Кого на востоке называли «Вторым Учителем» (после Аристотеля)? Прокомментируйте его педагогические идеи.




«Вторым Учителем» называли Абу Насыра Мухаммеда аль-Фараби (872 – 951) – тюркского философа и ученого. Знание ремёсел и основ науки аль-Фараби получил в медресе Отрара. Однако большая часть его жизни прошла за пределами Ата мекен — Земли предков, в основном в Багдаде и Дамаске — столицах Арабского халифата и мировых культурных центрах того времени. Аль-Фараби был последователем Аристотеля, признавал существование высшего мира и возможность его познания через ощущения. Одно из важнейших его достижений в области философии — учение о разуме. Он является также автором многочисленных трудов по психологии, в частности трактатов «О темпераменте», «Слово о сновидении», «Слово об уме юных «Слово об уме взрослых» и других Большое значение аль-Фараби придавал методологическим вопросам, которые он изложил в трактате «Происхождение наук». Он автор «Большой книги музыки» — важнейшего источника знаний о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе.

По аль-Фараби педагогика – это искусство управления волей и желанием воспитуемого человека в определенном направлении соответствующими средствами и методами. Воспитательный процесс по аль-Фараби, как правило, должен управляться, направляться опытным педагогом.Первостепенную роль аль-Фараби отводит нравственному воспитанию, которое в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства и счастья. Великий ученый придавал большое значение духовному воспитанию, которое включает в себя интеллектуальное и теоретическое воспитание личности. При этом особенно важным является овладение полноценными научными знаниями. Также аль-Фараби подчеркивает роль окружающей среды в воспитании личности, его воли и желания. Велика мера трудов и нравственной силы аль-Фараби.

 

Утверждение, что если человека правильно воспитывать с младенчества, можно создать «новую породу людей, свободную от пороков общества», принадлежит: а) Ф. Фребелю, б) И.И. Бецкому, в) Л.Н. Толстому. Прокомментируйте его педагогические идеи.

Это утверждение принадлежит И.И. Бецкому (14 февраля 1704 – 10 сентября 1795) – видному деятелю русского Просвещения, инициатору создания Смольного института и Воспитательного дома.

И. И. Бецкой полагал возможным создать “новую породу людей путем воспитания. Переоценивая роль воспитания в общественной жизни, он утверждал, что “корень всему злу и добру — воспитание”. Он надеялся на то, что первые воспитанные в закрытых учебно-воспитательных заведениях новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, и так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а, следовательно, улучшатся общество и общественная жизнь.

Главными средствами нравственного воспитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство. Бецкой придавал очень большое значение физическому воспитанию, он требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей.

Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности. Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний.

Бецкой требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, “добросовестными и примера достойными людьми”, он говорил о том, чтобы из всех живущих в воспитательном доме создать дружную семью.

Вопреки существующему заблуждению, макаренковский тезис о трудовом воспитании был выдвинут задолго до советской эпохи: "…праздность – мать всех пороков, а трудолюбие – отец всех добродетелей", – писал Бецкой.

 

57. На основе содержания педагогического романа "Эмиль, или О воспитании" проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Обратите особое внимание на идеи свободного, отрицательного, физического, трудового воспитания.

Внешнюю при­роду Руссо рассматривает и как источник внешних впечатлений (а потоми как источник наблюдений и знаний), и как источ­ник эстетического наслаждения и нравственного успокоения к совер­шенствованию, и как (самое главное) средство гармонического (естественного, свободного) развития личности."Культ природы" у Руссо - отвращение к искусственности, фальши, жажда всего естественного, простоты, непосредственности, скромности, отсутствие желаний, кроме тех, которые обусловлены необходимостью поддержания физической силы.

Руссо намечает три вида воспитания и три типаучителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

Отцы должны выполнять три задачи, он должен дать: «человечеству – человека, обществу – общественных людей, государству – государственных граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом.Воспитателем ребенка должен быть молодой человек, для того, чтобы стать для ребенка наставником и другом.

По мнению Руссо, учить ребенка до 12 лет не нужно, пусть все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Также ребенку не нужно до 12 лет знакомиться с книгами. Однако ребенок до 12 лет может усвоить идею собственности.В этом возрасте нельзя принуждать ребенка заниматься против воли, а нужно упражнять его чувства. В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребенка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль.Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен и поэтому, что никто не знает и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии.

Также Руссо призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. И утверждает, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению.

Руссо не хотел связывать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Систематические знания Руссо отбросил; вместе с тем, он показал знание самодеятельности, наблюдательности, пытливости подростка.Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу.

В период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делается упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий, ребенок сам отвечает на возникающие вопросы.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!