Название номера: «Казачий пляс».
Название - это авторское наименование конкретного художественного произведения. В основе – художественная деталь, характеризующая главного героя произведения; главный конфликт хореографического произведения; проблема, поставленная автором в произведении и разрешаемая им в самом повествовании. [7, С. 399.].
Название номера настраивает зрителя на образное восприятие танца и его атмосферу.
Вид: народно - сценический танец.
Вид – это классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). В хореографическом искусстве каждый вид имеет свою историю и этапы развития и становления, но все они идут от плясового фольклора.
Народный танец – это красочное, яркое творение народа, воплощающее в себе его эмоциональный и художественный образ. Народный танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился. Народный танец является олицетворением фантазии людей и всей глубины их чувств. Он насыщен содержанием, сюжетом, драматургической основой, пространственными рисунками и пластическими движениями, которые характерны для той или иной национальности. У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; посредством различных поз, скачков, движений, с помощью которых выражаются радость, горе, любовь или злость. Рождённый из жизни, народный танец возник как необходимая потребность проявления чувств. Он несёт в себе большую жизненную энергию, воплощённую в художественных формах.Народный танец – это самый распространенный вид танцевального искусства. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками.
|
Народное творчество является основой, на которой создается и развивается профессиональное искусство, источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Танцы, лишенные народной основы, были недолговечны и скоро забывались.
Народный танец в России популярен во многом благодаря ведущему ансамблю танца. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева— первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.
Примером народно - сценического танца казаков, может служить также номер, созданный на основе казачьего фольклорау Красноярского Государственного Академического ансамбля «Танца Сибири» им. М.С. Годенко с ярким танцем с боевым духом сибирских казаков с танцем«Красный Яр»
Данный вид хореографического искусства выбран, потому что наиболее точно отображает хореографическую культуру казачества. Через выразительные средства народно-сценического танца ярко раскрывается характер, темперамент сибирского казачества.
Жанр: игровой.
Жанр – это исторически развивающийся тип литературных произведений, основные признаки которого, постоянно меняясь вместе с развитием многообразия форм и содержания литературы, порой отождествляются с понятием «вид»; но чаще термином жанр определяется тип литературы по признаку содержания и эмоциональной характеристики: сатирический жанр, детективный жанр, жанр исторического очерка. [7, С. 264.].
|
Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.
Игровой жанр – в своей основе может иметь сюжет, но отличается от сюжетной постановки тем, что характеры героев здесь не изменяются, они статичны. [6, С. 23.].
Данный жанр хореографического номера выбран потому, что является ключевой основой происходящего действия. Пары игриво и задорно взаимодействуют друг с другом, подчеркивая непринужденность поведения персонажей и типажей, придавая эмоциональную окраску всей хореографической постановке.
Форма: крупная (массовый пляс)
Форма – это внешнее очертание произведения. Это то, как выражается и с помощью чего раскрывается содержание на сцене. Форма включает в себя все средства выразительности танца.[8.]. Ведь это не механическая совокупность отдельных движений, а их целостная система, подчиненная содержанию. Лишь в качестве элементов такой формы отдельные движения приобретают образно-содержательный смысл. В единстве содержания и формы определяющее значение принадлежит содержанию. Именно оно придает балету его общественное значение и идейный смысл. Вместе с тем, только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств делают содержание действительной духовной силой искусства. [9, С. 419.]. Лишь в качестве элементов такой формы отдельные движения приобретают образно-содержательный смысл. В единстве содержания и формы определяющее значение принадлежит содержанию. Именно оно придаёт балету его общественное значение и идейный смысл. Вместе с тем, только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств делают содержание действительной духовной силой искусства.
|
Массовая пляска – форма танца, которая включает в себя неограниченное количество участников. В классическом танце – кордебалет, коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах, так и в сочетании с ансамблем и с солистами. В народном танце это мужская или женская, массовая или парно-массовая пляска, массовый перепляс, хороводы, кадрили. К массовойпляске также относится сюита.
Эта особенность пляса появилась в связи со стремлением сохранить самостоятельность, свою культуру, быт, язык и веру.Для хореографического наиболее полно выражает идею номера «Казачий пляс», обрисовывает характеры, образы и взаимоотношения между исполнителями. Для хореографического номера «Казачий пляс» выбрана данная форма потому, чтоименно в массовой пляске наиболее четко и ярко раскрывается характер казачества, она дает возможность непосредственно передать темперамент, жизнелюбие и боевой дух казаков.
Музыка: музыка народная из репертуара ансамбля народных инструментов, ансамбля народного танца «Красный Яр». Музыкальный размер 2/4
Музыка (от греч. musike, букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.[9.].
Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную.
Основная область духовной музыки — культовая (древнейшая из сохранившихся ныне — музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную. [12.].
Хореография и музыка имеют глубокое родство, образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений человеческого тела. Не тот не другой виды искусства при этом не воспроизводят конкретных бытовых интонаций и движений. Общность образной природы создает возможность соединения музыки и хореографии в единое художественное произведение. Музыка усиливает выразительность в танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. При постановке номера возникает вопрос с соотношением хореографии и музыки их единства, соответствия, выражение одного в другом, - один из общепризнанных критериев художественности танцевального искусства.
Для хореографического номера «Казачий пляс» выбрана музыка, потому что она, отображает характер казаков, национальный колорит казачьей пляски. В музыке передается темперамент, огневой характер, ярко выраженные эмоции.
Идея и тема танца
Идея - (от греч. idea — образ, представление) — многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение хореографа к тем явлениям, которые им изображены. Безусловно, идейная оценка зависит от мировоззрения хореографа: если он принимает описанную им действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном отрицании. [13].
Идея. Не один праздник у казаков не обходится без песен и плясок, каждая песня, каждый танец, пришедший из далекого прошлого, восхищают нас и сегодня.
Воинский образ жизни, труд, традиции сформировали своеобразие и самобытность казачьего народного творчества. Являясь, пожалуй, самой яркой, важной частью русской хореографической культуры, танцевальное творчество казаков требует бережного отношения и развития.
Тема - (греч. thema – то, что положено «в основу»), содержание произведения в наиболее общем виде или содержание какого-либо фрагмента произведения. [7, С. 678.].
Тема: воссоздание и интерпретация самобытного творчества казаков. В номере воплощён образ свободолюбивого казачества. Виртуозная казачья пляска передает силу и мужество, удаль и выносливость мужчин. Казачки удивляют обаянием и задором, чувством собственного достоинства и жизнелюбием.
В хореографической постановке «Казачий пляс» показан один из эпизодов жизни казаков – народное гулянье по поводу их возвращения домой после военно-полевых учений.
Очерк танца
Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. [12.]. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полу художественный, полу документальный жанр в котором описываются реальные события и люди. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка – описание с натуры. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он, во всяком случае, ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость.
Казачий пляс олицетворяет мощь и отвагу мужчин, резвость и игривость казачек. Они сопровождали казака везде, были его непременным спутником в горе, в радости, в военном походе, домашних, хозяйственных делах. Это доказывает обилие пословиц и поговорок:
Казачьи пословицы и поговорки:
• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
• Казан проверяют по звону, а казака по слову.
• Казак молодой, а сноровка старая.
• Казаком быть — не разиня рот ходить.
Станица Раздорская. Солнце уже низко спустилось, летний жаркий день сменился теплым и тихим вечером. На берегу Енисея слышатся звуки песни, шум и смех. Был второй день Святой Троицы. Девушки-казачки водили хороводы, плели венки и обменивались подарками, после чего в течении всего года были неразлучными и считались кумушками. Мужчины, с утра оседлав коней, с песнями ехали в лес, где тоже плели венки и потом вплетали в гривы коней. Девушки встречали их на краю станицы, вместе отправлялись на берег реки, пускали венки по воде, пели песни и плясали. Вся станица гуляла, пела и веселилась.
Молодые казаки с казачками съезжались на своих вороных конях ближе к Енисею. Каждая казачка была невестой достойной, завидной – стройный гибкий стан, миловидное лицо, прямой взгляд. Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своего очарования, и что первое видится в казачке – это резвый характер быстрота и проворность в действиях и поступках.
Но и казаки были женихами завидными.
Один из казаков был крепкого телосложения и зависть здоровым, отважным и ловким. Сел он на коня, чтобы показать свою удаль молодецкую перед целой станицей, но, в первую очередь, молодым девушкам. Но ему не уступали по силе и ловкости другие казаки, они также были воспитаны в духе казачества и с достоинством показывали свои боевые качества. И вот решили они спустится со своих резвых коней, чтобы посоревноваться друг с другом и в танце. А казаки то, смелые мужественные, как пошли нагайкой крутить, замысловатые коленца выделывать – любо посмотреть! Каждая женщина могла гордиться за своего суженного. Да и казачки подстать мужчинам, не отстают от них – дробят, крутятся во все стороны – огоньдевки. А когда по парам вместе танцуют. Мужчины женщинам уважение выказывают, а те скромной улыбкой их награждают. Глаз от них не оторвать. Славно праздник прошел!
Драматургия танца
Драматургия(от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») - это понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. [12.].
Хореографическая драматургия – это процесс конфликтного столкновения и взаимодействие хореографических тем или образов, развивающихся по законам сценического, хореографического развития.
Экспозиция
На музыкальное вступление выходит из второй правой кулисы мужчина. Не доходя центра зала, он исполняет присядку и становится в позу. Из второй левой кулисы выходят две женщины и останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга. Не доходя до центра сцены, они исполняют «ковырялочку» и останавливаются в позе. Затем из второй и третей правых кулис появляются двое мужчин и останавливаются у этих кулис.Образуется композиционный рисунок «клин». Втроем исполняют движение «подбивку». Одновременно с мужчинами из третьей и второй левых кулис появляются четыре женщины, останавливаются у этих же кулис, образуя композиционный рисунок «клин» и исполняют движение «па де баск». Все исполнители, двигаясь против часовой стрелки, исполняя танцевальный ход, образуют композиционный рисунок «круг». Исполнив композиционный переход, все исполнители выстраиваются по три человека: три человека стоят рядом друг с другом по центру первого плана сцены, вторая тройка исполнителей, аналогично выстраиваются у третей правой кулисы, третья тройка - у левой третьей кулисы. Все поворачиваются лицом к зрителю.
Завязка
Все исполнители, двигаясь против часовой стрелки танцевальным ходом, образуют композиционный рисунок «круг» занимающий первый, второй и третий план сцены. В центр круга выходят мужчины и исполняют танцевальную комбинацию, основанную на подскоках, затем возвращаются на свои места, выполняя «бочонок».
Развитие действия
Исполняя композиционный переход, женщины выстраиваются в рисунок «линию» на первом плане сцены от первой правой до первой левой кулисы. Женщины исполняют танцевальную комбинацию, построенную на «дробях». В это время мужчины стоят на своих местах. Исполнив «дробную» комбинацию, три женщины, стоящие справа в линии, бегут вдоль третьего плана сцены, против часовой стрелки, затем передвигаются к центру третьего плана сцены. Аналогично три женщины, стоящие слева в линии, двигаются по часовой стрелке к центру третьего плана сцены. Встретившись в центре третьего плана сцены, женщины поворачиваются лицом к зрителю, образуя композиционный рисунок «полукруг». Из центра полукруга выходит мужчина, исполняет трюк «циркуль» в центре сцены. Две женщины, стоящие в полукруге, исполняют «дробную» комбинацию, приближаясь к мужчине, стоящему в центре сцены, затем возвращаются в полукруг к правой первой кулисе. Женщина, стоявшая у первой правой кулисы, проходит мимо них, исполняя танцевальную комбинацию; движется к левой первой кулисе, исполняя движение «моталочка», «ковырялочка» в повороте. А мужчина, вслед за ней выполняет трюк «склепка» на одну ногу. Оба исполнителя останавливаются в полукруге, у левой первой кулисы.
Кульминация
Из центра третьего плана сцены, выходят две женщины к центру второго плана и исполняют вращение: одна женщина выполняет на месте трюк «обертас-коза», вторая вокруг нее исполняет «бегунок», двигаясь по часовой стрелке. Закончив вращение, они возвращаются на свое место в полукруг. В центр первого плана сцены, выходит женщина и исполняет вращение на 360 градусов по часовой стрелке, по шестой позиции на месте, сопровождая их взмахами рук вверх. На конец музыкальной фразы женщины выстраиваются в композиционный рисунок «диагональ» от третьей правой кулисы до первой левой кулисы. Мужчины отходят к кулисам: двое мужчин к третьей кулисе, третий - к первой левой кулисе. Мужчина, стоящий у третьей правой кулисы, исполняет технически сложное движение «закладку», двигаясь вдоль «диагонали», которую выстроили женщины. Мужчина, стоящий у левой первой кулисы, исполняет трюк «козу» по кругу против часовой стрелки. Одновременно все женщины, исполняя танцевальный ход, двигаются за ним и на конец музыкальной фразы перестраиваются в композиционный рисунок «колонну».
Развязка
От центра третьего плана сцены, все женщины исполняют танцевальную комбинацию, передвигаясь из одной «колонны» в две «колонны» и вновь возвращаются в одну «колонну». Комбинация построена на танцевальных ходах в повороте на 360 градусов и дробных выстукиваниях.
Исполняя композиционный переход, все исполнители перестраиваются в рисунок «две линии». В первой линии стоят шесть человек от левой первой кулисы до правой первой кулисы, во второй линии стоят три человека по центру третьего плана сцены.
Все исполняют технически сложную комбинацию, основанную на движениях: «подбивках», «дробях» и «вращениях», кроме данных движений, мужчины исполняют присядку.
На конец последнего такта музыкальной фразы все останавливаются в позе.
2.5. Количественный состав исполнителей и возможные варианты его изменения
В номере принимают участие девять исполнителей. Состав исполнителей характерного номера «Казачий пляс» может меняться в большую сторону в зависимости от сценической площадки. Возраст исполнителей от 17 и более 20 лет
2.6. Особые указания к исполнению танца
Исполнители должны быть хорошо подготовлены для выполнения сложных движений народно-сценического танца и трюков.
Профессиональная техническая выдержка должна сочетаться с актерской выразительностью, с умением передать особую манеру исполнения казачьего пляса и ее колорит, а так же взаимоотношения мужчины и женщины.
Мужские движения должны исполняться, четко, резко, передавать широту, размах, удаль, силу, внимание и уважение к партнерше.
Женская манера исполнения: уверенность в себе, чувство собственного достоинства, в то же время живость и задор. В целом необходимо передать жизнеутверждающий характер танца.