Вопрос 9 Целевые установки в жизни и деятельности человека: добродетель и порок.




Когда человек ставит перед собой какие-либо цели, он часто находится в ситуации выбора или внутреннего конфликта. Овидий: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» - выбор между добродетелью и пороком.

В эпоху Гомера: «знаю праведное, но выбираю приятное».

Знать, что такое добродетель и осуществлять – не одно и то же. Античные мыслители оценивали такую ситуацию как парадокс.

Аристотель считал, что человек, обладающий истинным знанием, не будет вести себя противоположным образом. Обладающим знанием можно считать лишь того, кто умеет его применять. Если человек знает одно, а поступает по-другому, значит он обладает не знанием, а мнением.

В более поздние периоды стало считаться, что двойственность натуры свойственна каждому человеку.

Добродетель изначально имела 2 значения:

1) Обобщенный показатель характера («добродетельный» т.е. живущий по моральным законам).

2) Конкретные личностные качества (щедрость, доброта).

Целевая установка – решимость, намерение действовать на основе моральных принципов. Установка на добродетель предполагает наличие в человеке чувства собственного достоинства и стремления его сохранить, прежде всего, из уважения к себе.

Этика добродетелей указывает на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать свой моральный долг.

Аристотель: Различаются разумные и нравственные добродетели или добродетели ума и добродетели характера:

1)-е развивается в человеке, благодаря обучению (мудрость, сообразительность, рассудительность)

2)-е проявляется на основе деятельности человека в результате приобретения опыта.

Добродетельным можно стать на основе конкретных поступков.

Согласно Аристотелю, Добродетель – мера между двумя крайностями. (избыток добродетели/добродетель/недостаток добр.: безрассудство/мужество/трусость и.т.д.)

Добродетель – четкая середина между пороками. Порок – беспределен.

Теории Аристотеля не являются общепринятыми.

2 группы добродетелей:

1) кардинальные (классическая Греция)

-умеренность

-мужество

-мудрость

-справедливость

2) богословские (теологические)

-вера

-надежда

-любовь

1) – отражает внимание к рациональным способностям человека

2) – упор на духовность

 

3) Соловьев «оправдание добра» всего 3 основные добродетели:

 

1) стыд (отношение к низшему)

2) жалость (отношение к другим людям, живым существам)

3) благоговение (отношение к высшему)

Все добродетели определяются тем, какие цели человек преследует

 

Удовольствие и польза.

Удовольствие- это чувства и переживания, сопровождающие удовлетворение потребностей или интересы. С точки зрения физиологических и психологических особенностей удовольствие очень важно. В Древней Греции было развито течение гедонизм(Аристипп- основатель).

Большой вклад внесли работы Фрейда. Психика человека по Фрейду такова, что независимо от нормативных установок удовольствие и неудовольствие недоминирующие. Телесные удовольствия: пища, тепло.

В разные эпохи общество пыталось отвлечь человека от удовольствий. Сексуальную энергию переключали на общественную активность(сублимация по Фрейду). Так было в СССР. Сексуальное влечение не должно отвлекать человека от социально- общественного.

Аморальным читался принцип наслаждения любой ценой. Крайней формой геденизма- садизм. Жестокость психическая и физиологическая. Постоянное стремление к получению удовольствия ведут к пресыщению, утрате интереса.

Утилитаризм- это учение о пользе. Главная цель- получение пользы. Польза- это та деятельность, которая отвечает интересам человека или общества, которая обеспечивает достижение целей, которая с наименьшими затратами способствует эффективности действия. Ф первобытности польза- удовлетворение жизненно важных потребностей. Далее с появлением имущественного неравенства, стремление к пользе- это стремление к наживе, осуждение общества. Товарное общество, капитализм- полезные приоритетные ценности.

Утилитаризм: 1) классический. Утверждает общую пользу в качестве главного критерия добра. Максимальная польза для максимального числа людей. Идеологи: Бентане. Марксизм- во главе общественный интерес. Мораль носит классовый характер. Высшая – это мораль рабочего класс. 2) Утилитаризм средней полезности. Направляет общество на личную пользу. Наиболее реалистичен.

Счастье, эвдемонизм

Главная установка- это стремление к счастью В древней Греции счастье- «эвдемония»- судьба человека под покровительством Богов. В русском слове счастье есть слово часть- это судьба, удел. Слово участь- однокоренное. Большинство философов считали смысл слова «счастье» одинаково у всех народов. Удача- это то хорошее, что получается вопреки расчетам. Она не зависит от человека. Ассоциировать счастье с удачей нельзя. Удача кратковременна. Судьба зависит от поведения человека. Аристотель разделял счастье на: внутренне или душевные совершенства(зависит от человека); внешние или материальные благополучия.

Душевные качества человека определяют счастье в значительной степени. Внешние обстоятельства тоже важны. Эпикур: «Счастье полностью зависит от нас». Эпикурейство=эвдемонизм(от слова счастье). Счастье- это самодостаточность человека. Человек должен жить незаметно. Свернуть бытие. Наслаждение- прекрасные страдания. Граница между наслаждением души и тела должна быть.

Удовольствия: 1) необходимые, естественные. 2) естественные, но менее необходимые. 3) неестественные и не необходимые.

Освободиться необходимо перед Богом, судьбой. Эпикур говорил, что счастье определяется качеством жизни. В общении с людьми необходимо нейтрализовать злость. Но ненавидеть, не призирать, не завидовать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: