Обработав тесты по курсам «Педагогической психологии» и «Современного русского языка», мы получили следующие первичные данные: уверенность в суждениях испытуемых по каждому вопросу и по всему тесту в целом (таблицы 2 и 3). Наглядно представить разницу в уверенности суждений (курс «Педагогическая психология») между испытуемыми мы можем с помощью диаграммы 1.
Мы видим, что наибольшую (более 50%) уверенность в собственных суждениях проявили испытуемые под номерами 2, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 16, 17. Из них трое (исп. 2, 7, 13), чьи показатели близки к отметке 50%. Это говорит нам о том, что данные студенты в равной степени уверены как в правильности, так и в ложности своих суждений. Теперь сопоставим уверенность в суждениях с объективными показателями знаний - процент выполненных заданий.
Сравнительные данные диаграммы 2 говорят нам о том, что такая высокая уверенность в собственных суждениях у четырех вышеперечисленных испытуемых (исп. 5, 6, 8, 14) необоснованна. Для проверки гипотезы о взаимосвязи между уверенностью в знаниях и реальным знанием используем коэффициент Спирмана. R = 0,003 - следовательно, связь отсутствует, так как показатель близок к нулю. Можно сделать вывод, что четверо из испытуемых выполняли задания на уровне случайного ответа. Гипотеза не подтвердилась.
Обратим внимание на сводную таблицу 4. Средний процентный показатель очень чувствительный к колебаниям, поэтому посмотрим на индекс абсолютной точности, который оценит адекватность суждений студентов. Наиболее точны в своих суждения, на мой взгляд, испытуемые 9 и 18, так как их показатели близки к нулю. Если взглянуть на индекс погрешности, то мы увидим подтверждение информации, полученной от анализа индекса абсолютной точности. Дополнительно к этому индекс погрешности расскажет о направлении и величине отсутствия соответствия между уверенностью и действием. А именно:
|
. Наиболее адекватны в своей оценке знаний испытуемые 4 (-0,03), 9 (-0,005) и 19 (0,02), так как их показатели ближе всех к нулю.
. Существует группа студентов, которые значительно недооценивают свои знания: испытуемые 3 (-0,18), 10 (-0,3) и 16 (-0,17), так как их показатели наиболее близки к -1.
. Существует группа студентов, которые значительно переоценивают свои знания: испытуемые 5 (0,41), 6 (0,37), 7 (0,34) и 14 (0,37), так как их показатели близки к 1.
Теперь посмотрим в сторону индекса распознавания, который расскажет нам о способности человека различать уверенность касательно верных пунктов и неверных. Заслуживают внимания показатели следующих групп испытуемых:
. Показатели испытуемых 3 (0,1035) и 16 (0,1505) наиболее близки к 1, поэтому можно говорить о большей осознанности в правильности своих суждений.
. Показатели испытуемых 1 (-0,2) и 5 (-0,3) наиболее близки к -1. поэтому можно сказать, что студенты проявляют большую уверенность в ложных суждениях, чем в истинных.
. Показатели испытуемых 4 (0,0035) и 9 (-0,005) наиболее близки к 0, поэтому можно заключить, что у данных студентов уверенность, как в правильных, так и в неправильных ответах примерно одинакова. В первом случае со знаком плюс (перевес уверенности в правильных ответах), во втором - со знаком минус (перевес уверенности в неправильных ответах).
Проверим, существует ли связь между погрешностью и знанием испытуемых, используя коэффициент Спирмана. Мы имеем отрицательную связь, так как R = -0,46 при p < 0,05. Это говорит нам о том, что чем больше реально знает студент, тем больше он сомневается в собственных ответах. Гипотеза о взаимосвязи характеристики (погрешности) метакогнитивных суждений со знаниями подтвердилась.
|
В таблице 5 представлены данные и показатели уверенности в знаниях по курсам «Педагогической психологии» и «Современному русскому языку». Сравним уверенность в суждениях студентов по различным предметам (диаграмма 3).
Данные диаграммы наглядно дают понять, что уверенность в правильности своих суждений у студентов выше по профильному предмету, чем по общеобязательному. Оправданно ли оно? Суда по всему, что да: количество правильных ответов по русскому языку значительно больше, чем по психологии. Только испытуемый 16 в равной степени владеет материалом по разным предметам (равное количество правильных ответов - 12). Другие показатели уверенности в правильности суждений по русскому языку подтверждают положительную связь между уверенностью и действием. А именно:
Индекс абсолютной точности (показатель находится ближе к 0) показывает нам, что точность в суждениях по профильному предмету увеличилась, в сравнении с общеобязательным. За исключением испытуемого 16, показатели которого примерно равны: по психологии - 0,242, по русскому языку - 0,256.
Индекс погрешности:
. Остался без изменений у испытуемого 11 (-0,08), небольшое снижение наблюдается у испытуемого 8 (с 0,14 по психологии до 0,12 по русскому языку).
. Снизился у испытуемого 5 (с 0,41 по психологии до -0,04 по русскому языку). Таким образом, необоснованная уверенность сменилась адекватным сомнением. Снизилась переоценка собственных знаний и у испытуемого 12 (с 0,28 по психологии до 0,05 по русскому языку).
|
. Мы видим увеличение индекса погрешности у испытуемого 16. Сомнение в собственных знаний по психологии (-0,17) сменилось переоценкой по русскому языку (0,215).
Значение индекса распознавания по русскому языку у испытуемых значительно изменилось и приблизилось к 1. Это говорит нам о том, что осознание правильности действия улучшилось.
Для проверки гипотезы относительно взаимосвязи между внешней мотивацией и уверенностью в суждениях, рассчитаем Т-критерий Вилкоксона. Т=0 при p < 0,05. Различия между показателями уверенности в знаниях по курсам «Педагогическая психология» и «Современный русский язык» значимы. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Таблица 6. Психолого-педагогические рекомендации
Разделы теста, по тематической принадлежности. | Удельный вес правильных ответов к общему количеству вопросов по данной тематике. |
Предмет и история педагогической психологии | 39% |
Бихевиористический подход в психоло-гической теории обучения и воспитания | 33% |
Гуманистический подход в психоло-гической теории обучения и воспитания | 47% |
Деятельностный подход в психологи-ческой теории обучения и воспитания | 35% |
Когнитивный подход в психологичес-кой теории обучения и воспитания | 39% |
Мы видим, что испытуемые примерно в равной мере разбираются в материале, посвященному различным разделам педагогической психологии. Наиболее понятен им гуманистический подход в психологической теории обучения и воспитания (47%). Чтобы понять какие вопросы вызвали затруднения рассчитаем показатели удельного веса правильных ответов к общему количеству заданий по категориям:
. Знание определений основных терминов - 13%;
. Вопросы, направленные на проверку знания и понимания сущности выдвигаемой идеи - 15%;
. Знание основных положений, изучаемых психологических теорий обучения и воспитания - 15%;
. Знание и понимание идей, выдвигаемых различными учеными - 11%;
. Вопросы, проверяющие знание фактов, которые требуют обычного запоминания (фамилии ученых, формулы, последовательности и др.) - 14%
Различные типы заданий в равной мере трудны при выполнении. Столь низкие показатели говорят нам о том, что знания студентов по курсу «Педагогическая психология» очень поверхностны. Причиной этому может быть:
· малое количество аудиторных часов;
· отсутствие внутренней мотивации в изучении (материал не интересен);
· сложность и большой объем материала для самостоятельного изучения;
· слабая внешняя мотивация (предмет не является профильным).
Возможно, с увеличением аудиторных часов преподавателю удалось бы заинтересовать студентов, объяснить важность изучаемого предмета, но самое важное, на мой взгляд, подробнее разобрать непонятный материал и использовать полученные знания.
Итоги
Метакогнитивная осведомленность - это особая форма ментального опыта, характеризующая уровень и тип интроспективных представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных ресурсах. Метакогнитивная осведомленность предполагает:
. Знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (каковы особенности собственной памяти, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем и т.д.), а также знание оснований своей интеллектуальной деятельности (в виде представлений о закономерностях запоминания, правилах эффективного мышления, различиях между логически необходимыми и эмпирически верными суждениями и т.д.).
. Умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные качества как на уровне «плохой - хороший», «недостаточный - достаточный», так и на уровне самопринятия.
. Готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта. Соответственно одним из критериев интеллектуальной зрелости является возможность человека оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения возникшей проблемы.
Благодаря метакогнитивной осведомленности человеческий интеллект обретает некоторое новое качество, названное Дж. Флейвеллом «когнитивным мониторингом»: это способность интроспективно просматривать и отслеживать ход своей интеллектуальной деятельности с коррекцией по мере необходимости отдельных ее сторон. [19]
Уверенность в суждениях - это полифункциональное системное психическое образование, выполняющее и когнитивную функцию (вероятностный прогноз правильности решений), и метакогнитивную (рефлексия субъекта, осознанная либо нет, о полученной информации, своих знаниях), и регулятивную (переживание и состояние, связанные с этими процессами и влияющие на латентность и результат решения: выбор той или иной гипотезы в зависимости от прогноза ее правильности), и когнитивно-регулятивную (оценка правильности выбора и внутренняя обратная связь, позволяющая корректировать решения). В силу всех этих функций уверенностьявляется существенным субъектным механизмом как приема и переработки информации, так и принятия решения.
Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация.
Гипотеза о взаимосвязи между уверенностью в знаниях и реальным знанием не подтвердилась (коэффициент Спирмана - R = 0,003 - следовательно, связь отсутствует, так как показатель близок к нулю). Можно сделать вывод, что четверо из испытуемых выполняли задания на уровне случайного ответа.
Гипотеза о взаимосвязи характеристики (погрешности) метакогнитивных суждений со знаниями подтвердилась. (коэффициент Спирмана - R = -0,46 при p < 0,05. Это говорит нам о том, что чем больше реально знает студент, тем больше он сомневается в собственных ответах).
Гипотеза относительно взаимосвязи между внешней мотивацией и уверенностью в суждениях подтвердилась (Т-критерий Вилкоксона - Т=0 при p < 0,05). Различия между показателями уверенности в знаниях по курсам «Педагогическая психология» и «Современный русский язык» значимы.
Список литературы
1. Будич Н.Ю. Исследование уверенности в себе // «Социальная работа в Сибири»: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 113-117.
2. Вайнер И.В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. - С. 185-191.
. Васильев И.Г., Илле М.Е., Раввинский Д.К. Социологические исследования в библиотеках: Практическое пособие - СПб.: Профессия, 2002. - 176 с. - (Серия «Библиотечный практикум»).
. Головина Е.В. Психологическое содержание понятия «уверенность»: детерминанты и роль в решении когнитивных задач // Научный поиск. Вып.3. Сборник научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей / Под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: «Аверс Пресс», 2002. - С. 11-17.
. Головина Е.В., Скотникова И.Г., Элиот М.А. Феномен уверенности и его проявление в русской и немецкой культурах // Экспериментальная психология, 2009, №1. - С. 23-34.
. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001 - 448 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
. Зиновьева И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: Дис. канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 1989.
. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 352 с.
. Книжка про метакогницию: учить учиться. - https://www.as2x2.com/node/175.
. Майерс Д. Социальная психология/ Под ред. Е. Егеревой - СПб.: Питер, 2011 - 794 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
. Морозова Н.И., Ерина А.В. Роль мотивации выбора профессии в процессе становления социального работника // «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). - Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005.
. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.
. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис. канд. психол. наук. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997.
. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов заочного и очного отделений. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. - 330 с.: ил.
. Скотникова И.Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал, №1 - 2002. - С. 52-60.
. Скотникова И.Г. Субъектный подход в психофизике: Автореферат диссертации, 2009. - Москва - 51 с.
. Фомин А.Е. Возможности метакогнитивного обучения в развитии представлений студентов о причинах учебных проблем // Всеросс. научно-практ. конф. (с междунар. участ.) Образование в России: психол., педогогич., медиц. и экол. аспекты: сборник мат-лов. - Калуга: КГПУ, 2010.
. Фомин А.Е. Специфика практического мышления: когниции или метакогниции? // Научные труды КГПУ им. К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. - Калуга: КГПУ, 2009. - С. 292-297.
. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Издательство Томского университета, М.: Баре, 1997. - С. 169-242.
. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии №3, 1995.
. Шроу Г. Понятийный анализ пяти способов измерения метакогнитивного мониторинга.