Лекция №2. Конституционные институты формы государства. Конституционно-правовой статус муниципальных органов
1. Формы правления: понятие, виды.
2. Формы государственного устройства.
3. Политический режим и его разновидности.
4. Классификация зарубежных государств по их социально-экономическому и политическому режиму.
5. Организация публичной власти на местах: местное управление и самоуправление.
6. Структура и формы деятельности местных органов.
7. Функции местных органов. Их отношения с центральными органами государства
1. Формы правления: понятие, виды.
Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.
Существуют три формы правления.
1. Монархия представляет собой определенную форму правления, когда верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому на высшую должность государства по принятому порядку престолонаследия.
Известно два вида монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.
Конституционная монархия существует в двух видах:
- дуалистическая конституционная монархия;
- парламентарная конституционная монархия.
Дуалистическая конституционная монархия предусматривали два равноправных политических учреждения в государстве: монархию и парламент, которые делят между собой государственную власть. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничить парламентские законодательные полномочия.
|
Парламентарная конституционная монархия существует в том случае, когда власть монарха ограничивается одновременно в нескольких областях управления государством: в области законодательства, государственного управления, контроля над правительством. Право назначения главы правительства и министров сохраняется за монархом только юридически и только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, которые занимают большинство мест в парламенте. Правительство государства несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом.
2. Республика – это форма правления, основанная на двух вариантах формирования правительства: высшие органы государственной власти избираются или формируются общенациональным волеизъявлением.
Республика может быть президентской и парламентарной.
Президентская республика основана на республиканской форме правления, она характеризуется тем, что президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует, и формирование правительства проводится внепарламентским методом. Президент не имеет права роспуска парламента.
Парламентарная республика основывается на принципе первенства власти парламента, правительство несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Также в данном случае учреждена должность премьер-министра. Правительство формируется парламентским путем из числа лидеров партии, занимающей большинство мест в нижней палате.
|
3. Смешанные формы правления – характеризуются сочетанием самых различных элементов форм правления, которые иногда могут быть крайне противоречивыми.
2. Формы государственного устройства.
Понятие «форма государственного устройства » предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного уровня.
Государственное устройство – это процесс территориальной организации конкретного государства, которое состоит из определенных территорий и их правового положения.
Существуют две формы государственного устройства:
унитарная форма;
федерация.
К основным признакам унитарного государственного устройства относят:
- единую конституцию, действие которой распространяется на всю территорию государства без ограничений;
- единую систему высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент);
- территориальное деление на административно-территориальные единицы без политической самостоятельности;
- единую систему права. Местные органы управления обязаны применять все необходимые нормативные акты, которые принимаются центральными органами государственной власти;
- единое гражданство, т. е. население такого государства имеет право на единую политическую принадлежность;
|
- единую судебную систему, являющуюся базой правосудия, с едиными нормами материального и процессуального права.
Федерация – это государство, которое состоит из государственных образований, обладающих, в свою очередь, юридической и политической самостоятельностью.
Субъектами федерации являются государственные образования – штаты, земли, провинции, кантоны, государства.
Основные признаки федерации:
- территория федеративного государства в политико-административном отношении представляет собой совокупность территорий субъектов федерации, которые не обладают суверенитетом. Центральная власть обладает исключительным правом использования принудительных мер по отношению к субъекту федерации в случае нарушения союзной конституции. Субъекты федерации не могут выйти из союза в одностороннем порядке;
- субъекты федерации обладают учредительной властью;
- субъекты федерации обладают властью в пределах собственной компетенции, правом издания законодательных актов;
- субъекты федерации обладают собственной правовой и судебной системой;
- федерация основана на двухпалатной структуре союзного парламента;
- федерация дает возможность людям, проживающим на ее территории и обладающим гражданством этого государства, получать двойное гражданство.
В соответствии с тем, что федерация является союзом субъектов, человек, получивший гражданство одного субъекта, автоматически становится гражданином всей федерации и всех субъектов федерации.
3. Политический режим и его разновидности.
Политические режимы: демократический, тоталитарный, авторитарный
Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине 20 в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Наряду с понятием политической системы для выяснения характера и способа взаимоотношения власти, общества и граждан и используется понятие «политический режим». Термин «режим» переводится как порядок управления.
Политический режим – это система методов, форм и способов осуществления политической (государственной) власти в обществе.
Политический режим определяется формой правления. Однако понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», т.к. включает в себя не только методы и приёмы реализации политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и общественных организаций. Категория «политический режим» характеризует то, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объём прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.
На разновидности политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, полномочия государственных органов, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, исторические традиции страны.
В зависимости от особенностей государственного властвования различают два вида полярных режима – демократический и недемократический. Недемократические политические режимы делят обычно на авторитарные и тоталитарные.
Следовательно, в политической литературе выделяются три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный.
Рассмотрим каждый из этих типов политических режимов, выделяя их характерные черты.
Демократический режим.
Термин «демократия» так часто употребляется, что от этого утрачивает чётко очерченное и твёрдое содержание. Как отмечают отечественные политологи, понятие «демократия» принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической науки.
Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово «демократия» переводится с греческого как «власть народа».
Местом рождения демократии является город-государство Афины, 5 в. до н.э. Центральным политическим институтом было Собрание, открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключались).
Но древнегреческие мыслители называли демократию худшей формой правления, т.к. был очень низкий уровень культуры граждан, что позволяло правителям манипулировать «народовластием». Демократия стала восприниматься негативно, и этот термин был вытеснен из политического обихода.
Новый этап в понимании демократии сложился в Новое время, в 17-18 вв. в странах Западной Европы и США. Появился новый характер отношений между властью и подданными, появились институты гражданского общества, требования социального равенства индивидов.
Демократический политический режим - это гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочная законность и правопорядок.
Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония.
Основные принципы демократического режима:
1. Признание народа источником власти в государстве.
Т.е., именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, а также народ имеет право участвовать в разработке и принятии законов путём референдумов.
2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти.
Т.е., источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах.
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства.
Т.е., государственные власти призваны защищать права и свободы человека (право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на невмешательство в личную и семейную жизнь).
4. Обладание гражданами большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними.
5. Политическое равенство всех граждан.
Т.е. каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Никто не должен иметь политического преимущества.
6. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
7. Разделение властей.
8. Политический плюрализм (множественность), многопартийность.
9. Свобода слова.
10. Власть в государстве основана на убеждении, а не на принуждении.
Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма политического режима из всех до сих пор известных.
Тоталитарный режим.
Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный».
Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жёсткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, который обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооружённого насилия.
Термин «тоталитаризм» в политический лексикон был введён для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г.
Но его идейные истоки уходят в глубокую древность. В произведениях Платона содержатся тоталитарные взгляды на государство. Идеальному государству присущи безусловное подчинение индивида и сословия, государственная собственность на землю, дома, и даже обобществление жён и детей, а также единая религия.
Многие тоталитарные идеи имелись и у представителей утопического социализма 16-18 вв. Т. Мора, Кампанеллы, Фурье и др. Однако массовое распространение и практическое воплощение идеи тоталитаризма получают лишь в 20 в.
Основные признаки тоталитаризма:
1.Централизованное руководство и управление в социально-экономической сфере.
2.Признание руководящей роли одной партии и осуществление её диктатуры.
3. Господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание её членам общества.
4.Сосредоточение в руках партии и государства СМИ.
5.Сращивание партийного и госаппарата, контроль исполнительными органами выборных.
6. Произвол в виде государственного террора и массовых репрессий.
Разновидности тоталитаризма:
1.Коммунистический – существовал в СССР и др. социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае.
2. Фашизм – впервые установлен в Италии в 1922 г. А также существовал в Испании, Португалии, Чили.
3. Национал-социализм – возникает в Германии в 1933 г. Имеет родство с фашизмом.
Авторитарный режим.
Авторитаризм означает антиправовой принцип властвования. Этот режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимом.
При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характер. Нет строгого контроля над всеми сферами жизни общества.
Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооружённого насилия.
По мнению многих политологов, авторитарный режим – самая распространённая форма политической власти. Этот режим опирается на силу, хотя может и не прибегать к массовым репрессиям и террору.
Признаки авторитаризма:
1. Монополия власти, отсутствие политической оппозиции.
2. Сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.
3. Возможно использование карательных мер во внутренней политике.
4. Навязанное единомыслие и повиновение.
Поскольку авторитарные режимы существуют с давних пор и до настоящего времени, их подразделяют на старые, традиционные, и новые, современные.
Традиционные авторитарные режимы основаны на различных культах, где неглубокое социальное расслоение, сильны традиции, религия. Это страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, а также Бруней, Оман и др.
В этих странах отсутствует разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрировалась в руках узкой группы лиц.
Современные авторитарные режимы основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, переходящих от традиционных обществ к демократическим. Это преимущественно страны Латинской Америки.
4. Классификация зарубежных государств по их социально-экономическому и политическому режиму.
В курсе конституционного права зарубежных стран изучается широкий круг государств общим числом более 180, т.е. все страны — члены ООН. Эти государства весьма неоднородны и во многом отличаются друг от друга. Прежде чем говорить об отличительных чертах, которые характеризуют правовые системы, государственные механизмы и другие особенности этих стран, их следует разделить на однородные группы, т.е. классифицировать. Классификация проводят по различным критериям, наиболее существенный уровень социально-экономического развития. По этому критерию современные зарубежные государства делят на три группы:
• высокоразвитые государства (США, Великобритания, Италия, Франция и т.д.);
• государства среднего уровня развития (большая часть Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Перу, а также Турция, Иран),
• развивающиеся государства (большинство стран тропической Африки).
Кроме вышеперечисленных имеется еще одна хорошо известная группа государств. Это страны бывшего социалистического содружества.
Также существуют и другие критерии, по которым можно классифицировать (по формам правления, по формам государственного устройства, по политическим режимам, по партийным системам.
5.Организация публичной власти на местах: местное управление и самоуправление.
В некоторых странах, например в Великобритании, вопросы местного самоуправления и управления регулируются нормами административного, а не конституционного права, хотя четкого различия между сферами их применения не проводится. В большинстве стран основные положения об управлении на местах содержатся в конституциях и традиционно рассматриваются в науке конституционного права, хотя в некоторых постсоциалистических странах и других государствах выделяется особая отрасль и наука муниципального права.
§ 1. Понятие местного самоуправления и управления
Административно-территориальное деление. Территория государства (в федерациях — территория субъектов федерации) делится на административно-территориальные единицы. Такого деления нет только в очень мелких островных государствах (Аруба, Бахрейн, Мальта, Науру, Тувалу и др.). Бывает двухзвенное деление: области (губернии, округа, провинции) — общины (муниципии, коммуны), трехзвенное: области — районы — общины, четырехзвенное: регионы — области — районы — общины. Двухзвенное деление существует, например, в Болгарии, трехзвенное — в Китае, четырехзвенное — во Франции. В каждой из таких единиц есть либо назначенное должностное лицо, управляющее ею (губернатор в Финляндии, воевода в Польше, управитель области в Болгарии), либо назначенное должностное лицо и избранный гражданами совет (префект и генеральный совет в департаменте Франции), либо только избранный совет, выбираемые его председатель и мэр (в графствах Великобритании, в коммунах Франции).
Государственная власть и публичная власть территориального коллектива. Характер органов, осуществляющих управление на местах — в административно-территориальных единицах, в районах административной автономии, — определяется двумя факторами: разным подходом к понятию государственной власти и публичной власти территориального коллектива и доктриной разделения административно-территориальных единиц на «естественные» и «искусственные».
В большинстве государств принята концепция, согласно которой органами государственной власти являются только центральные органы (парламент, глава государства, правительство и др.), их представители на местах (назначаемые комиссары, префекты, губернаторы), а также суды. Что же касается выборных органов на местах и формируемой ими собственной администрации, то они рассматриваются как местные органы самоуправления и управления территориальных коллективов. Это тоже публичная власть, но не государственная, а власть населения тех административно-территориальных единиц, которые рассматриваются как территориальные коллективы (не все административно-территориальные единицы признаются территориальными коллективами). Истоки такого подхода лежат в «общинной теории», пользовавшейся раньше большим влиянием.
Органы местного самоуправления автономны по вопросам их компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос (например, сколько средств отвести в местном бюджете на цели образования, возвести ли мост через ручеек или построить сельский клуб и т.д.). Они вправе и обязаны вмешаться, если орган самоуправления нарушает закон. В отличие от системы советов в странах тоталитарного социализма местные органы самоуправления не соподчинены между собой: каждое звено местных органов самоуправления осуществляет собственные полномочия.
По уполномочию центральных органов государства местные органы самоуправления могут осуществлять также некоторые функции органов государственной власти, и тогда последние вправе давать им конкретные указания. Но в этом случае органам местного самоуправления передаются необходимые материальные и финансовые средства. Детально правовое положение органов самоуправления регулируется специальными законами (в некоторых постсоциалистических странах — законами об основах самоуправления), а также принимаемыми ими хартиями, уставами или даже, как в Бразилии, Местными органическими законами (так называются акты органов самоуправления, регулирующие их правовое положение).
В некоторых странах принята, однако, иная, «государственная» теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром.
«Естественные» и «искусственные» административно-территориальные единицы. Второе отмеченное выше обстоятельство — различная природа административно-территориальных единиц оказывает влияние не столько на принципиальный подход к положению местных органов в целом, сколько на их структуру. Согласно принятой во многих странах доктринальной концепции, различаются «естественные» и «искусственные» административно-территориальные единицы. Первые — это разного рода поселения, села, города, где люди исторически и «естественно» группировались для совместной жизни, обычно возле источников воды. Они выбирали для управления определенных лиц — вождей старейшин, создавали свои коллегиальные органы управления — сходы собрания, советы. Эта форма получила в современном праве название общинного (коммунального) самоуправления. Города тоже рассматриваются в праве как общины, но компетенция крупных городов шире. Е настоящее время наблюдается тенденция укрупнения мелких общин оказавшихся нежизнеспособными. В Нидерландах их число сократилось вдвое, в Германии — втрое.
Районирование территории страны актами государственных органов вызвало к жизни «искусственные» административно-территориальные единицы — воеводства, губернии, области, районы и т.д. В этих единицах, если они признаются территориальными коллективами, могут быть созданы выборные органы самоуправления или действуют только назначенные сверху чиновники (в Польше — воеводы, в Болгарии — управители областей, в Таиланде — губернаторы и т.д.). Это региональные самоуправления, если есть выборные органы, и региональное государственное управление, если есть назначенные чиновники. Региональные-выборные органы самоуправления (обычно они, как и в общинных единицах, называются советами) создают свою региональную администрацию местного самоуправления. Это чиновники, ведающие делами по круг) компетенции местных органов самоуправления. Государственное региональное управление тоже имеет свою администрацию — чиновников подчиненных губернатору, воеводе или префекту. В демократических странах назначенные органы государственного управления бывают только на региональном уровне, но в странах с полудемократическими, авторитарными, тоталитарными режимами представители государства — чиновники назначаются (хотя и редко) также в общины. Вместе с тем во многих странах существуют промежуточные административно-территориальные единицы — районы, округа, где в отличие от других административно-территориальных единиц страны представительные органы не избираются. Ими управляют назначенные чиновники или делегатуры вышестоящих советов.
В марксистско-ленинской концепции конституционного права ни те, ни другие различия (государственной власти и политической власти местного самоуправления, общинного и регионального самоуправления и управления) не проводятся. В соответствии с лозунгом «Вся власть Советам!» все органы типа советов — народные советы, советы депутатов трудящихся, собрания депутатов, собрания народных представителей и т.д. — рассматриваются как единственные полновластные органы на своей территории. Они избираются гражданами (в некоторых странах в какие-то периоды избирались только трудящимися гражданами) и соподчинены по вертикали. Муниципальной автономией они не обладают. Советы рассматриваются как государственные органы.
Особыми территориальными единицами являются крупные города с прилегающими окрестностями (городские агломерации), союзы общин, школьные округа, экологические округа и т.д. Они не считаются административно-территориальными единицами, не имеют органов самоуправления и управления, хотя для решения своих вопросов создают комитеты и советы (иногда выборные). На особом положении находятся столичные округа (столица государства с прилегающими окрестностями), но в них также избираются свои коллегиальные органы (советы). Территории (союзные территории) в федерациях рассматриваются как особые административно-территориальные единицы и имеют особый порядок управления.
6. Структура и формы деятельности местных органов.
Система местных органов.
Система местных органов строится в соответствии административно-территориальным делением, которое в унитарных государствах относится к компетенции центральной власти, а в федеративных – чаще всего к компетенции субъектов федерации.
Страны современного мира могут иметь двухзвённую (Дания, Финляндия, Япония), трехзвенную (Италия), четырехзвенную (Германия), а также пятизвенную (Франция) систему административно-территориального деления. Низовое звено образуют, как правило, отдельные населенные пункты (город, деревня, поселок). Низовыми единицами могут быть также группа деревень, городские районы (во многих крупных городах мира), даже кварталы. Своеобразной низовой единицей являются также кочевое племя или род (как в Мали, Нигере). Среднее звено административно-территориального деления составляют вышестоящие единицы (например, области и провинции в Италии, префектуры в Японии, кантоны, округа, департаменты и регионы во Франции).
Свои представительные органы создаются далеко не в каждой административно-территориальной единице. Так, во Франции подобных органов нет в кантонах и округах. Не формируются представительные органы и в германских округах, польских воеводствах. Определенным теоретическим обоснованием подобного положения дел в странах с континентальной моделью местного управления (и прежде всего во Франции) является проводившееся здесь различие между "искусственными" и "естественными" территориальными подразделениями. Длительное время считалось, что лишь "естественные" образования имеют права территориальных коллективов и в обязательном порядке формируют свои представительные органы. В "искусственных" же образованиях местных представительных органов вообще может не быть, а управление в них может осуществляться исключительно представителями центрального правительства. В настоящее время указанное различие в известной степени теряют свое значение.
В некоторых мелких островных государствах с небольшим населением административно-территориальное деление вообще отсутствует. Нет его в городе-государстве Сингапур.
В некоторых странах возможно функционирование в однопорядковых административно-территориальных единицах различных типов представительных органов. Так, в графствах США формируются два основных вида советов: комиссионерный совет и совет контролеров. Комиссионерные советы, получившие распространение приблизительно в 80% американских графств, избираются непосредственно местным населением. Они обычно состоят из трех — пяти человек, которые, как правило, избираются исключительно для работы в данном органе без права занимать какие-либо другие должности. Советы контролеров получили распространение в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, Мичиган, Висконсин и Иллинойс. Они формируются из выборных должностных лиц муниципалитетов и тауншипов (городов-спутников), входящих в графство. Члены таких советов обычно выполняют свои обязанности по совместительству.
Некоторые крупные города могут совмещать в себе как региональный, так и низовой уровень управления. Например, территория Парижа охватывает два разных территориальных коллектива: коммуну Парижа и департамент Парижа, причем деятельность этих коллективов регулируется решениями ассамблей, именуемой Советом Парижа. Отдельные города считаются также субъектами федерации (Бремен, Гамбург и Берлин в Германии).
На низовом уровне управление осуществляется чаще всего посредством муниципалитетов. Под муниципалитетом обычно понимают общину, управление которой построено на началах местного самоуправления и которая обладает статусом юридического лица. Для государств с континентальной моделью местного управления типична единообразная система управления на низовом уровне. В таких странах, как, например, Франция, Италия, Бельгия, правами муниципалитетов пользуются и городские, и сельские общины (независимо от размеров территории и численности населения). Так, во Франции низовым территориальным коллективом является коммуна, статус которой могут иметь самые различные по величине населенные пункты. У городских и сельских коммун одинаковая система управления и одинаковые права. При дифференцированной же системе, характерной для англосаксонских стран (Великобритания, США, Индия и др.), муниципалитеты создаются, как правило, только в городах, т.е. система местных органов здесь состоит из организационных ячеек различных типов.
Во многих западных странах в настоящее время происходит некоторое стирание различий между городской и сельской местностью.
Законодательство многих стран все же стремится установить более или менее четкие критерии разграничения городской и сельской местности. Так, в соответствии со ст. 8 Закона 1947 года о местном самоуправлении в Японии для получения статуса города населенный пункт обязан соответствовать следующим условиям: его население должно превышать 50 тыс. человек; более 60% жилых строений должны находиться в центральной части населенного пункта; не менее 60% населения должно быть занятым в промышленности, торговле или других отраслях, типичных для города, соответствующий населенный пункт должен обладать также городскими сооружениями и службами, перечень которых определяется актами префектуральных органов.
Наряду с численностью населения возможными критериями для образования муниципалитетов могут служить общий уровень развития соответствующей единицы, ее доход, историческая значимость и т.д. Так, в большинстве американских штатов основным требованием, предъявляемым к поселениям, стремящимся получить статус муниципалитета, является минимально необходимая для этого численность населения (например, 75 человек в Алабаме, 300 — в Канзасе). Кроме того, обычно должна быть составлена петиция от жителей с просьбой об этом, содержащая указание границ и численности населения предполагаемого муниципалитета. Под такой петицией должны стоять подписи определенной части жителей соответствующего населенного пункта, обладающих правом голоса (как правило, 20 — 25% от их общего числа}. Необходимо провести также общее голосование в данном поселении по вопросу получения статуса муниципалитета, т.е. об инкорпорации (вопрос считается решенным, если "за" проголосует большинство). Далее секретарь штата, должен официально подтвердить результаты голосования и соответствие инкорпорируемой территории установленным требованиям. Главными причинами, побуждающими отдельные поселения к созданию собственных муниципалитетов, обычно являются: неудовлетворенность набором и качеством услуг, предоставляемых жителям неинкорпорированной территории, стремление общины к самостоятельному осуществлению контроля над местными делами, ее желание приобрести большие политический вес и влияние в масштабе как графства, так и штата.
Крупные города часто делятся на округа (районы), в рамках которых формируются свои советы. В этих городах обычно функционируют два уровня управления: общегородской и районный (Париж, Брюссель и др.). В таких, например, крупнейших французских городах, как Париж, Марсель и Лион, наряду с общегородским муниципальным советом функционируют и окружные советы (Париж разделен на 20 округов, Марсель —на 16, а Лион — на 9). Они избираются по тем же спискам, что и общегородской совет, т.е. депутаты последнего, избранные на территории округа, одновременно являются и членами окружного совета.
Члены районных советов могут составлять лишь определенную часть общегородского совета. Так, городской совет Будапешта состоит из 88 членов, 66 из которых избираются непосредственно населением по партийным спискам, а 22 — делегируются городскими районами. Большинство управленческих прав здесь реализуется на районном уровне и только некоторая их часть — общегородским представительным органом.