АНКЕТА — один из основных инструментов сбора первичной информации в рекламном исследовании. А. представляет собой перечень вопросов, ответы на которые могут быть стандартными (варианты ответов приводятся в анкете) или произвольными (открытые вопросы).
АРБИТРОН — приставка к телевизору для фиксирования каналов, телепрограммы которых просматриваются, а также времени просмотра. Используется в рекламных исследованиях. Впервые использована одноименной компанией.
АУДИМЕТР — устройство для определения времени работы приемника на волне определенной радиостанции. Используется в рекламных исследованиях.
АУДИТОРИЯ РЕКЛАМНАЯ — все лица, которые могут прочитать, увидеть или услышать рекламное сообщение, переданное конкретным источником информации.
АУДИТОРНЫЙ РАЗРЕЗ — цель рекламного исследования, определяющего характеристики аудитории: пол, возраст, семейное положение, образование и т. п.
БАРЬЕРЫ(ФИЛЬТРЫ) — элемент схемы коммуникации, представляющий собой различного рода ограничения в передаче обращения. Выделяют социальные, семантические, психологические и другие виды Б.
БЕСПОЛЕЗНАЯ АУДИТОРИЯ - адресаты рекламного обращения, на которых оно не было рассчитано.
ВТОРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - информация, которая уже существует в виде материалов отчетности, статей в прессе или собрана ранее в ходе предыдущих маркетинговых (рекламных) исследований.
ВЫБОРКА — статистический термин, обозначающий в маркетинговых и рекламных исследованиях группу людей или сегмент населения, которые призваны олицетворять собой генеральную совокупность, т. е. тип потребителей или население в целом.
ДЕКОДИРОВАНИЕ — элемент процесса рекламной коммуникации, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем (коммуникатором).
|
ДЕМОСКОПИЯ — раздел современной прикладной социологии, связанный с изучением общественного мнения посредством анкетирования.
ДНЕВНИКОВЫЕ ПАНЕЛИ — одно из средств получения первичной информации в ходе медиаисследований. Суть его состоит в том, что специально отобранные респонденты ежедневно в течение месяца с интервалом в 15 минут отмечают в специальном дневнике телеканал и телепередачу, которую они смотрят. В настоящее время Д. П. используются реже в связи с внедрением в практику исследования пиплметров.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ – вторичная аудитория, случайные читатели какого-либо издания, не являющиеся его подписчиками.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ – инструмент маркетинговых рекламных исследований, который представляет собой интервью с одним респондентом в форме свободной беседы. При этом опрашиваемого с помощью наводящих вопросов стимулируют к подробным высказываниям по конкретной проблеме.
ИНТЕРВЬЮЕР — участник социологического, (маркетингового, рекламного) исследования, опрашивающий респондентов или экспертов.
КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ — совокупность участников процесса коммуникации и носителей информации с момента кодирования обращения до момента получения его получателем.
КОДИРОВАНИЕ — элемент рекламной коммуникации; процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов.
КОММУНИКАТОР — лицо или фирма, которое осуществляет рекламную коммуникацию, инициатор и источник информации. Некоторые специалисты называют К. лиц, в чьи уста вкладываются рекламные обращения.
|
КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - совокупность стратегических долгосрочных установок фирмы в сфере осуществления ею коммуникаций в рамках ее маркетинговой политики.
КОММУНИКАЦИЯ — передача информации (обращения) от источника информации (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала.
МАРКЕТИНГОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - обеспечение взаимосвязей коммуникатора с покупателями, посредниками и другими участниками рыночной деятельности с целью установления с ними запланированных взаимоотношений. Это, в свою очередь, должно способствовать достижению инициатором М. К. его маркетинговых целей.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность методов, приемов и мероприятий, направленных на получение первичной информации. Результаты М. И. используются управляющими маркетингом для выработки оптимальных управленческих решений. Рекламные исследования являются разновидностью М. И.
МЕДИА — средство рекламы, например телевидение, радио, пресса и т.п.
МЕДИА-ПЛАНИРОВАНИЕ — процесс формирования системы каналов доставки рекламных обращений, основной задачей которого является оптимизация схемы размещения рекламных материалов.
МОДЕРАТОР — ведущий телевизионной программы. Иногда модератором называют ведущего фокус-группы.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ — элемент рекламной коммуникации; набор откликов получателя, возникших в результате контактов с рекламным обращением.
|
ОХВАТ (англ. Reach) — один из показателей медиапланирования, часть (процент) представителей целевой аудитории, вступивших в контакт с конкретным средством рекламы или сочетанием коммуникационных средств в течение определенного отрезка времени.
ПЕРВИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - информация, собираемая впервые для достижения конкретной исследовательской цели с использованием специальных исследовательских приемов и процедур.
ПЕРЕСЕКАЮЩАЯСЯ АУДИТОРИЯ - общая аудитория для нескольких носителей рекламы, так как большинство получателей читают или просматривают несколько печатных изданий, смотрят телепередачи нескольких телевизионных каналов и т. п.
ПИПЛМЕТР — приставка к телевизору для фиксирования каналов, телепрограммы которых просматриваются, а также времени просмотра. Кроме того, использование П. позволяет фиксировать, кто из членов семьи просматривал ту или иную телепрограмму. Используется в медиа-исследованиях. Процесс получения данных с помощью П. получил название «пиплметрия».
ПОЛУЧАТЕЛЬ (реципиент, адресат, представитель целевой аудитории обращения) — участник рекламной коммуникации; сторона, получающая обращение, переданное отправителем (коммуникатором).
РЕЙТИНГ (Rating) — показатель медиапланирования. Обозначает часть целевой аудитории, контактировавшую с конкретным медианосителем (смотревшую телепередачу, читавшую конкретный номер газеты и т. п.). Измеряется или числом человек, или в процентах к общей численности населения.
РЕЙТИНГ ПО ДАННОЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ (Target Rating Points) — показатель медиапланирования, отношение численности аудитории данного носителя к численности целевой группы, выраженное в процентах.
«РЕКЛАМНАЯ ПИРАМИДА» — сочетание основных типов потребительской аудитории, ее готовности приобретать рекламируемый товар. По мере возрастания ее готовности выделяют следующие стадии: незнание, осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, покупка, повторная покупка. Задачей функционирования системы маркетинговых коммуникаций фирмы является обеспечение продвижения потребительской аудитории по направлению к «вершине пирамиды» — к покупке (а в некоторых случаях — и к повторной покупке).
РЕКЛАМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - разновидность маркетингового исследования, имеющего целью сбор первичной информации с помощью специальных процедур. Основными объектами Р. И. являются: целевой рынок и комплекс маркетинга рекламодателя; маркетинговая среда; покупательское поведение потребителей и т. д.
РЕКЛАМНЫЙ КОНТАКТ — контакт одного из представителей целевой аудитории рекламного обращения с этим рекламным обращением.
РЕСПОНДЕНТ — опрашиваемый в ходе анкетного или иного опроса.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА - группа, оказывающая прямое или косвенное влияние на отношение или поведение человека.
РЕЦИПИЕНТ — 1) то же, что и получатель, адресат, т. е. участник рекламной коммуникации, сторона, получающая обращение, переданное отправителем (коммуникатором); 2) спонсируемая сторона в спонсорском проекте.
Си-Пи-Ти («Цена за тысячу», англ. СРТ, Cost Per Thousand) — показатель медиа-планирования, определяющий эффективность схемы размещения рекламного обращения. Рассчитывается как отношение суммы расходов на передачу обращения через конкретный медиа-канал к общей численности аудитории в тысячах человек.
СУММА РЕЙТИНГОВЫХ ПУНКТОВ (Gross Rating Points, GRP, «джи ар пи») — один из наиболее популярных показателей медипланирования, позволяющий оценить схему размещения обращения в нескольких медианосителях. Исчисляется как сумма произведений рейтингов всех носителей на число включений в них.
ФОКУС-ГРУППА — метод получения первичной информации, используемый в маркетинговых, в том числе рекламных, исследованиях. Суть его состоит в том, что специально отобранные представители целевой аудитории под руководством специалиста-психолога (модератора) определяют свое мнение к тому или иному предмету исследования (например к конкретному рекламному обращению, рекламной идее и т. п.). Результаты выраженной реакции фиксируются и впоследствии анализируются специалистами.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ РЕКЛАМНОГО ОБРАЩЕНИЯ - основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения. Подавляющее большинство Ц. А. Р. О. — потенциальные покупатели рекламируемого товара. Кроме них в Ц. А. Р. О. могут входить лица, относящиеся к референтным группам, т. е. оказывающие влияние (в данном случае) на принятие решения о покупке.
ЧАСТОТА ЭКСПОЗИЦИИ (англ. Frequency) - показатель медиа-планирования, который показывает, какая часть (процент) целевой аудитории сколько именно раз контактировала с носителем, содержащим рекламное обращение.
ЧАСТОТНОСТЬ — показатель медиапланирования, среднее число рекламных контактов представителей целевой аудитории в рамках конкретного графика размещения рекламы в течение определенного промежутка времени.