История психолого-педагогической мысли философов древнего Китая (Конфуций и др.)




Древнекитайскими философами-просветителями сделаны первые попытки теоретически осмыслить процессы воспитания и образования. Основные философские школы в Китае возникли к VI в. до н.э. - Даосизм, Буддизм, Конфуцианство. Наибольшее влияние на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Тезис Конфуция: «Нет ничего лучшего, чем следовать древним», - можно рассматривать как вечный девиз воспитания по китайскому образцу. С самого детства китайцы впитывают в себя традиции и наследие богатой духовной культуры своего народа, следуя его заветам: «Из древних, чудесных камней сложите ступени будущего».

Китайские учёные и философы всегда помнили о позитивных сторонах учения Конфуция, ценили его просветительские идеи, его интерес к жизни и делам человека. Настойчивое стремление Конфуция к знаниям, истине, его гуманизм и проповедь борьбы за высокий нравственный идеал имели огромное воспитательное значение для десятков поколений китайцев. Любовь к учению, вежливость, уважение к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, составили важную часть китайского менталитета, стали характерными чертами китайского народа. Особого внимания заслуживает учение о семейном воспитании китайского просветителя ЯньЧжи Туя (531-595 гг.), который суммировал все доктрины о семейном воспитании и обучении, существовавшие ранее в Китае, раскрыл их положительные стороны и на их основе создал свою дидактическую концепцию. Необходимость изучения социокультурных истоков воспитания побудила нас обратиться к принципам семейного воспитания историка СыМаГуана (1019-1086гг.) и поэта Лу Ю (1125-1210 гг.). Важное значение приобретает сегодня учение философов и педагогов Ван Шоу Жэня (1472-1528 гг.) и ЦзэнГуо Фана (18111872 гг.). Назрела необходимость научного обоснования концепции дошкольного воспитания реформатора китайского образования Кан Ю Вэя (1858 -1927 гг.). Вклад этих мыслителей в педагогическую науку до настоящего времени детально не изучен. На сегодняшний день отсутствует научно обоснованная концепция исторического развития педагогической мысли о воспитании детей в Китае, с обоснованием четкой периодизации, базирующейся на результатах разностороннего анализа каждого отдельного этапа. Не сформулированы принципы использования древних традиций семейного воспитания в современной теории и практике воспитания и образования детей. Анализ имеющихся исследований по данной проблеме показывает, что в современной историко-педагогической науке настоящая тема не изучена достаточно полно, что подтверждается отсутствием специальных работ, раскрывающих исторический процесс развития педагогической мысли о воспитании детей в Китае.

 

Взгляды и педагогические идеи древних философов (Платона, Сократа) оказавших большое влияние на развитие педагогики» с указанием краткой биографии, основных идей, мыслей.

По своему происхождению Платон принадлежал к одному из наиболее богатых и знатных родов Афин. Время его детства (род. в 427 г.) и юности совпадает с бурной эпохой Пелопоннесской войны. Многие члены его семьи принадлежали к видным деятелям олигархической партии, и Платон, получая блестящее по своему времени образование, рос в среде, где неприязнь к демократии нередко переходила в ненависть.

Платон встретился с Сократом и вступил в число его постоянных слушателей, когда ему было около 20 лет. В таком сближении не было ничего удивительного: юноша Платон шел по пути многих своих сверстников, представителей «золотой» афинской молодежи.

Платон сошелся с Сократом и остался ему верным до самой его смерти. Личность и учение Сократа во время жизни последнего вполне удовлетворяли Платона: у него Платон находил углубленный подход к жизненным явлениям, попытки найти ряд устойчивых точек в мире относительности, который выдвигали софисты, и притом – на основе политических воззрений, совпадавших с политическими воззрениями круга самого Платона, чему не мешал бьющий в глаза демократизм уклада жизни Сократа.

Благодаря личному общению о Сократом, еще не установившееся мировоззрение молодого Платона получило ряд новых обоснований для своей неприязни к демократия, которые могли казаться тем значительнее, что Сократ строил их не на основе личной ненависти, как многие из окружающих Платона представителей озлобленной аристократии, но на ряде теоретических предпосылок, а этим предпосылкам Сократ умел придать характер бесспорности в глазах своих учеников.

Платону было 28 лет, когда на его глазах развернулся процесс Сократа. Обстоятельства этого процесса еще и еще раз укрепили Платона в его неприязни к демократии.

В истории античной педагогики Платону, его педагогическим теориям и его педагогической деятельности должно быть отведено видное место.

Педагогическая работа являлась для Платона на протяжении всей его творческой жизни одним из важнейших видов общественной деятельности.

Суждения на педагогические темы, приобретая разные оформления, неоднократно высказываются им во многих его диалогах.

Так, мы находим их уже в ранних сократических диалогах Платона «Лахете» (185,а) и «Эвтидеме», и эти же заветные мысли получают развитие в одном из последних созданий философа – в его «Тимее».

В данном случае не следует также забывать и собственной обширной педагогической деятельности Платона в той созданной им философской школе, Академии, которая просуществовала столетия.

От эпохи Возрождения, когда такие поклонники Платона, как МарсилиоФичино, доходили в своем почитании древнего мыслителя до почти религиозного обожания, идет традиция, на основании которой его личность рисуется многим еще в наши дни, как отрешенная от бурного потока окружающей жизни и всецело погруженная в невременное.

Такой подход ложен в своей основе и обусловлен, прежде всего, классовыми позициями тех, кто высказывает подобные суждения.

Если ни одного явления культурной жизни Эллады мы не можем понять без учета тех общественных условий, которые их породили, то это, прежде всего, относится к Платону, в особенности к его педагогическим воззрениям, в основе которых лежат ярко выявленные стремления переплести нити, идущие от дософистических течений греческой мысли и софистики, условно включая в это понятие и Сократа.

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.

Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.

Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: