгрузкой за один рейс суммарно составляет 1 час, а средняя техническая скорость (Vt) - 25 км/ч. Себестоимость 1 км пробега - 10 руб.
При расчете затрат на транспортировку твердых бытовых отходов при 3-ей технологической схеме необходимо учесть, что:
. Затраты будут складываться из затрат на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов мусоровозами и контейнеровозами до мусороперегрузочной станции, затрат на уплотнение и затрат на транспортировку грузовыми автомобилями от мусороперегрузочной станции до полигона.
. Мусороперегрузочная станция располагается на расстоянии 10 км от пункта 6 по дороге в сторону к полигону и обеспечивает пятикратное уплотнение твердых бытовых отходов с формированием их в брикеты. Себестоимость уплотнения 1 куб.м. отходов составляет 10 руб.
. Сокращается потребность в мусоровозах и контейнеровозах малой емкости, а следовательно, и затраты на транспортировку до мусороперегрузочной станции.
. Потребное количество грузовых автомобилей для транспортировки брикетированнных бытовых отходов (1-ый класс груза) определяется с учетом грузоподъемности автомобиля, уплотнения бытовых отходов и средней их плотности, а также возможного количества рейсов, выполняемых одним автомобилем за рабочий день (смену или две смены). При этом время простоя грузового автомобиля под погрузкой-разгрузкой за один рейс принять равным 1 часу, а среднюю техническую скорость - 25 км/ч. Себестоимость 1км пробега - 7 руб.
Первая технологическая схема сбора и транспортировки ТБО
Себестоимость вывоза ТБО в целом по районам:
С = 25704+62856 = 88560 руб.
Вторая технологическая схема сбора и транспортировки ТБО
Расчет ежедневной потребности в мусоровозах малой емкости
р = tраб + tпр + tразгр
Себестоимость сбора ТБО в целом по району:
С1 = 7*(41+61)*2*15 = 21420 руб.
С2 = 6*(40+57)*2*52= 60528 руб.
С = 21420+60528=81948 руб.
| Показатели | № района | Значение | Размерность |
| nм | 253,4/22*0,8=14,4=15 | ||
| 494,6/12*0,8=51,5=52 | |||
| Vс | 2.98*85.04 =253,4 | м3/сут | |
| 2,51*197,04 = 494,6 | м3/сут | ||
| Кисп | 0,8 | - | |
| 0,8 | - | ||
| Рсут | м3/сут | ||
| м3/сут | |||
| Е | м3 | ||
| м3 | |||
| nр | 8/4,8=1,7=2 | ||
| 8/3,9=2,05=2 | |||
| Тсм | ч | ||
| ч | |||
| tр | 3+1,4+0,4=4,8 | ч | |
| 2+1,4+0,5=3,9 | ч | ||
| tраб | 2,73=3 | ч | |
| ч | |||
| tпр | 48/35=1,4 | ч | |
| 48/35=1,4 | ч | ||
| tразгр | 0,4 | ч | |
| 0,5 | ч | ||
| Lм | км | ||
| км | |||
| Vраб | км/ч | ||
| км/ч | |||
| Lн | 24*2 + (7+6)=61 | км | |
| 24*2 + (5+4)=57 | км | ||
| Vt | км/ч | ||
| км/ч |
Расчет ежедневной потребности в мусоровозах большой емкости:
| Показатели | Значение | Размерность |
| nм | ||
| Vc | м3/сут | |
| Кисп | 0,8 | - |
| Рсут | 93,15 | м3/сут |
| Е | м3 | |
| nр | ||
| Тсм | ч | |
| tр | 2,32 | ч |
| tраб | 1,32 | ч |
| tразгр | ч | |
| Lм | км | |
| Vраб | км/ч | |
| Скм | руб/км | |
| С | руб |
Общие затраты на сбор и транспортировку ТБО:
С = 79590 + 9900 = 89490 руб.
Третья технологическая схема сбора и транспортировки ТБО
Расчет ежедневной потребности в мусоровозах малой емкости
Себестоимость сбора ТБО в целом по району:
С1 = 7 * (28 + 89) * 2 * 17 = 27846 руб.
С2 = 6 * (27 + 83) * 2 * 55 = 72600 руб.
С = 27846 + 72600 = 100446 руб.
Затраты на уплотнение ТБО:
С = 10 * 749 = 7490 руб
| Показатели | № района | Значение | Размерность |
| nм | |||
| Vс | м3/сут | ||
| м3/сут | |||
| Кисп | 0,8 | - | |
| 0,8 | - | ||
| Рсут | 18,26 | м3/сут | |
| 11,34 | м3/сут | ||
| Е | м3 | ||
| м3 | |||
| nр | 1,66 | ||
| 1,89 | |||
| Тсм | ч | ||
| ч | |||
| tр | 4,81 | ч | |
| 4,22 | ч | ||
| tраб | 1,87 | ч | |
| 1,35 | ч | ||
| tпр | 2,54 | ч | |
| 2,37 | ч | ||
| tразгр | 0,4 | ч | |
| 0,5 | ч | ||
| Lм | км | ||
| км | |||
| Vраб | км/ч | ||
| км/ч | |||
| Lн | км | ||
| км | |||
| Vt | км/ч | ||
| км/ч |
Расчет ежедневной потребности в мусоровозах большой емкости:
| Показатели | Значение | Размерность |
| nм | ||
| М пс | т/сут | |
| Кисп | 0,8 | - |
| Рсут | 26,64 | т/сут |
| Е | т | |
| nр | ||
| Тсм | ч | |
| tр | 1,8 | ч |
| tраб | 0,8 | ч |
| tразгр | ч | |
| Lм | км | |
| Vраб | км/ч |
С = 6 * 20 * 4 * 35 = 16800 руб.
Общие затраты на сбор, уплотнение и транспортировку ТБО:
С = 100446 + 7490 + 16800 = 124736 руб.
Себестоимость транспортировки ТБО по 3 схемам
| I схема | II схема | III схема | |
| Сумма |
Вывод: после проведенных расчетовпри сравнении трех технологических схем сбора и транспортировки твердых бытовых отходов к местам обезвреживания, мы выявили, что меньшие затраты у нас при расчете II схемы, следовательно она является наиболее эффективной.