Костюм — может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека.[31].
Народный костюм - это традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а её «цветность», количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. [12.].
На рубеже ХIХ - XX веков в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, и их внешний облик складывался годами, а в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей, входящих в данное войско. [1, С. 9.].
Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась в середине XIX века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы. [8, С. 64.].
Рубаха - основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи - «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов - мережку. Затем стали носить рубахи двух видов - русскую и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.
|
Традиционный женский костюм сформировался к середине ХIХ века и имел русско - украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от «иногородних». Во все времена у любого народа была особая одежда, отличная даже от соседних областей. Зная об этом, кубанцы сразу же узнавали приезжих. [10, С. 32.].
Описание костюмов
Женский костюм:
Блуза из атласа, приталенная, с баской;
Широкая юбка из атласа фиолетового цвета с воланом;
Обувь – танцевальные туфли, кожаные, черного цвета (народные).
Мужской костюм:
Рубаха белого цвета из атласа (застежка, белые пуговицы);
Шаровары синего цвета с красными лампасами из атласа;
На поясе кожаный ремень;
Обувь – кожаные сапоги, черного цвета (народные).
Грим: концертный, лицо молодое.
Световое оформление: полный сценический свет.
Оформление сцены: белый кабинет. Покрытие площадки деревянный пол.
Список литературы
1. Балинов, Ш. Н. Чем было казачество [Текст]: журнал «Вольное казачество» / Ш. Н. Балинов - Прага: «Вольное казачество», 1931. – 40с.
2. Бухвостова, Л. В., Заикин, Н. И., Щекотихина, С. А. Балетмейстер и коллектив [Текст]: / Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С. А. Щекотихина – Орёл: ОГИИК, 2007. – 250с.
3. Быкадоров, И. Ф. История казачества [Текст]: библиотека «Вольного Казачества» / И. Ф. Быкадоров - Прага: «История казачества», 1930. – 139с.
|
4. Губарев, Г. В. Энциклопедия казачества [Текст]: / сост. Г. В. Губарев ред. – изд. Скрылов, А. И - Москва: Вече, 2007 – 544с.
5. Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст]: Издательство Московского государственного института культуры / А. А. Климов – Москва: «Основы русского народного танца», 1994. – 320с.
6. Махлина, С. Т. Семиотика культуры и искусства [Текст]: / Опыт энциклопедического словаря / С. Т. Махлина - Ч. 2. Санкт - Петербург: «Семиотика культуры и искусства», 2000. – 500с.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]: / С. И. Ожегов - 25 изд., исп. и доп. – Москва:/ ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. - 1328с.
8. Попов, А. Г. История о Донском войске [Текст]: литература начала XIX века по истории Донского войска / Попов, А. Г - Харбин: «История о Донском войске», 1814. – 188с.
9. Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь [Текст]: Гл. редактор А. М. Прохоров. 4 издание - Москва: «Советский энциклопедический словарь» / Сов. Энциклопедия, 1988. – 1600с.
10. Пудавов, М. В. История войска Донского и старобытность [Текст]: / МоскваВ.Пудавов - Новочеркасск: «История войска Донского и старобытность» Часть 1, 1890. – 345с.
11. Ткаченко, Т. С. Народный танец [Текст]: / издательство «Искусство» Т. С. Ткаченко – Москва: «Народный танец», 1967. – 672с.
12. История казачества Азиатской России [Текст]. Т. 2. Вторая половина XIX в. - начало ХХ века. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 252 с.
13. История казачества Азиатской России [Текст]. Т. 3. ХХ век. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 267 с.
Электронные ресурсы
14. https://contest.miroznai.ru/?p=5&mid=2293&item=rabota
|
15. https://kazachiyvir.ru/tradition/56-tancy-plyaski.html
16. https://rus-dance.ru/kakoy-on-narodnjyy-tanets-na-kubani.html
17. https://gotodance.ru/articles/kazachii_tanec_volya_v_kajdom_dvijenii
18. https://psibook.com/religion/kazachi-tantsy-kak-kulturnyy-fenomen.html
19. https://koi.tspu.ru/koi_books/Timoshenko/7.htm
Приложение
Красноясркий Государственный Академический ансамбль «Танца Сибири» им. М. С. Годенко
Красноясркий Государственный Академический ансамбль «Танца Сибири» им. М. С. Годенко
Государственный ансамбль танца «Козаки России»
Красноясркий Государственный Академический ансамбль «Танца Сибири» им. М. С. Годенко
Государственный ансамбль танца «Козаки России»
Красноясркий Государственный Академический ансамбль «Танца Сибири» им. М. С. Годенко
Государственный ансамбль танца «Козаки России»