Т. КАРЛЕЙЛЬ КАК ИСТОРИК ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ




Вышел из низов. Был сыном каменщика. Политико-исторические и философские теории К. легли в основу дальнейшего развития английской общественной мысли: известно его влияние на Диккенса, Дизраэли, Дж. С. Милля.

Основные положения Карлейля:

1. По своим взглядам был близок к романтикам. Влияние на него оказали труды таких авторов как Фихте, Гете и Гегель.

2. Две проблемы в работах – Фр. рев. и Англ. рев.

3. В нач. 1840-х выступал с критикой капитализма и бурж. идеологии.

4. Труд: «Французская революция» (1838). Историю рев-ии доводит до 1795 г. Рев-ия в его представлении- это анархия. При написании «Фр. рев.» не изучал историч. источников и документов. Ранние авторы отказывались понимать причины Фр. рев. Карлейль попытался вскрыть причины. Обличал негодность фр. монархии и ее учреждений. Причины рев.: голод, нагота, кошмарный гнет. Восхищался героизмом революционеров. В целом осуждал Фр. рев., как и все революции вообще. Однако, он ярко изображает в отрицательном свете старые, дореволюционные порядки и в результате косвенно оправдывает рев-ию как вспышку народного гнева. Хар-ая черта книги- сочувствие народу и его страданиям.

5. Труд: «Чартизм». Сочувствовал народу и его страданиям. Увидел корни чартизма: нищета и бесправие масс.

6. Труд: «Прежде и теперь». Взгляды Карлейля менялись, становясь все более реакционными. Идеализировал средние века. Монарх обеспечивал порядок и благополучие всех, а церковь заботилась о высоких моральных ценностях.

7. 1845 – публикация «Писем и речей О. Кромвеля» (5 т.). В англ. лит. Кромвель – тиран и цареубийца. Попытался реабилитировать Кромвеля, вскрыть мотивы его политич. деятельности. Причина рев.: религ. борьба. Кромвель – выдающийся человек.

8. Лекции «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841). История есть биография великих людей. Народ – орудие в руках великих людей. Каждой эпохе соответствует свой герой:

• герой-Бог (Один),• герой-Пророк (Мохаммед),• герой-Поэт,• герой-Проповедник,• герой-Писатель (Руссо),• герой-Вождь (Наполеон).

9. В основе философских воззрений лежал субъективный идеализм. Он исходил из убеждения, что ист. Процесс не подчиняется каким- либо объективным закономерностям, а зависит рт воли и деятельности отдельных личностей.

10. Кон. 1840-х – поворот к реакции. 1848 – осудил рев.в Европе. Выступил против отмены рабства в США. 1871 – осудил деятельность Париж.коммуны. Биография: «Биография прус.кор. Фридриха II». Восхищался порядками Прус.гос.

 


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫТ. КАРЛЕЙЛЯ

 


ВИГСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В АНГЛИИ. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫТ.Б.МАКОЛЕЯ

К середине XIX в. преобладающее положение в английском общ-ве заняла Вигская школа. Крупной фигурой этого направления был Генри Галлам.

ГАЛЛАМ, Генри (1777-1859).

Труд: «Конституционная история Англии от Генриха VII до Георга II» (3 т. 1827).

Положения Галлама:

1. Английская конституция близка к идеалу из-за отсутствия в ней крайностей. Крайности – деспотизм и «анархия» (народовластие).

2. В истории Англии крайности – редкое исключение. В ней всегда господствовала «золотая середина».

3. Заявлял, что в Англии всегда царила законность, и с ней считались все, в том числе и правители.

4. Но признаёт, что в истории Англии были периоды, когда была какая-либо крайность. В правление Генриха 8 царил деспотизм, а во время рев-ии сер. 17 в.- анархия. Однако такие периоды были исключением и длились недолго.

5. Англия- страна, процветающая под властью мудрого закона и конституции.

6. Автор совсем не касался экономики и соц. Проблем.

МАККИННОН, Уильям (1789-1870).

Труд: «История цивилизации и общественного мнения», в котором заявлял, что «чем больше численность средних классов в отношении других классов, тем больше счастье нации». Панегирик «возвышающему воздействию» бурж. цивилизации. Основным показателем ее уровня автор считает общественное мнение. Причину английской рев-ии сер. 17 в. видел в попытке игнорировать интересы буржуазии.Самым крупным историком вигского направления был, несомненно, Томас Бабингтон Маколей (1800—1859). МАКОЛЕЙ, Томас Бабингтон (1800-1859). Труд: «История Англии от воцарения Якова II» (1842-1859). «История» имела колоссальный успех. Успеху сочинения способствовала его блестящая литературная форма и живость рассказа. Задача автора – воссоздать прошлую действительность во всей ее конкретности, в живописных подробностях. В ценьре внимания- «славная рев-ия» 1688 г. В ней привлекал компромиссный хар-р. Книга представляет дифирамб англ. Констит. Монархии. Книга была переведена на многие языки, в том числе русский.

Статья: «Об истории». Отрицал беспристрастие в истории. Считал, что историк – человек, весьма заинтересованный, и не обязан следовать фактам (как у ШИЛЛЕРА). Взгляда Маколея: 1. Пытался соединить историю и литературу.2. Его произведения соответствовали запросам современности.3. Считал, что все проблемы современности корнями уходят в прошлое.4. История состоит из двух составляющих – поэзии и философии.5. Отказался как от политич. деятельности так и деятельности профессорской. Считал, что если историк будет заниматься гос. делами, то его работы будут бесполезны.6. Идеальный историк должен обладать таким воображением, чтобы литературно передать суть проблемы. Идеальный историк должен литературно показать дух и хар-р эпохи. Он имеет право на вымысел для того, чтобы раскрыть проблему.

7. Был противником демократизации английского политического строя.8. Стремился к точности в деталях.

9. Осуждал политический строй в Америке.10. До Маколея господствовала торийская концепция (полный отказ от идеи реф-м, отказ от рев-ии).11. В революции много зла, но это зло оправдано. Был рад за свержение монархии во Франции.12. Противник насилия, крайностей.13. Во Франции свобода рождалась из крови.

14. Рев-ия- это сложное явление, необходимая в том случае, если прав-во допускает ошибки.15. Подчёркивает, что все заслуги принадлежат вигам.16. Философия и поэзия в истории не могут соединяться17 Идеальный историк должен из прошлого извлекать уроки, историк подобен художнику.


21. Малогерманская историография После револ 1848—1849 гг. в Гер быстро развивался капитализм. В широких масштабах происход промыш переворот, фабрика решит вытесняла мануфак. И сел хоз медленно, но неуклонно эволюц по так назыв прусскому пути. Однако рев не разрешила важней вопроса о нац единстве страны. Вопрос о единстве страны стал гл как в полит, так и в идеологии основных классов гер общ.С 50-х годов в буржуазной нем историогр различ два гл направ: прусско-малогерм, примыкав по своим методам исследов к шк Ранке, и австро-великогерм, католич. Продолжала существ, но приходила в упадок южногерм либеральная историогр.С середины XIX в. в связи с усложн предмета и метода ист науки и ее разделен на древ, средневек и новую ист на факульт герм университ были введены новые кафедры. В подготов историк все большую роль играли ист семинары, участники которых создав науч работы и диссерт. Однако в Гер еще не сущ единого центра организ ист исследов: ни общегер академии, ни нац исследов института.В различ землях Гер империи создавались ист общества, в которых были представ крупные ученые-специалисты. Самое известное из них было организовано при Баварской академии наук. Основа легенды была заложена Дройзеном в «Ист прусской политики» (14 тт., 1855—1886). Трейчке решительно провозгласил необход вооруж борьбы против партикуляристско-династических сил: «Изгнание княж династий, присоедин их к Пруссии — такова моя программа». Малогер ист отказались от гегелевской философии истории, презрительно отклоняли «ист конструкции» идеологов Просвещ, явно поворачивали к реакционным субъективно-идеалист схемам. На практике отстаивавшийся ими «реальный ист идеализм» означал открытое провозглаш принципа буржуазной партийности историогр. Вместе с тем малогер прикрывали субъективизм своих исследований ссылками на «интересы народа и государства». Малогер шк отказалась от идей «ист шк права» о решающей роли правовых инстит в ист и от мысли Ранке о главенстве религиозных идей. На первое место она поставила «вел ист личность».Четкая политич программа малогерманцев, их непосред отклик на наиболее актуальную тогда проблему создания нац госуд обусловили большое влияние этой школы. Видя в нем «центр фактор ист», малогер восхваляли основу буржуазно-юнкерской империи — союз дворянства и буржуазии и осуждали рабочее движение как «враждебное госуд».Малогер занимали также вопросы буржуазной революции, констит монархии и парламент."Малогерманская школа", "политическая школа", - господствующее направление нем. бурж. историографии 2-й пол. 19 в. Ведущие представители: Г. фон Зибель (1817-95), Г. фон Трейчке (1834-96), И. Г. Дройзен (1808-84), а также Л. Гейсер (1818-67), Г. Баумгартен (1825-93), М. Дункер (1811-86).Представители П. ш. и., к-рая вошла в историю гл. обр. как идейно-политич. направление, выступали в качестве идеологов крупной нем. буржуазии, напуганной революцией 1848-49 и стоявшей за соглашение с юнкерством. В 50-60-х гг. 19 в. П. ш. и. активно выступала за малогерманский путь объединения Германии (во главе с прусской монархией), борясь против революц и против великогерманского путей объединения. Истор этой школы восторж встретили осущ Бисмарком объед Гер "железом и кровью", в дальней активно поддерж его политику, эволюционируя от умеренного либерализма (в 50-60-х гг.) до явной реакционности (в 70-90-х гг.).Полит. взгляды П. ш. и. оказали серьезное влияние на ее методологию и историогр. практику. В силу своего антидемократизма П. ш. и. боролась с достиж прогресс гейдельбергской школы истор, в силу идеологии компромисса с юнкерством поддерж многие теоретич. принципы Л. Ранке и реакц. романтиков (культ гос-ва, признание "особого нем. духа", примата внеш. политики и др.). В итоге П. ш. и. способств теоретич упадку нем. буржуаз историогр 2-й половины 19 в., искорен в ней прогрес традиций, тесному сближению бурж. историографии с реакционной юнкерской историографи. 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: