Аристотель в основу познания положил чувственный опыт, ощущения. Ошибки познания происходят от неправильного истолкования чувственного опыта.
В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души:
1. растительная (проявляется в питании и размножении);
2. животная/волевая (проявляется в ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная (характеризуется еще мышлением или познанием).
Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.
Цель воспитания, состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой. Как в каждом веществе заложена возможность развития, так и человеку природа дает лишь зародыш способностей; возможность развития осуществляется воспитанием. Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание.
Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Государство должно заботиться о тождественном воспитании.
Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.
Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп.
Физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Музыка – главный фактор нравственного воспитания.
Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум — таковы три источника нравственного воспитания.
Добродетель - способность поступать наилучшим образом. Одна из главных добродетелей – мужество. Добродетелью является поведение, избегающее во всем крайностей как избытка, так и недостатка.
Перечислите трактаты аль – Фараби и опишите педагогические идеи
Основные трактаты аль – Фараби: «Диалектика», «Что должно предшествовать», «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля», «Риторика», «Об искусстве поэзии», «Математические трактаты», «Трактат о музыке», «Трактат о религии», «Существо вопросов», «Основы мудрости», «Афористические записи» и т.д.
Педагогические идеи: Фараби был наиболее последовательным противником фанатичности идеологии ислама. Проблема воспитания выступала у Фараби как одна из самых важных и сложных частей его философской системы. Главная цель воспитания, согласно его концепции, — подвести человека к счастью через овладение им добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения истинно добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности. В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы воспитания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «мягкие» и «жесткие». Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы, к ним возможно применение «жестких методов», т. е. принуждения. Вместе с тем использование таких методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Воспитательная деятельность, таким образом, требует обширных знаний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с наблюдением и опытом самих воспитуемых.
Напишите эссе «Возникновение и развитие письменности – важнейший фактор и спутник генезиса школы».
Основные мысли: Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало "производительные возможности" школы.