Казачья пляска – разновидность русской пляски




Оглавление

Введение ……………………………….………………………………..……...4

Глава 1. Разновидности русской пляски.

1.1. Виды русской пляски…..………………………………………………..6

1.2. Казачья пляска – разновидность русской пляски……………………...8

1.3. Возникновение и развитиехореографической культуры казачества...12

1.4. Особенности казачьей пляски……………………..…………………...14

Заключение ……………………………….…………………………………....19

 

Глава 2. Экспликация авторской работы «Казачий пляс»

2.1. Название, вид, жанр, форма и музыка танца………………………….....21

2.2. Идея и тема танца………………………………………………...……..…25

2.3. Очерк танца………………………………………………………….……..26

2.4. Драматургия танца……….………………………………………………...28

2.5. Количественный состав исполнителей и возможные варианты его изменения………………………………………………………………………..32

2.6. Особые указания к исполнению танца…..………………………………..33

2.7. Сценическое оформление танца (описание костюмов, грим, световое оформление)…………………………………..……………………....................34

 

Список литературы ……………………………….…………………………...36

 

Приложение ……………………………….…………………………………….38

- фотографии;

- программа концерта;

- план сцены;

- видеозапись авторского номера.


Введение

Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории

Высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен и т.д., создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Красочные хороводы, мудреные кадрили, виртуозные пляски солистов, лихие переплясы, целомудренные парные пляски и т.д. говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.

Важное развитие в русской хореографии занимает казачья пляска.Фольклор, являющийся связующим компонентом казачьего менталитета, формой народной памяти об исторических событиях, закрепления и передачи накопленного социального опыта, важнейшим средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций. Реалии сегодняшнего дня ведут к тому, что постепенно забываются и уходят в прошлое уникальные элементы хореографии казачества.

Актуальность исследования. Казачья пляска давно вышла на профессиональную и самодеятельную сцену. Она стала одной из самых распространенных форм в репертуаре любительских, самодеятельных коллективов. Однако некоторые балетмейстеры, часто допускают серьезные ошибки при сочинении и постановки номеров, основанных на фольклоре казачества. Иногда они переносят лексику, положение рук, манеру и характер исполнения, присущие танцевальному творчеству казакам одного региона в танец казаков другого региона(например: из танца Кубанских казаков – в танец Сибирских казаков). В этой связи необходимы точные знания хореографической культуры казачества, их региональные особенности, отличие манеры и характера исполнения. Этим обусловлена актуальность настоящей дипломной работы, так как она исследует особенности танцевального творчества казаков разных регионов.

Объект исследования – хореографическая культура казачества.

Предмет исследования – особенности казачьей пляски

Цель исследования – изучить региональные особенности казачьей пляски для дальнейшего развития балетмейстерской практики.

Задачи:

1. Исследовать специальную литературу по исследуемой теме.

2. Изучить особенности русской пляски и ее разновидностей – казачьей пляски.

3. Исследовать возникновение и развитие танцевальной культуры казачества.

Методы исследования: изучение специальной литературы по теме, обобщение литературы, анализ балетмейстерских работ.

Структура дипломной работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Разновидности русской пляски

Виды русской пляски

 

Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. Список их включает в себя хороводы, кадриль и пляску. Но в каждом из них — столько разновидностей. Они позволяют танцору проявить индивидуальность, показать артистичность и мастерство владения своим телом, изобретательность и находчивость.

Некоторые исследователи также относят к этим танцам и танок, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли только в некоторых южных регионах.


Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Одиночная пляска имела свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начиналась с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем шло ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.

Парную пляску исполняли в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимали. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывало несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски были очень лиричны. Они не имели строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.

Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполнялся под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имела установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняли не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполнялись по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имели точное место рождения и бытования. Каждая местность имела свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Например: «Восьмера» - архангельская область, «Гусачок» - Смоленская область, «Тимоня» - Курская область, «Шестера» - Урал, «Карачанка» - Саратовская область. Все фигуры пляса были круговые: исполнялись против часовой стрелки. [17.].

 

Казачья пляска – разновидность русской пляски

Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.

 

На развитие кубанских казачьих танцев большое влияние оказало изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний, во многом сходном с обрядами русских и других славянских народов, вершиной которых является гопак. Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль, смелость. Часто в гопаке изображались целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”.

У запорожских казаков гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане казаков не было единства в отношении плана действия и когда все способы для достижения этого единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву - символ гетманской власти - выходили в круг, и, предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем самым давал согласие на повиновение гетману, и часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины, но постепенно входили и женщины. Так он приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас. Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам, украинский парный танец - “Казачок”, названный так народом в честь своих защитников. Фактически это гопак в несколько упрощенной форме. Казачок обязательно и всегда танцевали парами, в нем участвуют девушки, вследствие чего он более лиричен, не имеет больших трюков и рисунков.

 

Донские казаки - прекрасные наездники. С детства они овладевают искусством верховой езды. Неудивительно поэтому, что многие элементы движений народной мужской донской пляски передают характер езды на лошади. Так, например, танцевальные движения: «галоп», «лампасы», «галоп внизу» напоминают скачку на лошади, а некоторые другие движения в пляске являются подражанием джигитовке.

Это придаёт пляске характер мужественности и удали, воплощает в ней силу и ловкость лихого наездника.

Казачьи танцы можно разделить на две большие группы:

1. Славянские (русские) – сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы характерны для запорожских и донских казаков.

2. Кавказские (горские) – появились под влиянием южной культуры горцев. Именно поэтому, чем южнее проживали казаки, тем ярче проявляются элементы южных танцев – владение оружием, одежда, музыка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: