«Вторым Учителем» называли Абу Насыра Мухаммеда аль-Фараби (872 – 951) – тюркского философа и ученого. Знание ремёсел и основ науки аль-Фараби получил в медресе Отрара. Однако большая часть его жизни прошла за пределами Ата мекен — Земли предков, в основном в Багдаде и Дамаске — столицах Арабского халифата и мировых культурных центрах того времени. Аль-Фараби был последователем Аристотеля, признавал существование высшего мира и возможность его познания через ощущения. Одно из важнейших его достижений в области философии — учение о разуме. Он является также автором многочисленных трудов по психологии, в частности трактатов «О темпераменте», «Слово о сновидении», «Слово об уме юных «Слово об уме взрослых» и других Большое значение аль-Фараби придавал методологическим вопросам, которые он изложил в трактате «Происхождение наук». Он автор «Большой книги музыки» — важнейшего источника знаний о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе.
По аль-Фараби педагогика – это искусство управления волей и желанием воспитуемого человека в определенном направлении соответствующими средствами и методами. Воспитательный процесс по аль-Фараби, как правило, должен управляться, направляться опытным педагогом.Первостепенную роль аль-Фараби отводит нравственному воспитанию, которое в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства и счастья. Великий ученый придавал большое значение духовному воспитанию, которое включает в себя интеллектуальное и теоретическое воспитание личности. При этом особенно важным является овладение полноценными научными знаниями. Также аль-Фараби подчеркивает роль окружающей среды в воспитании личности, его воли и желания. Велика мера трудов и нравственной силы аль-Фараби.
|
Утверждение, что если человека правильно воспитывать с младенчества, можно создать «новую породу людей, свободную от пороков общества», принадлежит: а) Ф. Фребелю, б) И.И. Бецкому, в) Л.Н. Толстому. Прокомментируйте его педагогические идеи.
Это утверждение принадлежит И.И. Бецкому (14 февраля 1704 – 10 сентября 1795) – видному деятелю русского Просвещения, инициатору создания Смольного института и Воспитательного дома.
И. И. Бецкой полагал возможным создать “новую породу людей путем воспитания. Переоценивая роль воспитания в общественной жизни, он утверждал, что “корень всему злу и добру — воспитание”. Он надеялся на то, что первые воспитанные в закрытых учебно-воспитательных заведениях новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, и так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а, следовательно, улучшатся общество и общественная жизнь.
Главными средствами нравственного воспитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство. Бецкой придавал очень большое значение физическому воспитанию, он требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей.
|
Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности. Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний.
Бецкой требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, “добросовестными и примера достойными людьми”, он говорил о том, чтобы из всех живущих в воспитательном доме создать дружную семью.
Вопреки существующему заблуждению, макаренковский тезис о трудовом воспитании был выдвинут задолго до советской эпохи: "…праздность – мать всех пороков, а трудолюбие – отец всех добродетелей", – писал Бецкой.
57. На основе содержания педагогического романа "Эмиль, или О воспитании" проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Обратите особое внимание на идеи свободного, отрицательного, физического, трудового воспитания.
Внешнюю природу Руссо рассматривает и как источник внешних впечатлений (а потоми как источник наблюдений и знаний), и как источник эстетического наслаждения и нравственного успокоения к совершенствованию, и как (самое главное) средство гармонического (естественного, свободного) развития личности."Культ природы" у Руссо - отвращение к искусственности, фальши, жажда всего естественного, простоты, непосредственности, скромности, отсутствие желаний, кроме тех, которые обусловлены необходимостью поддержания физической силы.
|
Руссо намечает три вида воспитания и три типаучителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.
Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.
Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.
Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.
Отцы должны выполнять три задачи, он должен дать: «человечеству – человека, обществу – общественных людей, государству – государственных граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом.Воспитателем ребенка должен быть молодой человек, для того, чтобы стать для ребенка наставником и другом.
По мнению Руссо, учить ребенка до 12 лет не нужно, пусть все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Также ребенку не нужно до 12 лет знакомиться с книгами. Однако ребенок до 12 лет может усвоить идею собственности.В этом возрасте нельзя принуждать ребенка заниматься против воли, а нужно упражнять его чувства. В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребенка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль.Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен и поэтому, что никто не знает и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии.
Также Руссо призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. И утверждает, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению.
Руссо не хотел связывать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Систематические знания Руссо отбросил; вместе с тем, он показал знание самодеятельности, наблюдательности, пытливости подростка.Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу.
В период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делается упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий, ребенок сам отвечает на возникающие вопросы.
Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.