Показатели развития туризма




 

Как и любой вид деятельности, эффективность туризма оценивается при помощи системы показателей. Все показатели развития туризма как отрасли напрямую зависят от количества посетителей (туристов, экскурсантов), поскольку именно от их числа зависит объем потребляемых ими услуг, то есть количество средств, которые посетители оставляют по маршруту путешествия.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туруслуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т. п.).

Всю совокупность показателей развития туризма можно разбить на две группы:

- показатели развития на макроуровне (международный, национальный, региональный уровни);

- показатели развития на микроуровне (туристские предприятия).

Экономическая эффективность развития туризма на макроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

- объем туристского потока;

- величина туристских расходов;

- состояние и развитие материально-технической базы;

- показатели финансово-экономической деятельности;

- показатели развития международного туризма.

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся:

- общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных);

- количество туродней (количество ночевок, койко-дней);

- среднее в месяц количество туродней;

- средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).

Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):

Д = Ч х tcp,

где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество турис­тов, чел; tcp — средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Величина суммарных туристских расходов P в дан­ном регионе определяется следующим образом:

Однако туристский поток — явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют ко­эффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.

где Дmax, Дmin— число туродней в месяце максимального и ми­нимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответст­венно, чел.-дней.

Среднее в месяц количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.

Дсм=Дгод/12.

Материальной основой производственной деятельности являются производственные по­требности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической ба­зе. Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

В состав материально-технической базы туризма входят:

- туристские фирмы и агентства;

- гостиницы;

- туристские базы;

- предприятия питания и торговли;

- автотранспортные предприятия;

- пункты проката туристского снаряжения и инвентаря;

- бюро реализации туристских путевок;

- контрольно-спасательные службы (посты);

- туристские клубы, станции и т. п.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся:

- коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;

- число коек, предоставляемых местными жителями;

- число посадочных мест в торговых залах предприятий питания для ту­ристов;

- число мест в театрах, отведенных для туристов;

- число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.

Например, мощность коечного фонда определяется по формуле:

где Мк — общее количество койко-мест, ед.; Кг — число койко-мест круглогодичного использования; Кс — число койко-мест се­зонного использования, ед.; tc— число дней сезонного использо­вания, дней.

Где Пс — пропускная способность гостиницы; К-общ ~ общее количество койко-суток; Пп — впемя простоя пол плановым ремонтом.

Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают:

- выручку от реализации туристского продукта (объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность);

- показатели использования ресурсов рабочей силы;

- показатели использования основных фондов и оборотных средств (фондоотдача, оборачиваемость средств и др.);

- показатели производительности труда и фонда заработной платы (производительность тру­да, уровень расходов на оплату труда и др.);

- показатели финансового состояния туристского предприятия (показатели финансового со­стояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Выручка от реализации туристского продукта является важ­ным показателем. Она должна покрыть все произведенные затра­ты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации ту­ристского продукта определяется:

- при расчетах наличными деньгами — при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его ре­ализованное количество;

- при безналичных расчетах — по мере поступления денеж­ных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

- количество туристов, посетивших зарубежные страны (опре­деляется по числу пересечений государственной границы);

- количество трудодней по иностранным туристам;

- суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как пре­имущества, так и недостатки. Преимущества проявляются в следующем:

• увеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты;

• растет валовой национальный продукт;

• создают новые рабочие места;

• реформируется структура отдыха, которая может быть ис­пользована как туристами, так и местным населением;

• привлекается капитал, в том числе иностранный.

Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:

· влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.д.;

· способствует оттоку денег за границу при туристическом импорте;

· вызывает экологические и социальные проблемы. Управление туризмом и увеличение объема предоставляемых услуг требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

 

Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

В России туризм - развивающаяся отрасль, и влияние тур индустрии на экономику страны пока незначительно. Неразвитость туринфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.

Показатель туристической подвижности населения России - один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Россию. Причем в основном туристы посещают Москву и Санкт-Петербург.

Туризм для развитых стран – стабильный источник притока иностранной валюты. Тогда как в России является отдельной отраслью, является каналом утечки валюты во внушительных размерах.

Так как турбизнес является важным фактором развития экономики региона (приток капитала, обеспечение рабочими местами, развитие инфраструктуры региона и т. п.), местным властям следует больше уделять внимания его развитию - привлекать бюджетные средства и инвестиции, заботиться о создании имиджа своею региона, а так же заботиться о создании имиджа своего региона.

 

Резюме лекции:

Структура индустрии туризма включает 3 составляющих инфраструктура туризма, супраструктура туризма и информационное поле. Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. К основным объектам туристской индустрии относятся организаторы туризма, транспортные компании, гостиничная индустрия, система общественного питания, развлечения и система аттракции, инфраструктура туризма, страхование, информационные услуги и др. Эффективность туризма оценивается при помощи системы показателей. Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туруслуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т. п.). К показателям развития туризма относят показатели объема туристского потока; величину туристских расходов; состояние и развитие материально-технической базы; показатели финансово-экономической деятельности; показатели развития международного туризма.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте структуру индустрии туризма.

2. Перечислите объекты индустрии туризма. Каково их основно назначение

3. Каково значение показателей туризма для характеристики развития туризма?

4. Приведите перечень показателей развития туризма. Приведите примеры их расчета.

 

Используемая и рекомендуемая литература:

1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 4 октября 1996 г. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

2. ГОСТ Р 50644-94 Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов

3. ГОСТ Р 50645-94 Туристско - экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц

4. ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения

5. ГОСТ Р 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий

6. ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования

7. ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения.

8. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.Утверждены Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.1997 г. (в ред Постановления правительства РФ от 15 сентября 2000 года № 693

9. Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения» прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (регистрационный номер 6991 от 9 сентября 2005 года) и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»* № 38 от 19 сентября 2005 года.

10. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1999. – 192 с.

11. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.

12. Сергеева Ю.С. Организация гостиничного бизнеса. Конспект лекций. - М.: «Приор-издат», 2008. – С. 3-20, 97-111 с.

 

Дополнительное задание:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: