Методика обучения упражнений в тяжлойатлетике




Основы техники выполнения тяжелоатлетических упражнений зак­ладываются с первых дней занятий. Закрепление же и тем более дальнейшее ее совершенствование про­должается на протяжении всей прак­тической деятельности атлета. Пренеб­режительное отношение к правильному в техническом отношении исполнению соревновательных и сопутствующих им специально-вспомогательных упражне­ний в дальнейшем станет сильнейшим тормозом в спортивной подготовке.

По мнению специалистов, в практике тяжелоатлетического спорта используют­ся два пути обучения тех­нике упражнений. Первый путь – обучение упражнениям тяжелой атлетики с последовательностью: подъем штанги на грудь, толчок от гру­ди и рывок. Второй путь – обучение упражнениям тяжелой атлетики с последовательностью: рывок, тол­чок от груди (штанга берется со стоек) и подъем на грудь. Выбор того или иного пути остается за (тре­нером) преподавателем. Однако во всех случаях обеспе­чивается педагогический принцип пос­ледовательности в обучении технике упражнений.

Последовательность обучения тяжелоатлетическим упражнениям включает: ознакомление, разучивание и тренировку (совершенствование).

Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного пред-

ставления об изучаемом упражнении. Для ознакомления нужно назвать упражнение, образцово показать, объяснить технику выполнения и его предназначение. При необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники и условия его выполнения.

Разучиваниенаправлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся, сложности тяжелоатлетических упражнений применяются следующие способы разучивания:

- в целом (если упражнение является несложным и доступным для обучаемых, а его выполнение по элементам или частям не возможно);

- по частям (если упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы);

- по разделениям (если упражнение сложное и его можно выполнить с остановками);

- с помощью подготовительных упражнений (если упражнение из-за трудности выполнить в целом нельзя, а разделить на части невозможно).

После разучивания упражнение выполняется в целом.

Тренировка направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении тяжелоатлетических упражнений с постепенным усложнением условий их выполнения и повышением физической нагрузки.

В начальном этапе учебно-тренировочного процесса обучение упражнениям тяжелой атлетики рекомендует­ся проводить в следующей последователь­ности:

- рывок в полуприсед;

- рывок в сед;

- толчок от груди (штанга берется со стоек);

- подъем на грудь в полуприсед;

- подъем на грудь в сед.

На начальном этапе обучения количество упражнений со штангой следует ограничить. По мере освоения двигатель­ных действий, закрепления умений и навыков в классических упражнениях тренировку проводить все разнообраз­нее, в ней все шире и шире применять подготовительные уп­ражнения и упражнения для развития силовых способностей.

Следует напомнить, что функцио­нальные возможности организма на начальном этапе обучения недостаточно адаптирова­ны к трудным условиям, создаваемых при натуживании во время подъема тяжестей. В рывке натуживание по времени очень непродолжительно и поэтому не всегда ощущается атлетом. Однако при подъеме штанги на грудь и в фазе выталкивания из крайнего нижнего положения оно проявляется особенно сильно.

Учебно-тренировочное занятие будет значительно эффек­тивнее, если в развитии физических ка­честв придерживаться определенных закономерностей. В начало основной части учебно-тренировочного занятия включать упражнения на раз­витие координации движений, ловкости и быстроты, затем – упражне­ния силового характера, а в конец – на выносливость. При этом необходимо иметь в виду, что по отношению к подъему штанги на грудь и толчку штанги от груди, рывок более координированное и скоростно-силовое упражнение.

Имеется целый ряд рекомендаций последовательности обучения техни­ке подъема штанги в соревнователь­ных упражнениях– рывке и толчке. На наш взгляд, наиболее предпочти­тельные аргументы по методике обуче­ния имеются у А.Н. Воробьева (1981). Остановимся на них.

В учебнике «Тяжелая атлетика» для институтов физкультуры рекомендует­ся начинать обучение в технике клас­сических упражнений со старта и исход­ных положений из виса. Первоначально рекомендуется планировать от трех до четырех подготовительных рывковых и толч­ковых упражнений. Отсюда следует, что одновременно необходимо проводить обучение как стартовому положению, так и подъему штанги из различных исходных положений.

Вот несколько примеров обучения новичков технике выполнения соревновательных упражнений.

Первое занятие:рывок в полупри­сед из виса (в исходном положении гриф расположен выше уровня коле­ней); старт, затем тяга до уровня коленей.

Второе занятие:рывок в полупри­сед из виса (в исходном положении, гриф расположен ниже уровня коле­ней); старт, затем тяга до уровня коленей; старт, затем тяга рывковая.

Третье занятие:рывок в полуприсед от помоста; старт, затем тяга рывковая до уров­ня коленей; рывок в полуприсед от по­моста с последующим приседанием со штангой вверху на прямых руках; тяга рывковая, затем ры­вок в полуприсед.

Четвертое занятие:рывок в полу­присед от помоста с последующим приседанием со штангой вверху на прямых руках; ры­вок классический от помоста; старт, затем тяга рывковая; старт, затем тяга рывковая до уровня коленей.

Для повышения эффективности обуче­ния технике соревновательных упражне­ний важно включать в разные части за­нятия имитационные упражнения из его основной части, а перед выполнением упражнений в основной части имитаци­онные упражнения желательно выпол­нять с небольшими отягощениями (ме­таллической палкой, грифом штанги).

Обучение рывку. Рывок в тяжелой атлетике относится к сложным в координационном отноше­нии скоростно-силовым упражнениям. Сложность выполнения упражнения в рывке возрастает с увеличением глу­бины подседа под штангу, поэтому целе­сообразно сначала освоить упражнение, не прибегая к расстановке ног. С этой це­лью лучше всего использовать рывок в полуприсед. Техника рывка в полупри­сед относительно более проста и доступ­на для освоения всеми занимающимися на первом же занятии. Приводим перечень подготовительных упражнений для обучения рывку. Обучение рывку рекомендуется проводить с помощью ниже перечисленных подготовительных упражнений. При этом необходимо помнить, что техника выполнения любого подготовительного упражнения долж­на соответствовать технике классичес­кого рывка.

1. Рывок в полуприсед из виса (гриф выше уровня коленей).

2. Рывок в полуприсед из виса (гриф ниже уровня коленей).

3. Старт, затем тяга рывковая от помоста с подниманием грифа до уровня коленей.

4. Старт, затем тяга рывковая от помоста.

5. Рывок в полуприсед от помоста.

6. Рывок в полуприсед от помоста с последующим приседанием со штангой вверху на пря­мых руках.

7. Рывок классический от помоста.

Очень эффективным для обучения рывку являются подготовительное упражнение – прыжок вверх с металлической палкой (грифом) из исходного положения, гриф выше коленей, хват рывковый, приземление в место отталкивания (руки всегда пря­мые, работают мышцы ног и трапецие­видные мышцы).

После правильного и прочного осво­ения рывка в полуприсед в тренировоч­ный процесс включать рывок класси­ческий из виса (гриф выше и ниже уровня коленей).

Обучение толчку. Толчок такое же, как и рывок, сложное в координационном отноше­нии упражнение. Оно состоит из двух движений: подъем штанги на грудь и толчок от груди. Сложность этого упражнения нарастает с увеличением веса штанги. Однако и уменьшение веса тоже может резко исказить техни­ку упражнения.

Перед началом обучения толчку за­нимающиеся уже получают определен­ные навыки в рывке и, следовательно, у них сформировались специальные представления о движениях, а также о мышеч­ных ощущениях. Одним словом, навы­ки, приобретенные в рывке, значи­тельно облегчают задачу по обучению технике толчка.

Рекомендуется сначала осваивать толчок от груди, затем – подъем штан­ги на грудь. В дальнейшем объединение этих двух упражнений в одно действие не вызывает каких-либо затруднений.

Толчок штанги от груди. Для мно­гих атлетов даже высочайшей квалифи­кации толчок штанги от груди нередко вызывает определенные трудности. На соревнованиях при выполнении толчка, как правило, большая часть неудач приходится именно на второе движение – толчку от груди. Многие из этих неудач связаны с ошибками, которые проявля­ются и прочно закрепляются еще в про­цессе первоначального обучения. Поэтому на разучивание техники толчка от груди никогда не надо жалеть времени и торопиться ис­пользовать большие отягощения.

Для более успешного овладения тех­никой толчка от груди на начальном этапе обучения служат подготовительные упражнения. Они должны способствовать фор­мированию у занимающихся правильно­го представления об особенностях выполнения этого сложного движения.

Обучение толчку штанги от груди рекомендуется проводить с помощью ниже перечисленных подготовительных упражнений.

1. Приседание со штангой на груди.

2. Швунг толчковый (штанга берется со стоек), а впослед­ствии – после подъема ее в полупри­сед.

3. Толчок от груди в «ножницы» (штанга берется со стоек), а впослед­ствии – после подъема ее в полупри­сед.

Хорошими подготовительными упражнениями могут быть толчок из-за головы и полутолчок.

Подъем штанги на грудь.Ввиду того, что с увеличением глубины ухо­да техника упражнения становится сложнее, целесообразно вначале осво­ить подъем на грудь в полуприсед применяя ниже перечисленные подготовительные упражнения.

1. Подъем на грудь в полуприсед из виса (гриф выше уровня коленей).

2. Подъем на грудь в полуприсед из виса (гриф ниже уровня коленей).

3. Старт, затем тяга толчковая от помоста подниманием грифа до уровня коленей.

4. Старт, затем тяга толчковая от помоста.

5. Подъем на грудь в полуприсед от помоста.

6. Подъем на грудь в полуприсед от помоста с последующим приседанием со штангой на груди.

7. Толчок классический от помоста и толчок от груди.

Хорошими подготовительными упражнениями могут быть прыжок вверх с металлической палкой (гри­фом) из исходного положения гриф выше коленей, хват толчковый, при­земление в место отталкивания (руки всегда прямые, работают мышцы ног и трапециевидные мышцы), а также быстрый подворот локтей с приседом под закреп­ленный гриф на различной высоте.

После правильного и прочного осво­ения подъема штанги на грудь в полу­присед в тренировоч­ный процесс включают подъем на грудь из виса из исходного поло­жения гриф выше и ниже уровня коленей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: