Темы (разделы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий




Исследовательский университет»

(НИУ «БелГУ)

  УТВЕРЖДАЮ
  Директор Педагогического института
    В.Б. Тарабаева
  16.03.2016

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Детская литература
наименование дисциплины (модуля)  
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки/специальности
 
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки   Начальное образование  
   
Автор: профессор кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, д.ф.н., доцент В.А. Черкасов
  должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия
   
Программа одобрена кафедрой теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства
   
Протокол заседания кафедры от 02.03.2016  
  дата  
             

 

Программа согласована с кафедрой теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства
   
Протокол заседания кафедры от 02.03.2016  
  дата  
         

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Коды компетенций Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОК-6   способность к самоорганизации и самообразованию Знать: основные подходы к самоорганизации и самообразованию.
Уметь: воспитывать и развивать способность к самоорганизации и самообразованию обучающихся.
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками воспитания и развития способности к самоорганизации и самообразованию обучающихся
ПК-4   Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов Знать:возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов.
Уметь:использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Часть основной образовательной программы Определитель – индекс Дисциплины
Вариативная часть Б1.В.ОД.9.2

 

2.1. Требования к предварительной подготовке обучающегося:

 

Приступая к изучению дисциплины, будущий бакалавр должен знать основы педагогики, методику преподавания литературного чтения, языкознания, теории литературы.

 

2.2. Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

 

«История отечественной литературы», «Теория литературы и практика читательской деятельности».

 

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид работы Форма обучения
Очная Заочная Очно-заочная
Семестр Курс Семестр
№ 6 - Всего № 6 № 7 Всего Всего
Количество часов на вид работы:
Контактная работа обучающихся с преподавателем                  
Аудиторные занятия (всего)                  
В том числе:                  
Лекции         -        
Практические занятия         -        
Лабораторные работы - -              
Иные виды работ в соответствии с учебным планом - -              
Внеаудиторная работа (всего)                  
В том числе:                  
КСР                  
Индивидуальные консультации по выполнению курсовой работы                  
Иные виды работ в соответствии с учебным планом                  
Промежуточная аттестация                  
В том числе:                  
Зачет З                
Экзамен                  
Консультация                  
Самостоятельная работа обучающихся                  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)                  
В том числе:                  
Презентации                  
Работа над рефератом                  
Работа над докладом                  
Всего:                  
Зачетные единицы:                  
                                 

 

 


Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Темы (разделы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Наименование раздела, темы дисциплины (модуля) Виды учебной работы (бюджет времени)
Очная форма обучения Заочная форма обучения Очно-заочная форма обучения
Лекции Лабораторные работы Практические (семинарские) занятия Самостоятельная работа Внеаудиторная работа Всего Лекции Лабораторные работы Практические (семинарские) занятия Самостоятельная работа Внеаудиторная работа Всего Лекции Лабораторные работы Практические (семинарские) занятия Самостоятельная работа Внеаудиторная работа Всего
                                     
Тема 1. Предмет, цели и задачи науки о детской литературе                                    
ТЕМА 2. Традиционный детский фольклор                                    
Тема 3. Басни И.А. Крылова и детская литература.                                    
Тема 4. Сказки Э.Т.А. Гофмана и творчество А. Погорельского и В.Ф. Одоевского.                                    
Тема 5. Стихотворные сказки А.С. Пушкина.                                    
Тема 6. Творчество В.А. Жуковского для детей.                                    
Тема 7. Творчество Л.Н. Толстого для детей.                                    
Тема 8. Трансформация сказочного жанр в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка                                    
Тема 9. Русская поэзия второй половины XIX века в детском чтении                                    
Тема 10. «Нормативная» поэтика К.И. Чуковского и ее реализация в творчестве поэта.                                    
Тема 11. Повесть-сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».                                    
Тема 12. Творчество А.П. Гайдара для детей.                                    
Тема 13. Творчество С. Я. Маршака для детей                                    
Тема 14. Творчество С. В. Михалкова для детей                                    
Тема 15. Творчество Н.Н. Носова.                                    
Тема 16. Творчество К.Г. Паустовского для детей                                    
Тема 17. Творчество Э.Н. Успенского.                                    
Всего:                                    

4.2. Содержание разделов дисциплины:

Наименование раздела, темы дисциплины (модуля) Содержание разделов дисциплины (модуля) Содержание практических занятий и/или лабораторных работ
Тематика Кол-во часов
О озо зо
           
Тема 1. Предмет, цели и задачи науки о детской литературе. Введение в историю детской литературы. Место детской литературы в культуре детства и ее роль в развитии мировой и отечественной культуры. Современное понятие о детской литературе. Классификации детской литературы: жанрово-тематическая, читательско-возрастная, художественно-функциональная. Специфика поэтики "детских" произведений. Круг чтения детей: историко-социальная подвижность, современные тенденции развития. "Детское" литературное произведение в контексте других видов искусств. Будущее детской литературы.        
ТЕМА 2. Традиционный детский фольклор Традиционный детский фольклор. Определение фольклора. Жанрово-функциональная классификация традиционного детского фольклора. Поэзия материнства, детской игры, календарного обряда. Сказочный и несказочный эпос. Понятие о сказочном вымысле. Народный театр и его влияние на развитие детского театра. Современный детский фольклор. Практические занятия:      
1. Основные жанры «материнской» поэзии (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и т.д.).      
2. Идейное содержание русских народных сказок.      
Тема 3. Басни И.А. Крылова и детская литература. Определение жанра басни. Биография и творческий путь И.А. Крылова. Афористичность басен И.А. Крылова. Близость поэтики басен И.А. Крылова к поэтике устного народного творчества. Особенности авторской позиции в баснях И.А. Крылова. Идейное содержание басен И.А. Крылова. Поэзия И.А. Крылова в детском чтении. Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь И. А. Крылова.      
2. Смысл крылатых выражений, восходящих к басням И. А. Крылова: Тришкин кафтан, Демьянова уха, Ай, Моська, знать, она сильна…        
3. Темы басен И. А. Крылова «Волк и ягненок», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица».        
4. Мораль басен «Лисица и виноград», «Ворона и лисица».      
5. Подготовить выразительное чтение указанных текстов. Выучить басню «Квартет» наизусть.      
Тема 4. Сказки Э.Т.А. Гофмана и творчество А. Погорельского и В.Ф. Одоевского.   Расцвет авторской сказки в эпоху романтизма. Понятие об авторской сказке. Отличия авторской сказки от сказки фольклорной. Причины обращения писателей романтического направления к жанру сказки. Использование поэтики фольклорной сказки. Сказки братьев Гримм – между фольклором и литературой. Фантазии Т.А. Гофмана и В. Гауфа. Король сказок Х.-К. Андерсен. Прозаические сказки В. Ф. Одоевского. Рождение жанра повести-сказки: «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского. Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь Э.Т.А. Гофмана и А. Погорельского.      
2. Принцип «двоемирия» как ведущий идейно-композиционный прием в сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».      
3. Принцип «двоемирия» как ведущий идейно-композиционный прием в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».      
Тема 5. Стихотворные сказки А.С. Пушкина.   Стихотворные сказки А. С. Пушкина. Категория чуда в сказках А.С. Пушкина. Творческая история сказок А.С. Пушкина. Идейно-композиционные особенности «Пролога» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идейное содержание «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Тема добра и зла в сказке А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. Тематика и проблематика «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина. Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь А.С. Пушкина.      
2. Система персонажей в сказке А. С. Пушкина о царе Салтане («СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»).      
3. Тема добра и зла в сказке А. С. Пушкина о мертвой царевне («СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»).      
  4. Нравственно-этический конфликт в сказках А. С. Пушкина о рыбаке и о золотом петушке («СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»).      
Тема 6. Творчество В.А. Жуковского для детей. Биография и творческий путь В. А. Жуковского. Поэтика В.А. Жуковского в интерпретации М.И. Цветаевой. Символика баллад В.А. Жуковского. Образы и мотивы в стихотворениях В. А. Жуковского для детей. Интерпретация русским поэтом сюжетов сказок Перро и братьев Гримм. Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь В. А. Жуковского.      
2. Подготовить сообщение на тему: «Лесной царь» Гете и одноименная баллада В. А. Жуковского в интерпретации М. И. Цветаевой (статья «Два Лесных царя»).      
3. Символика в балладе В. А. Жуковского «Светлана».      
4. Образы и мотивы в стихотворениях В. А. Жуковского «Мальчик-с-пальчик», «Птичка», «Котик и козлик».      
    5. Сопоставьте сказку Ш. Перро «Спящая красавица» (в неадаптированной версии!) с одноименной сказкой В. А. Жуковского. Укажите и объясните различия в интерпретации русским поэтом сюжета французской сказки.      
Тема 7. Творчество Л.Н. Толстого для детей. Разновидности детского рассказа в творчестве Л. Н. Толстого. Автобиографическая повесть Л. Н. Толстого «Детство». Прозаическая сказка в творчестве Л. Н. Толстого. Идейное содержание повести «Казаки», рассказов-былей «Филиппок», «Пожарные собаки», сказки «Три медведя». Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь Л. Н. Толстого      
2. Идейно-нравственное содержание повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»      
3. Найдите правого и виноватого в сказке Л. Н. Толстого «Три медведя».      
4. Кто умнее в были Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», люди или пожарная собака?      
5. Почему автор с симпатией относится к своему герою Филипку (быль «Филипок»)?      
Тема 8. Трансформация сказочного жанра в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка Разновидности детского рассказа в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка. Трансформация сказочного жанра в рассказах «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш».        
Тема 9. Русская поэзия второй половины XIX века в детском чтении Принципы отбора стихотворений для детского чтения. Особенности восприятия стихов детьми. Стихи Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Н.А. Некрасова и др. в детском чтении. Особенности хрестоматийных «детских» стихотворений. Лирические, гражданские, комические и игровые мотивы в стихах для детей поэтов XIX века. Новаторство Н. А. Некрасова — детского поэта.        
Тема 10. «Нормативная» поэтика К.И. Чуковского и ее реализация в творчестве поэта. Сказка-поэма «Крокодил» К.И. Чуковского – революция в детской книге. «Заповеди для детских поэтов». Реализация этих «заповедей» в собственном творчестве поэта («Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха» и т.д.). Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь К. И. Чуковского.      
2. К. И. Чуковский утверждал, что для его «Тараканища» требуется 28 рисунков (по числу зрительных образов), для «Мойдодыра» – 23. Проиллюстрируйте данное утверждения писателя собственными рисунками.      
3. К. И. Чуковский писал: «Вырабатывая форму «Крокодила» (1916), я пытался всячески разнообразить фактуру стиха      
    в соответствии с теми эмоциями, которые этот стих выражает: от хорея переходил к дактилю, от двухстопных стихов – к шестистопным». Проиллюстрируйте данное утверждение писателя, проанализировав стиховую форму его «Крокодила».      
4. Проанализируйте звукопись и размеры в стихотворении К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Подготовьте выразительное чтение данного стихотворения.      
5. Прочитайте главу II книги К. И. Чуковского «От двух до пяти» и ответьте на следующие вопросы: – с помощью каких критериев писатель оценил качество стихов, вошедших в окончательный вариант таких его стихотворений, как «Айболит», «Мойдодыр»?      
Тема 11. Повесть-сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого: история создания, отличия от сказки К. Коллоди, театрально-биографическая основа сказки, особенности системы образов и художественных деталей. Тема «дураков» в повести «Золотой ключик…».        
Тема 12. Творчество А.П. Гайдара для детей. Тема гражданской войны. «Сказка о Военной Тайне» А.П. Гайдара: мифологемы войны и мира, детского подвига и жертвы. Значение сказки в повести «Военная тайна». «Горячий камень» – сказка-притча. Тема социализма. Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь С. Я. Маршака.      
2. Система персонажей в повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Основная идея повести.      
3. Философская проблематика в рассказе А.П. Гайдара «Горячий камень».      
Тема 13. Творчество С. Я. Маршака для детей Философская проблематика в поэзии С.Я. Маршака для детей. Биография и творческий путь С. Я. Маршака. Общая характеристика драматических произведений С. Я. Маршака для детей («Кошкин дом», «Теремок»). Юмор и сатира в поэзии С. Я. Маршака для детей («Багаж», «Почта», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер»). Английская поэзия для детей в переводах С. Я. Маршака («Баллада о королевском бутерброде», «Шалтай-Болтай»). Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь С. Я. Маршака.      
2. Общая характеристика драматических произведений С. Я. Маршака для детей («Кошкин дом», «Теремок»).      
3. Юмор и сатира в поэзии С. Я. Маршака для детей («Багаж», «Почта», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер»). Подготовить выразительное чтение данных стихотворений.      
4. Английская поэзия для детей в переводах С. Я. Маршака («Баллада о королевском бутерброде», «Шалтай-Болтай»). Подготовить выразительное чтение данных стихотворений.      
Тема 14. Творчество С. В. Михалкова для детей Биография и творческий путь С. В. Михалкова. Гипербола как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Дядя Степа» (1935). Прием абсурда как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Фома» (1935). Предмет разговора героев в стихотворении С. В. Михалкова «А что у вас» (1935). Юмор в стихотворении С. В. Михалкова «Прививка» (1958). Тема сказки С. В. Михалкова «Три поросенка». Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь С. В. Михалкова.      
2. Рассмотрите гиперболу как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Дядя Степа» (1935).      
3. Рассмотрите прием абсурда как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Фома» (1935). Подготовьте выразительное чтение данного стихотворения.      
4. Рассмотрите предмет разговора героев в стихотворении С. В. Михалкова «А что у вас» (1935). Отметьте в их разговоре переход от словесной игры к серьезным темам.      
5. Юмор в стихотворении С. В. Михалкова «Прививка» (1958). Подготовить выразительное чтение данного стихотворения.      
6. Тема сказки С. В. Михалкова «Три поросенка».      
Тема 15. Творчество Н.Н. Носова. Послевоенное детство в изображении Н.Н. Носова. Проблемы раннего взросления и социального самоопределения «детей войны» в творчестве Н.Н. Носова. Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь Н.Н. Носова      
2. Проблема взросления ребенка в рассказах Н.Н. Носова «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» (роль взрослых в воспитании детей; характеристика персонажей)      
3. Сопоставить тематику и проблематику рассказов Н.Н. Носова и Е.И. Чарушина      
Тема 16. Творчество К.Г. Паустовского для детей Биография и творческий путь К. Г. Паустовского. Основные мотивы и авторская позиция в рассказе К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Идейное содержание в рассказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Символическое значение образов стального колечка и теплого хлеба в рассматриваемых рассказах К. Г. Паустовского. Практические занятия:      
1. Биография и творческий путь К. Г. Паустовского.      
2. Прочитайте рассказ К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Почему рассказ имеет такое заглавие? Рассмотрите мотивы «волшебства», «обыкновенного чуда» в рассказе: сбылось ли предсказание веселого бойца? Почему выздоровел дед Кузьма? как относится автор к мировосприятию Варюши? Опишите приход весны: укажите, какие чувства затрагивают авторские описания весны.      
3. Прочитайте рассказ К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Почему рассказ имеет такое заглавие? Перечислите причины изменения ситуации к лучшему.      
4. Как Вы думаете, какую причину автор считает наиболее правдоподобной? Попробуйте определить символическое значение образов стального колечка и теплого хлеба в рассматриваемых рассказах К. Г. Паустовского.      
Тема 17. Творчество Э.Н. Успенского. Причины подъема детской литературы на рубеже 50-60-х годов. Повести и рассказы для детей в 60-е – 80-е годы. Повести и рассказы для детей – жанровые формы, стили, темы. Сказочный мир героев Эдуарда Успенского. Юмор в сказке Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Система персонажей в повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»: характеристика и прототипы.        



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: