Структура индустрии туризма




Тема 5. Туристская индустрия

Лекция № 5-6

Туристская индустрия

 

Форма организации учебного занятия Основная лекция
Методы обучения Объяснительно-иллюстративный
Вид контроля Конспект
Объем в час.  

 

Цель – сформировать понятийный аппарат об индустрии гостеприимства.

 

ПЛАН:

1. Структура индустрии туризма.

2. Характеристика основных объектов индустрии туризма.

3. Показатели развития туризма.

 

Структура индустрии туризма

 

Туристская индустрия, как часть экономической системы, представлена поставщиками туристических услуг (предприятиями, организующими производство услуг на основе использования трех факторов туристического производства — капитал, туристические ресурсы и рабочая сила) и туристическими фирмами, организующими процессы формирования туристского пакета из единичных услуг и доведения готового турпродукта до конечного потребителя.

Отдельной частью туристической инфраструктуры являются организации (государственные и частные) или их объединения, выполняющие общие регулятивные и корректирующие функцию в отношении туризма и туристического рынка (отраслевые министерства, ассоциации, саморегулируемые организации, выставки).

Представляя собой межотраслевой комплекс, туриндустрия производит товары и услуги на предприятиях, различающихся по доле собственно туристских услуг. Одни из них производят товары исключительно для туристов, другие - не только для туристов. Соответственно выделяются следующие секторы туриндустрии:

· типичные турпредприятия, предоставляющие типичные туру слуги: предприятия размещения туристов, турооператоры, турагентства, организации по регулированию развития туризма, специализированные на туризме транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и т.д.;

· нетипичные туристские предприятия, производящие типичные туристские продукты: сувениры, товары для отдыха, средства передвижения, литературу по туризму; осуществляющие экскурсионные услуги, организацию развлечений, кредитное обслуживание, страхование, маркетинг в сфере туризма, выдачу виз;

· нетипичные турпредприятия, производящие нетипичные туристские продукты и услуги: спорттовары, одежду для отдыха и туризма, фототовары, косметические средства, лекарства, услуги общественного питания, парикмахерских, тренерские услуги, услуги культурно-просветительского характера, медицинские услуги.

Первая группа предприятий - это туристские предприятия первичных туруслуг. Вторая и третья - туристские предприятия вторичных туруслуг.

Средства производства туристического продукта — есть предметы материального или нематериального мира, организации, объединения или информация, позволяющие эффективно осуще­ствлять производство туристического продукта. В состав средств производства туристического продукта можно отнести три основные составляющие — инфраструктуру, супраст-руктуру туристической индустрии и информационное поле.

Инфраструктура туризма — есть составная часть экономической системы, обеспечивающая нормальную и эффективную деятельность туристской индустрии, предназначенная непосредственно для использования в процессе производства, продвижения и продажи туристического продукта и напрямую зависящая от состояния туризма в регионе. Элементами инфраструктуры туризма выступают:

1. Материальная база специализированных субъектов хозяйство­вания (туристических операторов, агентов, производителей товаров туристского потребления, экскурсионные бюро);

2. Система государственных органов, способствующих созданию правовой базы, контролю и регулированию туризма в регионе (соответствующие государственные предприятия, организации, учреждения);

3. Система некоммерческих и коммерческих организаций, пред­приятий и учреждений, функционирующих в целях поддерж­ки и развития туризма в регионе (туристические биржи, выс­тавки, ярмарки и т. д.).

Супраструктура туризма — это часть экономической системы, также обеспечивающая эффективное функционирование туристской индустрии, производство качественного и привлекательного туристского продукта, но изначально предназначенная для удовлетворения потребностей как туристов, так и других потребителей на рынке, косвенно зависящая от состояния туризма в регионе. Супраструктура призвана не только участвовать в производстве туристического продукта, у нее есть еще целый ряд экономических или социальных функций. Однако, становясь вовлеченными в процесс производства туристических услуг в качестве средства производства, элементы супраструктуры становятся опосредованно (обычно через состояние потребительского рынка) зависимыми от уровня развития туризма в регионе.

Элементами супраструктуры туристической индустрии вы­ступают:

■материально-техническая база ряда субъектов хозяйствования (отели, транспортные компании, жилищно-коммунальный ком­плекс, предприятия общественного питания и т. д.);

■государственные структуры или организации (связь, почта, телеграф, дороги);

■иностранные государственные учреждения, представительства (консульские службы).

Для того чтобы стать средствами производства туристического продукта, элементы ее инфраструктуры и супраструктуры должны обладать следующими характеристиками:

■располагаться в непосредственной близости от факторов производства туристического продукта (именно наличие инфраструктуры и супраструктуры делает туристические ресурсы доступными, а путешествия к ним комфортными и безопасными, что и повышает их ценность как фактора производства турис­тического продукта);

■соответствовать определенному уровню качества (как нацио­нального, так и международного стандартов);

■иметь возможности к расширению, модернизации и модификации.

Все элементы и инфраструктуры, и супраструктуры взаимосвязаны друг с другом, что и позволяет эффективное функционирование единой туристической индустрии. Типы взаимосвязей между отдельными элементами супраструктуры и инфраструктуры можно условно разделить на непосредственные и опосредованные. К непосредственным типам взаимосвязи этих элементов относят денежные или финансовые (подразумевающие взаимные расчеты), клиентские (обмен клиентами и поставка клиентов друг другу), корпоративные (в случае единства менеджмента), трудовые (переход работников из одного предприятия на другое). Опосредованные взаимосвязи между элементами туристической инфраструктуры и супраструктуры осуществляются через бюджет посредством фискальной политики властей (например, взаимосвязи между оте­лями, транспортными компаниями, государственными или муниципальными дорожными службами и ЖКХ) либо через доходы местного населения (например, развитие отдельных элементов инфраструктуры или супраструктуры дает местным жителям дополнительные заработки, превращая их в активных клиентов других предприятий туристической индустрии).

В условиях современного туризма взаимоотношения между предприятиями, образующими инфраструктуру и супраструктуру туристической индустрии, характеризуются следующими тенденциями:

■растущей зависимостью предприятий супраструктуры от состояния туризма в регионе (многими теоретиками отели или авиакомпании уже относятся к предприятиям инфраструктуры туризма, хотя изначально они таковыми не являлись);

■обрастанием туристической индустрии все новыми и новы­ми предприятиями супраструктуры (к примеру, таковыми в настоящий момент уже стали банковские учреждения, страховые компании, компании проката автомобилей, производители фотопленки и т. д.), что объясняется ростом экономического эффекта развития туризма;

■ становлением элементов туристической инфраструктуры элементами супраструктуры других сфер производства (к примеру, туроператоры превращаются в консультантов судостроителей или авиаконструкторов, рестораны — заказчиками сельскохозяйственных производителей и т. д.).

Информационное поле — как средство производства туристиского продукта представляет собой совокупность средств и способов передачи туристической или деловой информации на расстояние. Информация в настоящее время является как производ­ственным ресурсом, позволяющим определенные корректировки при создании максимально привлекательного туристического продукта, так и единственным способом продвижения туристического продукта на мировом туристическом рынке.

Условно туристическую информацию можно классифицировать на входящую, представляющую интерес самого производителя туристического продукта (сведения о прибывающих туристах, информация о маркетинговых исследованиях потребителей тури­стического рынка, о международной ситуации и т. д.), и исходя­щую, отражающую интересы производителя турпродукта (сведе­ния о туристических ресурсах и конкурентных преимуществах туристического продукта, специализированная и деловая информация, реклама и т. д.).

Для того чтобы стать максимально эффективным средством производства туристического продукта, информационное поле должно отвечать ряду требований:

■быть максимально мобильным и оперативно реагентным;

■быть надежным и исключающим возможные помехи в коммуникациях;

■отличаться широтой охвата;

■быть доступным для максимального количества пользователей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: