См. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине, размещенный в системе «Пегас» по адресу: https://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=6756 9.3.2. Вопросы для зачета
1. Предмет и задачи науки о детской литературе
2. Детский фольклор: специфика, основные жанры
3. Тематика и проблематика русских народных сказок
4. Детская литература X-XVIII веков: общая характеристика
5. В.Г. Белинский о специфике детской литературы
6. Темы басен И.А. Крылова
7. М.И. Цветаева о мастерстве В.А. Жуковского-переводчика («Два Лесных царя»)
8. Приемы создания эмоционально-психологической атмосферы «сна» Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»)
9. Тема детей и детства в сказках и стихах В.А. Жуковского
10. Реализация идеи в композиции «Пролога» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
11. Система персонажей в «Сказке о царе Салтане…» А.С. Пушкина
12. Тема добра и зла в сказках А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и о семи богатырях», «О золотом петушке»
13. Тема двоемирия в творчестве А. Погорельского и В.Ф. Одоевского
14. Дидактические мотивы в творчестве А. Погорельского и В.Ф. Одоевского
15. Конфликт между «потребностью в любви» и рациональным началом в повести Л.Н. Толстого «Детство»
16. Система персонажей в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
17. Нравственно-этическая проблематика в произведениях Л.Н. Толстого для детей («Три медведя», «Филиппок», «Пожарные собаки»)
18. Тема взросления ребенка в повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»
19. Функции персонажей в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
20. Трансформация сказочного жанра в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш»)
21. Точка зрения автора и героев в рассказах А.П. Чехова «Ванька» и «Каштанка»
22. Социальные мотивы в творчестве Н.А. Некрасова (на материале «Стихотворений, посвященных русским детям»)
23. Русская поэзия второй половины XIX века в детском чтении
24. Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева
25. «Нормативная» поэтика К.И. Чуковского и ее реализация в творчестве поэта
26. Эволюция образа заглавного героя в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
27. Тема «дураков» в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
28. География пространства в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
29. Юмор и сатира в детской поэзии С.Я. Маршака
30. Творчество А.Л. Барто: общая характеристика
31. Тема героизма в творчестве Б.С. Житкова
32. Люди и животные в творчестве Б.С. Житкова
33. Эволюция героев в повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
34. Образ болота в повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
35. Основные мотивы в творчестве А.П. Гайдара (сказка о Мальчише-Кибальчише, «Тимур и его команда»)
36. Идейное содержание сказки А.П. Гайдара «Горячий камень»
37. Художественный мир «Уральских сказов» П.П. Бажова
38. Художественные средства создания образов в детском творчестве С.В. Михалкова
39. Тема ума в повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим, Черное Ухо»
40. Символика заглавия в сказках К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и «Теплый хлеб»
41. Дети и взрослые в творчестве Н.Н. Носова («Мишкина каша», «Огурцы», «Заплатка», «Живая шляпа») и Е.И. Чарушина («Страшный рассказ»)
42. Система персонажей в повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»: характеристика и прототипы.
Критерии оценки ответа студентов на зачете
При проведении зачета предусмотрена двухбалльная оценка знаний студентов – «зачтено» и «не зачтено».
Оценка «зачтено» выставляется студенту, который в полном объеме усвоил программный материал, выполнил практические работы, успешно проходил тестирование, не допускает существенных ошибок в ответах на поставленные вопросы.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который освоил учебный материал не в полном объеме, не выполнил часть практических работ, не выполнил отдельные тесты, допускает существенные ошибки в ответах на поставленные вопросы.
Балльно-рейтинговая система оценки качества освоения учебной дисциплины
Семестр
Виды учебной работы (соотнесенные с разделами, частями, темами дисциплины или соответствующие дисциплине в целом) | Баллы |
1. Лекции | |
Тема 1. Предмет, цели и задачи науки о детской литературе. | 4 |
ТЕМА 2. Традиционный детский фольклор. | 4 |
Тема 3. Басни И.А. Крылова и детская литература. | 4 |
Тема 4. Сказки Э.Т.А. Гофмана и творчество А. Погорельского и В.Ф. Одоевского. | 4 |
Тема 5. Стихотворные сказки А.С. Пушкина. | 4 |
Тема 6. Творчество В.А. Жуковского для детей. | 4 |
Тема 7. Творчество Л.Н. Толстого для детей. | 4 |
Тема 8. Трансформация сказочного жанр в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка | 4 |
2. Практические занятия | |
Тема 1. Традиционный детский фольклор. | 3 |
ТЕМА 2. Басни И.А. Крылова и детская литература. | 3 |
Тема 3. Сказки Э.Т.А. Гофмана и творчество А. Погорельского и В.Ф. Одоевского. | 3 |
Тема 4. Стихотворные сказки А.С. Пушкина. | 3 |
Тема 5. Творчество В.А. Жуковского для детей. Тема 6. Творчество Л.Н. Толстого для детей. | 3 |
Тема 7. «Нормативная» поэтика К.И. Чуковского и ее реализация в творчестве поэта. | 3 |
Тема 8. Творчество С. Я. Маршака для детей. | 3 |
Тема 9. Творчество С. В. Михалкова для детей. | 3 |
Тема 10.Творчество К.Г. Паустовского для детей | 3 |
1. Индивидуальные задания | |
2. Итоговое тестирование | |
3. Зачет | |
Количество баллов (max) |
Шкала оценивания:
Неудовлетворительно (баллов включительно) | Удовлетворительно (баллов включительно) | Хорошо (баллов включительно) | Отлично (баллов включительно) |
0-50 | 51-60 | 61-70 | 71-100 |