Вопрос 2 Назначение Этики, ее структура.




Вопрос 1

Понятия: Этика, Мораль, Нравственность.

 

Н.Лосский: «Этика – наука о нравственном добре и зле, об осуществлении их в поведении человека, исследует конечную цель жизни человека и поведение его».

Многие современные философы говорят об Этике как о практической философии.

Основателем Этики считается Сократ. Он не оставил письменного наследия, зато есть работы учеников.

Выдающиеся мыслители в этой области: Платон, Аристотель, Сенека, Кант, Шопенгауэр, Ницше, Швейцер, В. Соловьев, Бердяев, Лосский, Толстой, Достоевский.

 

Аристотель. Его труд «Этика» - одно из первых произведений, поднимающих проблемы межчеловеческих отношений и воспитание добродетелей.

Этика (греч.) – «Этос» (обычай, нрав).

В системе наук Аристотель помещает Этику между учением о душе (психологии) и учением о государстве (политика). Цель Этики – воспитание достойных граждан, гармоничное взаимодействие их внутри государства. Аристотель вводит понятия этических добродетелей (свойства характера человека, его душевные качества). Он отделяет этические добродетели от природных аффектов (чувство страха), а также от умственных способностей (хорошая память).

К этическим добродетелям относятся: Доброта, Щедрость, Умеренность и т.д.

Позже, для более точного перевода Аристотеля с греческого на атынь, Цицерон формирует новые термины:

«этос» (mos) – моральный (moralis) – мораль (moralitas). ---точный аналог понятия Этика.

Этика и Мораль попадают в новоевропейские языки и возникают свои слова, обозначающие ту же реальность. (нравственность – нрав) – русский.

В процессе развития культуры, за разными словами – разный смысл. Значение слов менялось:

Этика – НАУКА, определяющая вид знаний. Мораль, Нравственность – то, что изучает Этика.

Гегель разводит понятия Мораль, Нравственность:

Мораль – то, какими видятся поступки человеку в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины.

Нравственность – то, какими на самом деле являются эти поступки в опыте жизни семьи, народа, государства.

В культурно-языковой традиции:

Нравственность – высокие основополагающие принципы жизни общества (религ. заповеди).

Мораль – более приземленные, исторически измен. нормы поведения (наставления учителя в школе)

В разговорном языке могут употребляться как синонимы.

 

Вопрос 2 Назначение Этики, ее структура.

Этика на теоретическом уровне решает многие из практических вопросов, которые возникают перед человеком в жизни и связаны с проблемами долга, добра, зла, смысла жизни.

Этика осмысливает, развивает, оформляет положения нравственных законов.

Назначение Этики в обосновании определенного типа поведения, в убеждении человека. -

Выделяют 3 составляющих: отношение к миру, к другому человеку и к себе.

Этика имеет структуру, состоящую из ряда разделов:

 

1) Общая теория Этики – раскрытие методологических проблем, изучение особенности морального сознания, места и роли морали в жизни общества, современное состояние морали и тенденции ее развития.

2) История этических учений – рассматривает эволюцию морали, законы ее развития, становление в обществе и социальную роль этических теорий.

3) Нормативная этика – изучает и обосновывает практические рекомендации, конкретные нравственные нормы, устанавливает границы между дозволенным и недозволенным.

4) Аксиологическая этика – наука о ценностях. Осуществляет критически-ценностный анализ поведения.

5) Теория нравственного воспитания – занимается мировоззренческим образованием.

6) Профессиональная Этика –определяет систему норм, регулирует взаимоотношения людей, регулирует их поведение в определенной сфере деятельности.

 

Проблематика сводится к изучению:

1) моральный статус группы

2) Профессионально-типичные ситуации, требующие определенной позиции.

3) Моральные обязанности и критерии их выполнения

4) Моральные кодексы, которые формируются в виде свода правил.

 

Виды профессиональной этики: политическая, юридическая, дипломатическая, врачебная, журналистская, студенческая, преподавательская…

Попытки разработать проф. кодекс – с давних времен. Самый древний кодекс – клятва Гиппократа.

Развитие проф. этики привело к закреплению проф. норм в общих сводах законов.

1832 – систематический свод законов (моральные кач. человека, стоящего на гражданской службе). Базируются на:

1) Здравый рассудок

2) Добрая воля в отправлении порученного

3) Человеколюбие

4) Верность службе

5) Усердие к общему добру

6) Радение о должности

7) Честность, бескорыстие, воздержание от взяток

8) Правый и равный суд ко всякому сост.

9) Покровительство невинному и скорбящему.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: