Исследовательский университет»
(НИУ «БелГУ)
УТВЕРЖДАЮ | ||
![]() | ||
В.Б. Тарабаева | ||
16.03.2016 |
Рабочая программа дисциплины (модуля) | ||||||
Детская литература | ||||||
наименование дисциплины (модуля) | ||||||
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки/специальности | ||||||
Направление подготовки | 44.03.01 Педагогическое образование | |||||
Профиль подготовки | Начальное образование | |||||
Автор: | профессор кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, д.ф.н., доцент В.А. Черкасов | |||||
должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия | ||||||
Программа одобрена | кафедрой теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства | |||||
Протокол заседания кафедры от | 02.03.2016 | № | ||||
дата | ||||||
Программа согласована | с кафедрой теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства | |||
Протокол заседания кафедры от | 02.03.2016 | № | ||
дата | ||||
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенций | Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ОК-6 | способность к самоорганизации и самообразованию | Знать: основные подходы к самоорганизации и самообразованию. |
Уметь: воспитывать и развивать способность к самоорганизации и самообразованию обучающихся. | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками воспитания и развития способности к самоорганизации и самообразованию обучающихся | ||
ПК-4 | Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов | Знать:возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов. |
Уметь:использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Часть основной образовательной программы | Определитель – индекс Дисциплины |
Вариативная часть | Б1.В.ОД.9.2 |
2.1. Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Приступая к изучению дисциплины, будущий бакалавр должен знать основы педагогики, методику преподавания литературного чтения, языкознания, теории литературы.
2.2. Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
«История отечественной литературы», «Теория литературы и практика читательской деятельности».
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид работы | Форма обучения | |||||||||||||||
Очная | Заочная | Очно-заочная | ||||||||||||||
Семестр | Курс | Семестр | ||||||||||||||
№ 6 | - | Всего | № 6 | № 7 | Всего | № | № | Всего | ||||||||
Количество часов на вид работы: | ||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||||||||||||||||
Аудиторные занятия (всего) | ||||||||||||||||
В том числе: | ||||||||||||||||
Лекции | - | |||||||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||
Иные виды работ в соответствии с учебным планом | - | - | ||||||||||||||
Внеаудиторная работа (всего) | ||||||||||||||||
В том числе: | ||||||||||||||||
КСР | ||||||||||||||||
Индивидуальные консультации по выполнению курсовой работы | ||||||||||||||||
Иные виды работ в соответствии с учебным планом | ||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | ||||||||||||||||
В том числе: | ||||||||||||||||
Зачет | З | |||||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||||
Консультация | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||||||||||||||||
В том числе: | ||||||||||||||||
Презентации | ||||||||||||||||
Работа над рефератом | ||||||||||||||||
Работа над докладом | ||||||||||||||||
Всего: | ||||||||||||||||
Зачетные единицы: | ||||||||||||||||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Темы (разделы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Наименование раздела, темы дисциплины (модуля) | Виды учебной работы (бюджет времени) | |||||||||||||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | ||||||||||||||||
Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | |
Тема 1. Предмет, цели и задачи науки о детской литературе | ||||||||||||||||||
ТЕМА 2. Традиционный детский фольклор | ||||||||||||||||||
Тема 3. Басни И.А. Крылова и детская литература. | ||||||||||||||||||
Тема 4. Сказки Э.Т.А. Гофмана и творчество А. Погорельского и В.Ф. Одоевского. | ||||||||||||||||||
Тема 5. Стихотворные сказки А.С. Пушкина. | ||||||||||||||||||
Тема 6. Творчество В.А. Жуковского для детей. | ||||||||||||||||||
Тема 7. Творчество Л.Н. Толстого для детей. | ||||||||||||||||||
Тема 8. Трансформация сказочного жанр в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка | ||||||||||||||||||
Тема 9. Русская поэзия второй половины XIX века в детском чтении | ||||||||||||||||||
Тема 10. «Нормативная» поэтика К.И. Чуковского и ее реализация в творчестве поэта. | ||||||||||||||||||
Тема 11. Повесть-сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». | ||||||||||||||||||
Тема 12. Творчество А.П. Гайдара для детей. | ||||||||||||||||||
Тема 13. Творчество С. Я. Маршака для детей | ||||||||||||||||||
Тема 14. Творчество С. В. Михалкова для детей | ||||||||||||||||||
Тема 15. Творчество Н.Н. Носова. | ||||||||||||||||||
Тема 16. Творчество К.Г. Паустовского для детей | ||||||||||||||||||
Тема 17. Творчество Э.Н. Успенского. | ||||||||||||||||||
Всего: |
4.2. Содержание разделов дисциплины:
Наименование раздела, темы дисциплины (модуля) | Содержание разделов дисциплины (модуля) | Содержание практических занятий и/или лабораторных работ | |||
Тематика | Кол-во часов | ||||
О | озо | зо | |||
Тема 1. Предмет, цели и задачи науки о детской литературе. | Введение в историю детской литературы. Место детской литературы в культуре детства и ее роль в развитии мировой и отечественной культуры. Современное понятие о детской литературе. Классификации детской литературы: жанрово-тематическая, читательско-возрастная, художественно-функциональная. Специфика поэтики "детских" произведений. Круг чтения детей: историко-социальная подвижность, современные тенденции развития. "Детское" литературное произведение в контексте других видов искусств. Будущее детской литературы. | ||||
ТЕМА 2. Традиционный детский фольклор | Традиционный детский фольклор. Определение фольклора. Жанрово-функциональная классификация традиционного детского фольклора. Поэзия материнства, детской игры, календарного обряда. Сказочный и несказочный эпос. Понятие о сказочном вымысле. Народный театр и его влияние на развитие детского театра. Современный детский фольклор. | Практические занятия: | |||
1. Основные жанры «материнской» поэзии (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и т.д.). | |||||
2. Идейное содержание русских народных сказок. | |||||
Тема 3. Басни И.А. Крылова и детская литература. | Определение жанра басни. Биография и творческий путь И.А. Крылова. Афористичность басен И.А. Крылова. Близость поэтики басен И.А. Крылова к поэтике устного народного творчества. Особенности авторской позиции в баснях И.А. Крылова. Идейное содержание басен И.А. Крылова. Поэзия И.А. Крылова в детском чтении. | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь И. А. Крылова. | |||||
2. Смысл крылатых выражений, восходящих к басням И. А. Крылова: Тришкин кафтан, Демьянова уха, Ай, Моська, знать, она сильна… | |||||
3. Темы басен И. А. Крылова «Волк и ягненок», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица». | |||||
4. Мораль басен «Лисица и виноград», «Ворона и лисица». | |||||
5. Подготовить выразительное чтение указанных текстов. Выучить басню «Квартет» наизусть. | |||||
Тема 4. Сказки Э.Т.А. Гофмана и творчество А. Погорельского и В.Ф. Одоевского. | Расцвет авторской сказки в эпоху романтизма. Понятие об авторской сказке. Отличия авторской сказки от сказки фольклорной. Причины обращения писателей романтического направления к жанру сказки. Использование поэтики фольклорной сказки. Сказки братьев Гримм – между фольклором и литературой. Фантазии Т.А. Гофмана и В. Гауфа. Король сказок Х.-К. Андерсен. Прозаические сказки В. Ф. Одоевского. Рождение жанра повести-сказки: «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского. | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь Э.Т.А. Гофмана и А. Погорельского. | |||||
2. Принцип «двоемирия» как ведущий идейно-композиционный прием в сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». | |||||
3. Принцип «двоемирия» как ведущий идейно-композиционный прием в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». | |||||
Тема 5. Стихотворные сказки А.С. Пушкина. | Стихотворные сказки А. С. Пушкина. Категория чуда в сказках А.С. Пушкина. Творческая история сказок А.С. Пушкина. Идейно-композиционные особенности «Пролога» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идейное содержание «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Тема добра и зла в сказке А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. Тематика и проблематика «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина. | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь А.С. Пушкина. | |||||
2. Система персонажей в сказке А. С. Пушкина о царе Салтане («СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»). | |||||
3. Тема добра и зла в сказке А. С. Пушкина о мертвой царевне («СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»). | |||||
4. Нравственно-этический конфликт в сказках А. С. Пушкина о рыбаке и о золотом петушке («СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»). | |||||
Тема 6. Творчество В.А. Жуковского для детей. | Биография и творческий путь В. А. Жуковского. Поэтика В.А. Жуковского в интерпретации М.И. Цветаевой. Символика баллад В.А. Жуковского. Образы и мотивы в стихотворениях В. А. Жуковского для детей. Интерпретация русским поэтом сюжетов сказок Перро и братьев Гримм. | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь В. А. Жуковского. | |||||
2. Подготовить сообщение на тему: «Лесной царь» Гете и одноименная баллада В. А. Жуковского в интерпретации М. И. Цветаевой (статья «Два Лесных царя»). | |||||
3. Символика в балладе В. А. Жуковского «Светлана». | |||||
4. Образы и мотивы в стихотворениях В. А. Жуковского «Мальчик-с-пальчик», «Птичка», «Котик и козлик». | |||||
5. Сопоставьте сказку Ш. Перро «Спящая красавица» (в неадаптированной версии!) с одноименной сказкой В. А. Жуковского. Укажите и объясните различия в интерпретации русским поэтом сюжета французской сказки. | |||||
Тема 7. Творчество Л.Н. Толстого для детей. | Разновидности детского рассказа в творчестве Л. Н. Толстого. Автобиографическая повесть Л. Н. Толстого «Детство». Прозаическая сказка в творчестве Л. Н. Толстого. Идейное содержание повести «Казаки», рассказов-былей «Филиппок», «Пожарные собаки», сказки «Три медведя». | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь Л. Н. Толстого | |||||
2. Идейно-нравственное содержание повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» | |||||
3. Найдите правого и виноватого в сказке Л. Н. Толстого «Три медведя». | |||||
4. Кто умнее в были Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», люди или пожарная собака? | |||||
5. Почему автор с симпатией относится к своему герою Филипку (быль «Филипок»)? | |||||
Тема 8. Трансформация сказочного жанра в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка | Разновидности детского рассказа в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка. Трансформация сказочного жанра в рассказах «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш». | ||||
Тема 9. Русская поэзия второй половины XIX века в детском чтении | Принципы отбора стихотворений для детского чтения. Особенности восприятия стихов детьми. Стихи Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Н.А. Некрасова и др. в детском чтении. Особенности хрестоматийных «детских» стихотворений. Лирические, гражданские, комические и игровые мотивы в стихах для детей поэтов XIX века. Новаторство Н. А. Некрасова — детского поэта. | ||||
Тема 10. «Нормативная» поэтика К.И. Чуковского и ее реализация в творчестве поэта. | Сказка-поэма «Крокодил» К.И. Чуковского – революция в детской книге. «Заповеди для детских поэтов». Реализация этих «заповедей» в собственном творчестве поэта («Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха» и т.д.). | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь К. И. Чуковского. | |||||
2. К. И. Чуковский утверждал, что для его «Тараканища» требуется 28 рисунков (по числу зрительных образов), для «Мойдодыра» – 23. Проиллюстрируйте данное утверждения писателя собственными рисунками. | |||||
3. К. И. Чуковский писал: «Вырабатывая форму «Крокодила» (1916), я пытался всячески разнообразить фактуру стиха | |||||
в соответствии с теми эмоциями, которые этот стих выражает: от хорея переходил к дактилю, от двухстопных стихов – к шестистопным». Проиллюстрируйте данное утверждение писателя, проанализировав стиховую форму его «Крокодила». | |||||
4. Проанализируйте звукопись и размеры в стихотворении К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Подготовьте выразительное чтение данного стихотворения. | |||||
5. Прочитайте главу II книги К. И. Чуковского «От двух до пяти» и ответьте на следующие вопросы: – с помощью каких критериев писатель оценил качество стихов, вошедших в окончательный вариант таких его стихотворений, как «Айболит», «Мойдодыр»? | |||||
Тема 11. Повесть-сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». | «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого: история создания, отличия от сказки К. Коллоди, театрально-биографическая основа сказки, особенности системы образов и художественных деталей. Тема «дураков» в повести «Золотой ключик…». | ||||
Тема 12. Творчество А.П. Гайдара для детей. | Тема гражданской войны. «Сказка о Военной Тайне» А.П. Гайдара: мифологемы войны и мира, детского подвига и жертвы. Значение сказки в повести «Военная тайна». «Горячий камень» – сказка-притча. Тема социализма. | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь С. Я. Маршака. | |||||
2. Система персонажей в повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Основная идея повести. | |||||
3. Философская проблематика в рассказе А.П. Гайдара «Горячий камень». | |||||
Тема 13. Творчество С. Я. Маршака для детей | Философская проблематика в поэзии С.Я. Маршака для детей. Биография и творческий путь С. Я. Маршака. Общая характеристика драматических произведений С. Я. Маршака для детей («Кошкин дом», «Теремок»). Юмор и сатира в поэзии С. Я. Маршака для детей («Багаж», «Почта», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер»). Английская поэзия для детей в переводах С. Я. Маршака («Баллада о королевском бутерброде», «Шалтай-Болтай»). | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь С. Я. Маршака. | |||||
2. Общая характеристика драматических произведений С. Я. Маршака для детей («Кошкин дом», «Теремок»). | |||||
3. Юмор и сатира в поэзии С. Я. Маршака для детей («Багаж», «Почта», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер»). Подготовить выразительное чтение данных стихотворений. | |||||
4. Английская поэзия для детей в переводах С. Я. Маршака («Баллада о королевском бутерброде», «Шалтай-Болтай»). Подготовить выразительное чтение данных стихотворений. | |||||
Тема 14. Творчество С. В. Михалкова для детей | Биография и творческий путь С. В. Михалкова. Гипербола как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Дядя Степа» (1935). Прием абсурда как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Фома» (1935). Предмет разговора героев в стихотворении С. В. Михалкова «А что у вас» (1935). Юмор в стихотворении С. В. Михалкова «Прививка» (1958). Тема сказки С. В. Михалкова «Три поросенка». | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь С. В. Михалкова. | |||||
2. Рассмотрите гиперболу как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Дядя Степа» (1935). | |||||
3. Рассмотрите прием абсурда как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Фома» (1935). Подготовьте выразительное чтение данного стихотворения. | |||||
4. Рассмотрите предмет разговора героев в стихотворении С. В. Михалкова «А что у вас» (1935). Отметьте в их разговоре переход от словесной игры к серьезным темам. | |||||
5. Юмор в стихотворении С. В. Михалкова «Прививка» (1958). Подготовить выразительное чтение данного стихотворения. | |||||
6. Тема сказки С. В. Михалкова «Три поросенка». | |||||
Тема 15. Творчество Н.Н. Носова. | Послевоенное детство в изображении Н.Н. Носова. Проблемы раннего взросления и социального самоопределения «детей войны» в творчестве Н.Н. Носова. | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь Н.Н. Носова | |||||
2. Проблема взросления ребенка в рассказах Н.Н. Носова «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» (роль взрослых в воспитании детей; характеристика персонажей) | |||||
3. Сопоставить тематику и проблематику рассказов Н.Н. Носова и Е.И. Чарушина | |||||
Тема 16. Творчество К.Г. Паустовского для детей | Биография и творческий путь К. Г. Паустовского. Основные мотивы и авторская позиция в рассказе К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Идейное содержание в рассказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Символическое значение образов стального колечка и теплого хлеба в рассматриваемых рассказах К. Г. Паустовского. | Практические занятия: | |||
1. Биография и творческий путь К. Г. Паустовского. | |||||
2. Прочитайте рассказ К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Почему рассказ имеет такое заглавие? Рассмотрите мотивы «волшебства», «обыкновенного чуда» в рассказе: сбылось ли предсказание веселого бойца? Почему выздоровел дед Кузьма? как относится автор к мировосприятию Варюши? Опишите приход весны: укажите, какие чувства затрагивают авторские описания весны. | |||||
3. Прочитайте рассказ К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Почему рассказ имеет такое заглавие? Перечислите причины изменения ситуации к лучшему. | |||||
4. Как Вы думаете, какую причину автор считает наиболее правдоподобной? Попробуйте определить символическое значение образов стального колечка и теплого хлеба в рассматриваемых рассказах К. Г. Паустовского. | |||||
Тема 17. Творчество Э.Н. Успенского. | Причины подъема детской литературы на рубеже 50-60-х годов. Повести и рассказы для детей в 60-е – 80-е годы. Повести и рассказы для детей – жанровые формы, стили, темы. Сказочный мир героев Эдуарда Успенского. Юмор в сказке Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Система персонажей в повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»: характеристика и прототипы. |